Научная статья на тему 'Управление изменениями в дошкольной образовательной организации'

Управление изменениями в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
525
506
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ / ПРИНЦИП КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ / МАТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Непрокина Ирина Васильевна, Шестова Екатерина Ивановна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией процесса управления изменениями в современной дошкольной организации. Содержится краткое описание управленческого цикла, его функций, возможность использования принципа командообразования в управлении дошкольной организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление изменениями в дошкольной образовательной организации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х

5. Кыргыз тилинин программасы. Жалпы орто билим 6epYY4Y мектептердин Y-XI класстары Y4YH. Бишкек, 1994-2006-жылдар.

6. Кыргыз тилинин программасы. Жалпы орто билим берYYЧY мектептердин Y-XI класстары Y4YH. Бишкек, 1994-2006-жылдар.

7. Маразыков Т.С. Текст таануу жана анын айрым маселелери. 1 китеп. - Бишкек,: 2005.

8. Мусаева В. И. Орто мектепте кептин стилдерин окутуу менен окуучулардын байланыштуу кебин eстYPYYHYн илимий-методикалык негиздери. (9-11-класстар) - Канд. дисс. авторефераты. - Бишкек, 2008.

9. Рысбаев С. Кыргыз тили, адабияты окуу китептеринин мазмунун жана тYЗYЛYШYн eркYндeтYY жолдору (Y-YIII класстары) - Б.: 1992;

10.Чыманов Ж. Байланыштуу кепти окутуунун негиздери. - Б. 1997.

© Мукамбетова А.С., 2017

УДК 373

Непрокина Ирина Васильевна

Докт.пед.наук, профессор, Тольяттинский государственный университет

г.Тольятти, РФ E-mail: ivneprokina@rambler.ru Шестова Екатерина Ивановна, зам. заведующего по ВМР МБУ д/с № 28 E-mail: Shishlova_ei@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией процесса управления изменениями в современной дошкольной организации. Содержится краткое описание управленческого цикла, его функций, возможность использования принципа командообразования в управлении дошкольной организацией.

Annotation

The article deals with issues related to the organization of the change management process in today's preschool organization. Contains a brief description of the management cycle, its functions, the use of team building principles in the management of pre-school organizations.

Ключевые слова

Управление, структура системы управления, функции процесса управления, принцип командообразования, матричная модель управления.

Keywords

Management, structure management, process management functions, the principle of team building,

matrix management model.

Профессиональное образование движется сегодня по пути активных перемен и находится на старте нового и ответственного этапа развития, а именно: внедрение ФГОС, введение профессионального стандарта, внешнего укрупнения образовательных учреждений в кластеры. Данные преобразования задают иной формат достижения результатов обучения, воспитания, развития обучающихся, путем управления

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

изменениями, происходящими в воспитательном и образовательном процессах.

Как известно, система управления складывается из двух составляющих: внешнего и внутреннего управления. Внешнее управление, к которому относятся требования ФГОС, потребности работодателя, укрупнение образовательных учреждений в кластеры (ориентация на приоритеты региональной и субрегиональной образовательной политики: обеспечение качества образовательных результатов, развитие сети, т.е. внешние вызовы образовательной политики), должно согласовываться с внутренним -потребностью образовательного учреждения и его лидера [1].

Проводя анализ внешней и внутренней среды, руководители формируют миссию образовательной организации, определяют её цели на основе анализа требований рынка труда и возможностей организации, исходя из установленных целей, определяют альтернативные стратегии развития организации. Затем вырабатывают политику реализации этих стратегий. Создают оперативные планы, на основе которых производится работа в подразделениях, действуют педагоги, методисты, воспитатели.

Управленческий цикл представляет собой совокупность функций планирования, организации, мотивации и контроля. Планирование является важнейшей функцией управления образовательной организации, поскольку оно обеспечивает слаженную работу подразделений, позволяет эффективно использовать её ресурсы.

Немаловажной функцией управления является мотивация педагогического коллектива образовательной организации, т.е. возможность оказания воздействия на людей, стимулирование их к эффективной педагогической деятельности с целью решения поставленных задач. Исследователями отмечается вероятность усиления мотивации при четкой и ясной постановке цели. Считается также, что трудные цели по сравнению с легкими обладают большей мотивирующей силой. Необходимый психологический настрой, как правило, создается самим человеком, но может направляться извне за счет специальных средств воздействия со стороны руководителя [2].

Правильно сформированные управленческие команды образовательных организаций способны стать реальной движущей силой процесса реформирования, однако это автоматически не гарантирует успех преобразования. Эффективность работы образовательной организации в конечном итоге определяется человеческим фактором. В коллективе где нет согласованности действий в работе на общий результат, где функционируют отдельные группировки, не способные конструктивно разрешать конфликты, как правило наблюдается ситуация снижения результативности деятельности и привлекательности образовательной организации. Становится очевидным, что без изменения системы управления, направленной на объединение разрозненных групп сотрудников в команду единомышленников, невозможно достичь желаемого качества образовательных результатов и эффективности организационных изменений.

Как показали наши наблюдения, большинство педагогов не умеют работать в команде, и не осознают необходимость сотрудничества друг с другом, они имеют весьма туманное представление о важности работы в команде, поэтому данная проблема не представляет особой важности для них. Что случится, если эту проблему не решить? В работе организации будет наблюдаться застой, что приведет к следующим негативным последствиям: снижению творческой активности педагогов; отсутствию мотивации применения полученных в ходе обучения знаний на практике; игнорированию инициатив руководителя педагогами, снижению образовательных результатов воспитанников, снижению показателей в области качества оказания образовательных услуг.

Рассматривая свой коллектив как команду, руководитель может опираться на принцип сочетания централизма и коллегиальности, этот принцип даст возможность руководителю сочетать коллегиальность и персональную ответственность каждого при принятии и реализации решения. Необходимыми условиями для осуществления этого помимо организационных, являются взаимное доверие, информированность и правильная мотивация подчиненных [2].

Все функции управленческого цикла взаимосвязаны. Контроль тесно связан с планированием, т.к. на основе полученной при контроле информации, менеджер имеет возможность внесения уточнений в заранее

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

намеченные планы развития организации. Также взаимосвязаны функции организации образовательной организации и мотивации педагогического коллектива. Тщательно взвешенный комплекс деятельности менеджера по мотивации педагогов, методистов, воспитателей способствует повышению качества работы образовательной организации.

В ноябре 2010 г. произошли структурные изменения в ДОУ МБУ д/с №28 «Ромашка» г.о. Тольятти: реорганизация путем присоединения, которые должны были привести к реконструкции системы управления: выработки единой стратегии и тактики для нового объединения; определение новой организационной модели.

Управленческий коллектив детского сада предположил, что, если в основу коллективного управления образовательной организацией будет положен принцип командообразования, предполагающий переход на матричную организационную структуру, формирование единой организационной культуры со смещением акцента на командную, модернизацию системы стимулирования и мотивирования, то произойдут изменения связанные с повышением сплоченности и организованности коллектива, снизится количество конфликтов, повысится уровень профессиональной активности. Профессионально созданная команда имеет перспективы роста— раскрытие потенциала ее участников. Команда защищена — реагирует быстро и адекватно как на внутренние организационные изменения, так и на макро изменения в своем секторе. Команда ликвидна — за счет снижения управленческих расходов и работы на результат.

Выбирая матричную модель управления, мы понимали, что, несмотря на ряд слабых сторон и недостатков этой модели, - трудности установления четкой ответственности за работу подразделения, трудности и длительность согласования при принятии решений и т.д. она вполне может соответствовать вызовам времени и оказать руководителю образовательной организации неоценимую помощь. Матричные структуры и в частности матричная модель управления, позволяет повысить взаимосогласованность и интеграцию деятельности различных подразделений и обеспечить достижение конкретных целей с меньшими затратами времени и средств.

Переходя с линейной модели на матричную модель управления в образовательной организации, были коллегиально приняты решения: обучить модераторов управлению командой; систематически информировать коллектив о происходящих изменениях; проводить регулярные проблемные совещания, создать целевые команды (реализация поставленных задач), выстроить взаимодействие между командами.

Все предпринятые управленческой командой изменения в процессе создания новой структуры дошкольной образовательной организации, как показало время, дали гарантированные результаты и долгосрочные эффекты в области качества управления организацией и оказания образовательных услуг воспитанникам.

Удалось модернизировать организационную структуру управления дошкольной организацией в контексте перехода на матричную основу динамического управления целевыми командами; сформировать единую организационную культуру посредством обеспечения своевременности поступления обратной связи, реализации системы мероприятий, усиливающих ощущение принадлежности к организации и повысить уровень мотивации педагогов к профессиональной деятельности посредством ориентации системы стимулирования и мотивирования на ценности организации и потребности сотрудников.

Список использованной литературы:

1. Ершова Н.Н. Управление формированием профессиональных компетенций студентов технического колледжа / Н.Н. Ершова // Система учебно-методической деятельности профессиональных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС СПО: материалы региональной научно-практической конференции. ЦПО, Самара, 2015- С.26-30.

2. Калигин Н.А. Принципы организационного управления. Тольятти: типография ДИС АО «АВТОВАЗ», 2001 -269 с.

© Непрокина И.В., Шестова Е.И., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.