УДК 004.023
Р.В. Соколов, Д.С. Кананэу
ОРГАНИЗАЦИЯ IT-АУТСОРСИНГА ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
R.V. Sokolov, D.S. Kananeu
THE ORGANIZATION OF IT-OUTSOURCING FOR THE MUNICIPAL EDUCATIONAL INSTITUTION
Рассматривается процесс организации IT-аутсорсинга для муниципального образовательного учреждения. Предлагаются SWOT-анализ, модель бизнес-процесса и метод анализа иерархий для обоснования выбора провайдера услуг применительно к задачам муниципального образовательного учреждения.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ АУТСОРСИНГ. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. SWOT-АНАЛИЗ. БИЗНЕС-ПРОЦЕСС. ВЫБОР IT-АУТСОРСЕРА.
The article discusses the process of organizing an IT-outsourcing for the municipal educational institution. Are offered SWOT-analysis, business-process model and method analysis of hierarchy for selecting a service provider in relation to the tasks of the municipal educational institution.
INFORMATION OUTSOURCING. MUNICIPAL EDUCATIONAL INSTITUTION. SWOT-ANALYSIS. BUSINESS-PROCESS. THE CHOICE OF IT-OUTSOURCER.
Эффективное решение задач информатизации учебного процесса и управления им в муниципальном образовательном учреждении (МОУ) в соответствии с Государственной программой «Информационное общество» [3] требует, как правило, привлечения сторонней помощи в форме ГГ-аутсорсинга. Актуальность ГГ-аутсорсинга для МОУ объясняется относительно низким информационным потенциалом муниципальных образовательных учреждений, к которым относятся: общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования детей, дошкольные образовательные учреждения. В перечисленных МОУ ответственность за выполнение перечня работ по обслуживанию компьютеров и программного обеспечения обычно возлагается на учителя информатики, так как в штатной структуре образовательного учреждения отсутствует должность ГТ-инженера или системного администратора.
В настоящее время хозяйственная самостоятельность МОУ расширяется, бюджетные и автономные учреждения наделяются большими полномочиями и настраиваются на эффективное расходование бюджетных средств [10]. Один из путей решения этой задачи — обращение к услугам ГТ-аутсорсера.
В то же время формируется рынок информационных аутсорсинговых услуг для МОУ [9]. Постановка задачи организации IT-аутсорсинга для МОУ распадается на три этапа: SWOT-анализ целесобраз-ности IT-аутсорсинга, разработка модели бизнес-процесса информационного аутсорсинга и многокритериальный выбор IT-аутсорсера.
Основные этапы решения задачи организации IT-аутсорсинга для муниципального образовательного учреждения
SWOT-анализ целесообразности IT-аут-сорсинга для МОУ. Для принятия решения о целесообразности IT-аутсорсинга для МОУ необходимо проанализировать его положительные, отрицательные стороны, возможности и угрозы (риски). Структура SWOT-анализа IT-аутсорсинга, содержащая факторы, соответствующие условиям МОУ, приведена здесь в табличной форме (см. таблицу).
Для количественной оценки указанных в SWOT-анализе факторов формирования итогового заключения могут быть использованы экспертные методы и модели нечеткой логики.
SWOT-анализ целесообразности IT-аутсорсинга для МОУ
Сильные стороны Слабые стороны
1. Повышение качества информационной поддержки учебного процесса и управления им благодаря высокому профессионализму IT-аутсорсера 2. Снижение затрат на информационное обеспечение МОУ. Расходы, связанные с внештатными ситуациями, несет компания-аутсорсер в соответствии с соглашением SLA 3. Компенсация IT-аутсорсером отсутствия в штатном расписании МОУ должности системного администратора и IT-инженера 4. Прозрачность в планировании и расходовании средств МОУ 5. Доступ к новым технологиям для организации образовательного процесса и управленческой деятельности в МОУ, в том числе использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ), облачных вычислений и других инновационных методов в информационном обеспечении МОУ 6 Повышение конкурентоспособности МОУ на рынке образовательных услуг благодаря высокому уровню информационного обеспечения 1. Недостаточное развитие рынка аутсорсинговых услуг в области информационной поддержки МОУ 2. Недостаточная компетентность аутсорсеров в области решения задач информационной поддержки образовательного процесса и управления МОУ 3. Недостаточная оперативность реагирования на возникающие инциденты и проблемы в информационном обеспечении МОУ 4. Ограниченность пакета информационных услуг конкретного аутсорсера 5. Необходимость обеспечения конфиденциальности баз данных учащихся. В соответствии с требованиями Закона № 152-ФЗ «О персональных данных» МОУ должно защищать данные от несанкционированного доступа или их неправомерного использования
Возможности Угрозы (риски)
1. Возникновение синергетического эффекта при комплексном предоставлении аутсорсинговых услуг 2. Совершенствование информационной поддержки МОУ в соответствии с вновь возникающими требованиями и возможностями информационных технологий 3. Сменить поставщика информационных услуг проще, чем сменить персонал МОУ 4. Использование технологии управления знаниями 1. Возможность нарушения аутсорсером соглашения об уровне сервиса (SLA) 2. Зависимость от аутсорсера 3. Скрытые издержки МОУ в процессе информационного аутсорсинга, не указанные в договоре 4. Монополизация рынка компанией-аутсорсером 5. Трудности, возникающие со сменой поставщика аутсорсинговых услуг после окончания договора 6. Ошибки в составлении договора, в том числе неполнота требований к уровню сервиса и нечеткое формулирование порядка выхода из договора
Модель бизнес-процесса IT-аутсорсинга
для МОУ. В случае положительного решения вопроса об организации IT-аутсорсинга для МОУ необходимо разработать модель соответствующего бизнес-процесса. Нами разработана модель информационного аутсорсинга для МОУ (рис. 1), выполненная в нотации EPC (Event-driven Process Chain).
После SWOT-анализа следует бизнес-операция, состоящая в обосновании состава аутсорсинговых услуг. Характерными информационными услугами для МОУ являются: поддержание работоспособности программных и технических средств, формирование и ведение базы данных учащихся, разработка и управление контентом вебсайта МОУ, поддержание дистанционных
образовательных технологий, обеспечение информационной безопасности, консалтинговые услуги и т.д.
Анализ рынка информационного аутсорсинга предусматривает установление альтернативных вариантов, доступных данному МОУ с учетом его территориального расположения. Формирование рынка ^-аутсорсинга в настоящее время не получило должного развития вследствие следующих факторов:
1) недостаточного знакомства руководителей МОУ с современными информационными технологиями, возможностями 1Т-аут-сорсеров и научно обоснованными концепциями развития 1Т-ифраструктуры МОУ, что является причиной слабого спроса на рынке услуг информационного аутсорсинга;
2
Договор заключен
2) ориентирования IT-аутсорсинга в России в основном на B2B сектор. Так, в 2011 г. наиболее крупными отраслями, использующими услуги по IT-аутсорсингу компании IBS Group [7], стали: финансовый сектор (~30 %), машиностроение (~15 %) и государственный сектор (12 %). То есть государственный сектор, включая МОУ, охвачен IT-аутсорсингом в незначительной степени. Многие IT-аутсорсеры сегодня не готовы оказывать услуги для МОУ, поскольку не отработаны методики оценки экономической эффективности IT-аутсорсинга, согласовывающие интересы как МОУ, так и аутсорсеров;
3) трудностей в оказании услуг, требующих непосредственного присутствия IT-спе-циалиста на объекте заказчика в силу удаленного географического расположения многих МОУ от крупных городских центров, где расположены IT-аутсорсеры. В этих случаях аутсорсинговые услуги ограничены поддержкой программных и технических средств МОУ, технологий удаленного доступа.
В целом же динамика развития рынка IT-аутсорсинга положительна.
Использование в процессе выбора аут-сорсера для МОУ процедуры «дью дилид-женс» позволяет провести всестороннюю проверку законности и коммерческой привлекательности планируемой сделки. В рамках процедуры «дью дилидженс» проводится систематическая оценка качественных аспектов предполагаемой сделки [4].
Выбор аутсорсера предусматривает обоснование метода выбора и критериев, соответствующих условиям МОУ. Нами предлагается метод многокритериального выбора на основе анализа иерархий с учетом специфических для МОУ критериев, рассмотренных далее.
Оценка ожидаемой эффективности IT-аутсорсинга основывается на согласовании интересов аутсорсера и МОУ, сопоставлении затрат и результатов на IT-аутсорсинг и включает в себя ограничения на уровень качества предоставления услуг в соответствии с соглашением об уровне сервиса — SLA (Service Level Agreement) [8]. Оценку ожидаемого экономического эффекта целесообразно осуществлять на основе опционального подхода [5].
Заключению договора на аутсорсинговое обслуживание должны предшествовать тестирование и доработка качества аутсорсинго-вого обслуживания. Важным пунктом дого-
вора является формулировка условий его прекращения и возможной передачи обслуживания новому аутсорсеру.
Совместная работа МОУ и 1Т-аутсорсера должна учитывать как распределение обязанностей, так и скрытые финансовые затраты МОУ в процессе информационного аутсорсинга.
Многокритериальный выбор 1Т-аутсорсера для МОУ. Для обоснованного выбора поставщика аутсорсинговых услуг предлагается использовать метод анализа иерархий (МАИ), который базируется на парных сравнениях как альтернатив, так и критериев [6]. Особенностью представления данных в виде отношений является тот факт, что с помощью отношений могут быть формально описаны связи между элементами и свойствами объектов различной физической природы [1]. Применение данного метода рассмотрим на примере выбора 1Т-аутсорсера для общеобразовательной школы, расположенной в Ленинградской области. Доступными аутсорсерами являются: МАОУ «ЦИТ» г. Сертолово, ООО «Интеллект-сервис», ООО «1001 СОФТ», ООО «АКМЕОН» и МБОУ ДОД «ЦИТ» г. Пикалево.
Первым этапом применения МАИ является структурирование проблемы выбора аут-сорсера в виде иерархии (рис. 2).
Для анализа предполагается использовать пять критериев выбора аутсорсера: стоимость, организационно-правовая форма аут-сорсера, гибкость пакета услуг, опыт компании аутсорсера, оперативность.
Для выполнения расчетов по методу анализа иерархий могут быть использованы специализированные программные средства, в том числе: СППР «Выбор», «Мыслитель», «МРЫОЫТУ 1.0» Нами был использован программный продукт СППР «Выбор». Как следует из рис. 3, наиболее важным является критерий стоимости, в то время как тип организационно-правовой формы отражает специфику условий для МОУ.
Аутсорсером может выступать как частная компания, так и муниципальное учреждение. Муниципальный аутсорсер более осведомлен в процессах деятельности образовательных учреждений. Однако количество частных аут-сорсеров на рынке намного превосходит количество муниципальных. К тому же отдельные частные аутсорсеры характеризуются более высоким уровнем предоставляемых услуг.
Рис. 2. Иерархия выбора IT-аутсорсера для МОУ
Получение матрицы парных сравнений | г
Относительно фактора Цель.Выбор ИТ-аутсорсера для МОЫ необходимо провести парное сравнение следующих факторов уровня Критерии Матрица парных равнений:
- 3 4 *
1 Э э 4 1
2 1/3 1 2 3 2
Э 1/3 172 1 г 1/3
№ Фактор Вес 4 1/4 173 1/2 1 1/2
1 Стоимость 0,360 2 Тип аутсорсера 0,234 3 Гибкость пакета услуг 0,108 4 Опыт компании аутсорсера 0,077 5 Оперативность 0,221 5 1 172 3 2 1
Рис. 3. Числовые оценки матрицы парных сравнений критериев
Для того чтобы полученные с помощью МАИ результаты были адекватны ситуации, в которой принимается решение, необходимо, чтобы в матрицах парных сравнений достигались требуемые уровни согласованности данных. Принято считать, что для согласованности данных отношение согласованности не должно превышать 10 %, в некоторых случаях 20 %. Если отношение согласованности превышает допустимый практикой предел, то проведенные сравнения требуется пересмотреть [2]. В рассматриваемом примере итоговое отношение согласованности данных не превышает 4 %, т. е. является удовлетворительным. В результате парного анализа аутсорсеров по пяти критериям был получен итоговый график (рис. 4).
На основе анализа пяти аутсорсеров с помощью МАИ в данном примере (рис. 4) следует
остановить выбор на муниципальном учреждении МАОУ «ЦИТ» г. Сертолово с максимальным значением глобального приоритета 0,33.
Таким образом, показана актуальность использования 1Т-аутсорсинга для МОУ. Предложена совокупность факторов в структуре SWOT-анализа 1Т-аутсорсинга для МОУ. Отличительной особенностью данной структуры SWOT-анализа является отражение особенностей информационного аутсорсинга в деятельности МОУ, в том числе отсутствие в штатном расписании МОУ должности системного администратора, необходимость использования инновационных образовательных технологий, особенности рынка аутсорсинго-вых услуг в области информационной поддержки МОУ и др. Выполнение SWOT-анализа обосновывает целесообразность использования 1Т-аутсорсинга для МОУ.
Рис. 4. Результат метода анализа иерархий
Разработанная модель бизнес-процесса 1Т-аутсорсинга для МОУ представлена в нотации ЕРС. Модель предусматривает специфические бизнес-операции, в том числе обоснование состава аутсорсинговых услуг, анализ рынка информационного аутсорсинга, оценку ожидаемой и фактической экономической эффективности 1Т-аутсорсинга для муниципального образовательного учреждения.
Для выбора 1Т-аутсорсера предлагается использовать метод анализа иерархий, адап-
тированный к рассматриваемой задаче в части выбора критериев, необходимых для муниципального образовательного учреждения. Использование в качестве критерия организационно-правовой формы аутсорсера является элементом научной новизны. Показано, что к числу основных критериев относятся: стоимость аутсорсинговых услуг, организационно-правовая форма аутсорсера, гибкость пакета услуг, опыт компании аутсорсера и оперативность, обычно связанная с территориальным расположением аутсорсера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аалдерс, Роб. ИТ-аутсорсинг [Текст]: практ. руководство / Роб Аалдерс. М.: Альпина Паблишер, 2004. 300 с.
2. Абакаров, А.Ш. Диалоговая система поддержки принятия рациональных решений [Электронный ресурс] / А.Ш. Абакаров, Ю.А. Сушков. Режим доступа: http://www.treko.ru/show_article_ 763
3. Информационное общество [Электрон. ресурс] : гос. программа. Режим доступа: Ыйр://ш1ш ууа2.ги/ги/ёкеС;юш/?ге£иЫог=61
4. Готтшальк, П. ИТ-аутсорсинг: построение взаимовыгодного сотрудничества [Текст] : пер. с англ. / П. Готтшальк, Х. Соли-Сетер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 390 с.
5. Ильин, И.В. Использование реальных опционов при моделировании и оценке экономической динамики предприятия [Текст] / И.В. Ильин, Е.Д. Лемякин // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки.
2007. № 51-1. С. 121-126.
6. Кананэу, Д.С. Выбор 1Т-аутсорсера для муниципального образовательного учреждения с помощью метода анализа иерархий [Текст] / Д.С. Кананэу // Вестник ИНЖЭКОНа. 2013. № 5.
7. Пескин, Е. Природа роста рынка 1Т-услуг в 2011 году была нетипичной [Электронный ресурс] / Е. Пескин. Режим доступа: http://www.rbcdaily. ги/ше^а/ортюп/562949984476592
8. Соколов, Р.В. Проектирование информационных систем [Текст] / Р.В. Соколов. СПб.: СПбГИЭУ, 2012. 336 с.
9. Кананэу, Д.С. Комплекс задач ИТ-аутсорсинга в муниципальных организациях [Текст] / Д.С. Кананэу // Информационные аспекты экономики : матер. науч.-практ. конф. 2 декабря 2011 г.
10. Об автономных учреждениях Электронный ресурс] : Федер. закон № 174-ФЗ от 03.11.2006 г. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/on line.cgi?req=doc;base=law;n=138618;dst=0
REFERENCES
1. Aalders Rob. IT autsorsing. Prakticheskoe rukovodstvo. M.: Al'pina Pablisher, 2004. 300 c. (rus)
2. Abakarov A.Sh., Sushkov Iu.A. Dialogovaia sistema podderzhki priniatiia ratsional'nykh reshenii. URL: http://www.treko.ru/show_article_763 (rus)
3. Informatsionnoe obshchestvo: gosudarstvennaia programma. URL: http://minsvyaz.ru/ru/directions/? regulator=61 (rus)
4. Gottshal'k P., Soli-Seter Kh. IT-autsorsing: postroenie vzaimovygodnogo sotrudnichestva : Per. s angl. M.: Al'pina Biznes Buks, 2007. 390 s. (rus)
5. Il'in I.V., Lemiakin E.D. Ispol'zovanie real'nykh
optsionov pri modelirovanii i otsenke ekonomicheskoi dinamiki predpriiatiia. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2007. № 51-1. S. 121—126. (rus)
7. Kananeu D.S. Vybor IT-autsorsera dlia munitsipal'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniia s pomoshch'iu metoda analiza ierarkhii. Vestnik INZhEKONa. 2012. № 5. (rus)
8. Peskin E. Priroda rosta rynka IT-uslug v 2011 godu byla netipichnoi. URL: http://www.rbcdaily.ru/ media/opinion/562949984476592 (rus)
9. Sokolov R.V. Proektirovanie informatsionnykh system. SPb.: SPbGIEU, 2012. 336 s. (rus)
СОКОЛОВ Роман Владимирович — Санкт-Петербургский государственный экономический университет, доктор экономических наук, профессор.
191023, ул. Садовая, д. 21, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected]
SOKOLOV Roman V. — Saint-Petersburg State University of Economics. 191023. Sadovaya str. 21. St. Petersburg. Russia. E-mail: [email protected]
КАНАНЭУ Дмитрий Сергеевич — Санкт-Петербургский государственный экономический университет, аспирант.
191023, ул. Садовая, д. 21, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected]
KANANEU Dmitrii. S. — Saint-Petersburg State University of Economics. 191023. Sadovaya str. 21. St. Petersburg. Russia. E-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013