Научная статья на тему 'Организация исследовательской деятельности учащихся в школе'

Организация исследовательской деятельности учащихся в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в школе»

опыт, пусть негативный, поведения в подобных ситуациях, Если отношения родителей с ребенком доверительные, он делится с своими проблемами он может рассчитывать на поддержку и понимание, а родители - на его откровенность. Необходимо объяснить подростку, что чувство, которое в настоящий момент является для него «любовью на всю жизнь», на самом деле всего лишь первая юношеская влюбленность, проходящее увлечение. Со временем он и сам поймет это, но теперь нужно постараться понять его и посочувствовать, а не доказывать то, с чем он не сможет и не захочет смириться.

Если подросток сам принимает решение расстаться, зачастую он не знает, как это лучше сделать. Не каждый может сказать об этом откровенно, поэтому вновь здесь поможет мудрый совет родителей. Молчание или откладывание необходимого объяснения осложнит ситуацию, малоприятный разговор - это тоже опыт, который еще неоднократно может пригодиться в жизни.

Глава II. Отношение подростков школы № 5 к теме любви

Для изучения отношения подростков к теме любви было проведено анкетирование в 5-8 классах, в котором приняли участие 75 учащихся. Вопросы были составлены на основе анкеты, разработанной Е.В. Андриенко по курсу «Социальная психология».

Что же такое любовь в понимании подростков? Большинство учащихся считают что любовь это - счастье - 36 %, это взаимные чувства между двумя людьми - 23 %, выражение чувств к любимому человеку -10%, проявление заботы и доброты - 8 %, это чудесная выдумка- так считает 13%. И лишь 8 % респондентов отметили, что они не могут объяснить, что такое любовь.

На вопрос, какие знаки внимания могут проявлять к объекту своей любви

Девочки: а) заигрывают - 45%; б) - пишут записки о любви или посылают СМС - 20%; в) проявляют заботу - 15%; г) дарят подарки - 5%; д) скрывают свои чувства -20%.

Мальчики: а) обращают на себя внимание (могу толкнуть, забрать портфель, обзываются) -57%; б) пишут записки, СМС- 15%; в) приглашают девочку в кино - 10%; г) заступаются - 8%; д) делают подарки -4%; е) не считают нужным делать что-либо - 9%.

Из ответов видно, что мальчики проявляют по отношению к девочкам больше агрессивных действий, считая это знаками внимания. Поведение девочек проявляется в заботе, стремлении понравиться, смелостью в выражении своих чувств.

Отвечая на вопрос «Если твои родители не одобряют твоего друга (подругу)», учащиеся выделили следующие ответы: познакомлю их со своим другом (подругой) -35%, прислушаюсь к их мнению - 18 %, не буду посвящать их в свои отношения - 17%, выполню все что скажут родители - 5%. Однако, 25 % респондентов отметили, что мнение родителей им не интересно. Полученные данные свидетельствуют, что большинство подростков имеют достаточно доверительные отношения с родите-

лями, но нежелание принять к сведению мнение родителей, скрытность говорят, что в этих семьях подростки не могут найти взаимопонимание.

Чье же мнение о любви для них не менее важно: мнение друзей - 85%, одноклассников - 10%, учителей - 5%. Подростки отдают предпочтение кругу своих друзей, именно им они доверяют свои мысли о любви. Полученные данные свидетельствуют, что в подростковом возрасте именно сверстники оказывают большое влияние на мнения и чувства. Зачастую их категоричные, порой не правильные оценки могут привести к серьезным последствиям: конфликтам с родителями, замкнутости.

Большинство респондентов, когда влюблены, ощущают сильное волнение - 53%, неуверенность в себе - 38%, дискомфорт - 9%. Считают, что любовь делает их более независимыми - 46%, взрослыми -30%, значимыми среди одноклассников - 24%.

На фоне эмоциональной неустойчивости подростки порой совершают необдуманные поступки, пытаясь утвердить себя в глазах друзей и одноклассников, часто такое поведение может быть противоправным.

Особенно необходимо обратить внимание на переживания подростков, связанные с расставаниями с любимым человеком. 40% респондентов отметили, что переживают расставание как трагедию, 35% любой ценой восстановили бы взаимоотношения с любимым человеком, 25% скрыли бы от всех свои переживания. Выход из сложившейся ситуации многие подростки видят в суициде, вызывающем грубом поведении, плохой учебе.

Поэтому важно, чтобы в это время подросток нашел понимание взрослых и не остался один на один со своей проблемой, которая, на его взгляд, неразрешима.

Каким же хотят видеть подростки любимого человека, то есть своеобразный идеал любви: красивым - 55%, стройным - 35%, с чувством юмора -18%, умным -17%, нежным (ой) - 10%, старше по возрасту - 8%, без вредных привычек - 5%, любящим - 5%, скромным - 3%.

Подростки уделяют большое внимание внешности объекта своей любви, отодвигая на второй план личностные качества, не осознавая, что за привлекательной внешностью может скрываться грубость, ложь, предательство.

Мнения о продолжительной и прочной любви разделились: да считает 50% респондентов, нет- 46%, и л ишь 4 % не смогли ответить на этот вопрос. Достаточно сложно прогнозировать развитие взаимоотношений в подростковом возрасте, но многие девочки и мальчики надеются, что их любовь будет счастливой.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1) подростки осознают значимость любви, проявления своих чувств;

2) большинство подростков ждут от любви только положительных эмоций и болезненно переживают расставания и разочарования;

3) свои чувства подростки в большинстве доверяют родителям, однако настораживает, что не все подрост-

ки могут посоветоваться с родителями, получить поддержку в трудной ситуации;

4) ведущей деятельность для подростков является общение, в котором они отдают предпочтение своим друзьям, с которыми они делятся своими переживаниями, жизненным опытом.

5) у подростка складывается собственное представление о том, каким должен быть любимый человек, отдавая предпочтение внешним проявлениям, а не внутреннему миру человека.

6) подростки мечтают о длительных отношениях с любимым человеком, многие осознают, что любовь в подростковом возрасте не может быть прочной.

Любовь - не счастливая случайность и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчества и внутренней свободы. Учить любви необходимо с раннего детства, в этом огромная ответственность ложится на плечи родителей, близких родственников. В подростковом возрасте ребенок остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, с другой стороны - стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения.

Чтобы взаимоотношения родителей и детей складывались на основе доверия, взаимопонимания, и не привели к негативным последствиям, необходимо обратить внимание на следующие рекомендации:

• Цените откровенность детей, искренне интересуйтесь проблемами.

• Общайтесь на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.

Со

...наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом; ибо врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий; а ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнять опытом.

Ф. Бэкон

Традиционное образование является закрытой, жестко структурированной системой, задающей для всех одни и те же параметры. В XX веке отчетливо обозначился и продолжает нарастать ее кризис. Сегодня школа не может ограничиваться только трансляцией тщательно отобранных знаний.

Развивающая образовательная среда - это созданная учителями, учащимися и родителями ат~

* Нельзя подшучивать над подростками, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

• Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

• Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

* Нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

* Пригласите его (ее) подружку (друга) к себе, познакомьтесь - это позволит вам получить объективное, более правдоподобное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

• Расскажите им о себе, вашей истории первой любви - это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком. Посоветуйтесь со специалистом-психологом, для того, чтобы найти подход к ребенку.

Дружеские доверительные отношения позволят родителям не просто контролировать поведение подростка, но и влиять на его поступки. Это позволит подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

Губогло Зиновия Ивановна,

кандидат педагогических наук, заместитель директора МОУСОШ №2 г. Салехард

мосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности, составная часть общения и воспитания,

В МОУ СОШ №2 создаются все условия для успешной исследовательской деятельности учащихся. Это не отдельный элемент образовательной среды, а система, отражающая ориентированность школы на творческий поиск.

Главными задачами учебно-исследовательской работы в нашей школе являются:

• выявление одаренных детей и обеспечение реализации их творческого потенциала;

• развитие художественных и научных способностей на основе углубленного изучения определенных предметов;

__________________________________£

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

• развитие аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и проведения исследований.

Исследовательская работа способствует развитию таких качеств, как наблюдательность, воображение, продуктивное поисковое мышление, инициативность, самостоятельность, ответственность, вера в собственные силы.

В ходе выполнения исследовательской работы ребята обучаются: видеть проблему; самостоятельно ставить задачи; планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу; овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли в процессе полемики, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Рассмотрим организационную структуру учебноисследовательской, творческой и поисковой деятельности учащихся:

• структуры, действующие в постоянном режиме (секции научного общества учащихся; исследовательские лаборатории);

• органы управления, объединения, действующие эпизодически (педагогический совет, научно-методический совет, экспертный совет);

• органы временного действия (научно-практическая конференция).

Структура, действующая в МОУ СОШ №2 города Салехарда в постоянном режиме, - это научное общество учащихся, созданное в 1994 году. Оно состоит из отделений по образовательным областям. Отделения разбиты на секции по предметам и исследовательские лаборатории. Научное общество учащихся включает отделения точных наук, естественных наук и гуманитарных наук.

В состав отделения точных наук входят секции математики, действующие под началом школьных учителей - научных руководителей. Под руководством преподавателей в исследовательских лабораториях идет работа по индивидуальным программам с одаренными детьми.

В состав отделения естественных наук входят секции географии, физика, химия, биология, занимающиеся исследовательской деятельностью на межпредметном уровне. Уровень подготовки членов группы настолько высок, что дает возможность ребятам участвовать в международном естественнонаучном турнире.

В состав отделения гуманитарных наук входят секции литературоведения, философии, истории, английского языка, искусствоведения и краеведения.

Ученическая исследовательская работа включает в себя многие виды деятельности. Ребята слушают лекции, посещают лабораторные и практические

занятия, Некоторые занятия проходят в городских и школьных библиотеках, в архивах и в фондах музеев. Проводятся экскурсии на метеостанцию, в городскую пожарную часть, в церкви. Юные исследователи приобретают навык самостоятельной работы по написанию рефератов, подготовки выступлений на конференциях. В школе разработаны специальные методики проведения деловых игр и дискуссий.

Научно-практические конференции являются итоговой формой исследовательской деятельности учащихся. В нашей школе это ежегодная весенняя научно-практическая конференция. Экспертные комиссии в соответствии с критериями определяют лауреатов. Подведение итогов и объявление лауреатов школьной научно-практической конференции проходит в виде торжественной церемонии.

Школьники получают возможность выступать на региональных и всероссийских конференциях: окружная научно-исследовательская конференция школьников «Ступень в будущее», конкурс на лучшую работу (реферат) по экологии, объявленный Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа среди учащейся молодежи, федеральная научнообразовательная программа «Юность, наука, культура», Всероссийский конкурс «Первые шаги», «Познание и творчество»

Организация исследовательской и творческой деятельности учащихся предусматривает определенные механизмы повышения эффективности образовательного процесса. Это подбор и расстановка кадров с учетом личностных качеств, психологических особенностей, научных приоритетов.

Контроль за учебно-исследовательской деятельностью подразумевает не инспектирование, а помощь и поддержку и осуществляется в процессе отчетов научных руководителей научного общества учащихся о проделанной работе перед научно-методическим советом, а также при проверке документации. Данные контроля необходимы для подведения итогов учебноисследовательской деятельности школы в конце года. Они необходимы также для регулирования и коррекции методик. Педагогический коллектив участвует в процессе контроля и анализа, что является стимулом развития учебно-исследовательской деятельности.

Издание сборника «Ступень в будущее» предполагает вселить в молодых исследователей большую уверенность в том, что их труд заслуживает внимания и уважения. Для других же школьников он явится своеобразным стимулом, подкрепляющим их желание заняться исследовательской работой.

Творческие достижения учащихся, пусть даже на гипотетическом уровне (а выдвижение гипотезы всегда основывается на глубоком знании основ науки), независимо от степени важности решаемых научных задач - всегда шаг в будущее.

Чернецкая Наталья,

11 «Б» класс Научный руководитель Терентьева Наталья Васильевна,

педагог - психолог МОУСОШ №2 г. Салехард

Аннотация

На сегодняшний день, в сознании миллионов россиян произошли радикальные изменения. В частности, наблюдается довольно резкая смена представлений о нравственных ценностях и содержании таких моральных категорий, как правдивость и честность людьми. Выявление основных причин того, почему люди лгут, что для них правда, а что ложь, умеют ли они распознавать ложь или нет. Кому врать проще всего? Кто лжет чаще: облеченный властью или «простой» человек? Мужчины или женщины? Как различать, где правда, а где ложь и какова вообще психология понимания данного понятия? Что происходит в душе человека в тот момент, когда он лжет? Это основные вопросы, которые меня волнуют на протяжении длительного времени. Поэтому свою работу я и посвятила этой теме.

Цель моего исследования: выявление причин и мотивов использования лжи в повседневной жизни, а так же выявление уровня «искренности» даваемых ответов старшеклассниками в данном исследовании.

Методы исследования: общенаучные (анализ и обобщение), эмпирическое исследование (констатирующий эксперимент), количественный, качественный и сравнительный анализ полученных результатов.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №2 г. Салехарда. В исследовании участвовали ученики 11 классов. Всего было опрошено 24 старшеклассника.

Анализ определений, которые попытались дать старшеклассники понятию лжи, дает право говорить о том, что данная проблема является значимой для опрашиваемой категории людей, при том она эмоционально насыщенна, определена и уже оценена. Ученики 11-х классов имеют в отношении такой категории, как ложь, свою морально-нравственную позицию.

А откуда вам знать, что я солгал? -Ложь, дорогой мой мальчик, видна сразу, потому что бывает двух видов.

Бывает с короткими ногами, а бывает с длинным носом.

Твоя, похоже, относится к длинноносым.

«Пиноккио», 1892

Актуальность исследования. На сегодняшний ^1день, в сознании миллионов россиян произошли радикальные изменения. В частности, наблюдается довольно резкая смена представлений о нравственных ценностях и содержании таких моральных категорий, как правдивость и честность. Изменяются

представления о правилах честных и нечестных отношений между людьми. Исследования, проводимые в последние годы в России, указывают на тот факт, что большинство людей готовы поступать не совсем честно, во многих аспектах, ради собственной выгоды. Между тем, судя по тестам, испытуемые считали себя правдивыми и честными людьми.

Объект исследования: морально-нравственная сфера учеников 11-х классов.

Предмет исследования: причины и мотивы использования лжи.

Цель: выявление причин и мотивов использования лжи в повседневной жизни, а также выявление уровня «искренности» даваемых ответов старшеклассниками в данном исследовании.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ и обобщение литературы по исследуемой проблеме.

2. Организовать и провести исследование.

3. Провести качественный, количественный, сравнительный анализ полученных результатов.

Проблема: моральная дилемма между правдой и ложью в представлениях современной молодежи

Гипотеза предполагается, что ученики одиннадцатых классов имеют индивидуальные устойчивые морально-нравственные представления о лжи, сформированные на основе личного опыта и различных социокультурных воздействий.

Методы исследования общенаучные (анализ и обобщение), эмпирическое исследование (констатирующий эксперимент), разработка опросников, отвечающих поставленной цели, количественный, качественный и сравнительный анализ полученных результатов.

База исследования муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №2 г. Салехард, ученики 11-х классов.

1. Ложь, классификаиии лжи.

Информация призвана дать более полное представление о действительности. Но вот парадокс: любая информация не может не быть искаженной.

Словарь Ожегова определяет понятие «информация» так: «сведения об окружающем нас мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством», «сообщения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.