Научная статья на тему 'Формирование социальной компетентности старшеклассников на основе социологических знаний'

Формирование социальной компетентности старшеклассников на основе социологических знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПОДРОСТКОВАЯ ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гапоненко Татьяна Вениаминовна, Слякаева Карина

В статье авторы раскрывают понятие социальная компетентность и рассказывают об особенностях изучения учащимися элективного курса «Основы социологии» в 10 классах. Поясняются преимущества курса, формирующего навыки самостоятельного мышления и анализа школьников с помощью метода проектов. Рассматриваются особенности и преимущества данного метода. Авторы также исследуют явление подростковой любви и особенности отношения к ней родителей подростков. Авторами приводятся результаты проведенного в школе анкетирования на тему отношения подростков школы к теме любви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной компетентности старшеклассников на основе социологических знаний»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 6 • 2015

Инновационные и исследовательские проекты, программы, подходы

УДК 37.035.

Т.В. Гапоненко, К. Слякаева

Формирование социальной компетентности старшеклассников на основе социологических знаний

Аннотация. В статье авторы раскрывают понятие социальная компетентность и рассказывают об особенностях изучения учащимися элективного курса «Основы социологии» в 10 классах. Поясняются преимущества курса, формирующего навыки самостоятельного мышления и анализа школьников с помощью метода проектов. Рассматриваются особенности и преимущества данного метода. Авторы также исследуют явление подростковой любви и особенности отношения к ней родителей подростков. Авторами приводятся результаты проведенного в школе анкетирования на тему отношения подростков школы к теме любви.

Ключевые слова:

подросток, особенности психологии подросткового возраста, социализация, элективный курс, метод проектов, подростковая любовь

Keywords:

teenager, adolescent psychology, socialization, elective course, project method, teenage love

Abstract. The authors reveal the concept of social competence and write about the features of the elective course "Principles of Sociology" in 10 classes. In the article the benefits of the course shaping the skills of independent thinking and analysis of schoolchildren with the help of a method of projects. are stated. The features and advantages of this method are described. The authors also examine the phenomenon of teenage love and the attitude of teenagers' parents to it. The authors present the results of the survey conducted at the school on the theme of the relationship of the schoolchildren to the subject of adolescent love.

Проблеме формирования компетентности посвящено довольно много работ ученых и практиков [2,3,4,6,9] Социокультурная модернизация российского общества, рыночные отношения вызывают необходимость в новом подходе к проблеме социальной и профессиональной самореализации личности. Возрастает потребность молодежи в самоопределении, стремление к самоутверждению, самоусовершенствованию. Поэтому социальная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим, как отмечает ряд авторов, у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)? [5,7, 8,11] В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования.

Социальная компетентность — совокупность специальных знаний и умений личности, обеспечивающая эффективность ее взаимодействия с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В состав социальной компетентности входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

Социальная компетентность формируется в ходе освоения индивидом систем общения в условиях активного взаимодействия с социумом.

Обучение социальной компетентности позволит учащимся:

• принимать решение;

• представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;

• правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;

• анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;

• представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;

• отдавать себе отчет, уважать права и обязанности других.

Важная роль в формировании социальной компетентности отводится изучению учащимися элективного курса «Основы социологии». Данный курс в школе изучается 3-й год в 10 классах. Основой курса является программа и методический комплект «Основы социологии» Альберта Ивановича Кравченко.

В рамках курса изучаются такие актуальные темы современного общества как: предмет и методы социологии, социализация личности, социальный контроль и девиантное поведение, социальная стратификация и

социальные классы, бедность и неравенство, статусы и роли, социальные группы, социальное взаимодействие, общество и мировая система, социальный прогресс и процессы модернизации в России.

Курс призван сформировать навыки самостоятельного мышления и анализа, обучить творческому подходу к учебному материалу. Он ориентирован на развитие аналитического мышления, формирование навыков логической аргументации, самостоятельности в изложении мыслей. Учащемуся предоставляется возможность заглянуть в научную литературу, подробнее ознакомиться с заинтересовавшими его мыслями, углубить и расширить свои знания, работать со статистической информацией и справочной литературой, проводить самостоятельное исследование, например среди друзей или родственников. Наконец, он формирует навыки социологического мышления, критическое отношение к обыденным предрассудкам либо информации, полученной из ненадежных источников.

В рамках курса учащиеся знакомятся с различными социологическими методами такими как анкетирование, интервьюирование, анализ статистических данных, метод выдвижения гипотез

Одним из ведущих методов курса является метод проектов. Учащиеся по выбору определяют либо создание индивидуального проекта, либо групповую работу.

Как утверждают исследования, личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность и целеустремленность, упорность и настойчивость, помогать преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела[14,15,18]. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.

Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.

Этапы работы над проектом: определение Проблемы — Проектирование (планирование)— Поиск информации — Продукт — Презентация — Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Учащиеся проводят небольшие социологические исследования среди одноклассников, учащихся школы и города, а также студентов Югорского индустриального техникума, работников Комсомольского линейно-производственного управления.

Исследовательский проект учащихся напоминает подлинно научное исследование.

Темы проектов самые разнообразные:

• «Экологическая культура старшеклассников»;

• «Взрослые и мы»;

• «Проблемы современного общения»;

• «Курение в подростковой среде»;

• «Круг читательских интересов учащихся 10 классов»;

• «Политическая культура молодежи города Югорска»;

• «Христианство и ислам в городе Югорске»;

• «История Великой Отечественной войны как фактор патриотического воспитания»;

• «Профессиональное самоопределение старшеклассников»;

• «Модель семьи»;

• «Любовь в подростковом возрасте»;

• «Молодежные конфликты» и др.

Свои работы учащиеся представляют в конце учебного года, лучшие работы проходят защиту на школьном и городском конкурсах, учащиеся неоднократно становились победителями городского этапа конференции «Шаг в будущее», призерами российского конкурса «Юность. Наука. Культура.» (г. Обнинск), всероссийской научно-практической конференции школьников «Открытие» (г. Ярославль). В процессе создания проектной работы школьники приобретают способности и умения, которые потребуются им в будущей профессии. Кроме того, проектная работа формирует такие качества, как способность к решению проблем, способность к работе в команде.

Ребята, изучающие курс, проявляют более зрелые основания при выборе профессии, некоторые связали свою профессию с социологией. Более осмысленным стало их отношение к учебе. В системе мотивов преобладают мотивы социального взаимодействия, социального одобрения, ориентации на собственные, ответственные решения.

Всё это в дальнейшем поможет быть успешным, активно включаться в жизнь общества, ориентироваться на рынке труда.

Любовь в подростковом возрасте и отношение родителей к любви подростков

Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он лишен подлинной жизни и глубины и не способен ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. Любовь — непосредственное, интимное и глубокое чувство, предметом которого выступает, прежде всего, человек. Любовь представляет собой средство социализации человека, вовлечения его в систему общественных связей на основе внутренне мотивированной потребности в движении к более высоким ценностям.

Проблемам социализации подростков посвящено много статей и научных исследований. [12,16,17]Под-ростковый возраст — этот период в жизни человека считается одним из наиболее сложных: хочется почувствовать себя независимым, самостоятельным, взрослым, но при этом полное отсутствие жизненного опыта приводит зачастую к серьезным ошибкам и сложным проблемам. Любовь становится для подростков новым очень значимым чувством, но зачастую она далеко не всегда связана с ощущением счастья, радости, переживанием положительных эмоций. Подростки по своей неопытности могут совершить непоправимые ошибки, поступки, о которых, быть может, придется жалеть долгие годы. Поэтому родители, должны помочь хотя и взрослому, но все же ребенку разобраться в таких непростых чувствах.

Объект исследования: взаимоотношения подростков. Предмет — отношение подростков к теме любви. Цель работы: изучить особенности проявления любви в подростковом возрасте. Задачи:

1. Рассмотреть особенности подросткового возраста;

2. Раскрыть сложности взаимоотношений между подростками, взаимоотношений с родителями с возникновением первой любви;

3. Изучить отношение подростков к теме любви;

4. На основе полученных данных исследования сделать выводы.

Гипотеза: Возникновение любви в подростковом возрасте усиливают стремление к самостоятельности и независимости.

Методы исследования: Анкетирование, анализ полученных данных.

Особенности подросткового возраста

Психологи, ученые и педагоги- практики сходятся во мнении, что подростковый период — это период сложных физиологических изменений организма[1,10]. У ребенка возникает множество вопросов в связи с этим, быть может, на первый взгляд наивных и нелепых. Важно, кому он задаст эти вопросы и какие ответы на них получит. Говоря о начале полового созревания подростков, нельзя не отметить, что типичным и широко распространенным явлением в последнее время стала акселерация, т.е. более раннее половое развитие[10,13]. Интерес к вопросам пола появляется у детей гораздо раньше, чем начинается половое созревание. В переходном же возрасте этот интерес становится более осознанным, напряженным и личным. Многое при этом зависит от того, каким было предшествующее воспитание ребенка.

Процесс медленного полового созревания начинается в 13-15 лет, быстрого — в 10-12 лет. Разница лишь в том, что раннее половое развитие не гарантирует также развития эмоционального, интеллектуального и духовного. Как в физическом (половом), так и в психическом развитии девочки опережают мальчиков на 2-3 года.

Становится очевидно, насколько полезной и необходимой является своевременная информированность подростка о физиологических процессах, происходящих в организме в этот период.

Извечный конфликт отцов и детей, разрешить который не удалось ни одному поколению, обостряется именно в этот период, когда дети взрослеют, постигают азы взрослой жизни. Но именно в это время дети-подростки становятся особенно уязвимыми, ранимыми, чувствительными, хотя и пытаются это всячески скрывать. Вместе со стремлением к независимости и свободе подросток сталкивается с неизвестностью и незнанием. А ведь в этом возрасте приходит первое, волнующее, пока еще незнакомое чувство — любовь.

Любовь в подростковом возрасте

Подростковый возраст — это и сильные эмоциональные изменения, первое увлечение. Физиологические

перемены, происходящие в организме подростка, неизбежно вызывают интерес к противоположному полу.

У мальчиков, особенно поначалу, влечение к девочкам выражается в грубой форме. Но за внешней грубостью часто скрывается противоположное чувство. Происходит это от незнания, неумения выразить свои симпатии к девочке, от боязни выглядеть смешным перед сверстниками своего пола. Именно поэтому мальчишки стараются показать себя хуже, чем они есть на самом деле: дергают девчонок за волосы, щиплют, толкают, бросают в них бумажками, обзывают, чтобы привлечь к себе внимание. Все это, чаще всего, лишь попытка замаскировать новые, неизвестные пока чувства нежности.

Девочки, на которых мальчишки не обращают внимания даже таким грубым образом, чувствуют себя так, будто их обделили, обидели, и стараются сами обратить на себя внимание, спровоцировать мальчиков на ответную реакцию.

Дети чувствуют симпатию друг к другу, что часто приводит к началу дружеских отношений между мальчиком и девочкой. Эта дружба может многое дать детям: опыт общения с противоположным полом, что будет особенно важным в более зрелом возрасте, проявление нежности, заботы, внимания к близкому человеку, умение ради него поступиться своими желаниями.

Влюбленность в школьном возрасте носит массовый, быстро распространяющийся характер. Особенно часто это явление достигает своего пика весной. Пора школьной любви, наверняка, осталась в памяти каждого человека, несмотря на его возраст. Если в классе появляются мальчик и девочка, серьезно увлеченные друг другом, эта новость сразу же облетает всю школу. Реакция на нее будет у всех разной: учителя с беспокойством и тревогой поспешат сообщить новость родителям и вызовут ребят поодиночке после уроков для «доверительной беседы» — как бы чего не вышло. Мальчишки-одноклассники придумают по этому поводу новые шуточки и дразнилки. Девочки же почти все будут завидовать и втайне мечтать о таком же школьном романе. Хотя внешне большинство из них могут и вида не подать, что завидуют: одни, возможно, будут смотреть пренебрежительно, свысока, другие вспомнят о важности учебы, третьи даже будут осуждать.

Подросток может почувствовать себя более значительной фигурой в своей самооценке и глазах других сверстников. Но истинные чувства и любовные переживания в большинстве случаев еще неведомы этим взрослым детям.

Очень многие вопросы начинают волновать подростков в этот период. Как подойти? О чем разговаривать? Что он (она) обо мне подумает? Не покажется ли ей (ему) со мной скучно и неинтересно?

В юном возрасте опыт общения с противоположным полом еще очень невелик, отсюда волнение и тревога.

Первое нежное чувство может встретить и отрицательную реакцию родителей, учителей и сверстников, существует не менее важное препятствие — собственные психологические преграды. Подростки поначалу испытывают неуверенность в себе, дискомфорт, волнение.

Для подростков личные переживания часто важнее объекта привязанности. Их привлекают не столько пред-

ставители противоположного пола сами по себе, сколько свои новые, волнующие ощущения от общения с ними. Но поскольку ощущения эти — первые в жизни, ни с чем ранее испытываемым не сравнимые, подростков мучает любопытство: а какие чувства переживают при этом другие сверстники того же пола? Конечно, подростки делятся своими впечатлениями друг с другом, стремятся подражать особенно популярным в классе или во дворе девушкам (юношам), а нередко хвастаются своими победами, чтобы повысить у сверстников собственный статус. Настоящая любовь в подростковом возрасте встречается крайне редко, поскольку физиологическое взросление наступает быстрее интеллектуального. Чаще у подростков случается влюбленность или увлечение. Стремление выглядеть взрослыми вызывает соответствующее поведение: ухаживание и проявление интереса к противоположному полу, записки, первое свидание, первый поцелуй. Но далеко не всегда это поведение диктуется собственными потребностями, тем более духовными.

Многие подростки начинают встречаться с кем-то только потому, что боятся остаться в одиночестве. Но это не принесет ничего, кроме беспокойства и плохих воспоминаний, и вряд ли будет приятным. В этом возрасте часто боятся чужого мнения, особенно мнения сверстников. Опасаются быть «каким-то не таким» ("не такой"). Лучшее, наиболее подходящее время для начала взаимоотношений с противоположным полом подросток должен определить для себя сам, вернее, почувствовать. Если ему действительно нравится кто-то из ровесников и хочется узнать о нем (о ней) больше, можно считать, что это время наступило.

Многие подростки живут в ожидании любви, что может оказаться болезненным и трагичным переживанием. Появляются комплексы в связи с отсутствием необходимого внимания и невозможностью установить желаемые отношения или завязать знакомство. У некоторых подростков в ожидании любви возникает любовь к кумиру как некому идеалу, который отсутствует в реальности.

Еще одной сложностью для подростка, испытывающему первую влюбленность, является противоречие между представлением о том, каким должен быть любимый человек, и каким он является в реальности. Идеальный образ обычно содержит много завышенных, несуществующих требований, а другие важные качества не осознаются, остаются незамеченными. Такая идеализация свойственна влюбленным обоих полов, но девушки склонны к этому в большей степени, чем юноши. Чем моложе и неопытнее влюбленные, тем чаще их чувства окружены ореолом романтики. Конечно, разочарования неизбежны, но они не должны восприниматься как трагедия и решительный разрыв отношений.

Отношение родителей к любви подростков

Родители часто склонны видеть в дружбе мальчиков и девочек только опасность, порой слишком преувеличенную, поскольку в большинстве случаев дружеские отношения подростков чисты и бескорыстны. Родители все и всегда знают наперед, не веря в серьезность детских чувств. Выражая свое негативное отношение к увлече-

нию своего ребенка, они совершают серьезную ошибку, не учитывая, что дети их сейчас особенно ранимы, а их реакция может быть абсолютно непредсказуемой. Такая позиция родителей может стать причиной несчастий, которых можно было бы избежать, если бы реакция родителей была более мягкой, лояльной, не такой жесткой и категоричной.

Самое типичное поведение подростка в подобной ситуации — сделать все наперекор родителям, доказать, что они не правы, заставить сожалеть о сказанном. Опытные родители, скорее всего, окажутся правы: от этой любви через пару недель останутся одни воспоминания и какой-нибудь скромный, дешевый подарок, но у подростков нет еще взрослого опыта и мудрости, поэтому и поступки их могут быть необдуманными и даже опасными.

Часть детей, с которыми у родителей не возникает проблем — послушны, слово родителей для них — закон, оспаривать который даже не придет им в голову. Но таких детей очень мало. Эти дети слабые и безвольные, они не способны постоять за себя, доказать свою правоту, они послушны и во всем согласны с мнением родителей.

Большинство подростков в ответ на жесткое категоричное высказывание, ставящее под сомнение глубину и серьезность их чувств, в лучшем случае выразят свои эмоции, самые неожиданные, сопровождающиеся слезами, гневными выкриками и истерикой, протестом в разных формах, зачастую противоправных.

Если родители не найдут контакт с ребенком, не установят доверительные отношения, то одним из типичных вариантов поведения подростков может стать их полная духовная изоляция.

Особенно необходима поддержка родителей при переживаниях расставаний подростков. Когда первая любовь, едва начавшись, терпит неудачу, когда подросток узнает о том, что его бросили, это всегда очень больно. Тяжесть переживания от разрыва отношений будет зависеть от многих причин: от темперамента подростка, от обстоятельств, от того, в какой форме об этом было сказано.

Если подросток не слишком впечатлителен, а чувства к противоположному полу воспринимались им не столь серьезно, расставание пройдет для него безболезненно и вскоре будет забыто. Но если неудача в любви постигла натуру тонкую, чувствительную, это будет равнозначно настоящей жизненной трагедии (чаще это бывает свойственно девочкам). В этом случае расставание будет сопровождаться болью, смятением, отчаянием, чувством одиночества, потерей веры в дальнейшие благоприятные отношения с противоположным полом.

Задача родителей научить ребенка правильно реагировать на неудачи, постепенно приобретать опыт, пусть негативный, поведения в подобных ситуациях. Если отношения родителей с ребенком доверительные, он делится с своими проблемами он может рассчитывать на поддержку и понимание, а родители — на его откровенность. Необходимо объяснить подростку, что чувство, которое в настоящий момент является для него «любовью на всю жизнь», на самом деле всего лишь первая юношеская влюбленность, проходящее увлечение. Со

временем он и сам поймет это, но теперь нужно постараться понять его и посочувствовать, а не доказывать то, с чем он не сможет и не захочет смириться.

Если подросток сам принимает решение расстаться, зачастую он не знает, как это лучше сделать. Не каждый может сказать об этом откровенно, поэтому вновь здесь поможет мудрый совет родителей. Молчание или откладывание необходимого объяснения осложнит ситуацию, малоприятный разговор — это тоже опыт, который еще неоднократно может пригодиться в жизни.

Отношение подростков школы № 5 к теме любви

Для изучения отношения подростков к теме любви было проведено анкетирование в 5-8 классах, в котором приняли участие 75 учащихся. Вопросы были составлены на основе анкеты, разработанной Е.В. Андриенко по курсу «Социальная психология».

Что же такое любовь в понимании подростков? Большинство учащихся считают что любовь это счастье — 36%, это взаимные чувства между двумя людьми — 23%, выражение чувств к любимому человеку — 10%, проявление заботы и доброты — 8%, это чудесная выдумка — так считает 13%. И лишь 8% респондентов отметили, что они не могут объяснить что такое любовь.

На вопрос, какие знаки внимания могут проявлять к объекту своей любви

Девочки: а) заигрывают — 45%; б) — пишут записки о любви или посылают СМС — 20%; в) проявляют заботу — 15%; г) дарят подарки — 5%; д) скрывают свои чувства -20%.

Мальчики: а) обращают на себя внимание (могу толкнуть, забрать портфель, обзываются) -57%; б) пишут записки, СМС- 15%; в) приглашают девочку в кино — 10%; г) заступаются — 8%; д) делают подарки — 4%; е) не считают нужным делать что-либо — 9%.

Из ответов видно, что мальчики проявляют по отношению к девочкам больше агрессивных действий, считая это знаками внимания. Поведение девочек проявляется в заботе, стремлении понравиться, смелостью в выражении своих чувств.

Отвечая на вопрос «Если твои родители не одобряют твоего друга (подругу)», учащиеся выделили следующие ответы: познакомлю их со своим другом (подругой) — 35%, прислушаюсь к их мнению — 18%, не буду посвящать их в свои отношения — 17%, выполню все что скажут родители — 5%. Однако, 25% респондентов отметили, что мнение родителей им не интересно. Полученные данные свидетельствуют, что большинство подростков имеют достаточно доверительные отношения с родителями, но нежелание принять к сведению мнение родителей, скрытность говорят, что в этих семьях подростки не могут найти взаимопонимание.

Чье же мнение о любви для них не менее важно: мнение друзей — 85%, одноклассников — 10%, учителей — 5%. Подростки отдают предпочтение кругу своих друзей, именно им они доверяют свои мысли о любви. Полученные данные свидетельствуют, что в подростковом возрасте именно сверстники оказывают большое влияние на мнения и чувства. Зачастую их категоричные, порой не

правильные оценки могут привести к серьезным последствиям: конфликтам в с родителями, замкнутости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большинство респондентов, когда влюблены, ощущают сильное волнение — 53%, неуверенность в себе — 38%, дискомфорт — 9%. Считают, что любовь делает их более независимыми — 46%, взрослыми — 30%, значимыми среди одноклассников — 24%.

На фоне эмоциональной неустойчивости подростки порой совершают необдуманные поступки, пытаясь утвердить себя в глазах друзей и одноклассников, часто такое поведение может быть противоправным.

Особенно необходимо обратить внимание на переживания подростков, связанные с расставаниями с любимым человеком. 40% респондентов отметили, что переживают расставание как трагедию, 35% любой ценой восстановили бы взаимоотношения с любимым человеком, 25% скрыли бы от всех свои переживания. Выход из сложившейся ситуации многие подростки видят в суициде, вызывающем грубом поведении, плохой учебе.

Поэтому важно, чтобы в это время подросток нашел понимание взрослых и не остался один на один со своей проблемой, которая на его взгляд неразрешима.

Каким же хотят видеть подростки любимого человека, то есть своеобразный идеал любви: красивым — 55%, стройным — 35%, с чувством юмора — 18%, умным — 17%, нежным (ой) — 10%, старше по возрасту — 8%, без вредных привычек — 5%, любящим — 5%, скромным — 3%.

Подростки уделяют большое внимание внешности объекта своей любви, отодвигая на второй план личностные качества, не осознавая, что за привлекательной внешностью может скрываться грубость, ложь, предательство.

Мнения о продолжительной и прочной любви разделились: да считает 50% респондентов, нет- 46%, и лишь 4% не смогли ответить на этот вопрос. Достаточно сложно прогнозировать развитие взаимоотношений в подростковом возрасте, но многие девочки и мальчики надеются, что их любовь будет счастливой.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) подростки осознают значимость любви, проявления своих чувств;

2) большинство подростков ждут от любви только положительных эмоций, и болезненно переживают расставания и разочарования;

3) Свои чувства подростки в большинстве доверяют родителям, однако настораживает, что не все подростки могут посоветоваться с родителями, получить поддержку в трудной ситуации;

4) Ведущей деятельность для подростков является общение, в котором они отдают предпочтение своим друзьям, с которыми они делятся своими переживаниями, жизненным опытом.

5) У подростка складывается собственное представление о том, каким должен быть любимый человек, отдавая предпочтение внешним проявлениям, а не внутреннему миру человека.

6) Подростки мечтают о длительных отношениях с любимым человеком, многие осознают, что любовь в подростковом возрасте не может быть прочной.

Любовь — не счастливая случайность и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовер-

шенствования, творчества и внутренней свободы. Учить любви необходимо с раннего детства, в этом огромная ответственность ложится на плечи родителей, близких родственников. В подростковом возрасте ребенок остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, с другой стороны — стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения.

Чтобы взаимоотношения родителей и детей складывались на основе доверия, взаимопонимания, и не привели к негативным последствиям, необходимо обратить внимание на следующие рекомендации:

• Цените откровенность детей, искренне интересуйтесь проблемами.

• Общайтесь на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.

• Нельзя подшучивать над подростками, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

• Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

• Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

• Нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

• Пригласите его (ее) подружку (друга) к себе, познакомьтесь — это позволит вам получить объективное, более правдоподобное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

• Расскажите им о себе, вашей истории первой любви — это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком. Посоветуйтесь со специалистом-психологом, для того, чтобы найти подход к ребенку.

Дружеские доверительные отношения, позволят родителям не просто контролировать поведение подростка, но и влиять на его поступки. Это позволит подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

Литература

1. Алиева Т. В. Развитие одаренности и формирование языковой и лингвистической компетентности обучаемых посредством современных инновационных технологий и вовлечения в мероприятия, проводимые в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети». // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С.31-41.

2. Бабкина Н.В. Реализация компетентностного подхода при обучении литературе в основной школе. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С.29-36.

3. Белоусов К.И., Мишланова С.Л., Заседателева М.Г. Тезау-русное моделирование предметной области «компетент-ностный подход»: дизайн исследования и программная реа-

лизация на платформе ИС «Семограф». // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 4.С.3-11.

4. БозинаН.А., Савина Н.М. Теоретические основы развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С.67-71.

5. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: из опыта работы // Образование и наука. 2013. № 3. с. 26-37

6. Булыгина Л.Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 3.С.23-27.

7. Быстрова О.А., Копылова Т.В. Разработка модели социокультурного пространства, способствующего укреплению социального здоровья учащихся. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 6. С.56-60.

8. Волкова Т.В., Кудрявцева Е.Л. Пути создания искусственной лингвосоциокультурной среды при изучении иностранного и поддержании другого родного языка в дошкольном и младшем школьном возрасте. / В сб.: Русский язык — общечеловеческий код культурного содружества и исторической взаимосвязи. Материалы Научно-педагогического собрания преподавателей русского языка государств-участников СНГ и стран Балтии. Ответственный редактор С.В. Лапшин. 2013. С. 131-137.

9. Горланова С.В. Комфортная социокультурная среда класса как средство формирования личностных и социальных умений младших школьников. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 6. С. 24-27.

10. Доможирова О.Н., Изман А.А., Сиденко А.С. Развитие профессиональной компетентности педагогов средствами проблемного педсовета по теме: «Введение ФГОС второго поколения в основной школе». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 6. С. 3-25.

11. Еремеева О.В. Общие принципы отбора невербальных средств коммуникации в рамках социокультурного подхода в процессе обучения иностранному языку. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6.С. 46-50.

12. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 4. С.6-12.

13. Игнатова В.А. Социокультурная динамика и образование в контексте постнеклассической науки. // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 3.С.9-15.

14. Исраелян Н.К. Духовно-нравственное воспитание: компе-тентностный аспект. // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 3. С.44-53.

15. Карпова Н.Н., Мелентьева О.Ю. Активное страноведение как способ развития социокультурной компетенции школьников. // Эксперимент и инновации в школе 2012. № 5.С.15-20.

16. Сиденко А. С. О проекте в условиях билингвального образования: «Развитие коммуникативной компетентности учителя средствами описания передовых практик». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 4.С. 46-49.

17. Сиденко Е.А. Обучение иностранному языку в условиях погружения в новую языковую среду: коммуникативная компетентность (на примере работы с учащимися младшего подросткового возраста). // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 4.С. 15-20.

18. Шмигирилова И.Б. Формирование познавательной компетентности школьников. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 4. С.40-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.