Научная статья на тему 'Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению'

Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INNOVATIVE TECHNOLOGY / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ / HYPOTHESIS PROMOTION / АНАЛИЗ / ANALYSIS / СИНТЕЗ / SYNTHESIS / ВЫВОД / CONCLUSION / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / COGNITIVE INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведенко Людмила Григорьевна

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. От уровня сформированности учебной мотивации зависит объём усилий, которые ученик прилагает к своей учебе. Важно, чтобы процесс обучения вызывал у ребёнка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Учащиеся начальных классов с удовольствием принимают участие в практических исследованиях, опытах, экспериментах. Основная цель исследовательского метода обучения формирование умения выдвигать гипотезу, отбирать материал для исследования, делать выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Primary school age is favourable for laying the foundation for the ability and desire to learn. From the level of formation of educational motivation depends the amount of effort that the student makes to his studies. It is important that the learning process evokes in the child an intense and inner motivation for knowledge, intense mental work. Primary school students take part in practical studies, experiments, experiments with pleasure. The main goal of the research method of teaching is the formation of the ability to put forward a hypothesis, to select material for research, to draw conclusions.

Текст научной работы на тему «Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению»

Медведенко Людмила Григорьевна

учитель начальных классов, учитель - методист МОУ «Школа №94 г. Донецка», (г. Донецк, ДНР)

УДК 373.1.013

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБУЧЕНИЮ

ORGANIZATION OF RESEARCH TRAINING OF YOUNG SCHOOLCHILDREN AS THE CONDITION OF DEVELOPMENT OF SUSTAINABLE RELATIONSHIP TO TRAINING

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. От уровня сформированности учебной мотивации зависит объём усилий, которые ученик прилагает к своей учебе. Важно, чтобы процесс обучения вызывал у ребёнка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Учащиеся начальных классов с удовольствием принимают участие в практических исследованиях, опытах, экспериментах. Основная цель исследовательского метода обучения - формирование умения выдвигать гипотезу, отбирать материал для исследования, делать выводы.

Ключевые слова: инновационная технология, устойчивое развитие, исследовательская деятельность, выдвижение гипотезы, анализ, синтез, вывод, познавательный интерес.

Primary school age is favourable for laying the foundation for the ability and desire to learn. From the level of formation of educational motivation depends the amount of effort that the student makes to his studies. It is important that the learning process evokes in the child an intense and inner motivation for knowledge, intense mental work. Primary school students take part in practical studies, experiments, experiments with pleasure. The main goal of the research method of teaching is the formation of the ability to put forward a hypothesis, to select material for research, to draw conclusions.

Key words: innovative technology, sustainable development, research activity, hypothesis promotion, analysis, synthesis, conclusion, cognitive interest.

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий ведущую роль играют творческие методы обучения: исследовательская и проектная деятельность, в основе которых развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Ведь известно, что запоминается человеком 10% того, что читает, 20% того, что слышит, 50% из того, что слышит и видит, 90% из того, что делает сам.

Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно...

Дай мне приглядеться. Потрогать и подержать в руках, Послушать, понюхать и,

Может быть попробовать на вкус..

О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!

Полноценное усвоение учебного материала возможно при активном участии детей в учебно-воспитательном процессе.

Методика ориентирована в большей степени на старшеклассников, а начальная школа осталась немного всё-таки в стороне. Но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений, навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности. Исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Исходя из этого определила для себя цель деятельности:

Стимулировать развитие интеллектуально - творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

С первого класса приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем».

Исследовательский метод обучения мало используется в начальной школе: нам кажется, что эта деятельность недоступна детям младшего школьного возраста. Но опыт показывает, что учащиеся начальных классов с удовольствием проводят опыты, экспериментируют, участвуют в теоретических исследованиях. Конечно, никаких новых для науки результатов они не получают, да и не это главное.

Ведь основная цель - формирование интереса школьников к самостоятельной познавательной деятельности.

Развитие исследовательских умений:

- выдвигать гипотезу;

- отбирать материал доказательств и опровержений;

- делать выводы;

- работать с информацией из разных источников.

Какие этапы обучения младших школьников проведению несложных исследований можно предложить.

Прежде всего, я учу учащихся различать постановку вопроса и проблемы. Они должны понимать, ответ на простой вопрос требует знаний, а решение проблемы - выдвижения гипотез или предположений (что мы можем получить в результате, какие гипотезы можно отбросить, какое предположение подтверждается).

При постановке гипотезы надо учитывать следующее:

- проблема не может решаться сразу и быстро;

- её решение должно опираться на серьёзную деятельность учащихся;

- тема должна быть интересна детям, возбуждать их эмоциональный и

познавательный интерес;

- решение должно предусматривать работу школьников с

дополнительной литературой.

На втором этапе мы с детьми учимся пользоваться различными источниками получения знаний, отыскивать дополнительную литературу, распределять полученную информацию.

На следующем этапе предлагаю небольшое коллективное исследование, помогаю распределиться на группы, ставлю перед каждой конкретную цель, коллективно обсуждаем итоги полученных результатов

Уже с первого класса стараюсь заложить основы исследовательской деятельности. А начинаю свою работу с простых вопросов и заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к тайнам превращает его в исследователя.

Особое внимание уделяю Исследованию слова

Слова бывают разные, Слова бывают всякие, Слова бывают ясные, Твёрдые и мягкие.

Слово - существо живое, способное, как и человек, радоваться и грустить, оно может быть добрым и злым.

Обращаясь к детям, я им сообщаю:

«Сегодня мы понаблюдаем, как слово живёт и развивается, будем развивать воображение и творческую фантазию, расширять свои жизненные познания.

Мы исследователи, и я предлагаю исследовать слово «добро». Исследование слова «добро»

1 группа

- В мире каждый живой организм, предмет имеет своё предназначение.

- Каково лексическое значение слова добро? 2 группа

- А какие друзья у слова добро?( синонимы, антонимы) 3 группа

- Каждый человек живёт в семье. Имеет родственников. И у слова добро тоже есть родственные слова.

- Запишите как можно больше родственных слов. 4 группа

- Вы понаблюдаете, как русскому народу удалось передать свою мудрость через слово.

- У вас в группах карточки, соберите начало пословицы и продолжите их. 5 группа

А теперь мне хотелось бы, чтобы вы показали своё творчество и фантазию.

Изобразите слово добро в виде рисунка

Вот сколько информации мы собрали о слове добро.

Выдвигали гипотезы (что такое добро?) занимались классификацией (собирали пословицы), развивали орфографическую зоркость и внимание к слову (через работу со словарями), творческую фантазию и воображение.

После обобщения и анализа информации получится

исследовательская работа « Энциклопедия одного слова добро».

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Ребёнок настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это стремление к познанию через исследование порождает исследовательское обучение. Можно предложить учащимся следующие темы для исследования: «Моя семья» «Мой домашний любимец», «История моего посёлка», «История цифры, растения, открытия...»

Сейчас у меня 1 класс. В конце периода обучения грамоте хочу предложить ребятам поработать над созданием творческого альбома «Разноцветная азбука».

Большие возможности по исследовательской деятельности предоставляются на уроках окружающего мира. Это исследование свойств воды, посадки и роста растений и другие.

Считаю, что такая работа позволяет приобрести коммуникативные навыки, умение работать в группах, положительно сказывается на повышении качества обучения школьников. Работа строится таким образом: кто-то из ребят оформляет страничку сам, подбирая соответствующей букве ребусы, игры со словами, скороговорки и другой материал, обращаясь к различным источникам. Не все дети это могут делать, помогает учитель, родители. Ребята могут работать в группе. Иногда кто-то умеет только раскрасить букву, картинку, но эта работа, безусловно, вызывает устойчивый интерес к учёбе.

Всё это требует от учителя серьёзной подготовки, глубокого изучения современных технологий, но ведь «Важным условием повышения качества образования в школе является уровень профессиональной компетентности учителя, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии».

ЛИТЕРАТУРА

1. Савченко А.Я. Дидактика начального образования / А.Я Савченко. - Киев: «Грамота», 2012.

2. Химинец В.В. Инновации в начальной школе / В.В. Химинец, М.Ю. Кирик. -Тернополь: «Мандрiвець», 2009.

3. Дивакова И.И. Интерактивные технологии обучения в начальных классах / И.И. Дивакова. - Тернополь: «Мандрiвець», 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.