Научная статья на тему 'Организация инвестиционных процессов в промышленных предприятиях'

Организация инвестиционных процессов в промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация инвестиционных процессов в промышленных предприятиях»

димости оказывается управленческая помощь или помощь квалифицированных специалистов, вносятся коррективы при обнаружении ошибок. Таким образом, наблюдается обратная связь последнего элемента механизма управления инновациями с предыдущими.

Инновации представляют собой специфический объект управления, требующий значительных инвестиций, квалифицированного научно-технического персонала, масштабных маркетинговых мероприятий /2/.

Рычаги управления предприятием - средства, приводящие систему в состояние, соответствующее условиям ускоренного развития бизнеса. В составе механизма управления инновационным развитием предлагается выделить следующие основные рычаги управления: маркетинговые, сбытовые, технологические, социальные, психологические.

Маркетинговыми рычагами управления следует считать: исследование потребностей в инновационной продукции, продвижение инноваций на выбранном сегменте рынка, рекламная политика предприятия, социально-экономическая оценка рыночной потребности в конкретных продуктах.

Сбытовые рычаги управления характеризуются рациональной организацией ценовой политики предприятия, налаживанием каналов с покупателями инновационной продукции, обеспечением сервиса.

Технологические рычаги управления инновационным развитием предприятия включают повышение уровня прогрессивности технологии, обеспечение высокой технологической оснащенности службы контроля качества продукции, совершенствование технологии производства.

Социальные рычаги инновационным развитием предприятия представляют собой такие аспекты деятельности, как общественная активность трудящихся, мотивация персонала, коллективное принятие решений, организация бытового обслуживания.

Психологические рычаги управления инновационным развитием предприятия определяют налажи-

вание психологического климата в коллективе, совершенствование морального и материального поощрения работников, создание атмосферы творческого сотрудничества при разработке и освоении инноваций, повышение профессиональной содержательности и привлекательности труда.

Функционирование механизма управления инновационным развитием экономических систем должно быть направлено на эффективную организацию инновационных процессов, что обеспечит надежность и устойчивость развития предприятия, получение преимущества в конкуренции, расширения рынка сбыта инновационной продукции, увеличение прибыли по различным результатам инновационной деятельности.

Таким образом , проведенный анализ показывает, что управление инновационным развитием экономических систем направлено на упорядочение процессов генерации новых идей, поиска и разработки технических решений, создание инноваций, а также их внедрение. Механизм управления ориентирован на формирование и реорганизацию структур, осуществляющих инновационные процессы.

Литература

1. Васильева Л.Н., Муравьева Е.А. Методы управления инновационной деятельностью. - М.: КноРус, 2005. - 320 с.

2. Кнорринг В. Г. Теория, практика и искусство управления: Учебник. -3-е изд., измен. и доп. - М.: Норма, 2004. - 527с.

3. Круглова И.Ю. Инновационный менеджмент. -М.: РДЛ, 2001. - 352 с.

4. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.

Получена 04.12.2006

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ B.C. Бобовников, зам. директора по учебно-воспитательной работе,

Е.В. Пашина, ст. преподаватель

Курский колледж профессиональных технологий, управления и права Курский государственный технический университет

В настоящее время в России существует острый дефицит инвестиционных ресурсов, что оказывает наиболее сдерживающее влияние на развитие экономики. Поэтому повышение инвестиционной активности является первостепенной задачей для создания условий роста инвестиционной составляющей для обеспечения роста производства продукции и услуг и мобилизации всех возможных финансовых ресурсов.

В такой ситуации первостепенным является повышение эффективности инвестиций, уже вложенных в развитие национальной экономики. Исследованиями установлен низкий уровень отдачи инвестиций в основной капитал. Так, за период 2001 - 2005 годов прирост ВВП на каждый процент инвестиций составил менее одного процента (0,83 %). Поскольку сами инвестиции являются источником финансирования, а

не факторами производства, необходимо изменение всех факторов производства. Действительно инвестиционная политика является важнейшим инструментом управления процессом расширенного воспроизводства и призвана определять пропорции между потреблением и накоплением, динамику, структуру и направления использования фондов накопления и потребления.

Направления использования инвестиций прежде всего отражаются в технологической и воспроизводственной структуре, прогрессивность которых характеризуется увеличением доли средств, расходуемых на технологические структуры, т. е. на приобретение машин и оборудования. Следовательно, видовая структура основных производственных фондов промышленного предприятия это технологическая структура предшествующих капитальных вложений.

Формирование рациональной структуры инвестиций в основной капитал с целью решения задач расширенного воспроизводства и модернизации национальной экономики осуществляется с использованием механизма влияния следующих факторов, направленных на повышение эффективности общественного воспроизводства:

• минимизацию капитальных вложений;

• повышение технического уровня производства и качества продукции;

• рост фондовооруженности и производительности труда;

• улучшение условий труда;

• рост фондоотдачи и рентабельности.

Таким образом, ограниченность инвестиционных ресурсов промышленных предприятий служит препятствием на пути обновления основного капитала и расширения масштабов деятельности.

В ходе исследования теоретических проблем организации управления инвестиционными процессами в промышленных предприятиях было выявлено, что инвестиционный процесс представляет собой смену (изменение) состояния капитала, а именно: его аккумулирование и использование с целью получения положительного эффекта.

Автором в процессе инвестирования выделено три этапа - первый включает преобразование сбережений (капитала) в инвестиции, второй их использование (вложение капитала) и третий - результат инвестирования, их окупаемость либо другой эффект.

В зависимости от того, в рамках какой экономической системы (микроуровень - предприятие (организация), макроуровень - государство, мезоуровень -регион или отрасль) рассматривается инвестиционный процесс, выделяются конкретные субъекты и объекты инвестирования, степень их агрегирования, а значит, и отношения между ними. Операции между секторами и отраслями формируют агрегаты - наиболее важные макроэкономические показатели.

К их числу отнесены: инвестиции (валовое накопление), совокупный спрос, совокупное предложение, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, конечное потребление, сальдо внешней торговли, национальное сбережение.

Инвестиционный процесс в промышленных предприятиях оказывает влияние как на связи (отношения) между элементами предприятия, так и на количество используемых ресурсов (факторов производства). Соответственно, он вызывает расширение экономики в результате как прямых, так и косвенных эффектов, обуславливая интенсивный и экстенсивный типы роста.

То есть рост экономических показателей рассматривается как результат инвестиционного процесса. Автором отмечено, что капитал является одним из основных факторов производства.

В экономических показателях существует многообразие мультипликативных эффектов и, соответственно, множество моделей, их отражающих (денежный, кредитный, банковский, налоговый, внешнеторговый и др.).

В целом, под мультипликатором понимается коэффициент, служащий мерой умножающего воздействия положительной обратной связи на выходную величину управляемой системы.

Процесс расширения системы в результате увеличения инвестиционного спроса получил название мультипликатора, а изменение инвестиций в результате увеличения доходов - акселеративным эффектом. Авторами в процессе исследований, исходя из поставленных задач, использовались матричные мультипликаторы (мультипликаторы, основанные на системе таблиц «затраты - выпуск», отражающие матрицы коэффициентов полных затрат в модели межотраслевого баланса (МОБ)), показывающие эффект распространения спроса, первоначальным источником которого выступает спрос на конечную продукцию. Расширение системы зависит от решения о распределении дохода (а значит, и потребления) на текущее и отложенное, что находит отражение в показателе предельной склонности к потреблению и характеризует функциональную зависимость текущего потребления от величины доходов.

Таким образом, в рамках модели мультипликатора рассматриваются только автономные инвестиции, а индуцированные инвестиции, которые вызваны увеличением дохода, не принимаются во внимание, что представлено схематично на рис. 1.

Для описания прироста объёмов производства в результате действия индуцированных инвестиций используется акселератор - показатель, характеризующий связь между приростом национального дохода и объёмом индуцированных инвестиций, отражающий эффект нарастания развития производства.

Рис. 1. Мультипликатор при условии, что в экономической системе есть незагруженные производственные

мощности

По сути, акселератор соответствует обратной ве- нирующего фактора роста экономики, что изображено личине показателя эффективности капитальных вло- на рис. 2.

жений, определявшегося на уровне народного хозяй- Таким образом, увеличение автономного спроса

ства в плановой советской экономике. Следовательно, внутри промышленного предприятия происходит за

акселеративный эффект отражает взаимообусловлен- счёт внешних (автономных) воздействий (рис. 1), а за ность роста доходов (спроса) и индуцированных ин- счёт возрастания дохода возникает индуцированный

вестиций, рассматривая последние в качестве доми- спрос (рис. 2).

Рис. 2. Акселератор при условии, что в экономической системе нет незагруженных производственных

мощностей

Рост спроса обуславливает потребность в увеличении производства. При этом автором выделены три ситуации удовлетворения возрастания спроса за счёт: использования ранее незадействованных производственных мощностей (рис. 1, 2); импорта в промышленности (рис. 1, 2); инвестиций в новые производственные мощности, позволяющие внутри предприятия производить товары, на которые увеличен спрос.

В первом и третьем случае происходит увеличение доходов экономики, то есть рост экономических показателей, их расширение. Во второй ситуации эффекты расширения «уходят» в окружающую систему среду. Следовательно, величина мультипликативных эффектов в промышленных предприятиях зависит от соответствия изменения структуры предложения (производства), зависящей от инвестиций, изменения структуры совокупного спроса, обусловленного автономными или индуцированными воздействиями.

Тогда расширение производственных мощностей будет тем больше, чем в большей степени спрос будет удовлетворяться за счёт регионального предложения и чем больше расходов всех институциональных секторов останется в регионе. При этом вторичное увеличение спроса, обусловленное возросшей потребно-

стью в товарах промежуточного потребления и удовлетворенное за счёт регионального предложения, также способствует усилению эффектов расширения.

Мультипликативные эффекты отражают процесс расширения производства в результате увеличения инвестиционного спроса (прямая связь), а акселера-тивные - изменение инвестиций в результате увеличения доходов (обратная связь).

Поскольку в инвестиционном процессе складываются отношения спроса и предложения, необходимо оценить приращение производства (добавленной стоимости) как результат увеличения спроса на товары промежуточного потребления, используемые в производстве других, в данном случае инвестиционных товаров. Увеличение спроса можно измерить приростом инвестиций по отношению к предыдущим периодам. Авторами моделируемый показатель определен как региональный инвестиционный коэффициент расширения, который определяется как отношение прироста добавленной стоимости к приросту инвестиций (в целом или по отдельным элементам региональной экономической системы), что представлено на рис. 3.

Рис. 3. Региональный инвестиционный коэффициент расширения

Таким образом, использование коэффициента расширения позволяет выделить, какие из видов инвестиций, например, индуцированные или автономные, федерального или регионального правительства, резидентов или нерезидентов, оказывают наибольшие эффекты расширения промышленных предприятий в целом или отдельных отраслей производственной подсистемы.

Чтобы обеспечить наибольшее расширение производства от инвестиционного процесса, необходимо определить, во-первых, какие из видов инвестиций дают наибольший эффект в результате межотраслевого взаимодействия, а во-вторых, какие отрасли обеспечат больший прирост дохода системы в целом.

Определение механизма воздействия на РЭС для достижения целевых показателей предполагает выявление элементов, связей или подсистем, воздействуя на которые возможно создавать предпосылки достижения поставленных целей, а также отбор методов и инструментов, с помощью которых оказывается это воздействие.

Поскольку основной целью организации управления инвестиционным процессом в промышленных предприятиях, с нашей точки зрения, является обеспечение ускоренного экономического роста, то следует использовать методы, способные определить такие направления использования капитальных ресурсов, которые обеспечат максимальное увеличение ВРП: метод оценки социального эффекта; метод оценки перераспределения финансовых ресурсов от одной институциональной подсистемы к другой; метод оценки факторной производительности; метод коммерческого эффекта или оценки будущих доходов.

Таким образом, перечисленные выше методы решают локальные задачи и не дают ответа на вопрос, как изменится масштаб всей промышленности в случае реализации того или иного проекта, стимулирования той или иной отрасли. Следовательно, только применение метода оценки коэффициентов расширения позволяет оценить масштабы увеличения производства промышленных предприятий, их

рост в результате осуществления инвестиционных процессов.

Авторами для исследования влияния инвестиционного процесса на динамику результатов промышленных предприятий Курской области использовались региональный инвестиционный коэффициент расширения, акселератор и мультипликатор автономных расходов, что позволило оценить величину влияния и устойчивость указанных коэффициентов. Величина влияния коэффициента расширения характеризует силу, интенсивность того или иного вида хозяйственных связей. Устойчивость отражает постоянство хозяйственных связей. В качестве меры устойчивости нами был использован показатель среднего квадратичного отклонения, что позволило сделать ряд существенных выводов.

В период рецессии наибольшие эффекты расширения в Курской области среди других элементов спроса вызывали инвестиционные расходы. Однако беспрецедентно высокий уровень инвестиций федерального правительства в ВРП Курской области не способствовал ускорению роста экономики промышленности, поскольку его инвестиции оказывали более низкие, по сравнению с другими субъектами инвестиционного процесса, эффекты расширения.

Исследование соответствия структуры внутрирегионального спроса структуре предложения как фактора, обусловливающего величину коэффициентов расширения, позволило выявить, что на протяжении всего периода исследования внутрирегиональный агрегированный спрос превышал предложение. Низкие значения коэффициентов расширения, а значит и темпов экономического роста промышленности Курской области, обусловлены тем, что вызванное инвестициями федерального правительства увеличение внутрирегионального спроса (в том числе на инвестиционные товары) не приводило к адекватному росту внутрирегионального предложения, поскольку спрос на товары промежуточного потребления удовлетворялся за счёт ввоза их на территорию региона.

Получена 13.10.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.