Научная статья на тему 'Организация инновационной деятельности преподавателей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО)'

Организация инновационной деятельности преподавателей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2993
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / TEACHERS’ INNOVATIVE ACTIVITIES / ORGANIZATION / ORGANIZATIONAL AND EDUCATIONAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазырина Татьяна Георгиевна

В статье рассматривается проблема организации инновационной деятельности преподавателей колледжа через создание организационнопедагогических условий. На основе теоретического анализа и синтеза научно-методической литературы отмечены области профессиональной деятельности педагогов, которые являются инновационными в процессе освоения ФГОС СПО; определено содержание понятия «организационнопедагогические условия». Организация определенных в ходе исследования условий способствует реализации инновационной деятельности педагогов и скоординированному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глазырина Татьяна Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TEACHERS'' INNOVATIVE ACTIVITIES UNDER THE INTRODUCTION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article deals with organization of the college teachers' innovative activities by arrangement of the educational conditions for it. Basing upon the theoretic research and synthesis of the methodological literature, the author discusses areas of the educational activities, which are innovative according to the Federal state educational standards for secondary vocational education. The author also defines educational conditions conception. The organization of the stated educational conditions promotes teachers' innovative activities and coordinated cooperation of all the participants of the educational process.

Текст научной работы на тему «Организация инновационной деятельности преподавателей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО)»

УДК 377

Глазырина Татьяна Георгиевна

методист Слободского государственного колледжа педагогики и социальных отношений [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС СПО)

Glazyrina Tatiana Georgievna

Methodologist, Slobodskoy State College of Education Science and Social Relations [email protected]

ORGANIZATION OF TEACHERS' INNOVATIVE ACTIVITIES UNDER THE INTRODUCTION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация:

В статье рассматривается проблема организации инновационной деятельности преподавателей колледжа через создание организационнопедагогических условий. На основе теоретического анализа и синтеза научно-методической литературы отмечены области профессиональной деятельности педагогов, которые являются инновационными в процессе освоения ФГОС СПО; определено содержание понятия «организационнопедагогические условия». Организация определенных в ходе исследования условий способствует реализации инновационной деятельности педагогов и скоординированному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова:

организация, инновационная деятельность преподавателей; организационно-педагогические условия.

Summary:

The article deals with organization of the college teachers' innovative activities by arrangement of the educational conditions for it. Basing upon the theoretic research and synthesis of the methodological literature, the author discusses areas of the educational activities, which are innovative according to the Federal state educational standards for secondary vocational education. The author also defines educational conditions conception. The organization of the stated educational conditions promotes teachers' innovative activities and coordinated cooperation of all the participants of the educational process.

Keywords:

organization; teachers’ innovative activities; organizational and educational conditions.

Приоритетные направления, характерные для системы образования в Российской Федерации на современном этапе развития, особо выделяют инновационную роль образования в обеспечении страны компетентными специалистами. Ключевой фигурой в реализации основных идей образования является педагог, так как от уровня и качества его подготовленности зависит качество подготовленности будущих специалистов.

Анализ новых требований к организации образовательного процесса, предъявляемых ФГОС СПО, позволяет отметить области профессиональной деятельности педагогов, с которыми они ранее не сталкивались:

- в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей должны быть четко сформулированы требования к результатам их освоения;

- преподаватели отвечают за формирование общих и профессиональных компетенций у студентов, что требует новых подходов к организации и качеству образования;

- новые подходы к качеству образования предъявляют новые требования организации образовательного процесса (в частности управление самостоятельной работой студентов, использование активных и интерактивных методов обучения);

- специфика ОПОП, разрабатываемая образовательным учреждением, определяется с учетом потребностей рынка труда и работодателей.

В связи с этим ведущим условием обновления образовательного процесса является организация инновационной деятельности преподавателей колледжа. Ее основной функцией, отмечает А.В. Хуторской [1], является изменение смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п. Однако еще С.А. Смирнов [2], говоря о новой образовательной парадигме, отмечал: «Если мы хотим что-то сделать в образовании, то мы должны понять его как процесс умирания и зарождения новых форм бытия и мышления». Исходя из этого, особое значение для нашего исследования имеет точка зрения М.В. Кларина [3], который отмечает, что инновация ведет за собой изме-

нения в образе деятельности, стиле мышления человека, который с этими новшествами связан. Именно поэтому, на наш взгляд, инновационная деятельность должна внести изменения в характер обучения и в особенности взаимодействия преподавателя и студента. Педагог в новых условиях должен взять на себя роль тьютора, умело обеспечивающего и сопровождающего процесс обучения студента.

Современного педагога должна отличать готовность к инновационной деятельности, а его «деятельность должна быть направлена на разработку и реализацию новых или усовершенствование образовательных услуг и образовательных технологий, используемых в практической деятельности», - отмечает И.В. Сниховская [4].

Необходимость организации инновационной деятельности педагогов на современном этапе развития образования также во многом определена рядом обстоятельств, которые следует учитывать при создании организационно-педагогических условий.

Во-первых, новая образовательная политика государства, в которой говориться об опережающей функции среднего профессионального образования, которое должно не просто давать и оценивать знания у студентов, а учить их быть компетентными в сфере будущей профессиональной деятельности.

Во-вторых, острая конкуренция на рынке образовательных услуг, заставляющая педагогические коллективы обращаться к инновационной деятельности с целью повысить привлекательность образовательного учреждения для абитуриентов.

Многочисленные современные исследования, подтверждающие актуальность поставленного вопроса, отмечают, что большинство педагогов работают по традиционной для них схеме. Даже если отдельные педагоги стремятся работать, используя инновационные технологии, а в образовательном учреждении работа строится на знаниево-ориентированной модели, то вряд ли они смогут добиться того уровня профессиональной подготовленности студентов, которого требует современная ситуация.

Отсутствие нормативно-правовых актов для введения ФГОС СПО по многим важным позициям, единого понятийного аппарата, неподготовленность и недостаточный уровень мотивации педагогов к инновационной деятельности, рассогласованность действий в ходе ее реализации - вот тот неполный круг проблем, с которыми сталкиваются преподаватели. В определенной степени решить обозначенные вопросы можно через организацию инновационной деятельности педагогов. Организация в этом случае рассматривается нами как создание реальных условий для достижения запланированных целей.

Научные исследования, посвященные данному вопросу (В.А. Беликов, Н.В. Ипполитова, Е.И. Козырева, Н.Н. Кузина, Л.И. Петрова, В.А. Сарапулов, И.В. Сниховская, О.Е. Станулевич, Н.С. Стерхова, О.Р. Эргардт и др.), отражают актуальность выявления, обоснования и проверки педагогических условий, способствующих достижению поставленной задачи.

В исследовании В.А. Сарапулова [5] организационно-педагогические условия рассматриваются как совокупность организационных, нормативно-правовых, научно-методических и социально-психологических условий, созданных для обеспечения эффективной подготовки педагогов к инновационной деятельности.

Под организационно-педагогическими условиями О.Е. Станулевич [6] рассматривает совокупность объективных возможностей, форм, методов и приемов повышения эффективности педагогического процесса и создания материально-пространственной среды.

Исследования, проведенные Л.И. Петровой [7], показали, что создание многофункциональной методической службы нового типа является одним из важнейших организационнопедагогических условий.

Анализ перечисленных выше исследований позволил выделить общее в трактовке понятия «организационно-педагогические условия» - направленность на совершенствование управления взаимодействием участников педагогического процесса при решении конкретных дидактических задач.

Применительно к теме нашего исследования под организационно-педагогическими условиями мы будем понимать комплекс внешних и внутренних обстоятельств, включающий информационно-методические мероприятия, обеспечивающие достижение поставленной цели в процессе реализации инновационной деятельности преподавателями колледжа.

Исходя из вышесказанного, в комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность инновационной деятельности преподавателей в условиях введения ФГОС СПО, мы включили:

- нормативно-правовую базу;

- повышение профессионального мастерства преподавателей;

- материально-технические условия;

- методическое сопровождение инновационной деятельности преподавателей колледжа;

- мониторинг качества внедрения ФГОС СПО.

Рассмотрим данные условия более подробно.

Одно из главных условий на данном этапе - это обновление нормативно-правовой базы. Нормативно-правовое обеспечение реализации инновационной деятельности преподавателей на этапе внедрения ФГОС СПО происходит в трех направлениях:

- разработка документов, регулирующих взаимодействие всех участников образовательного процесса. Для того чтобы иметь четкие, понятные ориентиры в колледже разработаны положения, регламентирующие образовательный процесс; локальные акты позволяют определить доплаты и стимулирующие надбавки преподавателям, реализующим ФГОС СПО; в соответствии с новыми стандартами приведены в соответствие должностные инструкции; внесены изменения в Устав колледжа;

- разработка документов, отражающих требования к организации и методическому обеспечению инновационной деятельности преподавателей (макеты рабочих программ, методические рекомендации в помощь преподавателям по организации самостоятельной работы студентов, подготовке контрольно-оценочных материалов, по подготовке и защите выпускной квалификационной работы и т.п.). Данные макеты отражают алгоритм работы, позволяют создать и оформить необходимую документацию в соответствии с предъявляемыми требованиями;

- документы, регулирующие взаимодействие образовательного учреждения и работодателей. Согласно новым образовательным стандартам образовательное учреждение обязано учитывать запросы работодателей в процессе формирования требований к профессиональным компетенциям выпускников.

Обозначенные выше группы документов являются опорными точками, ориентирами, обеспечивающими переход на компетентностное обучение.

Не менее важное условие на данном этапе - повышение профессионального мастерства преподавателей. Современных педагогов должна отличать способность к инновационной профессиональной деятельности, высокий уровень методологической культуры и готовность к постоянному самообразованию. Подготовка кадров в сфере инновационной деятельности осуществляется в колледже за счет работы творческих лабораторий, временных рабочих групп, планирования маршрута инновационной педагогической деятельности, обеспечивающих новый уровень осознания педагогами важности реализуемой деятельности, а также возможность пропаганды успехов и опыта среди коллег. Организация и проведение на базе колледжа конференций различного уровня позволяет преподавателям обмениваться опытом по реализации ФГОС СПО; узнавать мнение работодателей по вопросам подготовки будущих специалистов и учитывать его при проведении занятий и практик, написании курсовых и дипломных работ.

В области материально-технического обеспечения образовательного процесса педагогами могут быть задействованы электронные образовательные ресурсы. Технические возможности оборудования, локальная сеть образовательного учреждения с выделенным сервером и доступ к Интернету позволяют осваивать и внедрять новые образовательные технологии, повышающие эффективность использования цифровых образовательных ресурсов. На сервере образовательного учреждения преподаватели имеют возможность поместить информацию как по пройденному материалу, так и для самостоятельного изучения; рекомендации к выполнению практических заданий и лабораторных работ.

Здесь следует обозначить проблему, с которой мы столкнулись - некоторые педагоги испытывали затруднения в использовании электронных образовательных ресурсов, а также с известной долей скептицизма относились к возможностям информационно-коммуникационных технологий, поэтому для них были организованы семинары-практикумы и мастер-классы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office PowerPoint; индивидуальные консультации, которые помогали ответить на возникающие вопросы приобрести практические навыки работы с компьютером и Интернетом. Созданные условия принесли результаты: педагоги активно используют информационные технологии при организации образовательного процесса, владеют навыками поиска информации в Интернете, создают текстовые документы и мультимедийные презентации, размещают свои материалы на различных образовательных сайтах.

Помимо рассмотренных выше организационных условий особое внимание необходимо уделить методическому сопровождению инновационной деятельности, которое рассматривается нами как систематическое взаимодействие методической службы колледжа и преподавателя, направленное на оказание помощи педагогу в решении его профессиональных проблем. Различные направления и формы на каждом из этапов методического сопровождения позволяют создать необходимые условия для реализации педагогами инновационной деятельности. В ходе практической подготовки педагогов использование активных и интерактивных методов

при проведении педагогических советов и разного уровня конференций позволило организовать нам взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, где каждый имел право высказать собственную точку зрения или отстоять свою позицию. Именно интерактивное взаимодействие в процессе совместного поиска ответов на волнующие вопросы создает условия для взаимопонимания и дальнейшего взаимодействия.

Особого внимания требует мониторинг качества внедрения ФГОС СПО, так как высокое качество предоставляемых образовательных услуг обеспечивает конкурентоспособность колледжа. Показателем качества подготовки выпускников является уровень освоения ими общих и профессиональных компетенций, поэтому среди первоочередных задач необходимо отметить создание фонда оценочных средств и отслеживание динамики в формировании компетенций студентов. Мониторинг позволяет отследить: насколько изменились подходы к определению содержания образовательной программы, направленной на освоение выпускниками конкретных видов профессиональной деятельности и к оценке результатов обучения.

Мониторинг реализации требований ФГОС СПО, контроль качества преподавания, анализ банка контрольно-оценочных средств и методического обеспечения образовательного процесса помогают выявить существующие проблемы. Информация, полученная в ходе мониторинга, является открытой для обсуждения и может быть использована участниками образовательного процесса с целью совершенствования инновационно-педагогической деятельности.

Итак, организация инновационной деятельности преподавателей подразумевает создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих изменения в особенностях взаимодействия всех субъектов образовательного процесса для достижения поставленных целей в процессе реализации ФГОС СПО.

Ссылки:

1. Хуторской А.В. Современные педагогические инновации на уроке // Эйдос. 2007. 5 июля. 11Р1_:

http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-4.htm (дата обращения: Об.05.2013).

2. Смирнов С.А. К вопросу о новой образовательной парадигме // Дискурс. 1996. № 2. 11Р1_:

http://www.nsu.ru/education/virtual/discourse2_12.htm (дата обращения: 06.05.2013).

3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. М., 1997.

4. Сниховская И.В. Педагогическая модель управления инновационной деятельностью учреждения среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

5. Сарапулов В.А. Организационно-педагогические условия подготовки работников образования к инновационной деятельности в муниципальной системе образования: дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2005.

6. Станулевич О.Е. Формирование содержания вариативной части основной профессиональной образовательной программы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.

7. Петрова Л.И. Методическое сопровождение инновационной деятельности учреждений среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.