Научная статья на тему 'Организация информационной среды образовательного учреждения в современных условиях'

Организация информационной среды образовательного учреждения в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1452
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / INFORMATION ENVIRONMENT IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION / INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF TRAINING OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Ольга Васильевна

В статье рассмотрены современные условия развития информационной среды в образовательном учреждении как атрибут образовательной системы. Исследованы свойства, характеристики, отражающие состояние каждого структурного компонента системы образования, включающей в себя цели, образовательный процесс, управление, образовательные программы и технологии, квалификацию и владение информационными технологиями всеми участниками образовательного процесса, а также систему электронных материалов. Показано, что все эти компоненты обеспечивают качество результата подготовку специалиста для работы в информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of the information environment of the educational institution in modern conditions

The article considers the current conditions of development of the information environment in an educational institution as an attribute of the educational system. Investigated the properties, characteristics, reflecting the status of each structural component of the education system, including objectives, teaching, management, educational programs, and technology skills and knowledge of information technology by all participants of the educational process, as well as electronic materials. It is shown that all the components work together to ensure the quality of the training specialist to work in the information society.

Текст научной работы на тему «Организация информационной среды образовательного учреждения в современных условиях»

УДК 371.2

О. В. Бирюкова

Организация информационной среды образовательного учреждения в современных условиях

В статье рассмотрены современные условия развития информационной среды в образовательном учреждении как атрибут образовательной системы. Исследованы свойства, характеристики, отражающие состояние каждого структурного компонента системы образования, включающей в себя цели, образовательный процесс, управление, образовательные программы и технологии, квалификацию и владение информационными технологиями всеми участниками образовательного процесса, а также систему электронных материалов. Показано, что все эти компоненты обеспечивают качество результата - подготовку специалиста для работы в информационном обществе.

The article considers the current conditions of development of the information environment in an educational institution as an attribute of the educational system. Investigated the properties, characteristics, reflecting the status of each structural component of the education system, including objectives, teaching, management, educational programs, and technology skills and knowledge of information technology by all participants of the educational process, as well as electronic materials. It is shown that all the components work together to ensure the quality of the training specialist to work in the information society.

Ключевые слова: информационная среда в образовательном учреждении, информационные технологии в системе квалификации участников образовательного процесса.

Key words: information environment in an educational institution, information technologies in the system of training of participants in the educational process.

Мировые тенденции общественного развития оказывают влияние на развитие современного образования. Это прежде всего основные вызовы современности, порождаемые развитием процессов глобализации. Применительно к России они выдвигают на первый план задачи развития гражданского общества, социокультурной модернизации страны, поворот в образовании к личности обучаемых на основе учета новых требований информационного общества к человеку, системе образования и обществу в целом.

Инновационные процессы в развитии экономики страны, изменение рынка профессий в условиях развития информационной среды ставят перед обществом и личностью новые задачи: это не только получение качественного высшего образования, но и приобретение второго обра-

© Бирюкова О. В. , 2014

зования, повышение имеющейся квалификации, освоение новых технологий, в том числе, информационных. Все это формирует новую для современного человека информационную среду как в отдельном образовательном учреждении, так и в обществе в целом.

Образование строится как социально-педагогическая система на всех уровнях его существования, в том числе на уровне образовательного учреждения. В современных условиях развития общества информационная среда - это атрибут образовательной системы, её свойство, характеристика, которая отражает состояние каждого структурного компонента этой системы. Она включает в себя цели, образовательный процесс, управление, образовательные программы и технологии. Но, прежде всего, это квалификация и владение информационными технологиями всеми участниками образовательного процесса, а также система электронных материалов. Все вместе эти компоненты обеспечивают качество результата - подготовку специалиста для работы в информационном обществе.

Информационное общество, в котором мы живем, характеризуется все возрастающей изменчивостью окружающего мира; быстрой сменой поколения вещей; передачей и обработкой в сжатые сроки больших объемов информации. В связи с этим наблюдается бурное развитие компьютерной техники, меняется оснащение и сопровождение образовательного процесса. Фактически современное общество живет в условиях бурно развивающейся информационной революции.

Как показывает анализ, электронные материалы стали неотъемлемой частью сопровождения образовательного процесса. А владение информационно-коммуникационными технологиями стало одним из необходимых условий деятельности и критерием качества образования. Владение сетевыми технологиями, технологиями поиска, работы с текстовыми документами, графикой, электронными таблицами, мультимедиа являются составляющими профессионализма педагога. Электронные материалы, формируемые в библиотеках, помогают всем активным и жаждущим познания людям удовлетворять их образовательные потребности.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет, кроме образовательных целей, обеспечить гуманизацию самого процесса образования. Обучающиеся, имеющие различные материальные возможности, находящиеся на разном удалении от учреждения, с использованием информационно-коммуникационных технологий теперь имеют одинаковые возможности для получения качественного образования. В этом разрезе не следует забывать и появившиеся возможности для организации инклюзивного образования, что на сегодняшний день очень актуально в обществе. В этой связи актуальными становятся дистанционные технологии обучения.

Рассматривая информационную картину мира с позиции системного подхода, мы видим окружающий мир под особым, информационным углом зрения. При этом она дополняет и развивает традиционную вещественно-энергетическую картину мира, которая начала складываться еще в античной философии, а с XVIII в. формировалась в основном в рамках физической науки и химии.

Согласно информационной картине мира, жизнь является системой открытой, многообразными путями в нее поступают и вещество, и энергия, и информация. Получение информации является условием жизнедеятельности любого организма. Биологи образно говорят, что «живое питается информацией», создавая, накапливая и активно используя ее. Любой живой организм, в том числе человек, является носителем генетической информации, которая передается по наследству. Человек живет в мире информации. Он воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств, передает и получает информацию в процессе общения с другими людьми, управления техническими средствами. История человеческого общества — это своего рода история накопления и преобразования информации. Человеческое мышление можно рассматривать как процессы обработки информации в мозгу человека. На основе информации, полученной с помощью органов чувств, и теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения, человек создает информационные модели окружающего мира. Такие модели позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире и принимать правильные решения для достижения поставленных целей.

В современном обществе информация становится главным ресурсом. Именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. Большая часть населения занята в сфере обработки информации или использует информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной производственной деятельности.

Все вышеперечисленное определяет понятие «информационное общество», соответствующее современному этапу развития цивилизации.

В связи с этим следует определить значение процессов «компьютеризации», «информатизации» и «интернетизации» в развитии современного общества.

Наиболее точным, по нашему мнению, является определение: «Информатизация — широкое использование информационных технологий во всех сферах жизни общества и человека. Информатизация (компьютеризация) образования — внедрение в процесс образования (обучения) методов сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе вычислительной техники, средств передачи информации с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых» [4].

Основная рабочая сила в условиях информатизации - работники, обслуживающие информационный сектор экономики, среди которых выделяется наиболее важная категория - менеджеры, эксперты по вопросам организации и управления. Они находятся в числе наиболее высокооплачиваемых профессиональных категорий персонала информационной экономики. Основным продуктом в условиях информатизации становится информационный продукт - товар особого рода, который имеет не только цену, выражающую его конкретную полезность для конкретных потребителей на рынке товаров, но и всеобщую полезность в виде непосредственно накапливаемого человеческой цивилизацией научного знания. Информация может многократно продаваться на рынке и при этом она не теряет своих потребительских свойств и не отчуждается от собственника. Продажа информации осуществляется в форме продажи патента, авторского права, лицензии или готового информационного продукта.

В целом, все существующие определения дают общее представление об информатизации и компьютеризации как едином процессе внедрения компьютерной техники во все сферы жизни человека.

Развитие современного общества построено на расширении информационного пространства, формировании информационной среды. Без поиска, отбора, анализа, использования информации сегодня уже невозможно представить жизнь современного человека. Признаком нашего времени становится парадоксальное сочетание избытка информации и информационного голода. Однако следует признать, что подобное было бы невозможно без развития всемирной паутины в сети Internet.

Зародившись во второй половине XX в., с 1991 г. сеть Internet стала доступна человечеству, основным назначением которой стал обмен разноформатной информацией. Быстрый доступ к информации, эффективный поиск, мультимедийные возможности всемирной паутины создали ей высокую популярность среди пользователей. Первые российские пользователи подключились к сети Internet в 1990 г., а в 1994 г. во всемирной паутине был зарегистрирован первый российский домен (ru). С этого момента к процессу «интернетизации» на планете подключилась Россия.

В словарях мы не найдем объяснения этого понятия. Но всем ясно, что необходимость иметь компьютер дома и на рабочем месте уже неоспорима, и, что важнее, возможность доступа к сети Internet является неотъемлемой частью компьютеризации нашего общества и неотъемлемой частью активно формирующейся вокруг каждого человека информационной среды.

Понятие «информационная среда» разработано в информатике. Однако оно вышло за рамки науки и широко представлено в реальной действительности. «Информационная среда - это весь набор условий

для технологической переработки и эффективного использования знаний в виде информационного ресурса.

К информационной среде относятся аппаратные средства, программное обеспечение, телекоммуникации, уровень подготовки кадров -специалистов и пользователей, формы стимулирования, контроля, методы и формы управления, документопотоки, процедуры, регламенты, юридические нормы и т. д. Причем в информационную среду входит не только управляющая подсистема, но и объект. В информационную среду входят рассматриваемые как элементы единой системы все факторы, воздействующие на информационные процессы и информационные системы в течение всего жизненного цикла от проектирования до использования» [5].

Рассмотрим основные этапы формирования информационной среды в нашем обществе.

Так, в 1986 г. в программе общеобразовательной школы на старшей ступени обучения появился предмет ОИВТ (основы информатики и вычислительной техники). С этого момента начался процесс «информатизации» в нашей стране.

Новый век принес в Россию новые социально-экономические условия и новое видение места компьютерной техники в обществе. Именно с начала XXI в., по нашему мнению, начался новый этап развития общества в нашей стране - развитие информационного общества, которое мы определили как этапы инновационного формирования информационной среды в обществе.

В 2001-2005 гг. во всех общеобразовательных школах появились компьютерные классы. Начался неумолимый процесс «компьютеризации». Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе от 17.12.2001 № 957/13-13 определило «основные характеристики предмета "информатика" в начальном обучении как новой составляющей грамоты младших школьников» и окончательно закрепило место учебного предмета «информатика» в учебном плане общеобразовательной школы. Процесс «компьютеризации» образования получил серьезный толчок усилиями государства. В 2005-2008 гг. все общеобразовательные учреждения получили бесплатный доступ к сети Internet. Так начался процесс «интернетизации» в образовательной отрасли. За следующие 3-6 лет совершен огромный прорыв в освоении всемирной паутины: созданы сайты образовательных учреждений, накоплен банк образовательных ресурсов, организовано дистанционное обучение, созданы образовательные порталы, социальные сети и т. д.

Описанную ситуацию создания информационной среды в обществе дополнит разговор о государственной программе «Электронная Россия», которая открывает перспективы для развития сетевых коммуникаций в России. Эта программа развивается с 2002 г. Она дополняется еще двумя проектами: партнерством для развития информационного

общества в России (ПРИОР - структура, созданная для того, чтобы в формировании политики развития информационного общества на равных участвовали все общественные силы, а не только власть) и российским порталом развития, который задуман как площадка для обсуждения, разработки и реализации национальной (а не только государственной) программы перехода России к информационному обществу.

Все перечисленное позволяет сделать вывод о достаточно активных шагах по пути формирования информационной среды в нашем обществе на основе «компьютеризации», «информатизации» и «интернетизации» российского общества.

Все три неразрывных процесса: «компьютеризация», «информатизация» и «интернетизация» являются неотъемлемыми характеристиками современного этапа развития цивилизации. Именно они создают условия для формирования информационной среды: стирания границ между научными дисциплинами, их смешивания, появления новых и постепенному переходу к единому научному пространству, что мы наблюдаем в настоящее время.

Происходившие изменения в социальной, экономической и научной жизни, начавшиеся в конце ХХ в. с появлением ЭВМ, не могли не затронуть сферу образования. В соответствии с Федеральным Законом «О некоммерческих организациях», принятым Государственной думой 8 декабря 1995 г. и дальнейших его изменениях, все образовательные учреждения обязаны представить достоверную полную информацию о своей деятельности в сети Internet. За прошедшие годы информатика, обладающая не только теоретической, но и технической базой (в роли которой выступают современные компьютеры, необходимые устройства для организации локальных сетей и возможности выхода в глобальную сеть Internet, разнообразные дополнительные устройства: мультимедийные, интерактивные и другие средства), прочно вошла в структуру системы общего и полного образования на всех ее ступенях.

Следует отметить, что в основу образовательного процесса всегда была положена система знаний, приобретаемая обучающимися в процессе учения. В свете происходящих глобальных информационных процессов само понятие «знание» претерпевает изменения. В эпоху информатизации общества знание не просто используется в ходе общественно-преобразующей деятельности людей, но знание используется для производства нового знания. Главным инструментом в получении такого вида знания является компьютер. Именно он использует знание как теоретическую основу, необходимую для исследования, проектирования, конструирования, создания и функционирования чрезвычайно сложной информационной технологии.

Итак, знание в информационном обществе является фундаментальной основой этого общества, всех его сфер - от производственно-экономической до политической и духовно-культурной.

Становится ясно, что знание, положенное в основу образовательной системы тоже претерпевает изменение. Посмотрим на измененную образовательную парадигму. Сегодня мы воспитываем и формируем «компетентного» человека - человека, который способен взять на себя ответственность за принятие решения возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. А на чем базируется решение? Конечно, на обработке полученной (нередко противоречивой) информации относительно рассматриваемой ситуации.

В соответствии с новой парадигмой образования образовательный процесс изменяется не только структурно, но и технологически и методически.

Во-первых, следует создать соответствующую техническую и технологическую базу. Она и выстраивается в процессе «компьютеризации» и «интернетизации» образовательной информационной среды. Включает в себя материально-техническую базу, а также набор технологий и методов, позволяющих распространить использование техники во всех сферах образовательной и социальной жизни. Это требует перестройки всех уровней системы образования: от дошкольного до послевузовского, вызывая необходимость создания системы непрерывного образования, ведь компьютерная техника быстро меняется, предоставляя все большие возможности ее использования.

Во-вторых, необходимо создать научную базу, которая включает в себя умение работать с информацией. Анализ характеристик, присущих информационному обществу, позволяет выделить проблему специальной подготовки человека к жизни в таком обществе. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать формирование у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей. Надо понимать, что подобные умения можно сформировать только при условии реализации соответствующих целей на всех учебных предметах, т. е. требуется единая образовательная система организации на основе новых технологических принципов.

Ведущую роль в формировании информационной среды играет информационно-коммуникационная компетентность педагога, которая должна стать его профессиональной характеристикой. Поэтому перед педагогической наукой современности появляется новая задача, требующая быстрого решения: быстрая, всемерная подготовка всех преподавателей страны к овладению информационными технологиями в условиях современного образовательного процесса.

Список литературы

1. Глушков В. М., Амосов Н. М. и др. Энциклопедия кибернетики. - Киев. 1975.

2. Демкин В. П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. - Томск: Изд-во: Томск. ун-та, 2003.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1990.

4. Российская энциклопедия по охране труда [Электронный ресурс]. - URL: http ://slovari.yandex. ru/

5. http://www.maksakov-sa.ru/Elem_IT/Inf_sreda/index.html

6. http://www.russia-gateway.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.