Научная статья на тему 'Со здание и развитие информационнообразовательной среды для формирования информационно‑коммуникационной компетентности учащихся и педагогов'

Со здание и развитие информационнообразовательной среды для формирования информационно‑коммуникационной компетентности учащихся и педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНФОРМАЦИОННО‑КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митюхина Марина Дмитриевна

Статья посвящена проблеме создания информационно-образовательных условий в образовательном учреждении для формирования информационно коммуникационной компетентности у субъектов образовательного процесса. Автор предлагает пути решения проблемы, связанной с внедрением современных информационно коммуникативных технологий во все сферы деятельности образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митюхина Марина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Со здание и развитие информационнообразовательной среды для формирования информационно‑коммуникационной компетентности учащихся и педагогов»

2. Коррекционно-развивающий блок. Развитие компенсаторных механизмов становления деятельности ребенка, преодоление и предупреждение вторичных отклонений.

Цели, задачи и содержание:

- развитие и коррекция недостатков эмоциональноволевой сферы и формирующейся личности;

- коррекция познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

- развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков;

- формирование ведущих видов деятельности.

- формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности

3. Здоровьесберегающий блок. Совершенствование функций формирующего организма ребенка.

Цели, задачи и содержание:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья,

- медицинский контроль и профилактика заболеваемости;

- включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;

- специально организованные занятия с руководителем физкультуры в спортзале по формированию двигательных навыков у детей.

4 Воспитательно-образовательный блок,

Становление нравственных основ личности, социально- приемлемого поведения в обществе. Развитие ориентировочной и познавательной деятельности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности.

Цели, задачи и содержание:

- социально-нравственное развитие;

- познавательное развитие;

- эстетическое развитие;

- формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста для каждого периода.

5. Социально-педагогический блок.

Цели, задачи и содержание:

- коллективные формы взаимодействия с семьей;

- индивидуальные формы работы с семьей;

- формы наглядного информационного обеспечения;

- решение организационных вопросов;

- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями и соц. службами.

Принципы:

- Системный подход:

- Единство диагностики и коррекции развития ребенка;

- Развивающий характер обучения с учетом сензи-тивных периодов развития ребенка;

- Целостность подходов к коррекции развития, сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья ребенка;

- интегрированность, взаимодополняемость всех компонентов коррекционно-педагогического процесса;

- расширение пространства детства.

Аналитическая деятельность

1. Мониторинг системы лечебно-оздоровительной работы;

2. Результативность по исправлению нарушений по заключениям МПМК;

3. Исследование коммуникативных способностей образного мышления и готовности к школьному обучению.

Программно-методическое обеспечение

1. Программа дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта « Коррекционно-развивающее обучение» ЕЛ. Екжано-ва, ЕЛ. Стребелева.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение:

а) медицинское воздействие

- профилактические мероприятия,

- симптоматическое медикаментозное лечение,

- мониторинг здоровья,

- медицинское обследование узкими специалистами,

- здоровьеукрепляющая деятельность.

б) коррекционно-педагогическое воздействие

- познавательное развитие,

- коррекция вербально-двигательных процессов,

- коррекция речевого развития,

- становление игровой деятельности,

- формирование элементов трудовой деятельности,

- здоровьесохраняющая деятельность (валеологи-ческое образование),

- коррекция сенсомоторных нарушений.

в) психолого-педагогическое и психофизическое воздействие

- формирование мотивации к познанию,

- формирование психических процессов,

- формирование ручной и тонкой ручной моторики,

- развитие коммуникативных способностей.

Участники коррекционно-педагогического процесса:

- врач-педиатр,

- психиатр,

- учитель-дефектолог,

- педагог-психолог,

- музыкальный руководитель,

- руководитель по физвоспитанию,

- медсестра,

- воспитатель,

- родители.

Модель выпускника детского сада группы для умственно отсталых детей

1. Социально адаптированный, с хорошими навыками самообслуживания.

2. С развивающимися и элементарными познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми.

3. С устраненными или сведенными к минимуму отклонениями в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии.

4. С обобщенными представлениями об окружающем мире, способствующими к дальнейшему развитию и совершенствованию охранных анализаторов.

5. Ребенок, освоивший все виды деятельности, предусмотренные программой обучения и воспитания детей с нарушенным интеллектом.

6. Психически подготовленный к обучению в специализированной школе.

7. Достаточность уровня физического развития.

Статья посвящена проблеме создания информационно-образовательных условий в образовательном учреждении для формирования информационно — коммуникационной компетентности у субъектов образовательного процесса. Автор предлагает пути решения проблемы, связанной с внедрением современных информационно — коммуникативных технологий во все сферы деятельности образовательного учреждения.

Митюхина Марина Дмитриевна

заместитель директора МОУ лицей № 39 город Нижний Тагил, Свердловская область Iicej39@mail.ru

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ

Как создать условия в образовательной среде школы для формирования и развития информационно-коммуникационной компетентности учащихся и педагогов?

Ж

Ключевые слова: информационно-образовательная среда образовательного учреждения, информатизация образовательного процесса, информационно-коммуникационная компетентность, электронные учебные материалы.

Одним из эффективных факторов развития и модернизации образовательного процесса являются информационные и коммуникационные технологии. Они позволяют реализовать следующие фундаментальные положения, определяющие основные пути развития современного образования:

- изменение целей образования в направлении формирования и развития способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации, решению нестандартных творческих задач;

- обновление содержания образования, увеличение степени интегрированности различных учебных предметов;

- внедрение проектных форм и моделей учебного процесса, предусматривающих новую роль учителя в качестве консультанта и партнера.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года нормативно оформила требования к выпускнику общеобразовательного учреждения как к личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в постиндустриальном обществе. Основополагающей компетентностью выпускника в современном обществе является компетентность информационно-коммуникационная.

Под информационно-коммуникационной компетентностью (ИКК) понимаются деятельностные индивидуальные способности и качества, определяющие возможности и умения:

• самостоятельно искать, собирать, анализировать, представлять, передавать информацию; осуществлять ее электронную обработку, переводить из

одной знаковой системы в другую (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

• моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе - собственную индивидуальную деятельность;

• участвовать в обсуждении проблем, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам с использованием сведений для ее аргументации,

• публично представлять результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации;

• использовать в своей практической и профессиональной деятельности современные информационные и коммуникационные технологии1.

Реализацию перечисленных фундаментальных положений можно обеспечить путем организации деятельности учащихся в информационно-образовательной среде, построенной на основе информацион-но-коммуникационных технологий.

В рамках сетевого взаимодействия инновационноактивных школ Уральского региона2-3, работа лицея по-

1 Роберт И. В. Информационное взаимодействие в ин-формационно-коммуникационной предметной среде // Ученые записки: Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования. Вып. 5. - М.: ИИО РАО, 2001.

2 Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009. - № 12 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инно-вационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010. - № 1

зволяет реализовать в образовательной деятельности многие инновационные педагогические идеи и технологии, являющиеся актуальными в связи с процессом модернизации содержания образования Российской школы, в соответствии с федеральной целевой программой «Электронная Россия», национальной инициативой «Наша новая школа».

В процессе организации информационно-образовательной среды лицея осуществлялась деятельность по информатизации образовательного процесса, а именно:

• создание необходимых информационных условий для осуществления всех видов образовательной деятельности;

• осуществление интенсификации информационного кругооборота между всеми структурами;

• расширение средств информации за счет использования ПК и новых информационных технологий с последующей переориентацией содержания учебных дисциплин;

• формирование компьютерной грамотности и другое.

Были проведены социологические исследования с целью выявления потребностей всех субъектов образовательного процесса, которые показали, что:

• потребности педагогов, прежде всего, связаны с развитием самостоятельной деятельности их учеников; с внедрением в образовательный процесс инфор-мационно-коммуникационных технологий; получением информации из различных ресурсов и т.п.

• для учащихся лицея характерны потребности, связанные с учебной деятельностью, интересами и склонностями: просмотр и прослушивание видео- и аудио- материалов; извлечение информации из Интернета; фиксирование в электронном виде материалов, полученных из фондов медиатеки; взаимодействие с другими учащимися; участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней; организация условий для творческой деятельности; участие в дистанционных всероссийских научно-практических конференциях; дистанционное обучение; подготовка к ЕГЭ.

• потребности администрации связаны, прежде всего, с оптимизацией образовательного процесса, компьютеризацией управленческой деятельности.

• потребности родителей связаны с возможностью оперативно знакомиться с нормативно-правовой документацией, с результатами образования учащихся и участвовать в образовательном процессе с целью создания условий для качественного образования детей.

После выявления потребностей субъектов образовательного процесса, был проведен анализ материально-технических, организационно-содержательных, научно-методических, нормативно-правовых, кадровых условий и разработан плана мероприятий по организации информационно-образовательной среды.

В течение нескольких лет образовательное учреждение оснащалось компьютерной техникой, накапливались электронные информационно-образовательные ресурсы. Возникла необходимость систематизировать ресурсы, определить оптимальные пути использования компьютерной техники в образовательном процессе и в управленческой деятельности. Развитие материально-технических условий напрямую связано с процессами информатиза-

ции образовательного процесса. В лицее работают два кабинета информатики, создан медиацентр. В 2006, 2008 гг. лицей участвовал в конкурсе в рамках национального проекта «Образование» и выиграл гранты по 1 млн рублей. Эти средства были использованы на оборудование видео-пресс-центра, информационно-методического центра по физике и математике, приобретения копиров, принтеров, интерактивных досок. Оборудован компьютерный класс для начальной ступени. Оснащены кабинеты администрации и психологической службы компьютерами, объединенными в единую локальную сеть.

Необходимо было развивать и нормативно-право-вую базу с учетом санитарных правил и норм, связанных с применением информационных и коммуникационных технологий, нормативов оплаты труда и амортизации техники. Было утверждено Положение об информационно-аналитическом центре, определены должностные инструкции сотрудников данной структуры, сотрудников видео-пресс-центра.

Были решены следующие организационные задачи:

• создан и постоянно обновляется единый банк данных, ориентированный на информационные потребности субъектов образовательного процесса;

• создана единая компьютерная сеть лицея;

• налажены контакты с различными организациями сферы образования и информационных услуг (Муниципальный информационно-методический центр, Институт развития регионального образования г. Екатеринбурга, НП «Интеграция» г. Москва, Центр «Эй-дос», вузами, библиотеками и т.д.);

• организовано более тесное взаимодействие с педагогами города через проблемные семинары, конференции;

• организован выход в глобальную сеть Internet из каждого учебного кабинета, зарегистрированы E-mail и сайт лицея.

Был решен ряд задач содержательного блока:

• определены эффективные пути совершенствования образовательного процесса; совершенствования инновационного поля лицея;

• внедрена управленческая компьютерная программа «Директор»;

• установлены 24 учебные программы, 20 электронных учебников, электронный психологический мониторинг;

• организовано дополнительное образование одаренных детей.

Обновление научно-методических условий позволило внедрить в образовательный процесс современные электронные средства поддержки и сопровождения образовательного процесса, организовать использование электронных учебных материалов «Московской циф-ротеки школьного наукограда», авторских электронных учебных материалов Матроса Д.Ш., доктора педагогических наук, профессора, декана факультета информатики ЧГУ, других электронных образовательных ресурсов и осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения; применять в образовательном процессе информационные технологии.1

1 Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 г.г.)». - М., 2002.

Внедрение в учебный процесс информационных технологий, развитие информационно - коммуникационной компетентности учителя и ученика, совершенствование профессионального мастерства педагогов - вот некоторые факторы, которые способствовали развитию образовательного сообщества, создали условия для адаптации учащихся в информационном обществе.

Технологические достижения не могут принести результата, если педагоги не знают, как их эффективно использовать. Поэтому необходимо было развивать кадровые условия так, чтобы компьютерная техника, компьютерные и Интернет-технологии стали потребностью для педагогов лицея с целью осуществления значимой для учащихся и самих педагогов деятельности. В лицее были проведены курсы повышения квалификации для всех педагогов по теме «Информатизация среднего общего образования». Педагоги лицея прошли курс «Создание электронного учебника» на базе Муниципального информационно - методического центра, курсы «1п1е1».

В заключение отметим, что создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения связано с рядом организационных, технологических и содержательных нововведений, В целом их можно обозначить как инновации, способствующие совершенствованию образовательного процесса: изменение методики обучения, организация доступа к качественным образовательным ресурсам, консульта-

ционная поддержка учащихся, изменение роли учителя, формирование индивидуальных образовательных траекторий обучения.

Литература

1. Вишнякова А.В. Образовательная среда как условие формирования информационно- коммуникационной компетентности учащихся: Дис. канд. пед. наук. - Оренбург, 2006.

2. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12 .

3. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия ин-новационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010.-№ 1

4. Данильчук Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога. - Волгоград: Перемена, 2005.

5. Роберт И.В. Информационное взаимодействие в ин-формационно-коммуникационной предметной среде // Ученые записки: Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования. Вып. 5. - М.: ИИО РАО, 2001.

6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М., Школа-Пресс, 2007.

7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 г.г.)». - М., 2002.

В статье рассматривается здоровьесберегающая организация обучения и воспитания обучающихся, и применение новых инновационных методов оздоровления обучающихся в образовательных учреждениях.

Тараканова Валентина Викторовна

кандидат педагогических наук доцент Егорьевского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

т

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия, валеологическая грамотность.

Педагогические условия развития здоровьесберегающих технологий образовательного процесса в ситуации нарастающей экологической опасности, информационных перегрузок и социальных напряжений являются необходимой предпосылкой сохранения

здоровья педагогов и обучающихся. Целостный подход к оценке состояния здоровья и средствам его сбережения наметился еще в античной медицине.

Основоположником разработки здоровьесберегающих технологий в теории и практике медицины, по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.