ЕДИ Ш
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
АЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПРОГРАММЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011-2012 ГОДАХ
М.А. Позднякова, А.А. Коновалов
ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия», ГБУЗ НО «Медицинский информационно-аналитический центр», г. Н. Новгород
Коновалов Алексей Андреевич -e-mail: [email protected]
Организация информационного обеспечения в программе модернизации системы здравоохранения Нижегородской области в 2011-2012 годах. Рассмотрены мероприятия по модернизации информационного обеспечения здравоохранения региона, определены возможности и перспективы.
Ключевые слова: информационное обеспечение организации общественного здравоохранения.
Organization of information in the programme of modernization of the system of health of the Nizhny Novgorod region in 2011-2012. Consider the activities on modernization of the health information of the region, identify opportunities and prospects.
Keywords: information security of the organization of public health.
Внедрение современных информационных систем -одна из задач программы модернизации системы здравоохранения Российской Федерации. Мероприятия по реализации этой цели включают внедрение персонифицированного учета оказанных медицинских услуг, ведение электронной медицинской карты гражданина, запись к врачу в электронном виде, обмен телемедицинскими данными, а также внедрение систем электронного документооборота, ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения Нижегородской области (НО).
Решением Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества от 30.12.2010 системообразующая роль в создании регионального компонента единой информационной системы в сфере здравоохранения отведена медицинским информационно-аналитическим центрам субъектов РФ.
С 2006 г. в НО успешно реализуются мероприятия, направленные на создание единого информационного пространства. Информационные ресурсы системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования региона включают 11 баз данных.
Вместе с тем, отсутствие централизованного управления субъектами информационной системы приводит к разобщенности и дублированию процессов информатизации, нерациональному расходованию средств. Ряд программных продуктов устарел и не соответствует современным
требованиям. Необходимо решение вопросов, связанных с выравниванием технических возможностей учреждений, укомплектованием информационных служб квалифицированными кадрами.
Возрастает роль организационного, методического, технологического и законодательно-правового обеспечения процесса информатизации. Требуют дальнейшего решения вопросы защиты персонифицированной информации, хранящейся или передающейся в электронной форме.
Запланированные мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение области охватывают 160 учреждений муниципального и областного подчинения, работающих в системе обязательного медицинского страхования в 2011 г. и 162 учреждения - в 2012 г.
Повышение доступности и качества медицинской помощи за счет эффективного использования имеющихся ресурсов здравоохранения посредством внедрения современных информационных технологий предполагается за счет внедрения следующих основных сервисов:
- ведение электронной медицинской карты,
- ведение единого регистра медицинских работников,
- ведение электронного паспорта медицинского учреждения,
- ведение паспорта системы здравоохранения области.
Мероприятия по внедрению названных сервисов в
медицинских учреждениях НО включают:
- организацию единого центра обработки данных министерства здравоохранения НО;
65 мели® vb № 1 (4) апрель 2012
МЕАИт
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
создание удостоверяющего центра электронно-цифровой подписи;
- организация ведомственной защищенной УРЫ-сети;
- оснащение учреждений телекоммуникационным оборудованием;
- организация локальных вычислительных сетей и каналов связи;
- внедрение медицинских информационных систем;
- обучение сотрудников медицинских учреждений совре-нным информационно-телекоммуникационным технологиям, в том числе с использованием системы дистанционного обучения.
В первую очередь в 2011-2012 гг. предполагается унифицировать используемые на территории области медицинские информационные системы (МИС), приоритетно внедряя наиболее полно реализующие функционал учреждения в едином информационном пространстве, что существенно позволит сократить текущие затраты на обновление и поддержку.
С учетом диспропорций в оснащении средствами высокоскоростной связи и в связи с возможной нестабильной работой внешних каналов связи выбрана сервисориенти-рованная трехкомпонентная архитектура корпоративной сети (рабочее место - локальный сервер - центральный сервер) с возможностью репликации баз данных.
В зависимости от мощности медицинского учреждения предусмотрена поставка трех разных комплектаций оборудования в комплекте с необходимым общесистемным программным обеспечением. Функционал серверного комплекса в рамках медицинского учреждения организует систему информационной безопасности, поддерживает доменные службы, служит технологической площадкой для развертывания МИС и осуществляет шифрование уязвимого трафика.
При расчете оснащенности ЛПУ вычислительной техникой учитывалось наличие персональных компьютеров с характеристиками, достаточными для использования в программе модернизации, при этом даже компьютеры устаревших моделей в лечебных учреждениях могут быть использованы в качестве терминальных станций (рабочих мест). Создание в учреждениях структурированной кабельной сети (СКС) призвано обеспечить высокоскоростную передачу данных по локальной вычислительной сети и высокоскоростной доступ в Интернет, в том числе по защищенному каналу.
Таким образом, планируемая модернизация информационной системы здравоохранения Нижегородской области в 2011-2012 гг. - многоэтапный системообразующий процесс, включающий техническое развитие и внедрение прогрессивных информационных систем на основе эффективного использования телекоммуникационной инфраструктуры.
66 мели® ^ь № 1 (4) апрель 2012