Научная статья на тему 'Анализ совокупной стоимости владения как инструмент выбора стратегии при организации информатизации здравоохранения'

Анализ совокупной стоимости владения как инструмент выбора стратегии при организации информатизации здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / СОВОКУПНАЯ СТОИМОСТЬ ВЛАДЕНИЯ / HEALTHCARE INFORMATION SYSTEMS / INFORMATION SYSTEM DEPLOYMENT / HEALTHCARE MODERNIZATION PROGRAM / TOTAL COST OF OWNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалов А. А.

В 2011-2012 годах в рамках региональных программ модернизации создаются региональные сегменты единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения на период до 2020 года, произведено создание единой информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Оптимальный выбор стратегии информатизации системы здравоохранения конкретного региона является важнейшей проблемой, одним из путей решения которой является анализ совокупной стоимости владения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коновалов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the total cost of ownership as a tool of choice strategy in the organization of healthcare informatization

In accordance with the government concept of unified healthcare information system by 2020, the regional segments of system are established. Effectiveness of government funds, allocated for healthcare informatization is an important problem, which can be solved partially by calculation of the total cost of ownership (TCO). The investigation presents mathematical model of TCO, used in achievement of medical information system implementation in Nizhny Novgorod region

Текст научной работы на тему «Анализ совокупной стоимости владения как инструмент выбора стратегии при организации информатизации здравоохранения»

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

А.А. КОНОВАЛОВ,

к.м.н., директор государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Медицинский информационный аналитический центр» (ГБУЗ НО «МИАЦ»), доцент кафедры профилактической медицины факультета повышения квалификации института последипломного образования ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздрава Росиии», г. Нижний Новгород, Россия, [email protected]

АНАЛИЗ СОВОКУПНОЙ стоимости ВЛАДЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 614.2:61.002.63:61.003:681.3

Коновалов А.А. Анализ совокупной стоимости владения как инструмент выбора стратегии при организации информатизации здравоохранения (МИАЦ Нижегородской области, г. Нижний Новгород, Россия) Аннотация: В 2011-2012 годах в рамках региональных программ модернизации создаются региональные сегменты единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения на период до 2020 года, произведено создание единой информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Оптимальный выбор стратегии информатизации системы здравоохранения конкретного региона является важнейшей проблемой, одним из путей решения которой является анализ совокупной стоимости владения.

Ключевые слова: медицинские информационные системы, внедрение информационных систем, программа модернизации здравоохранения, совокупная стоимость владения

UDC 614.2:61.002.63:61.003:681.3

Konovalov А.А. Analysis of the total cost of ownership as a tool of choice strategy in the organization of healthcare informatization (Nizhny Novgorod regional center of medical information and analysis, Russia) Abstract: In accordance with the government concept of unified healthcare information system by 2020, the regional segments of system are established. Effectiveness of government funds, allocated for healthcare informatization is an important problem, which can be solved partially by calculation of the total cost of ownership (TCO). The investigation presents mathematical model of TCO, used in achievement of medical information system implementation in Nizhny Novgorod region.

Keywords: healthcare information systems, information system deployment, healthcare modernization program, total cost of ownership.

Введение

В рамках программы модернизации здравоохранения, реализуемой в 2011-2013 годах, значимое место отведено вопросам внедрения современных информационных систем здравоохранения, как основы повышения качества и доступности медицинской помощи, что особо отмечено в ряде решений федерального уровня [1-3].

В соответствии с Концепцией создания Единой государственной информационной системы в здравоохранении, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.04.2011 №364 (далее — Концепция, ЕГИСЗ), в 2011-2012 годах предписывалось обеспечить исполнение первого этапа создания системы — «базовой информатизации».

©А.А. Коновалов, 2013

6

г

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SOT 3, №5

■■■■

гш

Для региональных органов управления здравоохранением исполнение требований Концепции предусматривало, в частности [4]:

— разработку разделов региональных программ модернизации здравоохранения;

— разработку проектно-конструкторской документации на ЕГИСЗ и ее компоненты на уровне субъектов Российской Федерации;

— защищенное подключение медицинских организаций к сети общего пользования Интернет;

— обеспечение медицинских организаций компьютерной техникой, сетевым оборудованием и средствами информационной безопасности;

— создание прикладных региональных компонентов ЕГИСЗ.

По замыслу, перечисленные мероприятия призваны заложить базис для дальнейшего развития системы, причем совершенно очевидно — не только для второго этапа (2013-2020 годы), но и на гораздо более длительную перспективу.

При этом каждому региону приходится самостоятельно определять пути стратегического планирования регионального сегмента ЕГИСЗ, неся ответственность за расходование средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и средств регионального софинансирования.

Как известно, ошибки планирования — «фундаментальные факторы риска» любых масштабных проектов, в особенности наукоемких [5]. Именно бессистемность развития IT-сектора в медицине на ранних этапах, бюджетное неравенство, ориентированность на решение локальных задач привели к разному исходному состоянию информатизации здравоохранения как на уровне субъектов РФ, так и отдельных учреждений и стали предпосылками создания ЕГИСЗ в целях унификации и стандартизации.

Изложенное подчеркивает актуальность проблемы повышения эффективности исполь-

зования средств, направляемых на информатизацию системы здравоохранения региона, и нацеливает на принятие взвешенных научно обоснованных решений.

Пути инвестиций в системную информатизацию здравоохранения

В настоящее время в ряде источников [6-9] описываются два пути бюджетных инвестиций в системную информатизацию государственных организаций, а именно:

1. Создание регионального сегмента ЕГИСЗ на основе существующего информационного поля с учетом адаптации к уже действующим в организациях решениям, интеграция которых происходит по принципу внедрения в каждом учреждении дополнительного аппаратно-программного обеспечения.

2. Разработка и внедрение в работу единого системообразующего программного решения, имеющего широкий набор функций. Этот путь предполагает размещение во всех объектах системы единого программного продукта (продуктов), отвечающего установленным стандартам информационного обмена и изначально способного производить типовой информационный обмен.

Для определения наиболее эффективного пути в ходе предпроектного исследования были изучены в десятилетней ретроспективе средние показатели расходов медицинских организаций Нижегородской области на информатизацию (таблица 1).

Характерно, что в структуре расходов организаций областного подчинения большее внимание уделялось построению технической инфраструктуры (структурированные кабельные системы, оборудование серверных помещений, линии связи и т.п.), а в муниципальных учреждениях здравоохранения картина носит обратный характер: основная доля расходов направлялась на внедрение и обслуживание информационных систем при относительно низком внимании к вопросам инфраструктуры.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ \ N ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

Таблица 1

Среднегодовые расходы на информатизацию медицинских учреждений Нижегородской области, в расчете на учреждение (2000-2010 гг., тыс. рублей)

Вид инвестиций Источник инвестиций

(в расчете на учреждение) областной бюджет местные бюджеты

Расходы на внедрение информационных систем 62,1 104,1

Расходы на IT-инфраструктуру 184,3 68,1

Итого 246,4 172,2

Для определения наиболее экономически эффективной модели расходования средств из рассматриваемых двух вариантов был оценен уровень потенциальных затрат при выборе каждого из них.

При оценке информационных проектов принято использовать как традиционные финансовые, так и современные инновационные модели [6]. В данном случае в основу анализа был положен метод расчета совокупной стоимости владения, созданный компанией Gartner, Inc.

Анализ совокупной стоимости владения информационной системой (Total cost of ownership, TCO) — метод, оценивающий полные затраты на владение автоматизированной информационной системой на протяжении всего жизненного цикла, а не только первоначальные затраты или стоимость закупки.

Основная идея данной методики — минимизация стоимости владения при заданных параметрах функциональных возможностей.

Анализ совокупной стоимости владения информационной системой

Совокупная стоимость владения региональной МИС складывается из суммы стоимостей владения МИС, эксплуатируемых во всех учреждениях системы здравоохранения региона, то есть:

TCOn = X (TCO)i

[ = 1

где n — количество точек внедрения МИС, то есть количество эксплуатантов.

Для расчета совокупной стоимости владения (ТСО) региональной МИС затраты разделены на две составные части:

TCO = TCOp + TCA ,

где TCA (Total cost of assets) — общая стоимость первоначальных и дальнейших вложений, TCOp (Total cost of operations) — совокупная стоимость использования.

Совокупная стоимость использования (ТСОр) представляет собой сумму затрат на использование вычислительного комплекса и включает:

— People costs (PCs) — стоимость человеческих ресурсов (системные администраторы и операторы, управляющий персонал и пр.);

— Environment costs (EC) — стоимость окружения вычислительного комплекса (электропотребление, охлаждение, аренда помещения, противопожарная система, структурированная кабельная система);

— Service Costs (ServC) — стоимость сопровождения аппаратного и программного обеспечения;

— Security Costs (SecC) — стоимость системы защиты.

Как указывалось, учреждения системы здравоохранения не однотипны, поэтому расчет совокупной стоимости использования целесообразнее проводить в отношении каждого эксплуатанта:

m m m m

ТСОр = X (PCs), + X (EC),- + X (ServC)i + X (SecQi

i=1 i=1 i=1 i =1

8

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SOT 3, №5

■■■■

гш

100

79 86^,

71 '

- 100

- 80

15 -

10 -

5 -

l°2 I I II I I I

- 40

6,6 | 6,6 | 6,6 |

_Ь 20

затраты (тыс. руб)

накопленный процент

Рис. 1. Диаграмма Парето по структуре совокупной стоимости владения информационной системой

где m — количество рабочих мест у эксплуатанта.

В то время как ТСОр фокусируется на стоимости повседневного использования системы, общая стоимость первоначальных и дальнейших вложений (ТСА) имеет дело с вложениями в программно-аппаратный комплекс и включает в себя следующие статьи расходов:

— Hardware Costs (НС) — стоимость аппаратного обеспечения;

— Network Costs (NC) — стоимость сетевого аппаратного обеспечения.

— Software Costs (SoftC) — стоимость программного обеспечения.

Таким образом, в математическом выражении общая стоимость вложений (ТСА) выглядит так:

m m m

ТСОр =2 (.НС), +2 (EC), +2 (SoftC )t

i =1 i =1 i =1

Совокупная стоимость использования составляет в среднем 70% от совокупной стоимости владения вычислительным комплексом. Доминирующая доля в ТСОр — стоимость человеческих ресурсов. По исследованиям компании Interpose они составляют не менее 50% [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующим шагом в определении наиболее экономически эффективного пути сниже-

ния затрат на информатизацию здравоохранения будет выявление статей расходов, которые поддаются минимизации.

В составе ТСОр практически невозможно минимизировать затраты на окружение вычислительного комплекса (ЕС) и защиту системы (SecC) [6]. Минимизация затрат на человеческие ресурсы (PCs) и сопровождение (ServC) возможна, но ограничивается Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 23.07.1998 № 28 «Об утверждении Межотраслевых типовых норм времени на работы по сервисному обслуживанию персональных электронно-вычислительных машин и организационной техники и сопровождению программных средств».

В составе общей стоимости вложений существует реальная возможность снижения затрат на стоимость ПО (SoftC), которая связана со снижением затрат на человеческие ресурсы (PCs).

Для ранжирования факторов в составе совокупной стоимости была построена диаграмма Парето, чтобы отобразить рассматриваемые факторы в порядке уменьшения значимости.

Диаграмма Парето — инструмент, позволяющий установить основные факторы и распределить усилия с целью эффективного

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ш ■ ■ ■■■ ■ ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

Таблица 2

Структура среднегодовых расходов на информатизацию медицинских организаций Нижегородской области по видам расходов (2000-2010 гг., тыс. рублей)

Вид расходов Затраты (тыс. руб.) Накопленная сумма затрат (тыс. руб.) Процент затрат Накопленный процент

People costs (PCs) 33,2 33,2 35 35

Environment costs (EC) 18 51,2 19 54

Hardware Costs (HC) 16,5 67,7 17 71

Software Costs (SoftC) 7,5 75,2 8 79

Service Costs (ServC) 6,6 81,8 7 86

Security Costs (SecC) 6,6 88,4 7 93

Network Costs (NC) 6,6 95 7 100

Итого 95 - 100 -

разрешения соответствующих проблем. Анализ предполагаемых расходов средств бюджета на информатизацию здравоохранения региона в расчете на одно рабочее место дал следующие результаты (в порядке значимости) (таблица 2).

Из диаграммы Парето наглядно следует, что 71% всех затрат составляют 3 категории расходов: стоимость человеческих ресурсов (PCs), стоимость окружения (ЕС) и стоимость аппаратного обеспечения (НС) (рис. 1). Минимизировать затраты на аппаратное обеспечение и окружение программного комплекса практически невозможно, соответственно для достижения максимального эффекта основная работа должна быть направлена на оптимизацию человеческих ресурсов.

Выводы

Использование централизованного управления является наиболее эффективным и признанным методом снижения затрат по данной статье, позволяющим отдельному учреждению «экономить» штатные единицы системных администраторов, делегируя их полномочия уполномоченному «центру компетенции».

К достоинствам данной архитектуры, помимо чисто экономической выгоды, можно при-

числить: концентрацию информации о сети в одном узле управления, целостную картину построения сети, простоту управления правами администраторов сети, минимальную длину цикла управления, непротиворечивость решений и т.д.

Вместе с тем обязательным условием для реализации описанной схемы является управленческая однородность объектов, входящих в централизованно управляемую сеть. Успешность функционирования схемы централизованного управления региональной МИС обусловлена необходимостью внедрения в работу единой системы программных решений, которые, являясь родственными объектами разного вида и уровня сложности, будут технически совместимы с субъектом управления.

Таким образом, при выборе наиболее экономически эффективного варианта государственных инвестиций в построение информационной системы здравоохранения региона следует признать более рациональным внедрение единого аппаратно-программного системообразующего решения, позволяющего в перспективе создать единую информационную систему и имеющего широкие возможности конфигурирования.

10

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SOT 3, №5

■■■■

гш

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

4. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 №364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».

5. Кашкин В., Петрова Ю. Основные факторы риска при внедрении учетноуправленческих систем класса ERP на российских предприятиях//Эксперт РА http://www.raexpert.ru/researches/erp/part3/ (дата обращения 20.05.2013).

6. Кляшторная О.В. Оценка ИТ-проектов. Что выбрать?//Директор информационной службы. — 2003. — №6. http://www.osp.ru/cio/2003/06/172722 (дата обращения 20.05.2013).

7. Гусев А.В. Перспективы облачных вычислений и информатизация учреждений здравоохранения//Врач и информационные технологии. — 2011. — №2. — C. 6-17.

8. Шурыгина И.Г., Дорогова А.В. Экономическая оценка инвестиций в IT-проекты// Управление корпоративными финансами. — 2010. — №2.

9. Лихварев А.С. Оценка инвестиционной привлекательности IT-проектов: применение сервисно-ориентированной архитектуры//Проблемы теории и практики управления. — 2010. — №4. — С. 93-101.

10. Соколова А.А, Филиппова И.А. Косвенные расходы при оценке ТСО//Инфор-мационная безопасность. — 2006. — № 5.

ИТ-новости

Ш1

Ш1

В МОСКВЕ ОТМЕНЯТ ЧАСТЬ БУМАЖНЫХ ФОРМ, ЗАПОЛНЯЕМЫХ ВРАЧАМИ НА ПРИЕМЕ

В Москве часть бумажных форм, заполняемых врачами при приеме пациентов, будет отменена. Об этом 3 сентября на заседании столичного правительства сообщил и.о. заместителя мэра по вопросам социального развития Леонид Печатников. По его словам, два соответствующих приказа подписаны Департаментом здравоохранения города. Отменяются 27 бумажных форм, которые не регламентируются федеральным законодательством, а часть форм будет переведена в электронный вид. Кроме того, 10 тыс. московских врачей обучат печатать на компьютере «вслепую».

Источник: http://www.medvestnik.ru/news/

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 11 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.