Научная статья на тему 'Роль информационных технологии в повышении контроля за расходами федерального бюджета на здравоохранение'

Роль информационных технологии в повышении контроля за расходами федерального бюджета на здравоохранение Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
395
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ / СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / STATE FINANCIAL CONTROL / INFORMATION MANAGEMENT CONTROL AND AUDIT BODIES / THE HEALTH CARE SYSTEM / FEDERAL BUDGET SPENDING ON HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахмедова Ильгама Ширинбалаевна

В статье показано значение информационных технологий в повышении контроля за расходами федерального бюджета на здравоохранение. Рассмотрены проблемы информационного обеспечения органов государственного финансового контроля и системы здравоохранения, а также пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ахмедова Ильгама Ширинбалаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEROLEOFINFORMATIONTECHNOLOGY IN IMPROVING THE CONTROL OF FEDERAL EXPENDITURE BUDGETFORHEALTH

The article shows the importance of information technology to improve the monitoring of expenditures of the federal budget on health. The problems of information provision of state financial control and health systems, as well as ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологии в повышении контроля за расходами федерального бюджета на здравоохранение»

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА РАСХОДАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

УДК 336.148

Ильгама Ширинбалаевна Ахмедова

аспирант кафедры «Финансы» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Тел.: 8-926-520-82-55; E-mail: aama5@rambler.ru

В статье показано значение информационных технологий в повышении контроля за расходами федерального бюджета на здравоохранение. Рассмотрены проблемы информационного обеспечения органов государственного финансового контроля и системы здравоохранения, а также пути их решения.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль; информационное обеспечение контрольно-счетных органов, системы здравоохранения; расходы федерального бюджета на здравоохранение.

Ilgama Shirinbalaevna Ahmedova

post-graduate student, Department of Finance, FGOBU VPO «Financial university under the Government of the Russian Federation Tel.: 8-926-520-82-55; E-mail: aama5@rambler.ru

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN IMPROVING THE CONTROL OF FEDERAL EXPENDITURE BUDGET FOR HEALTH

The article shows the importance of information technoloay to improve the monitoring of expenditures of the federal budget on health. The problems of information provision of state financial control and health systems, as well as ways to solve them.

Keywords: state financial control, information management control and audit bodies, the health care system, federal budget spending on health.

В настоящий время существует ряд проблем информационного обеспечения субъектов финансового контроля за расходами федерального бюджета на здравоохранение. К ним относятся:

• недостаточное информационное взаимодействие между различными контрольными органами (Счетная палата РФ, Росфиннадзор, Минздравсоцразвития России и др.);

• отсутствие регламентируемых обязательных каналов обмена информацией;

• дефицит качественной и своевременной информации;

• наличие значительного количества несведенных в единую базу нарушений в расходовании средств федерального бюджета на здравоохранение;

• отсутствие единой информационной системы всех органов, независимо от их подчиненности, осуществляющих контроль за расходами федерального бюджета на здравоохранение.

Для решения указанных проблем важное значение имела федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65. Она позволила внедрить интенсивными темпами информационные технологии в деятельность федеральных органов государственной власти, в частности и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации. Практически 100% сотрудников этих органов обеспечены персональными компьютерами, отвечающими современным требованиям, созданы территориально распределенные компьютерные сети, в том числе имеющие доступ в сеть Интернет. Доля затрат на закупку программного обеспечения и услуги системной интеграции в структуре бюджетных расходов на использование информационных технологий постоянно увеличивается. Это позволяет развивать функциональные возможности используемых в деятельности федеральных органов государственной власти информационных систем и ресурсов.

В структуре органов государственной власти РФ образованы подразделения, ответственные за определение направлений политики в сфере использования информационных технологий. Формируется основа системы межведомственной координации государственных программ и проектов использования информационных технологий, установлен порядок создания координационных и совещательных органов в этой сфере. Так, в 2008 г. в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации был образован Департамент информатизации. Одной из основных его задач стало создание единой информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи гражданам России.

Реализуются проекты внедрения автоматизированных информационных систем в сфере электронного документооборота, управления материально-техническими, финансовыми и кадровыми ресурсами, а также проекты интеграции государственных информационных ресурсов между собой в рамках внедрения электронных административных регламентов предоставления государственных услуг.

Создаются прикладные системы информационно-аналитического обеспечения, формируются базы данных по основным направлениям деятельности органов государственной власти федерального уровня.

Органы государственной власти РФ создали интернет-сайты для размещения информации о своей деятельности, а также для предоставления услуг и обеспечения интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций.

Проводимая ежегодно оценка эффективности использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти РФ является основой для уточнения направлений реализации политики и корректировки государственных программ и проектов в этой сфере.

В 2003 году было принято решение о создании государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов РФ (далее - ГИАС КСО).

Целью этой системы является повышение эффективности внешнего финансового контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, государственных внебюджетных фондов, управлением государственным имуществом на основе внедрения современных информационных технологий.

На базе ГИАС КСО регламентируются типовые процедуры государственного финансового контроля, что позволяет устранить межведомственные барьеры, обеспечить прозрачность и открытость функционирования органов государственной власти, повысить качество государственных услуг.

ГИАС КСО дает возможность сформировать единое информационное, нормативно-правовое и методологическое пространство контрольно-счетных органов Российской Федерации для эффективного осуществления функций внешнего контроля.

Для отработки решения ГИАС КСО создана пилотная зона, включающая в себя Счетную палату РФ и 11 контрольно-счетных палат в субъектах РФ (Владимирской обл., Ростовской обл. и

др.). [1]

При внедрении ГИАС КСО необходимо решить следующие задачи:

- создать интеграционные механизмы, позволяющие обеспечить интегрированное управление электронными информационными потоками и ресурсами, а также гарантированную защиту от несанкционированного доступа к ним;

- повысить уровень автоматизации контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и обеспечивающей деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации;

- создать единую защищенную информационно-коммуникационную инфраструктуру (центров обработки данных в КСО, объединенных быстрыми каналами связи) для обеспечения регламентированного взаимодействия КСО между собой, с внешними информационными ресурсами участников бюджетного процесса и инспекционными бригадами КСО на проверяемых объектах;

-обеспечить наполнение всех центров обработки данных ГИАС КСО общесистемным и прикладным программным обеспечением, необходимым для эффективного выполнения контрольно-счетными органами их функций;

- усовершенствовать информацион-

ное обслуживание всех видов деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации;

- расширить спектр информационных услуг, предоставляемых внешними источниками финансовой, социально-экономической, нормативно-правовой и политической информации для обеспечения растущих потребностей КСО в связи с переходом на программно-целевые методы бюджетного планирования;

- повысить уровень информированности общества о ходе и результатах мероприятий в сфере государственного финансового контроля.

Полнота и достоверность сведений, собираемых и циркулирующих внутри ГИАС КСО, может принести значительную практическую пользу и органам исполнительной власти. КСО на основе собираемых сведений контролирует бюджет, а орган исполнительной власти, пользуясь теми же данными, может управлять бюджетом. При известных правилах и методиках внешнего контроля такое взаимодействие существенно повысит эффективность работы исполнительных органов, а КСО получит реальную возможность осуществлять профилактические функции.

В рамках реализации ФЦП «Электронная Россия» была принята Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 27.09.2004 № 1244-р (с посл. изм. от 10.03.2009). В ней предусмотрено повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг.

Задачами повышения эффективности использования информационных технологий являются [2]:

- формирование общей информационно - технологической инфраструктуры для обеспечения деятельности органов государственной власти РФ;

- разработка стандартов в сфере использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти РФ, создания государственных информационных систем, их интеграции и совместного использова-

ния в рамках создания общего информационного пространства органов государственной власти РФ;

- централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), содержащих качественную информацию, необходимую для выполнения основных функций государственного управления, обеспечения доступности соответствующих данных на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций;

- увеличение объемов, объединение и централизация закупок однотипной продукции в сфере информационных технологий в интересах органов государственной власти РФ для получения эффекта экономии на масштабе;

- создание единой системы мониторинга и контроля эффективности использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти РФ;

- совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы с учетом международной практики.

Приоритетами использования информационных технологий в бюджетной сфере являются:

- оптимизация бюджетного процесса, обеспечение его прозрачности;

- повышение эффективности деятельности контрольных органов по предупреждению, обнаружению и расследованию финансовых нарушений на основе создания комплексной системы формирования и экспертизы проектов федерального бюджета, учета и анализа доходов и расходов, а также других параметров исполнения федерального бюджета;

- повышение эффективности государственного финансового контроля.

В сфере здравоохранения приоритетами использования информационных технологий являются:

- повышение качества и доступности медицинской помощи,

- создание систем мониторинга состояния здоровья населения,

- создание систем анализа существующих и перспективных потребностей населения страны в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.

Для осуществления эффективного государственного финансового контроля за расходами федерального бюджета на здравоохранение важное значение имело создание единой вертикально интегрированной государственной ав-

томатизированной информационной системы «Управление» (далее - система «Управление»). Она представляет собой комплекс информационных систем и информационных ресурсов, включающий центральную информационную систему, ведомственные информационные системы, информационные ресурсы которых предназначены для принятия управленческих решений в сфере государственного управления.

Данная система решает следующие задачи [3]:

- обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия высшими органами государственной власти решений в сфере государственного управления, а также при планировании деятельности этих органов;

- осуществление мониторинга, анализа и контроля исполнения принятых указанными органами решений, реализации национальных приоритетных проектов (включая ПНП «Здоровье»), мероприятий по оздоровлению российской экономики, процессов, происходящих в социальной сфере и др.

Система «Управление» позволяет обеспечить систематизацию и анализ:

• информации о бюджетных проектировках и об исполнении федерального бюджета, включая информацию о кассовом исполнении федерального бюджета и бюджетную отчетность главных распорядителей средств федерального бюджета;

• информации о ходе реализации программ, проектов, комплексов мероприятий, реализуемых за счет средств федерального бюджета;

• информации об уровне социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, в том числе в сопоставлении с мировой статистикой;

• информации об эффективности деятельности органов государственной власти;

• государственной официальной статистической информации, собираемой в соответствии с федеральным планом статистических работ;

• нормативно-справочной информации, содержащейся в ведомственных информационных системах и др.

Первым этапом реализации данной системы «Управление» стало создание в 2007 году государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритет-

ными национальными проектами, что позволяет [4]:

• повысить эффективность информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации приоритетных национальных проектов, в том числе и «Здоровье»;

• повысить эффективность расходования бюджетных средств при реализации приоритетных национальных проектов;

• обеспечить эффективность управления реализацией приоритетных национальных проектов за счет повышения оперативности и качества принимаемых управленческих решений по реализации отдельных мероприятий;

• повысить эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и снизить уровень коррупции при реализации приоритетных национальных проектов;

• снизить трудозатраты на выполняемые вручную до создания системы операции по сбору, обработке, поиску и представлению данных о реализации приоритетных национальных проектов, а также подготовку сводной отчетной документации.

В 2010 году в числе мероприятий ФЦП «Электронная Россия», где единственным исполнителем является ОАО «Ростелеком», выделяются следующие [5]:

- анализ информационных процессов межведомственного взаимодействия, а также подготовка системного и технического проекта на создание и эксплуатацию на территории Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства;

- развитие единой вертикально интегрированной автоматизированной информационной системы обеспечения мониторинга результативности деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по достижению ими ключевых показателей в области социально-экономического развития РФ, реализации приоритетных национальных проектов и государственных программ, в т.ч. «Здоровье»;

- разработка единой системы планирования и мониторинга использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти.

На наш взгляд, важное место в со-

здании единого информационного пространства для проведения эффективного государственного контроля за расходами федерального бюджета на здравоохранение занимает формирование информационной системы здравоохранения.

В настоящее время существует ряд проблем информационного обеспечения подконтрольных объектов в системе здравоохранения России.

Большая часть средств вычислительной техники в медицинских учреждениях применяется в целях обеспечения их административно-хозяйственной деятельности, в то время как для автоматизации собственно лечебно-диагностического процесса и осуществления функций управления здравоохранением используется менее 20% компьютерного парка. В среднем по России на 10,6 работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения приходится один компьютер, при этом лишь 7,7% лечебно-профилактических учреждений используют в своей деятельности системы ведения электронной истории болезни или электронных медицинских карт, менее 3% оснащены средствами телемедицины [6]. К тому же медицинские информационные системы, как правило, не интегрированы между собой, а также с системами ресурсного планирования и учета в медицинских организациях.

Следует отметить: низкий уровень нормативного и методического обеспечения процесса информатизации здравоохранения; отсутствие единых подходов к тарификации медицинских услуг в рамках государственных гарантий; деятельность по стандартизации в сфере медицинской информатики находится в зачаточном состоянии и другие проблемы.

В целом не решена задача информационного взаимодействия различных организаций здравоохранения в рамках лечебного процесса, а в частных случаях крайне трудоемка и требует существенных затрат. В связи с этим отсутствует возможность проверки информации, предоставленной на вышестоящий уровень по установленной форме в агрегированном виде, на предмет достоверности, а также оперативного ознакомления с первичными данными.

Необходимо коренным образом изменить подход к информатизации здравоохранения, усилить координирующую роль государства и создать единую информационную систему здравоохра-

нения.

К настоящему времени в мировой практике накоплен значительный опыт использования информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении. В США, Канаде, Евросоюзе и многих других странах национальные программы информатизации здравоохранения реализуются уже более пяти лет. Информатизация здравоохранения в европейских странах, внедрение электронного документооборота позволяет сократить административные издержки более чем на 50%. Расходы на информатизацию составляют около 4,7% бюджета здравоохранения европейских стран. Основная часть инвестиций приходится на развитие систем бронирования медицинских услуг; обмена электронными медицинскими картами и медицинскими изображениями, а в конечном итоге создания единой национальной базы медицинских данных пациентов; электронных медицинских назначений и рецептов; телемедицины. [7]

Информационной системой в здравоохранении является совокупность методического, организационно -го, нормативного и правового обеспечения деятельности участников системы здравоохранения, а также программно-технических средств, проектируемых с учетом отраслевых стандартов и технических регламентов, использующих единую систему нормативно-справочной информации и развивающихся в рамках единой информационно-технической политики.

Создание информационной системы здравоохранения в РФ позволит повысить эффективность управления в сфере здравоохранения на основе информационной поддержки задач прогнозирования и планирования расходов федерального бюджета на оказание медицинской помощи, а также контроля за соблюдением государственных гарантий по ее предоставлению. Кроме того, будет способствовать повышению качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационного обеспечения деятельности медицинских организаций, в частности, необходимо создать условия для обеспечения единых требований к осуществлению деятельности в сфере охраны здоровья граждан: информационную систему, обеспечивающую учет деятельности в сфере охраны здоровья, в том числе персонифицированный учет оказываемых услуг; систему оценки деятельности работников, участву-

ющих в оказании услуг в сфере охраны здоровья; систему контроля качества услуг в сфере охраны здоровья.

Важное значение имеет обеспечение открытости системы здравоохранения, повышение уровня информированности населения в вопросах: ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний и получения медицинской помощи, качества обслуживания организаций.

Условиями эффективной реализации проекта создания информационной системы (далее - Системы) являются:

• Однократный ввод и многократное использование первичной информации, в том числе для целей управления здравоохранением.

• Использование электронных юридически значимых документов в качестве основного источника первичной информации.

• Обеспечение совместимости медицинских информационных систем, разрабатываемых различными производителями.

• Интеграция информационных ресурсов здравоохранения с информационными ресурсами других ведомств в части совместного использования персональных данных и электронного обмена документами.

• Обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных, в том числе за счет использования электронных средств идентификации врача и пациента.

• Централизованное управление разработкой, внедрением и сопровождением Системы на основании единой технологической политики с учетом отраслевых государственных, национальных и международных стандартов в области медицинской информатики, включая стандарт ИЬ7.

• Принятие решения о модернизации и разработке новых компонентов Системы с учетом максимально возможного сохранения существующих программно-технических средств на основе анализа совокупной стоимости владения.

Этапами создания информационной системы в здравоохранении являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. 2009 год: разработан проект концепции Системы [6], разработано финансово-экономическое обоснование, разработаны проекты технических заданий на создание элементов Системы;

2. 2010 год: подготовка к созданию

Системы, обеспечивающей, в том числе, персонифицированный учет оказания медицинской помощи гражданам РФ:

• разработка типовых решений участников системы здравоохранения (лечебно-профилактических учреждений, органов управления здравоохранением субъектов РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и др.), направленных на обеспечение качества медицинской и управленческой информации в области здравоохранения;

• апробация типовых решений в пилотной зоне - на базе 27 федеральных медицинских учреждений ФМБА России, Минздравсоцразвития России различных типов, находящихся на территории Москвы, Санкт-Петербурга и Красноярского края [6]. В 2010 г. на эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 239,7 млн. руб. [8]

3. 2011-2012 гг.: создание федерального информационного ресурса (разработка базового пакета нормативного правового и методического обеспечения создания и функционирования Системы; создание унифицированной системы идентификации, ведения и распространения медико-экономических справочников и классификаторов на основе международных стандартов, разработка и совершенствование базовых стандартов в области информатизации здравоохранения и др.); тиражирование типовых решений участников информационной системы здравоохранения; формирование единой сети информационного обмена, общее стимулирование внедрения информационных технологий в медицинских организациях.

В 2011-2012 гг. на эти цели планируется профинансировать из федерального бюджета 479,4 млн. руб. [8]

Результатом этих трех этапов по созданию информационной системы должны стать: внедрение электронной медицинской карты гражданина, обеспечение ее перемещения за гражданином, запуск сервиса электронной записи к врачу, организация взаиморасчетов на основе единой нормативно-справочной информации в рамках информационной системы, обеспечение подтверждения объема и качества получения услуг медицинской помощи, переход на сплошное наблюдение в рамках сбора медицинской статистики.

4. 2013-2015 годы: создание (развитие) прикладных систем участников

Таблица 1. Ожидаемые социально-экономические эффекты от создания информационной системы здравоохранения

Для граждан

• снижение смертности, инвалидности и осложнений, связанных с медицинскими ошибками, низким уровнем оперативности, полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациентов и имеющихся ресурсах в системе здравоохранения;

• повышение качества и доступности медицинского обслуживания, лекарственного обеспечения и обеспечения населения изделиями медицинского назначения за счет повышения точности планирования и распределения необходимых объемов медицинской помощи и ресурсов в системе здравоохранения;

• уменьшение ошибок медицинского персонала, связанных с назначением лекарственных препаратов и выбором курса лечения, за счет доступа врачей к информации о новых методах лечения и лекарственных препаратах;

• повышение эффективности процесса обслуживания пациентов за счет обеспечения доступа лечебно - профилактических учреждений к электронным медицинским картам;

• сокращение количества проводимых консультаций и диагностических процедур, назначаемых в отсутствии информации о ранее проведенных исследованиях.

Для государства

• контроль бюджетного финансирования в области медицинского обслуживания граждан, взаиморасчетов между ЛПУ;

• снижение стоимости медицинской помощи за счет сокращения количества излишних лабораторных исследований и их дублирования, перехода на использование цифровых технологий при проведении радиологических исследований, снижения затрат времени медицинского персонала на поиск и доступ к необходимой информации о пациенте, повышения эффективности медико-экономической экспертизы;

• снижение затрат на лекарственное обеспечение за счет повышения точности планирования потребности в дорогостоящих и скоропортящихся лекарственных средствах;

• снижение дополнительных затрат на лечение несвоевременно диагностированных заболеваний, затрат, связанных с низким уровнем оперативности предоставления медицинской помощи по причине отсутствия необходимой информации, исправлением последствий медицинских ошибок;

• повышение трудового потенциала граждан за счет снижения временной и постоянной потери трудоспособности населения;

• снижение затрат за счет централизации и сокращения дублирования компонентов вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры в рамках единого информационного пространства в сфере здравоохранения._

Источник: таблица составлена автором на основании проекта Концепции создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года, которая бала одобрена на заседании президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в РФ 8 июня 2010 г. Концепция размещена на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации http ://www.minzdravsoc.ru.

системы здравоохранения (включая электронные паспорта медицинского учреждения), обеспечивающих учет информации о заболеваниях граждан по отдельным нозологиям, учет и анализ реальной стоимости оказанных медицинских услуг, учет донорских материалов, их заменителей и препаратов на их основе, автоматизацию медико-экономической экспертизы, поддержку контрольно-надзорной деятельности в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и благополучия человека, а также интеграция данных систем с централизованными программно-техническими компонентами Системы; продолжение работ по разработке нормативного правового и методического обеспечения внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в здравоохранении, стандартизации в области информатизации здравоохранения; дальнейшая реализация программ стимулирования и популяризации использования информационных технологий в здравоохранении, сертификация медицинских и фармацевтических информационных ресурсов сети Интернет и др.

5. 2016-2020 годы: тиражирование типовых средств интеграции прикладных систем участников системы здравоохранения с централизованными программно-техническими компонентами Системы (информационного наполнения и развития сервисов информационной системы в здравоохранении, развития систем поддержки принятия врачебных решений, актуализации федеральной электронной медицинской библиотеки и др.), реализация программы стимулирования внедрения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения информационных систем; сопровождение и развитие прикладных систем участников системы здравоохранения и централизованных систем, создаваемых в их интересах и др.

Результатом четвертого и пятого этапа должны стать: штатная эксплуатация информационной системы в здравоохранении, электронной библиотеки, социальной сети медицинских работников и др.

Ожидаемыми социально-экономическими эффектами от создания информационной системы здравоохранения являются следующие (см. табл. 1).

Основными структурными элементами единой информационной системы здравоохранения являются: стандар-

ты оказания медицинской помощи, электронная медицинская карта, медицинская информационная система.

Стандарты оказания медицинской помощи предполагают формирование системы унифицированной нормативно-справочной информации (далее -НСИ), которая может содержать стандарты, классификаторы, справочники, регистры, реестры, номенклатуры, перечни, и т.д., применяемые в сфере здравоохранения. С этой целью:

• Минздравсоцразвития России подготовил проект приказа «Об утверждении состава нормативно-справочной информации, применяемой в сфере здравоохранения Российской Федерации»;

• разрабатывается программный комплекс «Реестр нормативно-справочной информации системы здравоохранения», предназначенный для приема, учета, хранения и актуализации НСИ, ведения фонда НСИ, версионно-

Экономика, Статистика и Информатика 2010

I

го учета изменений НСИ, предоставления доступа к НСИ, обеспечения информационной поддержки пользователей НСИ, интеграции информационных систем в части применения НСИ, мониторинга и управления НСИ;

• ведется разработка проектов нормативно-методических документов, обеспечивающих работу Реестра нормативно-справочной информации системы здравоохранения.

Пользователями НСИ будут Минзд-равсоцразвития России, подведомственные ему федеральные службы и федеральное агентство, территориальные органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, органы управления здравоохранением муниципальных образований субъектов Российской Федерации, федеральные учреждения здравоохранения, осуществляющие представление отчетной документации в Минздравсоцразвития России.

Таким образом, централизованное ведение системы НСИ, подчиненное единому регламенту и обеспеченное единой технологической средой, позволит поддержать полноту, целостность и актуальность всех входящих в ее состав справочников и классификаторов.

Электронная медицинская карта (далее - ЭМК) (Electronic Health Record - EHR), представляет собой: виртуальную компиляцию основных данных о здоровье человека в течение его жизни, включая факты, наблюдения, интерпретации, планы, действия и результаты; электронную карту данных о пациенте, хранящихся в системе, предназначенной для поддержки пользователей посредством обеспечения доступности полных и точных данных, рекомендаций и предостережений лечащего врача, клинических систем поддержки принятия решений, ссылок на базы медицинских знаний и другой полезной информации.

Основным назначением ЭМК является обеспечение документированного учета медицинского лечения, который поддерживает текущее и будущее лечение, осуществляемое тем же или другими врачами. Данная информация обеспечивает возможность общения между врачами, привлеченными к лечению пациента. Основными субъектами, получающими пользу от такого учета, являются пациент (потребитель) и врач (врачи).

Любое другое назначение, для которого используется ЭМК, считается

вторичным, как и любое другое лицо, извлекающее из этого пользу.

Вторичными применениями ЭМК являются:

управление службой здравоохранения - распределение и управление ресурсами, управление затратами, управление рисками, отчеты и публикации, маркетинговые стратегии;

платежи, финансы, компенсации -потребителями ЭМК являются различные органы (включая органы государственной власти), финансирующие медицинские учреждения, а также страховщики;

судебная медицина - подтверждение проведенного лечения, признаки соответствия законодательству, отражение компетентности врачей;

управление качеством - изучение непрерывного повышения качества, обзор использования, мониторинг исполнения (экспертная оценка, клинический аудит, анализ результатов), проведение оценочных испытаний, аккредитация;

образование - обучение студентов медицинских специальностей, пациентов/потребителей и врачей; исследования - разработка и оценка новых диагностических методов, мер и средств предупреждения заболеваний, эпидемиологические исследования, анализ здоровья населения; здоровье общества и населения;

выработка политики - анализ статистики здоровья, тенденций, клинических случаев.

Электронная медицинская карта содержит следующие основные разделы: титульный лист, персональные данные, анамнез жизни, текущее состояние, лист назначений (консультации специалистов, функциональная диагностика, лабораторная диагностика, медикаментозное лечение), план обследования, дневник наблюдений, интервенционные вмешательства, эпикриз и др.

Медицинские информационные системы (далее - МИС) должны обеспечивать решение следующих задач:

• сбор и передачу информации о законченных случаях оказанной медицинской помощи, в том числе и предыдущих случаях;

• информационную поддержку функционирования и взаимодействия сотрудников медицинских организаций, в том числе как самостоятельных структурных подразделений (поликлиника, стационар, дневные стационары, скорая медицинская помощь, вспомогатель-

ные лечебно-диагностические подразделения);

• автоматизацию информационного взаимодействия медицинских организаций с внешними организациями, в том числе взаимодействие с реестром НСИ, а также обмен данными персонифицированного учета с заинтересованными организациями;

• учёт медицинских услуг и предоставление возможности интеграции, обеспечивающей ввод и хранение на уровне ЛПУ данных в электронной форме, достаточных для формирования отчётных статистических и аналитических форм.

На основе МИС должны быть автоматизированы следующие виды деятельности: персонифицированный учет оказания медицинской, лечебно-диагностической помощи и профилактических мероприятий; взаимодействие с системами ведения классификаторов и справочников, технико-экономической и социальной информации, а также персонально идентифицируемой информацией регистров прикрепленного населения и медицинских работников ЛПУ; ведение разделов электронной медицинской карты пациента; формирование медико-статистических отчётов; предоставление информации об оказанных услугах для осуществления финансово-экономического учета и планирования; получение сводных аналитических данных о деятельности ЛПУ; клинический аудит.

Целесообразно будет отметить, что в современных условиях все органы государственного финансового контроля должны опираться в своей деятельности на качественную информацию, включенную в государственный информационный ресурс.

Качество информации определяется тем, насколько рациональны и обоснованны принятые решения на ее основе. Качественная информация должна обеспечивать возможность адекватной оценки ситуа-ции и выработки эффективных решений. Показателями качества инфор-мации являются следующие:

объективность - связана с правильностью ее отбора и формирования для адекватного отражения заданных свойств объекта;

полнота - означает, что информация содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного управленческого решения набор экономических показателей;

Рис. 1. Модель единого информационного пространства для эффективного проведения государственного финансового

контроля за расходами федерального бюджета на здравоохранение

доступность - обеспечивается возможностью выполнения соответствующих процедур ее получения и преобразования;

актуальность - определяется степенью сохранности информации для обеспечения управления в момент ее использования;

своевременность - означают, что информация может быть использована при выработке управляющего решения без нарушения установленной процедуры; несвоевременная информация приводит к потерям в сфере управ-ле-ния;

устойчивость - свойство результатной информации реагировать на изменения исходных данных, сохраняя необходимую точность расчетов;

достоверность - свойство информации отражать реально существующие объекты с необходимой точностью;

ценность - определяется эффектив--ностью осуществляемого на основе информации экономического управле--ния.

Информация, используемая органами государственного финансового контроля, должна иметь перечисленные особенности и показатели качест-ва для принятия наиболее эффективных решений.

Проанализировав и систематизировав все вышесказанное, нами была раз-

работана модель единой информационной системы контрольных органов, которую схематично можно представить таким образом (см. рис. 1).

Данная модель единого информационного пространства включает комплекс информационных систем и ресурсов единой информационной системы здравоохранения, единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системы «Управление» и государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов РФ (ГИАС КСО). Это позволяет тесно взаимодействовать органам государственного внутреннего и внешнего финансового контроля за расходами федерального бюджета на здравоохранение, получая при этом информацию от различных участников единой информационной системы здравоохранения (органов управления здравоохранения и медицинских учреждений, получающих средства федерального бюджета).

Единое интегрированное информационное пространство контрольных органов призвано преодолеть ограниченность частных, узковедомственных подходов к организации информационного обеспечения государственного финансового контроля. При этом, с одной стороны, необходимо соблюсти приоритет общегосударственных инте-

ресов реализации целостного управления национальным развитием и социальным прогрессом, а с другой - формировать и поддерживать баланс интересов государства, субъектов хозяйствования, граждан.

Литература

1. Официальный сайт компании «Энвижн Групп», являющейся разработчиком типовых решений ГИАС КСО наряду с Федеральным центром информатизации Счетной палаты РФ // www.nvisiongroup.ru.

2. См.: п. 3 распоряжения Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. № 1244-р «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года» (с изм. от 10 марта 2009 г.).

3. См.: постановление Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. № 1088 «О единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление»».

4. См.: распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2007 г. № 516-р «О Концепции создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами» (с изм. от 10 марта 2009 г.).

5. См.: п.п. 2, 11, 14 распоряжения

Экономика, Статистика и Информатика 231 2010

— |

Правительства РФ от 26 августа 2009 г. № 1231-р «О перечне мероприятий федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

6. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации http:// www.minzdravsoc.ru.

7. Георгий Лебедев. Европейцы с помощью eHealth хотят вдвое сократить издержки медучреждений// www.cnews.ru.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 02 декабря 2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

References

1. An official site of the company «En-

vizhn of Groups», being the developer of typical decisions of GIAS KCO along with the Federal center of information of Audit Chamber of the Russian Federation// www.nvisiongroup.ru.

2. See: item 3 of the order of the Government of the Russian Federation from September, 27th, 2004 № 1244-r «the Concept of use of information technology in activity of federal public authorities till 2010» (from amendment from March, 10th, 2009).

3. See: the governmental order of the Russian Federation from December, 25 th, 2009 № 1088 «About uniform vertically integrated state automated information system" Management "».

4. See: the order of the Government of the Russian Federation from April, 24th, 2007 № 516-r «About the Concept of cre-

ation of the state automated system of information support of management of priority national projects» (from amendment from March, 10th, 2009).

5. See: items 2, 11, 14 orders of the Government of the Russian Federation from August, 26th, 2009 № 1231-r «About the list of actions of the federal target program« Electronic Russia (2002-2010) ».

6. An official site of Ministry of health and social development of the Russian Federation http://www.minzdravsoc.ru.

7. George Lebedev. Europeans with the help eHealth want to reduce twice costs of medical institutions// www.cnews.ru.

8. The federal law of the Russian Federation from December, 02nd, 2009 № 308-FZ «About the federal budget for 2010 and for the planned period 2011 and 2012».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.