Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудзь В. В.

Статья посвящена особенностям логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В ходе изложения статьи обоснована специфика организации индивидуальной коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи и описаны основные методические приемы, используемые в данном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гудзь В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDIVIDUAL CORRECTIONAL AND SPEECH THERAPY WORKING WITH PRESCHOOLERS, HAVING A GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

The article is devoted to the peculiarities of speech therapy work with preschoolers who have a general underdevelopment of speech. In the course of the presentation of the article, the specifics of the organization of individual correctional speech therapy work with preschoolers with general speech underdevelopment are substantiated and the main methodological techniques used in this process are described.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»

УДК 373.21

Гудзь В.В.

студентка кафедры специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

Научный руководитель: Андрусева И.В.

кандидат педагогических наук

доцент кафедры специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация: статья посвящена особенностям логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В ходе изложения статьи обоснована специфика организации индивидуальной коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи и описаны основные методические приемы, используемые в данном процессе.

Ключевые слова: индивидуальная коррекционно-логопедическая работа, общее недоразвитие речи, методические приемы.

В современной логопедии термин «недоразвитие речи» используется для обозначения качественно более низкого уровня сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитием речи, относится формирование у них лексического словаря. Это необходимо как для наиболее полного преодоления

13

системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Преодоление общего развития в процессе коррекционно-логопедической работы должно осуществляться систематически и быть нацелена прежде всего на коррекцию звукопроизношения и развитие фонематического восприятия дошкольников. Также коррекционно-логопедическая работа должна непременно предусматривать развитие словаря, связной речи, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоении детьми на данном возрастном этапе.

Очень важно в процессе организации индивидуальной коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи заинтересовать детей занятиями, используя разнообразные игровые моменты, рисование, художественное слово [2].

Успех логопедических занятий во многом зависит от того, насколько тщательно логопед продумал занятия в соотношении с дефектом ребенка, уровню его психических процессов и особенностей поведения.

Воспитателю логопедической группы необходимо активно участвовать в коррекционном процессе, способствуя преодолению речевого дефекта, так же в процессе своей деятельности ему следует руководствоваться общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это-принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предлагает адаптацию содержания, методов и приемов деятельности воспитателя к требованиям, представленным задачами коррекционного этапа логопедического воздействия.

Принцип индивидуального подхода предлагает учет индивидуальных речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях [4].

Логопедическая работа по преодолению ОНР осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи с учетом закономерностей его развития в норме. Главная задача состоит не только в том, чтобы научить детей пользоваться определенными словами и изречениями, но главным образом в том, чтобы вооружить их средствами, которые позволят самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Необходимым условием проведения занятий является плотный контакт с ребенком на фоне позитивного эмоционального настроения, его желания говорить и подражать логопеду. Занятия должны включать различные методические и игровые приемы, разумное чередование видов работы с многократным повторением одного и того же речевого материала, быть насыщенными (особенно в начале) невербальными заданиями. Продолжительность индивидуальных занятий 10 - 15 минут [5].

Если ребенок хорошо успевает по отдельным видам занятий, то воспитатель может взять его на индивидуальное логопедическое занятие. Также он может брать детей с прогулки без ущерба для здоровья ребенка на 15-20 минут для индивидуальной работы.

Целесообразно для работы воспитателя логопедической группы работать во второй половине дня согласно сетки занятий с закреплением навыков произношения и развития речи.

Преодоление общего развития в процессе коррекционно-логопедической работы должно осуществляться систематически и быть нацелено прежде всего на коррекцию звукопроизношения и развитие фонематического восприятия дошкольников.

В процессе индивидуальной работы логопеды зачастую используют разнообразные традиционные и нетрадиционные технологии, такие как артикуляционная гимнастика; логопедическая ритмика; логопедическая кукла; сказкотерапия; логоанимация; скороговорки; радио; логопедические компьютерные программы [5].

Таким образом, вся система индивидуальной коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи опирается на принцип коммуникативной направленности обучения. Это предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, образование у детей мотивированной потребности к речи путем стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волковой. - М.: Владос, 2018. - 680 с. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев - СПб.: Речь, 2016. - 380 с. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2018. - 224 с

Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 2019. - 239 с.

Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи / С.Н. Шаховская. // Психолингвистика и современная логопедия. - М.: Наука, 2017. - 225 с.

Gudz V.V.

student of the Department of Special (defectological) education Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov

Andruseva I.V.

Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department of Special (Defectological) Education Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov

ORGANIZATION OF INDIVIDUAL CORRECTIONAL AND SPEECH THERAPY WORKING WITH PRESCHOOLERS, HAVING A GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

Abstract: the article is devoted to the peculiarities of speech therapy work with preschoolers who have a general underdevelopment of speech. In the course of the presentation of the article, the specifics of the organization of individual correctional speech therapy work with preschoolers with general speech underdevelopment are substantiated and the main methodological techniques used in this process are described.

Keywords: individual correctional speech therapy work, general underdevelopment of speech, methodological techniques.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.