Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ИГРА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лифтери В. А., Андрусева И. В.

В данной статье был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, дана психолого-педагогическая характеристика речевому нарушению - общее недоразвитие речи, а также обоснованы особенности использования игры в процессе фронтальных занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лифтери В. А., Андрусева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USING THE GAME IN THE PROCESS FRONTAL CLASSES WITH CHILDREN, HAVING A GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

In this article, the analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of research was carried out, the psychological and pedagogical characteristic of speech disorder - general underdevelopment of speech was given, and the features of using the game in the process of frontal classes with children with general underdevelopment of speech were substantiated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»

УДК 37

Лифтери В.А.

студентка кафедры специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

Андрусева И.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация: в данной статье был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, дана психолого-педагогическая характеристика речевому нарушению - общее недоразвитие речи, а также обоснованы особенности использования игры в процессе фронтальных занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, игра, психолого-педагогическая характеристика, фронтальные занятия.

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи. Недоразвитие речи имеет различное происхождение и соответственно различную структуру аномальных проявлений.

На современном этапе развития дошкольного образования одним из эффективных средств развития речи является игра. В частности, посредством

сюжетной-ролевой игры может осуществляться развитие устной речи у детей дошкольного возраста с дислалией.

Как показывает практика, игра оказывает положительное влияние на развитие устной речи детей. В ходе игры ребенок вслух разговаривает со сверстниками, или с игрушками, а также подражает звукам (гудок парохода, рев мотора) и голосам зверей (лай собаки, ржание лошади) [4].

В коррекционной работе с детьми, имеющими недостатки речи, используются различные виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

Психолог Л.С. Выготский писал об игре как об основном условии развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие зону ближайшего развития [2].

З.Е. Агранович считает, что «игра подобна спектаклю в театре. Это исполнение детьми ролей, заданных определенными ситуациями, которые требуют использования особого поведения и соответствующей лексики. Игра обеспечивает непринужденную обстановку, в которой обучающиеся становятся настолько изобретательными и живыми, насколько это возможно. В процессе игры они экспериментируют, используя свои знания о реальном мире, и одновременно развивают способность взаимодействовать с другими людьми. Эта деятельность является захватывающей [1, с. 80].

Использование разноуровневых заданий для обучающихся в играх и является реализацией личностно-ориентированного подхода, ведь осуществляется заполнение пробелов в исходном уровне владения учеником речью, активизация и стимулирование учебной и учебно-воспитательной деятельности учащихся, развитие уверенности в собственных силах у учащихся и появление ощущения духа соревнования, что способствует познавательной мотивации [1].

Ф.А. Сохин в своих исследованиях говорит о потребности применения индивидуально-дифференцированного подхода при использовании дидактических игр в коррекции произношения звуков [5].

Применение игр в логопедическом занятии должно соответствовать принципу целесообразности, содействовать решению произносительных и прочих речевых и психологических задач, которые необходимы для развития конкретного ребенка.

Игры могут являться частью занятия либо занятие целиком может состоять из игр, которые объединены общим сюжетом или одним персонажем.

Игры должны осуществляться в неспешном темпе, чтобы дети имели возможность понять задание, осознанно исправить ошибку.

Таким образом, в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Неправильная речь детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Все это указывает на необходимость и своеобразие использования игр на фронтальных занятиях с дошкольниками с общим недоразвитием речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 381 с. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Детская психология / Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 2014. - 432 с.

Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 2013. - 367 с.

Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб.-метод. пособие / Ф.А. Сохин. - М.: Изд -во Моск. психол.-соц. ин-та, 2016. - 223 с.

Lifteri V.A.

student of the Department of Special (defectological) education Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov

Andruseva I.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special

(Defectological) Education Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov

FEATURES OF USING THE GAME IN THE PROCESS FRONTAL CLASSES WITH CHILDREN, HAVING A GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

Abstract: in this article, the analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of research was carried out, the psychological and pedagogical characteristic of speech disorder - general underdevelopment of speech was given, and the features of using the game in the process offrontal classes with children with general underdevelopment of speech were substantiated.

Keywords: general underdevelopment of speech, game, psychological characteristics, pedagogical characteristics, frontal classes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.