УДК 37
Лифтери В.А.
студентка кафедры специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
Андрусева И.В.
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Аннотация: статья посвящена особенностям логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В ходе изложения статьи обоснована специфика организации индивидуальной коррекционно-логопедической работы с дошкольниками посредством игровой деятельности, имеющими общее недоразвитие речи и описаны основные методические приемы, используемые в данном процессе.
Ключевые слова: игра, общее недоразвитие речи, приёмы, логопедическое занятие.
Игра в процессе коррекции общего недоразвития речи в дошкольном периоде имеет неоспоримое значение. Игра как средство коррекции ОНР предполагает использование совместного контакта детей разного возраста. Для коррекции ОНР необходимо использовать такие виды игры, в которых слово имеет логически смысловую нагрузку, предполагает за собой раскрытие сюжета пробуждает чувства и творческий потенциал.
Игры делятся на:
- Подвижные игры;
- Игры-инсценировки;
- Театрализованные представления;
- Народные игры.
- Дидактические игры;
- Сюжетно-дидактические;
Логопедические игры включают в себя:
-Формирование внеречевых компонентов (моторика, пространственные представления, познавательные процессы)
- Всестороннее развитие речи (фонетическая, фонематическая, грамматическая, лексическая).
Главной задачей в ходе использования логопедической игры является формирование речи и воспитание поведенческих реалий. Через игру дошкольники учатся взаимоотношению с окружающей действительностью.
Согласно ФГОС ДО, развитие речи является важнейшим компонентом дошкольного образования. Целями логопедической работы по ФГОС ДОУ от 2019 года являются: преодоление речевых дефектов; мониторинг детей с целью выявления нарушений речи: коррекция речевых нарушений; развитие всех компонентов речи; развитие невербальных средств коммуникации; развитие ВПФ
У детей, имеющих первый уровень общего недоразвития речи, логопедическая работа строится с учётом развития пассивного словаря.
Дошкольники со вторым уровнем общего недоразвития речи обучаются уточнению и накоплению конкретных понятий. Логопедическая работа в этом случае строится с учетом формирования предметной соотнесенности слова, выделение и накопление действий, признаков, качеств.
В содержании третьего уровня общего недоразвития речи входит продолжение по обучению дошкольника: слушать и понимать обращенную речь; выделять предметы; обобщать действия; классифицировать признаки; понимать обобщённые слова; подбирать слова в зависимости от ситуации.
Немаловажным является обучение детей практическим случаям усвоения распространенных многозначных слов, а также пониманию слов с переносными значениями.
Задачами коррекционно-логопедической работы по формированию грамотной речи является: развитие навыков словообразования; развитие навыков словоизменения; развитие умений грамматически верно строить предложения.
Таким образом, содержание логопедической работы по преодолению ОНР у дошкольников направленна на полную коррекцию имеющихся недостатков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волковой. - М.: Владос, 2018. - 680 с. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев - СПб.: Речь, 2016. - 380 с. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2018. - 224 с
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. -1996. - № 6.
Газман О.С. О понятии детской игры. Игра в педагогическом процессе. -Новосибирск. 1989
Lifteri V.A.
student of the Department of Special (defectological) education Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov
Andruseva I.V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special (Defectological) Education Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov
THE ROLE OF THE GAME IN ORGANIZATION OF CORRECTIONAL WORK WITH CHILDREN WHO HAVE A GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH
Abstract: the article is devoted to the peculiarities of speech therapy work with preschoolers who have a general underdevelopment of speech. In the course of the presentation of the article, the specifics of the organization of individual correctional speech therapy work with preschoolers through play activities with a general underdevelopment of speech are substantiated and the main methodological techniques used in this process are described.
Keywords: game, general underdevelopment of speech, techniques, speech therapy.