Научная статья на тему 'Организация индивидуальной и совместной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста в условиях образовательной интеграции'

Организация индивидуальной и совместной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста в условиях образовательной интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1125
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е В. Кузнецова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация индивидуальной и совместной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста в условиях образовательной интеграции»

Таблички используются в школе на протяжении всех лет обучения.

Обучение и усвоение письменной речи, как и всякое усвоение, является деятельностью ученика, проводимой под руководством учителя и грамотным изложением материала. И только, от совместной, кропотливой, каждодневной работы, будет зависеть положительный результат.

Список литературы

1. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. - М.: Просвеще-ние,1978.

2. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Нарушения в психофизическом развитии детей // Альманах института коррекционной педагогики РАО 2002. - № 5.

3. Хода Л.Д. Методология социальной интеграции неслышащих людей в различных видах адаптивной физической культуры: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб.: 2008.

4. Черненко Т.Ю. Педагогические условия преодоления комплекса неуверенности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2001.

Е. В. Кузнецова

Организация индивидуальной и совместной деятельности детей

с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста в условиях образовательной интеграции

Актуальность данного вопроса обусловлена резким увеличением количества детей с расстройствами эмоционально-аффективной сферы, среди которых большой процент детей с выраженной патологией.

Дети с РАС - это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом. Это некая «линейка» состояний. Некоторые из них характеризуются трудностями коммуникации, невозможностью считывания эмоционального и социального контекста ситуации, социальной наивностью, нелепым поведением и другими проявлениями. Другие проявляются в отрешенности, невозможности трудностей понимания эмоциональных проявлений окружающих людей. Особенности реагирования, детей с РАС, на комфорт и дискомфорт отличаются монотонно-однообразным характером поведения. Характеризуются большим количеством стереотипий, аффективными вспышками и другими поведенческими нарушениями, которые проявляются практически во всем.

Для детей с РАС характерна неравномерность (асинхронность) созревания и развития психических сфер - когнитивной, включая и речевую, эмоциональной и волевой. У них изменена чувствительность - либо избирательно повышена, либо явно снижена реакция на тактильные и сенсорные раздражители, как следствие снижения или повышения порогов чувствительности.

Основной симптомокомплекс аутичного поведения составляет триада нарушений:

- нарушения социального взаимодействия;

- трудности взаимной коммуникации;

- эмоциональная дифицитарность и наличие патологически привычных действий, т.е. стереотипного поведения.

Расстройства аутистического спектра - достаточно распространенное явление в современном мире. Несмотря на это, механизмы коррекционной помощи недостаточно проработаны. Семьи, воспитывающие детей данной категории, часто вынуждены вести самостоятельную самоотверженную борьбу за благополучие ребенка.

Дети, с расстройствами аутистического спектра, часто оказываются не включенными в образовательное поле. Дело в том, что такого ребенка недостаточно просто учить. Искаженное развитие аутичного ребенка проявляется в системном нарушении переноса знаний в практическую плоскость.

Первоочередной задачей интеграции ребенка с РАС в образовательную среду является адаптация в коллективе сверстников и дальнейшая социализация. Коррекционная работа включает два основных направления:

- преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком;

- формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности аутичных детей.

Работа с ребенком с РАС предполагает постепенное, поэтапное включение в образовательную деятельность при коллегиальном сотрудничестве специалистов.

Содержание коррекционно-образовательного пространства выстраивается в соответствии Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) и учитывает примерную адаптированную основную образовательную программу (АООП). Обеспечивает равные возможности для полноценного развития детей с РАС в период дошкольного детства, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.

Для успешного сопровождения детей с РАС необходимо создание специальных условий в организации образовательного пространства.

Благоприятными условиями образовательной интеграции выступает создание коррекционно-развивающей, предметно-пространственной и социальной среды, обеспечивающей стимулирование эмоционального, сенсорного, моторного и когнитивного развития детей с нарушениями аутистического спектра, в соответствии с их потребностями.

Главным критерием эффективности образовательной интеграции является функциональность универсальных учебных действий (УУД), их включенность в действительность, практическая значимость.

Средства и способы формирования УУД у детей дошкольного возраста с РАС не противоречат методам и приемам, применяемым в обучении детей без особенностей развития. Однако представляется разумным применение эмоцио-нально-уровневого подхода при работе с детьми с РАС.

Вовлечение ребенка с РАС в индивидуальную и совместную деятельность -главная интегративно-образовательная задача. Применение разнообразных форм взаимодействия обогащает эмоциональный и интеллектуальный опыт интегрируемого ребенка. Основополагающим началом коррекционной работы является определение ведущего направления: развитие речи; навыков социального взаимодействия; воображения. В свою очередь, выбор направления зависит от потребностей ребенка с РАС. В одном случае необходимо в первую очередь обучить его навыкам самообслуживания, в другом - снизить уровень тревожности, провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, со-

зданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий.

Основой для организации образовательной интеграции детей с нарушениями аутистического спектра остается игра - ведущая активная деятельность дошкольников. В условиях игрового и реального общения ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать определенные правила к конкретным ситуациям.

Проведение интегративных занятий в игровой форме предполагает решение нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия. Где могут совпадать целевые установки, но способы выполнения задачи каждым ребенком будут различными, в зависимости от выраженности нарушения аутистического спектра. Спиральное построение занятия отражает закрепление УУД и влечет усложнение задач на очередном этапе.

Первым этапом образовательной интеграции является этап индивидуальных игровых занятий. Начинать следует с того, чтобы ребенок научился видеть человека вообще, получить положительный опыт контакта. Наиважнейшая задача индивидуальной деятельности - создать доверие. Чтобы на какой-то момент пропало отчуждение и возникло состояние совместного существования, которое совсем не обязательно озвучено ребенком, но проявляется в невербальном поведении. Необходимо установление партнерских отношений с ребенком, обращение к его личности с тем, чтобы он мог осознать свои трудности. Чувство привязанности, симпатии, расположения к человеку создает ребенку другой положительный эмоциональный опыт, является дальнейшей основой для межличностных связей. Партнерские отношения возможны при любом уровне развития ребенка. Партнерские отношения - это двухсторонние отношения, поэтому аутичный ребенок способен воспроизводить партнерство в той степени, в которой педагог может ему это партнерство предложить. При первичном контакте необходимо создание поля «мы».

Самостоятельная деятельность детей является важным звеном образовательной интеграции детей дошкольного возраста с РАС. Свободная деятельность в специально созданных условиях предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивает выбор деятельности и допускает взаимодействие с участниками образовательных отношений. Направлена на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Индивидуальные игровые занятия направлены на:

- расширение практического опыта ребенка, объема знаний и представлений об окружающем мире;

- формирование целенаправленных предметных действий;

- выстраивание пространственно-временной структуры занятий;

- коррекцию и развитие коммуникативных навыков, познавательной деятельности, речи в рамках адаптированной образовательной программы (АОП).

Совместная деятельность взрослого и детей - основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Следующим этапом образовательной интеграции является включение ребенка с РАС в микро-группу. Что дает возможность определения предполагаемых проблем при будущем включении ребенка в макросоциальное

пространство. Совместная образовательная деятельность дает возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива. С помощью игровых занятий решаются как общие задачи, направленные на социальное и эмоциональное развитие ребенка, так и специфические, непосредственно связанные с особенностями нарушений в развитии детей, входящих в группу.

Основные задачи игровых занятий в микро-группах:

- создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;

- формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

- стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;

- развитие произвольной регуляции поведения;

- развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;

- формирование представлений об окружающем мире.

Таким образом, представленное видение образовательной интеграции ребенка с РАС направлено на компенсацию нарушений. Гибкая предметно-развивающая среда приобщает к жизни в социуме, учит выражать себя. «Следуя за ребенком», педагог последовательно и поэтапно развивает ребенка с расстройством аутистического спектра лишь тогда, когда процессы воспитания и обучения имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием между обучением и психическим развитием.

В чем новизна (практическая острота) этой проблемы в настоящее время? В условиях современной образовательной системы «индивидуальный и дифференцированный подход» - это создание наиболее благоприятных условий для развития личности воспитанника как индивидуальности. Отсюда следует: образовательная интеграция - не цель, а средство развития индивидуальности.

Список литературы

1. Аршатская О. О психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 8. - С. 63-70.

2. Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения. - М.: Дрофа, 2008.

3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.

4. Начальный этап коррекционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта // Аутизм и нарушения развития. - №3. - 2004.

5. Никольская О. С., Лебединский В. В., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Медицина, 2003.

6. Рудик О. Коррекционная работа с аутичным ребенком: метод. пособие. - М.: Владос, 2014. - 192 с.

7. Рудик О С. Как помочь аутичному ребенку: метод. пособие. - М.: Владос, 2014. - 208 с.

8. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.