Научная статья на тему 'Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра'

Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3584
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»



Н.И. Давыдова

специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

Давыдова Наталья Игоревна - учитель-дефектолог ТО «Отрадное», ГБУ Городской психолого-педагогический центр Департамента образования г. Москвы (Москва, Россия)

Дети, страдающие аутизмом, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке. Своевременное диагностирование и грамотная коррекционная работа в большинстве случаев способны дать положительный результат: они способствуют ослаблению и преодолению недостатков в психологическом развитии, подготовке детей к обучению, развитию их потенциала. Однако коррекция различных форм аутизма имеет свою специфику, и работа может быть успешной только тогда, когда специалист подстраивает свои методы под особенности психики ребенка.

Сложность и своеобразие психики детей, страдающих расстройствами аутистического спектра (далее - РАС), требует специального подхода к организации коррекционной работы. Необходимо учитывать, в первую очередь, следующие факторы:

• качественное своеобразие развития ребенка;

• время возникновения дефекта (возраст, с которого начались проявления аутистического поведения) и динамика его развития;

• тяжесть аффективной патологии.

Далее приведены основные психокор-

рекционные приемы, используемые при работе с детьми, имеющими расстройства ау-тистического спектра.

создание адекватно организованной среды

Для вовлечения ребенка с РАС в какую-либо деятельность необходимо, прежде всего, соответствующим образом подготовить внешнюю среду: устранить все факторы беспокойства и создать комфортную и безопасную для ребенка атмосферу.

Для индивидуальных занятий оборудуется специальное рабочее место. Оно должно

быть организовано таким образом, чтобы внимание ребенка ничто не отвлекало, чтобы не было лишних визуальных и звуковых стимулов. Стол, за которым во время занятия сидит ребенок, должен быть обращен к стене, а на самом столе должны находиться только предметы, необходимые для данного конкретного занятия. Остальные материалы педагог должен держать вне зрительного поля ребенка (например, в ящике или на полке) и доставать по мере необходимости, перед этим убирая предыдущие и уже не нужные предметы.

Часть важных коррекционных упражнений дети должны повторять дома, поэтому занятия проводятся с участием родителей. По возможности, в психологический процесс также должно быть вовлечено все близкое окружение ребенка.

Поддержание особого режима занятий

У большинства детей с РАС наблюдаются стереотипы поведения, которые являются обязательным компонентом адаптации ребенка. Стереотипность в поведении проявляется в стремлении сохранить постоянные привычные условия, в сопротивлении малейшим изменениям среды. У ребенка могут наблюдаться стереотипные действия, устойчивое пристрастие к одним и тем же объектам.

В процессе занятий необходимо постоянно поддерживать сложившиеся стереотипы: чрезвычайно важна регулярность и структурированность занятий, строгое соблюдение режима (одинаковое время начала занятий и их продолжительность) и ритуалов. Например, могут использоваться ритуалы приветствия и прощания в виде пальчиковых игр, когда под определенное стихотворение

кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца, а после то же самое проделывается левой рукой. В качестве ритуала прощания выполняется движение «кулачок-ладошка» под следующее стихотворение, в конце которого дети машут рукой:

А теперь пришла пора

Попрощаться, детвора.

Мы «Спасибо!» всем сказали

И ладошкой помахали.

Оговоренный и устойчивый порядок снижает эмоциональный дискомфорт у ребенка, способствует ощущению стабильности, надежности окружающего мира. Несоблюдение же этих правил, как показывает опыт, может привести к аффективным реакциям у детей и срывам занятий. Чтобы поддерживать у ребенка сложившиеся стереотипы, сам педагог или родители могут проговаривать с ребенком ход занятия, например, оговорить следующий порядок: сначала идет приветствие, затем выполнение задания, потом игры и в конце прощание по определенному ритуалу.

Установление положительного эмоционального контакта с ребенком

У детей с аутизмом этап установления положительного эмоционального контакта может занимать большое количество времени. Преградой для общения становится негативизм ребенка, чувство страха, тревоги, «полевое», спонтанное, нецеленаправленное поведение. В начале знакомства необходимо подготовить сразу несколько сценариев общения, так как ребенок может категорически отказаться идти на контакт или играть в определенную игру. Специалисту необходимо выявить, что является для ребенка поощрением, а в каких случаях он, наоборот, отказывается общаться.

Для установления эмоционального контакта с ребенком можно использовать сенсорные стимулы, такие как мыльные пузыри, вращающиеся предметы-волчки, колесики, заводные и му-

зыкальные игрушки. «Волшебная коробка» с подобными игрушками всегда должна находиться у специалистов под рукой. Также необходимо использовать аутостимуляции, наблюдаемые у ребенка в процессе занятий. Например, если ребенок постоянно раскачивается, можно предложить ему упражнение «Лодочка». Если ребенок подпрыгивает, встряхивает руками, то можно провести игру «Зайчики», а в ответ на постоянное постукивание по столу или стене - игру «Строим дом», когда педагог показывает ребенку, как кулачком-молоточком забивают воображаемые гвозди под ритмичный текст. Таким образом имеющиеся у ребенка аутостимуляции переводятся в социально приемлемую форму.

У детей с аффективной дезадаптацией также необходимо развивать способность к подражанию. Решение этой задачи успешно осуществляется в процессе специальных игр. Приведем несколько примеров таких игр («птички» и «обезьянка»), целью которых является установление эмоционального контакта ребенка с педагогом и обучение ребенка подражанию действиям взрослых. В ходе игры «птички» педагог показывает детям, как птицы взмахивают крыльями, и приглашает детей куда-либо «слетать». Если у ребенка не получается выполнить движение (взмах руками), педагог помогает ему. Потом задание можно усложнить -педагог присаживается на корточки и стучит пальцем по полу, показывая детям, как птички клюют зернышки. В ходе игры «обезьянка» педагог показывает детям игрушечную обезьянку и рассказывает, как она любит всем подражать. Педагог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает ребенку выполнить это движение самому или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Учет особых интересов и пристрастий ребенка при построении коррекционных занятий

Выстроить программу коррекции для конкретного ребенка можно только методом «проб и ошибок» - искать,

с чего начинать и что делать дальше. Избирательность восприятия и внимания детей с аутизмом влияет на то, как они осваивают те или иные навыки. Важна гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроения конкретного ребенка. Разговор с ребенком необходимо начинать в его темпе, используя его жесты, эмоциональные вскрики.

Педагогу необходимо быть чутким к ребенку, и тогда он сам подскажет оптимальную форму взаимодействия. На начальных этапах обучения важно использовать интересы ребенка для удержания его внимания, подкреплять желаемое поведение ребенка, подбирать доступные задания, создавая ситуацию успеха. Сложность необходимо увеличивать постепенно, когда у ребенка появляется установка на выполнение задания.

Проведение коррекционных занятий затрудняется низким уровнем произвольной психической активности, характерным для детей с тяжелой степенью аффективной патологии. Для усиления психической активности в ситуацию индивидуальных игровых занятий целесообразно вводить дополнительные психокоррекционные приемы в виде музыки, ритмики, пения, шепотной речи и пр.

У многих детей с РАС имеется устойчивый интерес к какому-либо одному предмету, с которым ребенок выполняет одни и те же действия бесчисленное количество раз и не расстается даже в процессе занятий. У каждого ребенка существует свой набор любимых стереотипных игр. Он может играть в них несколько часов, месяцев или лет, совершая действия, понятные только ему. Важно понять, что стереотипные игры в коррекционной работе будут являться основой всего взаимодействия в дальнейшем, причем это будет единственным способом в своем роде.

Чтобы ребенок захотел с вами взаимодействовать, нужно дать ему почувствовать безопасность и уверенность, для этого необходимо подстроиться под его игру и этим показать, что педагог является партнером. При этом важно через эту игру подвести ребенка к выполнению запланированного задания. Со временем можно добавлять новые сюжеты в старую стереотипную игру при условии,

что малыш уже принял взрослого и допускает его в свою особенную деятельность. Важна совместная деятельность: например, педагог начинает рисовать что-то, а ребенок заканчивает, или наоборот (аналогично в аппликации, лепке, конструировании).

Если произошла негативная эмоциональная вспышка, необходимо вовлечь ребенка в любимую стереотипную игру. Понимание того, что он может в любой момент вернуться в свою стереотипную игру и почувствовать себя комфортно, важно для установления доверия ребенка к педагогу во время коррекционных занятий.

Положительную динамику в работе с особыми детьми дает куклотерапия. На занятиях с аутичными детьми лучше использовать не обычные куклы, а специальные мягкие куклы - рукавички. Такие куклы помогают детям приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку. Общение с такой куклой расширяет возможности ребенка во взаимодействии с окружающим миром, что особенно важно для аутичных детей.

Взрослый с помощью куклы решает множество задач:

• учит детей, прежде всего, выражать заинтересованность в общении;

• шутит от имени персонажа, способствуя созданию атмосферы доброжелательности;

• активизирует безынициативных детей;

• постоянно создает ситуацию успеха, повышая тем самым уверенность у детей;

• делает более раскованными стеснительных, зажатых, необщительных детей;

• помогает детям оценивать правильность или неправильность поведения персонажа.

Адекватность помощи заключается в доступности инструкций и соответствии их возможностям ребенка. При этом необходимо соблюдение определенных параметров, влияющих на ребенка: темп, ритм, громкость, эмоциональная насыщенность. Например, заканчивать действия следует спокойным тоном. Важно больше обнимать и хвалить ребенка. В ходе занятий необходимо соблюдение принципа стимуляции и поддержки развития сохранных сторон психики, преобладающих интересов и эмоциональных пристрастий.

Формирование навыков учебного поведения

В ходе коррекционной работы у ребенка должна сформироваться установка на выполнение заданий, а все его поведение должно стать более организованным (выработка усидчивости, удержание внимания, привыкание к ситуации обучения). Очень важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. На первых занятиях лучше сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста. Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кратко, а новые небольшие элементы вариативности вносятся постепенно.

Важно использовать один и тот же материал в разных заданиях и, наоборот, разный игровой материал применять в целях решения одной задачи (например, задача сличения цвета сегодня решается с помощью карандашей или кубиков, а завтра - с использованием магнитов, крупных разноцветных скрепок или прищепок и т.п.), что способст-

вует освоению различных действий (построить башню или гараж из кубиков, прикрепить к доске рисунки при помощи магнитов, сложить в стопку и скрепить несколько карточек при помощи скрепки и пр.).

При этом важно подкреплять желаемое поведение ребенка с помощью значимых стимулов и похвалы, со временем постепенно снижая и отменяя использование невербального подкрепления. ■

список рекомендованной литературы

1. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.: Речь, 2007.

2. МамайчукИ.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2003.

3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.- М.: Теревинф, 2014.

4. Рудик О. Как помочь аутичному ребенку. Методическое пособие. - М.: Владос, 2014.

5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: АСТ, 2005.

22 марта 24 марта

2018 года

ж>

г Анапа, Краснодарский край

Ш-я МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА, МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ»

Организатор конференции: НЧОУДПО «Учебный центр «Персона л-Ресурс»

Участие в Конференции,

общие вопросы

по е-таН: 9180220545@mail.ra

8 (861) 255-58-57,8-918-022-05-45 konferentsia-pr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.