Научная статья на тему 'Организация и значение самостоятельной работы студентов, обучающихся на факультетах военного образования'

Организация и значение самостоятельной работы студентов, обучающихся на факультетах военного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АКТИВНОСТЬ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРВОИСТОЧНИК / ЗРЕНИЕ / ОСЯЗАНИЕ / СЛУХ / РЕЧЕВОЙ И ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СЛАБЫЕ И СИЛЬНЫЕ МЕСТА / INDEPENDENT WORK / ACTIVITY / MILITARY EDUCATION / PRIMARY SOURCE / SIGHT / TOUCH / HEARING / SPEECH AND MOTOR APPARATUS / EFFICIENCY / WEAK AND STRONG PLACES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сотволдиев Абдулхошим Юлдашович, Кочкаров Асомиддин Киемиддинович, Аъзамов Ином Солижонович

В данной статье отражены особенности организации и значение самостоятельной работы студентов, обучающих на факультетах военного образования при ВОУ Республики Узбекистан, а именно подготовка офицеров резерва и запаса в высших образовательных учреждениях педагогической направленности. Имеет рекомендации, порядок организации и выполнение самостоятельной работы и их условий. А также характерные особенности самостоятельных работ в военном образовании по изучению учебных материалов. Статья будет полезна для руководства факультета военного обучения, преподавательского состава, а также для студентов, обучающихся на факультетах военного обучения высших образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сотволдиев Абдулхошим Юлдашович, Кочкаров Асомиддин Киемиддинович, Аъзамов Ином Солижонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и значение самостоятельной работы студентов, обучающихся на факультетах военного образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ФАКУЛЬТЕТАХ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1 2 3

Сотволдиев А.Ю. , Кочкаров А.К. , Аъзамов И.С. Email: Sotvoldiyev661@scientifictext.ru

1Сотволдиев Абдулхошим Юлдашович - доцент; 2Кочкаров Асомиддин Киемиддинович - старший преподаватель; 3Аъзамов Ином Солижонович - преподаватель, кафедра допризывного военного образования, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье отражены особенности организации и значение самостоятельной работы студентов, обучающих на факультетах военного образования при ВОУ Республики Узбекистан, а именно подготовка офицеров резерва и запаса в высших образовательных учреждениях педагогической направленности. Имеет рекомендации, порядок организации и выполнение самостоятельной работы и их условий. А также характерные особенности самостоятельных работ в военном образовании по изучению учебных материалов. Статья будет полезна для руководства факультета военного обучения, преподавательского состава, а также для студентов, обучающихся на факультетах военного обучения высших образовательных учреждений.

Ключевые слова: самостоятельная работа, активность, военное образование, первоисточник, зрение, осязание, слух, речевой и двигательный аппараты, эффективность, слабые и сильные места.

ORGANIZATION AND VALUES OF INDEPENDENT WORKS OF STUDENTS TRAINING AT MILITARY EDUCATION FACULTIES

1 2 3

Sotvoldiyev A.Yu.1, Kochkarov A.K.2, Azamov I.S.3

1Sotvolddiev Abdulkhoshim Yuldashovich - Associate Professor; 2Kochkarov Asomiddin Kiemiddinovich - Senior Lecture;, 3Azamov Inom Solijonovich - Teacher, DEPARTMENT OF PRE-DRAFTMILITARY EDUCATION, TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in this article of reflections features the organization and importance of the independent work of students teaching at the faculties of military education at HEU of the Republic of Uzbekistan, namely about the training of reserve and reserve officers in higher educational institutions of pedagogical orientation. It has the content of recommendations, the order of organization and performance of independent work and their conditions. As well as the characteristic features of independent work in military education for the study of educational materials. The article is typical for the leadership of the faculty of military training, teaching staff, as well as for students enrolled in the faculties of military training of higher educational institutions.

Keywords: independent work, activity, military education, primary source, sight, touch, hearing, speech and motor apparatus, efficiency, weak and strong places.

УДК 37.013

«В современном этапе интенсивный научно -технический прогресс привел к интенсивному росту и обновлению научно -технической информации, который принял лавинообразный характер. В мире ежегодно издаются сотни тысяч книг, журналов, защищаются более 100 тысяч диссертаций, а поток информаций в глобальной сети «Интернет» практически не измерим» [1, с. 6-7]. Как в таких условиях массового образования с высокими темпами развития науки можно обеспечить подготовку специалистов отвечающим современным требованиям, требованиям образовательных стандартов?

Эту проблему решает педагогическая технология, зародившаяся во второй половине ХХ века в период интенсивного научно-технического прогресса. В условиях массового образования педагогическая технология способствует построению и реализацию педагогического процесса в строгой обоснованности каждого его этапа, каждого элемента, нацеленности на объективно диагностируемый, гарантируемый конечный результат. Педагогическая технология становится непосредственной производительной силой в системе образования современного общества.

Педагогическая технология охватывает все элементы учебного процесса, в том числе и сам процесс обучения. В последние десятилетия зародилось множество современных технологий обучения, направленных на гарантированное обеспечение качества процесса обучения. В связи с этим в учебных планах Республики Узбекистан педагогическая технология именуется как «Новые педагогические технологии».

Несмотря на охватывание учебным процессом множества современных технологий обучения, нельзя забывать некоторую специфичность военного образования. Успех военной подготовки на факультетах военного образования в гражданских вузах, так же как и всякого другого учебного процесса, в значительной степени зависит от правильного использования приёмов и методов учебной работы, разработанных современной военной педагогикой. Они указывают наиболее оптимальные пути доведения учебного материала до студентов, обеспечения его прочного и глубокого усвоения.

«Методами обучения принято называть способы передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Формирования у студентов высоких морально-боевых, педагогических и психологических качеств, развитие их способностей по овладению военным делом и гражданским специальностям» [2, с. 4-5].

При этом важнейшим условием усвоения знаний и навыков в военном образования является самостоятельная работа студентов. Это неизменный элемент учебного процесса. Нельзя серьезно говорить о глубоком и прочном усвоении учебного материала без самостоятельной работы над ним студентов.

Самостоятельная работа - одна из важнейших форм учебной работы. Она является одним из элементов активности обучающихся и является основной усвоения ими знаний, умений и навыков. Самостоятельная работа студентов складывается из самоподготовки в специально отведенные часы на военной кафедре и выполнения домашних заданий.

В часы самоподготовки изучаются документы и техника. Дома студент изучает все материалы, по которым у него есть источники.

«В военном образовании самоподготовка студентов имеет несколько видов, из которых наиболее характерны два: самостоятельное закрепление практических умений и навыков» [3, с. 109-121].

Усвоение теоретических знаний сводится главным образом к работе с книгой, из сайтов интернета, с первоисточником. Учебный материал на занятиях, как правило, излагается на полном объеме. В процессе самостоятельной работы студент находит из источников и повторяет изученный материал и одновременно приобретает новые знания.

При этом важно, чтобы студент сумел подключить максимальное количество органов чувств: зрение, осязание, слух, речевой и двигательный аппараты. Достигается это путем прочтения вслух наиболее трудных и сложных мест, выписывание трудных понятий, названий и терминов, вычерчивания графиков, разработки планов и конспектов прочитанного.

Последнее для самостоятельной работы особенно важно. Составление плана дает возможность осмыслить прочитанное в целом, проникнуть в его сущность, проследить его последовательность и связи между отдельными частями. Эти же цели еще более успешно достигаются за счет конспектирования, которое заставляет полностью осмыслить изучаемый материал и составить о нем собственное представление. Конспектирование осуществляется в следующей последовательности. Вначале необходимо прочитать весь материал в целом. По ходу чтения сделать выписки и пометки по наиболее сложным разделам. Затем следует переходить к чтению материала по частям. Каждую часть глубоко продумывать и своими словами предельно кратко излагать на бумаге. Так в логической последовательности часть за частью конспектировать вес материал.

К сожалению, многие студенты именно этого не делают. Это объясняется тем, что студенты пользуется только материалами из сайтов интернета, что им удобно скачать разные изучаемые материалы, которые облегчают их труд. Учебные материалы, найденные из сайтов интернета иногда противоречат один другому, хотя бы они называется по содержание одного учебного вопроса по темам. В этом случае у студента возникает сомнение, что какой найденный материалы достоверный и затрудняет им осмыслить изучаемый материал и составить о нем собственное представление. Поэтому каждому студенту следует самостоятельно определить, а также они должны тщательно проверить те материалы, чтобы эти материалы были достоверные.

Нельзя забывать, наиболее совершенным видом самостоятельной работы является подготовка сообщений, рефератов, презентация докладов по изучаемой дисциплине. Эту работу рекомендуют выполнять в следующей последовательности. Вначале необходимо отобрать первоисточники, прочитать их, сделать выписки и составить план реферата, презентации или доклада. После этого приступить к написанию, тщательно выверяя каждое сложное теоретическое положение или понятие. По окончании написания следует прочитать все в целом и сделать необходимые исправления.

Иной вид приобретает работа студентов при обобщающем повторении учебного материала, уяснении степени его усвоенности, слабых и сильных мест. Наиболее важный материал повторяется путем чтения соответствующих глав учебника. Другие вопросы можно повторять по собственным конспектам. Важное значение в это время приобретают упражнения по наиболее сложным и трудным вопросам.

Свои характерные особенности имеет самостоятельная работа в военном образовании по изучению оружия и боевой техники. Она организуется преподавателями в специально отведенное время. На самоподготовку кроме оружия и боевой техники привлекаются наставления, руководства и инструкции. Студентов желательно разбить на группы, в которые ввести хорошо успевающих и слабых студентов. Идеальный случай, когда студенты объединяются по два: один успевающей, другой неуспевающей. Успевающий студент вначале, зачитывает соответствующее место наставления, инструкции, руководства, затем поясняет отдельные положения и проводит работу. После этого он предлагает неуспевающему студенту все, что сделал сам. Одна работа будет более эффективной, если неуспевающий студент сам прочитает наставление или руководство, сам разберется в устройстве того или иного аппарата и в порядке работы на нем. В этом случае успевающий студент выполняет роль инструктора. Он отвечает на возникшие вопросы, помогает исправлять допущенные ошибки.

При организации самоподготовки студентов преподаватель должен четко определить объем материала, подлежащего изучению, дать необходимые методические советы, обеспечить студентов техникой и учебными пособиями, выделить место занятий, осуществлять контроль их хода и качества.

Непременным условием успеха в использовании всех видов занятий является самостоятельная работа студентов над изучаемым материалом. Необходимо, чтобы студент при самостоятельной работе над темой глубоко проник в ее сущность, всесторонне осмыслил факты, уточнил понятия. В этом случае повторение уяснением и раскрытием новых сторон изучаемого вопроса, которые до этого оставались в тени, углублением и расширением приобретенных знаний. «Нельзя повторение сводить к зазубриванию, к механическому запоминанию. Механическое повторение, по утверждению И.П. Павлова, дает обратный результат, приводит к торможению коры головного мозга» [4, с. 100-102]. Практика убеждает, что всякое повторение нужно проводить таким образом, чтобы оно способствовало повышению активности и сознательности усвоения знаний, умений и навыков. Тогда повторение будет разновидностью творческой деятельности и будет способствовать превращению приобретенных знаний в собственные убеждения студентов, закреплению их в сознании на длительное время. Для обучающихся студентов в педагогических вузах по направлению 5111500 - допризывное военное образование, имеет важное значение для достижения прочности знаний, умений и навыков применение их на практике в общеобразовательных школах. А для достижения прочности знаний, умений и навыков по военной специальности лучшим средством является служба в рядах Вооруженных Сил в должности, для которой студент готовился на военной кафедре. Однако призываются далеко не все выпускники военных кафедр. По этой причине для практического применения приобретенных студентами знаний, умений и навыков по военной специальности нужно эффективнее использовать практические занятия на технике, занятия в поле и особенно учебные сборы в войсках. Они должны быть построены таким образом, чтобы каждый студент многократно выполнял круг обязанностей конкретного должностного лица.

Несмотря на охват всех элементов обучения учебного процесса военного образования множество современных технологий, самостоятельная работа приобретает больше приоритет как элемент эффективности по улучшению усвоения студентами знаний, умений и навыков всех видов предметов обучения.

Список литературы /References

1. Авлиёкулов Н.Х. Новые педагогические технологии. Учебник для высших учебных заведений. 2003. С. 6-7.

2. Программа подготовки офицеров резерва и запаса из числа студентов высших образовательных учреждений. Т.: ТГПУ, 2014. С. 4-5.

3. Сотволдиев А.Ю. «Организация и методика допризывного военного образования». Ташкент, 2010. С. 109-121.

4. Ефимов Н.Н. Педагогические основы военной подготовки студентов в вузе. Изд. Московского университета, 1986. С. 100-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.