Научная статья на тему 'Организация и управление учебными планами и программами по физическому воспитанию в странах Востока (республика Корея, Китай, Япония)'

Организация и управление учебными планами и программами по физическому воспитанию в странах Востока (республика Корея, Китай, Япония) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / физическая культура / учебные планы по физическому воспитанию / программы по физическому воспитанию / корея / китай / япония

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забурдаева М. Н.

В XXI веке Корея, Китай и Япония начали принимать новые учебные планы в школьной системе образования. Общие цели включают иностранные языки в учебные планы и дают больше свободы местным образовательным комитетам. Корея активно включает индивидуальное образование, Китай обеспечивает спиральный школьный учебный план, а Япония выбрала путь индивидуализации в образовании. Статья посвящена управлению в сфере физкультуры в представленных странах. В частности показано, как применяются и управляются учебные планы по физкультуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the XXI century Korea, China and Japan have begun to realize new curricula in school education systems. General purposes of changes are including foreign languages into curricula and giving more freedom for local educational authorities. Korea actively implies personal education, China provides a spiral school curriculum, and Japan has chosen the way of individualization in education. The article is devoted to management in the sphere of physical education in represented countries. In particular, it is revealed how curricula in physical education are implemented and managed.

Текст научной работы на тему «Организация и управление учебными планами и программами по физическому воспитанию в странах Востока (республика Корея, Китай, Япония)»

М. Н. Забурдаева

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМИ ПЛАНАМИ И ПРОГРАММАМИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТРАНАХ ВОСТОКА (РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ, КИТАЙ, ЯПОНИЯ)

Работа представлена кафедрой теории и методики физической культуры.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры А. А. Нестеров

В XXI веке Корея, Китай и Япония начали принимать новые учебные планы в школьной системе образования. Общие цели включают иностранные языки в учебные планы и дают больше свободы местным образовательным комитетам. Корея активно включает индивидуальное образование, Китай обеспечивает спиральный школьный учебный план, а Япония выбрала путь индивидуализации в образовании.

Статья посвящена управлению в сфере физкультуры в представленных странах. В частности показано, как применяются и управляются учебные планы по физкультуре.

In the XXI century Korea, China and Japan have begun to realize new curricula in school education systems. General purposes of changes are including foreign languages into curricula and giving more freedom for local educational authorities. Korea actively implies personal education, China provides a spiral school curriculum, and Japan has chosen the way of individualization in education.

The article is devoted to management in the sphere of physical education in represented countries. In particular, it is revealed how curricula in physical education are implemented and managed.

Национальные учебные планы стран Востока определяют организацию предметов и стандарт распределения учебного времени. Общие замечания объясняют минимальные стандарты учебных часов и предметов и несут юридически обязательную силу. Согласно исследованиям корейских и российских ученых1, разнообразие и автономия образования могут быть достигнуты, если минимизировать стандарты общих замечаний учебных планов, которые играют роль «минимальных руководящих принципов» разнообразного и гибкого школьного образования в странах Востока.

Национальные учебные планы данных стран определили 8-16 обязательных предметов в среднем. Япония имеет наименьшее количество (8 предметов), Китай - 12 обязательных предметов. Страны, обеспечивающие дополнительные или факультативные предметы, имеют 1-7 дополнительных предметов. В Корее существуют 11 обязательных предметов и 1-2 дополнительных, обозначенных в 6-м национальном учебном плане. 7-й национальный учебный план определяет толь-

ко 10 обязательных предметов. Таблица 1 показывает предметы обязательного образова-ния Республики Кореи, Китая, Японии2.

В японских планах отсутствует как обязательная образовательная область «Этическое воспитание».

Рассмотрим названия общих для обязательного изучения предметов школьного образования. В Китае и Японии национальный язык, математика, физическое воспитание, музыка и искусства обязательны, в то время как в Корее только корейский язык и математика являются обязательными, а физическое воспитание, музыка и искусства включены в объединенные предметы в младших классах начальных школ.

Обязательное в некоторых классах элементарной и средней школы в Корее моральное образование носит название «идеология морали» в Китае, а домоводство -у учащихся после 5-го класса начальных школ в Японии. Этика в японских начальных школах имеется во всех аспектах школьной жизни, а не как один из школьных предметов.

Таблица 1

Предметы обязательного образования

Образовательные области Корея (классы) Китай (классы) Япония (классы)

Национальные языки 1-9 1-9 1-9

Этическое образование 3-9 1-9 (идеология и этика) -

Социальное образование 3-9 4-6 3-9

География - 7-8 -

Естествознание 3-9 1-9 3-9

Математика 1-9 1-9 1-9

Технология / Домоводство 5-9 - 5-9

Физическое воспитание 3-9 1-9 1-9

Музыка 3-9 1-9 1-9

Изящные искусства 3-9 1-9 1-9

Иностранные языки 3-9 7-9 -

Трудовое воспитание - - 3-9

Таблица 2 показывает распределение учебных часов по физическому воспитанию Кореи, Китая, Японии.

Как показано в табл. 2, корейские, китайские, японские учебные планы заявляют продолжительность каждого учебного часа каждого школьного уровня. Хотя дан-

ные стандарты подвергаются изменениям по таким факторам, как погодные условия, степень развития учащихся и характер содержания обучения, все еще есть место для более эффективных способов управления учебными часами.

Таблица 2

Распределение учебных часов

Школьные уровни Корея, мин. Китай, мин. Япония, мин.

Начальные школы 40 40 45

Младшие средние школы 45 45 50

Старшие средние школы 50 45 50

Для горизонтального сравнения было для физического воспитания в элементарных

проанализировано распределение времени и средних школах стран Востока (табл. 3).

Таблица3

Сравнение распределения времени по физическому воспитанию

Школьные уровни Корея Китай Япония

Начальные школы 408 ч. (9,74%) 624 ч. (11,27%) 594 ч. (10,06%)

Средние школы 272 ч. (7,84%) 240 ч. (7,22%) 297 ч. (9,20%)

Вычисления

Корейские начальные школы: каждый Корейские средние школы: 1 класс (102

из 3-6 классов (102 часа) х 4 года = 408 ча- часа) + 2 класс (102 часа) + 3 класс (68 часов. сов) = 272 часа.

Китайские начальные школы: каждый из 1-2 классов (2 часа) х 2 года х 39 недель = 156 часов.

Каждый из 3-6 классов (3 часа) х 4 года х 39 недель = 468 часов.

Общее количество = 624 часа.

Китайские средние школы: 1-3 классы (2 часа) х 3 года х 40 недель = 240 часов.

Японские начальные школы: 90 часов (в год) + 9 часов = 99 часов, 99 часов х 6 лет = 594 часа. (1 учебный час в японских начальных школах - 45минут; 90 часов х 5 минут = 450 минут (9 часов увеличения в сумме).)

Японские средние школы: 90 часов (в год) + 9 часов = 99 часов, 99 часов х 3 года = 297 часов. (1 учебный час в японских средних школах - 50 минут; 90 часов х 5 минут = 450 минут (9 часов увеличения в сумме).)

Как показано в табл. 3, распределение времени для физического воспитания - Китай (11,27%), Япония (10,06%), Корея (9,74%) в начальных школах; а в средних школах - Япония (9,20%), Корея (7,84%), Китай (7,22%). Однако данное различие -только в цифрах, потому что в действитель-

ности физические действия в школах стран Востока значительны. Учащиеся сдают тесты по физическому воспитанию, чтобы закончить элементарную и среднюю школы. В школах Китая вольной гимнастикой занимаются в течение одного часа каждый день, много физических действий включено в 4 «курса действий». Кроме того, средние школы также имеют 3 курса действий, включая 30 минут «упражнений для глаз».

1 единица в японской средней школе означает 1 учебный час в неделю, 35 недель в год, в то время как в Корее 1 единица означает 1 учебный час в неделю, 1 семестр. Это означает, что учебных часов в одной единицы Японии вдвое больше, чем в Корее.

Таким образом, анализ системы организации и управления учебными планами по физическому воспитанию интересен не только с научной точки зрения, но и с практической, так как передовой опыт стран Востока может частично использоваться в рамках инновационных преобразований, происходящих в данный момент в россий -ской образовательной системе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ли Сунг Джо. Модернизация образования и воспитания учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004; Нестеров А. А. Модернизация образования и воспитания учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004;

Ча Джу Хён. Ценностные ориентации в системе образования. М.: Викинг, 2003.

2 Со Куинг Хи. Образовательная направленность технологий проектирования. М.: Пресса, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.