Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система прослеживаемости / система маркировки / государства-члены Евразийского экономического союза / средства идентификации / контрольно-измерительный знак / traceability system / marking system / member states of the Eurasian Economic Union / identification means / control and measuring mark

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулешов Александр Викторович, Борисова Елена Михайловна, Матвеева Наталья Васильевна, Кириллова Дарья Аркадьевна

В статье рассматриваются вопросы организации и технологии применения системы прослеживаемости и системы маркировки товаров в Российской Федерации в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Именно система прослеживаемости в настоящее время полностью отвечает тенденциям и дает возможность с помощью современных технологий препятствовать проникновению незаконного ввоза товаров на российский рынок, подтверждая тем самым легальность оборота продукции и ее качество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кулешов Александр Викторович, Борисова Елена Михайловна, Матвеева Наталья Васильевна, Кириллова Дарья Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND TECHNOLOGY OF APPLICATION OF THE GOODS TRACEABILITY SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF FUNCTIONING OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article deals with the issues of organization and technology of application of the traceability system and the labeling system of goods in the Russian Federation in the conditions of functioning of the Eurasian Economic Union. It is the traceability system that currently fully meets modern trends and makes it possible with the help of modern technologies to prevent the penetration of illegal.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

УДК 338

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Кулешов А.В., Борисова Е.М., Матвеева Н.В., Кириллова Д.А.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

ORGANIZATION AND TECHNOLOGY OF APPLICATION OF THE GOODS TRACEABILITY SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF FUNCTIONING OF THE EURASIAN ECONOMIC

UNION

Kuleshov A.V., Borisova E.M., Matveeva N.V., Kirillova D.A.

St. Petersburg named after V.B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации и технологии применения системы прослеживаемости и системы маркировки товаров в Российской Федерации в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Именно система прослеживаемости в настоящее время полностью отвечает тенденциям и дает возможность с помощью современных технологий препятствовать проникновению незаконного ввоза товаров на российский рынок, подтверждая тем самым легальность оборота продукции и ее качество.

Ключевые слова: система прослеживаемости, система маркировки, государства-члены Евразийского экономического союза, средства идентификации, контрольно-измерительный знак.

Abstract

The article deals with the issues of organization and technology of application of the traceability system and the labeling system of goods in the Russian Federation in the conditions of functioning of the Eurasian Economic Union. It is the traceability system that currently fully meets modern trends and makes it possible with the help of modern technologies to prevent the penetration of illegal.

Keywords: traceability system, marking system, member states of the Eurasian Economic Union, identification means, control and measuring mark.

Ссылка для цитирования: Кулешов А.В., Борисова Е.М., Матвеева Н.В., Кириллова Д.А. Организация и технология применения системы прослеживаемости товаров в Российской Федерации в условиях функционирования Евразийского Экономического Союза // Бюллетень инновационных технологий. -2023. - Т. 7. - № 3(27). - С. 26-31. - EDN TSTUUV.

В настоящее время важным проектом в реализации национальной программы циф-ровизации является формирование системы прослеживаемости товаров, в основе которой лежат два взаимосвязанных подхода:

1. Физическая прослеживаемость, т.е. маркировка товаров средствами идентификации;

2. Документальная прослеживаемость, т.е. отслеживание движения товаров посредством передачи данных в сопроводительных документах.

Правовой базой создания механизма

прослеживаемости движения товаров стали следующие нормативно-правовые документы:

- Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 03. 12.2015г.;

- Поручение Высшего Евразийского экономического совета, которые были озвучены президентами государств-членов Евразийского экономического союза на заседании 21.12.2015.;

- Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 20 мая 2016 г. №

8 «О мероприятиях по формированию в государствах-членах Евразийского экономического союза механизма прослеживаемости товаров»;

- Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 12 августа 2016 г. № 14 «Об основных подходах к созданию механизма обеспечения прослеживаемости товаров в государствах-членах Евразийского экономического союза»;

- Соглашение о маркировке товаров, подписанное в г. Алматы 2 февраля 2018 г. и вступившее в силу 29 марта 2019 г. В Российской Федерации оно было ратифицировано принятием Федерального закона от 03.08.2018 № 281-ФЗ «О ратификации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе»;

- Соглашение о механизме прослежива-емости товаров, подписанное в г. Нур-Султане 29 мая 2019 г. «О механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза» [1], вступило в силу 03.02.2021. В Российской Федерации документ был ратифицирован путём принятия Федерального закона от 02 декабря 2019 № 386-ФЗ «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2021 № 1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров» и др.

Как следует из документов «прослежи-ваемость - организация учёта товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальных систем прослеживаемости» [2].

Необходимость введения системы прослеживаемости была обусловлена, в первую очередь, усовершенствованием системы контроля за оборотом товаров, которые поставляются в Российскую Федерацию. Сокращение незаконного оборота промышленной продукции посредством обеспечения оперативного и достоверного информирования о движении товаров является основной целью создания системы маркировки и прослеживаемости товаров согласно Концепции создания и функционирования в РФ системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживае-мости движения товаров, утверждённой

Распоряжением Правительства России от 28.12.2018 № 2963-р.

Важно отметить, что государства-участники ЕАЭС также активно интегрируются в процесс разработки системы, которая позволит максимально исключить различные схемы незаконного уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов, а также, обеспечить контроль за операциями, связанными с оборотом товаров на территории ЕАЭС, т.е. таким образом, с помощью физической и документальной составляющих отслеживать логистические цепочки движения товара от производителя к потребителю, формируя тем самым общий механизм прослеживаемости продукции.

Физическая прослеживаемость товаров реализуется с помощью маркировки. При документальной прослеживаемости информация о движении товара передается в информационную систему с помощью товаросопроводительных документов. Соответственно, при физическом способе прослеживается каждая единица товара, а при документальном способе осуществляется сквозной контроль товаров и на территории Российской Федерации и территории ЕАЭС с момента их ввоза на таможенную территорию до реализации потребителю [2]. Оба способа друг друга не дублируют.

Маркировка представляет собой метод идентификации единицы товара с помощью нанесения специальной метки (средства идентификации или контрольного (идентификационного) знака (КИЗ), содержащего средство идентификации), для прослеживания движения товаров по товаропроводящей сети. КИЗ является бланком строгой отчётности, обладающим элементами защиты от подделки и содержащим средство идентификации. Само же средство идентификации - это последовательность символов в виде кода (например, штрихового) или записи на радиочастотной метке в машиночитаемой форме.

В качестве кода маркировки могут использоваться код GS1-128, Data Matrix код, QR-код или радиочастотная метка (RFID-метка), а также сочетание указанных меток, наносимые на КИЗ [3].

При производстве продукции коды маркировки должны быть получены и нанесены до отгрузки товаров с территории производства (до их ввода в оборот). Кроме того, маркировке подлежат остатки определённых видов маркируемой продукции (например, обувных товаров), а также товары с утраченным кодом маркировки, в том числе

в результате их возврата от конечного потребителя. Если же товар импортируется, то коды маркировки должны быть получены до ввоза таких товаров, если они ввозятся с территории государства-члена ЕАЭС, или до помещения их под таможенные процедуры, если товары ввозятся из третьих стран.

Первый пилотный проект маркировки товара в ЕАЭС был запущен в 2016 году на примере предметов из натурального меха, так как именно эти товары чаще всего подвергались фальсификации. Они были промаркированы специальными идентификационными знаками (метками) типа RFID (Radio Frequency Identification). Пример маркировки мехового изделия показан на рис. 1.

Рис.1. Товар из натурального меха, промаркированный идентификационной меткой RFID [3]

Как видно из рис. 1, КИЗ включает в себя указание на саму РРЮ- метку, линейный штриховой код, содержащий в кодированном виде идентификационный номер КИЗ, и ОР-код, содержащий в закодированном виде ссылку на портал государственной информационной системы маркировки, 2-сим-вольный код государства Союза (Ри), осуществившего выпуск товара в оборот, краткое наименование товарной группы по ТН ВЭД ЕАЭС в текстовой форме (изделия из натурального меха) и поле для вшивания в изделие (отступы белого цвета на метке).

Кроме того, цвет фона КИЗ обозначает способ введения товара в оборот: ввозимые товары имеют красный фон КИЗ, а произведённые на территории Российской Федерации - зелёный.

ФТС перед выпуском проводит автоматическую проверку номеров КИЗ и их статуса:

- «0» - КИЗ получен от эмитента и подтвержден заказчиком:

- «1» - КИЗ отсутствует в системе;

- «2» - КИЗ эмитирован, но не передан заказчику;

- «3» - КИЗ уничтожен;

- «4» - КИЗ уже выпущен в обращение; КИЗ выведен из обращения (реализован в рамках торговли);

- «9» - иной статус, не допускающий выпуск товара.

Выпуск товаров возможен только при статусе «0». Кроме того, каждому КИЗ соответствует номер ДТ в информационном ресурсе таможенного органа. Таким образом, по этим данным можно отследить путь дальнейшего движения или реализации маркированных товаров. Вся информация о движении товара по логистической цепи, кодах, участниках товарооборота аккумулируется в системе «Честный знак», оператором которой является Центр развития перспективных технологий.

В отличии от системы маркировки, система прослеживаемости предполагает документальный контроль конкретной партии товаров. Основная цель такой системы, как уже отмечалось выше, заключается в решении проблемы нелегального оборота и импорта.

Система документальной прослеживаемости включает [4]:

- присвоение уникального идентификатора каждой партии товара в декларации на товары (ДТ), таможенном приходном ордере (ТПО), сопроводительном документе (счёте-фактуре);

- обязательное использование единиц измерения и стоимости единицы измерения относительно каждой товарной позиции ДТ, ТПО, сопроводительного документа (счёта-фактуры);

- обязательное использование уникального идентификатора товара и единиц измерения при перепродажах товара;

- обязательный учёт остатков при продажах и(или) перепродажах;

- обеспечение взаимосвязи ДТ, ТПО, сопроводительных документов (например, счёт-фактура или иной документ, определённый в законодательстве государства-члена Союза, сведения из которого передаются в национальную систему прослежива-емости.

Уникальный идентификатор представляет собой регистрационный номер партии товара (РНПТ), который складывается из номера ДТ и номера товара в ней.

Нужно отметить, что система прослеживаемости применяется на наднациональном и национальном уровне. Государства-члены ЕАЭС в разные периоды запустили

Рис. 2. Способы получения регистрационного номера партии товаров

применение механизма прослеживаемости. Так, раньше всех из стран ЕАЭС Республика Казахстан ввела систему прослеживаемости - в 2018 году. В настоящее время на территории страны существует специальная система «Виртуальный склад» для отслеживания перемещения товаров в автоматическом режиме. Армения и Киргизия только в 2021 году ратифицировала соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС. В Республике Беларусь система прослеживаемости функционирует с 1 июля 2021 г. и прослеживаемости подлежат товары, включенные в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом информационного взаимодействия с государствами - членами ЕАЭС, и (или) перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости [5].

Таким образом, национальные системы прослеживаемости государства - участника Союза содержит четыре объекта [2]:

- участник оборота;

- товар;

- изделие;

- упаковка.

Кроме того, в интегрированной цифровой платформе государств-членов ЕАЭС необходимо отображать следующие инструменты (реестры), которые используются для того, чтобы создать единую стандартизированную систему, где будет унифицирована вся информация о товарах, обращаемых в ЕАЭС [6]:

- реестр участников товарооборота ЕАЭС;

- классификатор товаров ЕАЭС;

- реестр товаров ЕАЭС;

- реестр сведений о товарах, которые были выпущены на территории ЕАЭС;

- реестр транзакций.

В Соглашении определено, что товары будут прослеживаться в течение 5 лет с момента включения последней информации

об их обороте в национальную систему прослеживаемости. Однако ЕЭК установлены случаи, когда прослеживание товаров может прекратиться раньше, чем 5 лет [1].

В системе прослеживания каждой партии товаров присваивается регистрационный номер.

Регистрационный номер партии товаров (далее - РНПТ) состоит из четырех элементов, которые разделены между собой знаками «/».

РНПТ может быть получен одним из двух способов в зависимости от страны, из которой он был ввезён (см.рис.2).

При покупке товаров из стран ЕАЭС в течение 5 дней после ввоза товаров необходимо направить в ФНС уведомление о ввозе, которая формирует номер РНПТ. В течение одного календарного дня номер РНПТ будет присвоен. РНПТ в этом случае состоит из 4 элементов [1]:

ХХХХХХХХ / ХХХХХХ / ХХХХХХХ / ХХХ,

где

1 2 3 4

Элемент 1 - код таможенного органа, зарегистрировавшего ДТ.

Элемент 2 - дата регистрации ДТ: день, месяц, две последние цифры года.

Элемент 3 - порядковый номер ДТ, присваиваемый таможенным органом при регистрации ДТ. Элемент 4 - порядковый номер декларируемого товара.

При покупке товаров из третьих стран номер нужно составить самому и уведомлять налоговую не нужно. Тогда РНПТ будет состоять из 2 элементов [1]: ХХХХХХХ / ХХ, где 1 2

Элемент 1 - порядковый номер ДТ. Элемент 2 - порядковый номер декларируемого товара.

Таблица 1

Различия между системами маркировки и прослеживаемости

Система маркировки Система прослеживаемости

Идентификатор наносится непосредственно на товар Идентификатор включается в сопроводительный документ

Требует маркирующих/ считывающих маркировку устройств Требует маркирующих/ считывающих маркировку устройств

Может применяться только к товарам, имеющим индивидуальную упаковку Может применяться к любым товарам

Прослеживает каждую единицу товара Прослеживает товарную партию

Требует интеграции с оператором маркировки Не требует дополнительной интеграции

Как уже отмечалось выше, система маркировки и система прослеживаемости являются частями общего механизма прослеживаемости, однако это разные системы. Различия представлены в таблице 1.

РНПТ подлежит обязательному указанию в счетах-фактурах, книгах покупок и продаж, с дополнительным указанием количества товара и единицы измерения. Учёт товаров, подлежащих и не подлежащих прослеживаемости, должен вестись раздельно для обеспечения прозрачности сделок. За счёт сравнения данных о проданных и купленных товарах в цепи поставки по РНПТ выявляются незаконные, так называемые «серые», схемы товарооборота.

Список литературы

1. Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (Заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019) // СПС «Кон-сультантПлюс».

2. Ермолова О.Н. Создание системы прослеживаемости товаров на территории ЕЭС // Цивилистика: Право и процесс. - 2020. - № 3(11). -С. 25-31.

3. Аринушкин Д.Е., Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Данько Д.Ю. Применение устройств получения данных с контрольных (идентификационных) знаков. Российская таможенная академия. - Москва: РИО Российской таможенной академии, 2021. - 72 с. - ISBN 978-5-9590-1233-5. -EDN VKHHWL.

4. Зыблева Т.Н. Маркировка как дополнительный инструмент идентификации легального

Сведения об авторах:

Таким образом, подводя итог вышесказанному системы маркировки и документальной прослеживаемости преследуют общую цель: они направлены на борьбу с незаконным оборотом товаров и, как следствие, повышение доходной части бюджета при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Кроме того, создание системы прослеживаемости направлено на повышение эффективности таможенного и налогового администрирования через создание механизма отслеживания товаров как внутри Российской Федерации, так и государств-членов ЕАЭС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

импорта // Стенограмма докладов представителей Министерства промышленности и торговли и Федеральной таможенной службы на конференции «Маркировка товаров. Что даст? Чего ждать?», 2018. URL:

www.alta.ru/expert_opinion/65064/

5. Указ Президента РБ от 29.12.2020 № 496 «О прослеживаемости товаров» [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Альта Софт». URL: www.alta.ru/tamdoc/20bl0496/

6. Павленко О.В. Актуальные вопросы создания и функционирования системы маркировки и прослеживаемости товаров // Академический вестник Ростовского Филиала Российской Таможенной Академии. - 2019. - № 2 (36). - С. 24-30.

Поступила в редакцию 26.07.2023

Кулешов Александр Викторович - заведующий кафедрой таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат технических наук, доцент, e-mail: a.v.kulechov@yandex.ru

Борисова Елена Михайловна - доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, e-mail: skorodumshik@mail.ru

Матвеева Наталья Васильевна - доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, e-mail: natmatv1107@mail.ru

Кириллова Дарья Аркадьевна - старший преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: kiridaria@yandex.ru

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.