Научная статья на тему 'Организация и технологии ювелирного производства татар'

Организация и технологии ювелирного производства татар Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
666
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / РЕМЕСЛО / ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ / ФИЛИГРАНЬ / ЗЕРНЬ / МАСТЕР-ЮВЕ-ЛИР / ОРНАМЕНТАЦИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ / ОRNAMENTION / JEWELLERY / FILIGREE / TRADITIONS / ART / CRAFTS / TECHNIQUES / GRAINING / JEWELLERY MASTERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валеева-сулейманова Г. Ф.

Статья раскрывает основные виды технологий ювелирного искусства татар и специфика организации городского и сельского ремесла. Выявляется характер разделения труда, квалификация ювелиров в зависимости от освоения ими основных техник исполнения (филигрань, гравировка, чернь и др.). Прослеживается преемственность традиций, приводятся имена мастеров в рамках семейных династий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Setting up and main technologies in Jewellery craft of Tatars

The article devoted to manufacturing processes in the art of Jewellery, to organizing creativity of jewellery masters. It recovers the development of such technologies as filigree, engraving, niello, incrustation, also the successive development of craft traditions in the frame of family and it’s ancestors.

Текст научной работы на тему «Организация и технологии ювелирного производства татар»

УДК 671.03

Г. Ф.Валеева-Сулейманова ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ЮВЕЛИРНОГО ПРОИЗВОДСТВА ТАТАР

Статья раскрывает основные виды технологий ювелирного искусства татар и специфика организации городского и сельского ремесла. Выявляется характер разделения труда, квалификация ювелиров в зависимости от освоения ими основных техник исполнения (филигрань, гравировка, чернь и др.). Прослеживается преемственность традиций, приводятся имена мастеров в рамках семейных династий.

Ключевые слова: ювелирное искусство, ремесло, техника исполнения, филигрань, зернь, мастер-юве-лир, орнаментация, преемственность традиций

G.F. Valeeva-Suleymanova SETTING UP AND MAIN TECHNOLOGIES IN JEWELLERY CRAFT OF TATARS

The article devoted to manufacturing processes in the art of Jewellery, to organizing creativity of jewellery masters. It recovers the development of such technologies as filigree, engraving, niello, incrustation, also the successive development of craft traditions in the frame of family and ifs ancestors.

Keywords: art, jewellery, crafts, techniques, filigree, graining, jewellery masters, оrnamention, traditions,

Произведения татарских ювелиров заняли достойное место в сокровищнице мировой культуры. На протяжении многовековой истории оттачивались традиции художественной обработки металла и технологии его орнаментации. Своими корнями они уходят в тысячелетнюю древность и связаны со степной кочевой и оседло-земледельческой культурами, составившими, позднее, в творчестве татарских ювелиров своеобразный сплав цехового производства и домашнего ремесла. Такие технологии, как скань и зернь являются одними из высоких образцов ювелирного искусства, они глубоко укоренились у татар и получили развитие как в городе, так и деревне. Именно последнее обстоятельство делает ювелирное искусство татар отличным от искусства многих других народов, в творчестве которых эти технологии развивались в условиях городского ремесла [1].

Системно-структурный метод в изучении произведений ювелирного искусства рассматривает, в первую очередь, технологию производства, как цель искусствоведческого исследования, раскрывающего обусловленность формы и содержания произведений свойствами материала и техникой исполнения. Татарские ювелиры добились больших результатов, освоив наиболее сложные и уникальные техники, доступные только высокопрофессиональным мастерам. К ним относятся - филигрань: ажурная и накладная, бугорчатая (жепкыр, куперткэн жепкыр), зернь (бертекляу, арпалау), чернение (каралту) по серебру и золоту, гравировка (уеплау), чеканка (тойма), тиснение (басма), инкрустация камнями и стеклом (корлау). Зергеры (ювелиры) работали с золотом, серебром, медью и их сплавами. Различные приемы исполнения раскрывают степень обобщения и стилизации формы, характер ее моделировки, детализации. Например, в гравировке, чеканке проявляется меньшая стилизация формы, чем, например в филиграни, различная степень обобщения орнаментальных мотивов, их приближение к реальным прототипам. В то же время технология ювелирного дела отражает критерии художественности и проявляет себя как на структурном, так и на системном уровнях. Главным выступает творец -исполнитель, мастер, освоивший производство и навыки ремесла. В его творчестве раскрываются влияние традиции и инновация, коллективность и индивидуальность в преемственности мастерства.

Основные принципы организации ювелирного производства связаны с разделением труда и продвижением изделий на рынок. Украшения, создаваемые высококвалифицированными ювелирами, были дорогостоящими и выполнялись в основном по частным заказам. Центром производства таких украшений была Казань, где мастерские ювелиров находились в Старой и Новой Татарских слободах. Наряду с дорогими, создавались и более дешевые - массовые виды украшений. Поскольку у татар предпочтение отдавалось изделиям с использованием сложных в исполнении техник, и не было принято ставить на изделия государственные клейма, то ювелирное производство у них не получило форму кустарного промысла. Татарские ювелиры предпочитали работать в одиночку, привлекали в качестве помощников членов семьи, родственников. В этом была заложена старинная традиция сохранения и передачи секретов производства внутри одной семьи или рода. С середины XVIII в. налаживается производство массовой продукции, распространяемой на широкий рынок сбыта. В Казани возникают небольшие мастерские, артели, в которых ювелиры привлекали учеников, работавших в качестве подмастерьев. В целом, ювелирное искусство развивалось в рамках традиционного ремесла, сосредоточенного в XVIII - начале XX вв. в упоминавшихся ранее слободах Казани, а также деревнях Заказанья (Арский, Сабинский, Мамадышский, Лаишевский районы), ставших центрами ювелирного производства. Отдельные мастерские ювелиров имелись также в татарских слободах Астрахани, Касимова, Уфы, Оренбурга, Троицка, Уральска, Бугуруслана и других российских городов, а также в деревнях Восточного Закамья, Приуралья, Западной Сибири.

В селениях ювелирным ремеслом обычно занимались крестьяне в свободное от земледельческого труда время. Зимой мастера уходили на заработки в соседние и отдаленные области - Башкирию, Оренбургскую степь, Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию, создавали украшения по частным заказам или продавали готовые изделия. В сельских артелях обычно объединялись близкие родственники, распределявшие между собой различные стадии производства изделий. Наиболее сложные и тонкие по техническому изготовлению украшения часто исполняли ювелиры-женщины.

В творчестве ювелиров находит отражение классовая структура татарского общества. Изысканные украшения из драгоценных металлов, самоцветов и природных камней, дорогих техник (например, бугорчатой

скани) предназначались для богатых слоев - духовной знати, буржуазии, купечества, Они производились по заказам у опытных ювелиров. Наряду с дорогими украшениями, мастера искали возможность их массового производства более доступными средствами, несложной техникой. Например, штамповкой имитировали гравировку и чеканку, литьем - зернь и филигрань («ложная» филигрань и зернь). В 19 и начале 20 вв. прием отливки, имитирующий татарские филигранные изделия, использовали ювелиры села Рыбная Слобода, расположенного близ Казани.

Простые по технологии изготовления украшения распространялись в массовом количестве как в городе, так и на селе, были популярными и среди других народов края (башкир, чувашей, удмуртов, марийцев, русских). Это литые, гравированные, черневые украшения (браслеты, перстни, кольца), ажурные сканые накосники, серьги и другие. Форма и орнамент их были унифицированы. Это относится и к вставкам из ограненных камней и цветного стекла, которые часто закупались на Ирбитской и Нижегородской ярмарках.

В отличие от массовых, украшения, исполненные по заказам знати отличались каноничностью формы и богатством декора. Они играли престижную роль в костюме и являлись символом имущественного статуса владельцев. С последним был связан и обычай декорировать одежду монетами или использовать монетные украшения. На дорогих изделиях из золота и серебра можно изредка встретить клейма мастеров. Например, на концах браслетов, футляров для Корана сохранились клейма в виде букв, размещенных в прямоугольных щитках, вероятно, инициалы мастеров: АО; ВХ; ИС; ХВ. Встречаются и тугры арабским шрифтом, тамга в виде полумесяца с заключенным в него профилем человека.

Секреты ювелирного мастерства тщательно берегли и передавали по наследству из поколения в поколение. Мастера, с которыми довелось беседовать во время экспедиций, рассказывали о своих предках - ювелирах, называя родословные имена до шестого колена. Живший в деревне Юсуф-Алан Сабинского района, Ганиев Жалил, 1894 года рождения, был родом из деревни Тники Сабинского района. Научился ювелирному ремеслу от отца -Габделгани, а тот - от своего деда. Прадедом деда был ювелир Габит, по прозвищу "буре" (волк). С его инструментами еще работал ювелир Ж.Ганиев, умерший в 1983. Ювелир Габжикамал Вафина из сАтня Арского района, 1899 года рождения, научилась мастерству от отца, который был также потомственным ювелиром. У него не было сыновей, и ей пришлось продолжить семейную традицию. Среди женщин-ювелиров известны также имена Донгыр Рабиги (1903-1984) из села Каргалы (бывший Сеитов посад) Оренбургской области, Джамилевой Фатыймы из деревни Красный Яр Арского района, Фатрушиной Закии из села Нижнее Абдулово Альметьевского района Республики Татарстан и других.

В некоторых селах Заказанья ювелирным ремеслом занимались почти все его жители. К таким надо отнести села Тники и Юсуф-Алан Сабинского района. До последнего времени здесь работал черневых дел мастер Хабибрахман Ганиев, 1910 года рождения, который начал заниматься ювелирным ремеслом с десяти лет. Ювелирами в семье Ганиевых были все родственники, и многие из них семьями с осени и до весны уходили на заработки ювелирным промыслом в Башкирию, Казахстан, Западную Сибирь и в степи Средней Азии. По одной из версий черневое дело появилось в деревне Тники от дяди Ганиева - Габдуллы Латыйпова, который освоил данную технологию от татарских серебряников села Кырмыскали, находящегося в Башкирии. Крупным семейным кланом ювелиров в Тники были и Хазиахметовы.

Среди татарских мастеров по металлу, в отличие от кочевых тюркских народов, например, казахов, киргиз и башкир, существовала более узкая специализация труда. Мастера разделялись на мастеров золотых дел (алтынчы), серебряных дел (комешче), занимавшихся позолотой (ялдызчы), а также работавших с натуральными и искусственными камнями (жэухэрче). Внутри них существовала еще более узкая специализация по стадиям производства и созданию тех или иных видов украшений. Например, отработав набор определенных технических приемов, один мастер занимался только изготовлением браслетов или только перстней и колец, другой -специализировался на производстве вспомогательных деталей к украшениям - цепочек, подвесок, застежек и др. Выделялась группа ювелиров- филигранщиков, среди них - мастера, овладевшие секретами бугорчатой филиграни - наиболее сложной и трудоемкой. Работа с филигранью относилась к «белой» - ак эш, как и в целом работа с благородными металлами, в то время как работа с грубыми металлами к «черной» - кара эш. Деление на «белых» и «черных» ювелиров сохранилось, например, в Киргизии и было известно до недавнего времени у бурят и монголов.

Большое умение и профессионализм, знание физических свойств материалов и, в частности, сложных расчетов угла падения и угла преломления световых лучей, были необходимы в искусстве огранки поделочных камней и цветного стекла. Наряду с этим татарские мастера овладели техникой гравировки на самоцветах -глиптика, которую применяли при нанесении надписей или отдельных мотивов орнамента. Для поделочных камней необходимо было делать оправы-касты. Для этого производился расчет заготовки касты под камень. Обычно этим занимался специальный мастер.

Мастерство ювелиров претерпевает упадок с начала 20 в. в связи с исчезновением в костюме традиционных национальных украшений и широким распространением фабричной продукции. С конца 1920-х гг. ювелиры были отнесены к классу кулачества и вынужденно приостановили свое занятие. Со 2-й половины 1940-х гг. отдельные мастера работали в деревнях Заказанья и восточных районах Республики Татарстан (Арский, Сабинский, Мамадышский, Альметьевский районы.). С середины 1960-х гг. традиции мастерства ювелиров продолжаются в творчестве профессиональных и самодеятельных художников (В.Ковалевский, С.Шакурова, Е.Бакакин, И.Фазулзянов, А.Шамсутдинов, Р.Мухаметшин, Т. Васильева и др.). Синтез традиций и инноваций проявляется в

индивидуальной авторской стилистике, в новых формах и мотивах декора, в применении характерных для

татарских мастеров техник исполнения.

Литература

1. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Татарская филигрань в контексте генезиса и развития ювелирного искусства // Из истории татарского народного искусства. Сб. статей. -Казань: ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова АНТ, 1995. -С. 67-100

2. Кочешков Н.В. Народное искусство монголов. -1973 - С.31; Сулайманов Э. Традиции обработки металлов у киргизов. - Фрунзе, 1982. - С.72.

1. Valeeva-Sulejmanova G.F. Tatarskaja filigran' v kontekste genezisa i razvitija juvelirnogo iskusstva // Iz istorii tatarskogo narodnogo iskusstva. Sb. statej. - Kazan': IJaLI im.G.Ibragimova ANT, 1995. -S. 67-100

2. Kocheshkov N.V. Narodnoe iskusstvo mongolov. -1973 - S.31; Sulajmanov Je. Tradicii obrabotki metallov u kirgizov. - Frunze, 1982. - S.72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.