ОРГАНИЗАЦИЯ И ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ ФАКТОВ НЕЗАКОННОГО СБЫТА
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
В статье предлагаются новые подходы, теоретически обоснованные рекомендации и предложения по выявлению и раскрытию незаконного сбыта наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемого через терминалы экспресс-оплаты, совершаемого организованными преступными группами. Рассматривается механизм незаконного сбыта наркотических средств через терминалы экспресс-оплаты. Освещается иерархичная структура организованной преступной группы, распределение обязанностей (ролей) между ее участниками. Предлагаются меры по совершенствованию организации и тактики получения источников оперативно-разыскной информации в выявлении и последующей оперативной разработке лиц, совершающих преступления рассматриваемой категории. С учетом специфики совершения указанных преступлений рассматриваются отдельные методы проведения оперативно-разыскных мероприятий, направленных на задержание фигурантов «с поличным» за сбыт наркотических средств и психотропных веществ через терминалы экспресс-
оплаты. Автором приводятся конкретные примеры практической деятельности оперативных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на современном этапе, предлагаются пути совершенствования отдельных вопросов, связанных с выявлением и раскрытием преступлений указанной категории.
Ключевые слова: терминалы экспресс-оплаты, сбыт наркотических средств и психотропных веществ, оперативные подразделения, наркотические средства, психотропные вещества, оперативно-разыскная информация, выявление и раскрытие преступлений, организованные преступные группы.
J. V. Kontemirova
ON THE QUESTION OF IDENTIFYING AND DISCLOSING THE ILLEGAL SALE
OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES IS CARRIED
OUT VIA EXPRESS PAYMENT TERMINALS, PERPETRATED BY ORGANIZED CRIMINAL GROUPS
The paper proposes new approaches, it is theoretically sound recommendations and proposals to identify and disclose the illegal sale of narcotic drugs and psychotropic substances is carried out via express payment terminals, perpetrated by organized criminal groups. The mechanism of illegal sale of drugs through the facilities of rapid payments. Hierarchical structure is illuminated by an organized criminal group, the distribution of responsibilities (roles) between its members. Proposes measures to improve the organization and tactics of obtaining sources of operational and investigative information to identify and follow the rapid development of the perpetrators of the crime category under consideration. Given the specificity of the commission of these crimes are considered separate methods of search operations to arrest persons involved in «the act» for the sale of narcot ic drugs and psychotropic substances through the facilities of rapid payments. The author provides concrete examples of practice of operational units to combat drug trafficking at the present stage, suggests ways to improve the specific issues related to the identification and detection of crime in this category.
Keywords: terminals express payment, sale of narcotic drugs and psychotropic substances, the operational units, narcotic drugs, psychotropic substances, operatively-search information, identification and detection of crime, organized crime groups.
В настоящее время в России высокими
темпами растет преступность, связанная с
незаконным оборотом наркотических средств.
Ввоз, транзит и распространение наркотиков
оказались весьма привлекательными для
российских и международных преступных
группировок, а наркобизнес стал одним из
наиболее прибыльных видов преступной деятельности в России [1].
«Наркотики разрушают здоровье нации и негативно влияют на демографическую
ситуацию», — отметил Д. А. Медведев. «Ежегодно более 200 тыс. преступлений связаны с
незаконным оборотом наркотических средств. При этом те, кто употребляют наркотики, не участвуют в трудовой деятельности; как результат —
экономические потери составляют, по оценкам аналитиков, 2—3 процента ВВП», — добавил
президент Российской Федерации [2].
Вместе с тем, как отмечает глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков
В. Иванов: «За весь прошедший год наркослужба пресекла более 220 тысяч преступлений. Правоохранительные органы страны привлекли к уголовной ответственности за наркопреступления 112 тысяч человек, 80 процентов из них — это молодые люди. Нам удалось сосредоточить
работу на пресечении, прежде всего, каналов сбыта крупных оптовых партий наркотиков. Мы пресекли свыше 9 тысяч такого рода поставок. В прошлом году были ликвидированы 45 преступных сообществ и более 1000 преступных группировок, уничтожены 6,5 тысячи наркопритонов и 4,5
тысячи кустарных наркотических лабораторий» [3].
В уголовном законодательстве РФ ответственность за незаконный сбыт
наркотических средств предусмотрена статьей 228.1 УК РФ. Одним из квалифицирующих
признаков которой, по п. а ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, признается, совершение деяний организованной группой [4].
Преступления, совершаемые организованными преступными группами, отличаются повышенной общественной опасностью, стремлением любыми способами достичь своих преступных намерений, дерзостью и жестокостью совершаемых преступлений, различными ухищрениями по уничтожению следов и орудий совершения преступлений, а в случаях их обнаружения — оказанием противодействия правоохранительным органам на всех этапах уголовного судопроизводства.
Если раньше сбыт наркотиков в основном осуществлялся через так называемые «дырки», то в настоящее время с внедрением компьютерных технологий большинство организованных преступных групп перешли на «более качественный уровень» совершения
преступлений, наладили свою сеть незаконной торговли через платежные терминалы перевода денежных средств, что создает дополнительные трудности для сотрудников правоохранительных органов качественно выполнять задачи по выявлению и раскрытию преступлений указанной категории.
Учитывая вышеизложенное, как нам
представляется, необходимо детально
рассмотреть механизм незаконного сбыта наркотических средств через терминалы экспресс-оплаты, совершаемого организованными преступными группами, так как, не зная механизма совершения любого преступления, невозможно на высоком профессиональном уровне вести эффективную борьбу с преступностью.
Итак, обладая некоторыми познаниями в компьютерных технологиях, зная определенную информацию о работе терминалов экспресс-оплаты, имея преступный умысел на совершение незаконного сбыта наркотических средств, фигурант без особых проблем подбирает из числа своих знакомых лиц, не имеющих постоянного заработка, ведущих антиобщественный образ
жизни, и склоняет их к совершению преступлений в составе организованной преступной группы.
Среди членов организованной преступной группы четко распределяется роль каждого участника в совершении конкретного преступления, что обеспечивает
беспрепятственную реализацию наркотиков.
В обязанности руководителя организованной преступной группы, как правило, входит: общее руководство деятельностью организованной преступной группы; координация деятельности ее членов как по средствам сотовой связи, так и при личной встрече; поиск новых членов преступной группы; распределение обязанностей между
членами организованной преступной группы;
приобретение отдельных партий наркотического средства и передача его другим членам
организованной группы для последующего
незаконного сбыта в розницу; поиск
покупателей на наркотическое средство; снятие денежных средств, полученных в результате незаконного сбыта наркотиков через банкоматы; распределение вырученных от незаконного сбыта денежных средств на нужды организованной преступной группы — оплата преступной
деятельности ее членов, приобретение новых
партий наркотического средства, предметов, используемых при расфасовки наркотиков (весы, кофемолки, упаковочный материал и т. д.),
сотовых телефонов и сим-карт к ним, оплата аренды помещений, предназначенных для хранения и фасовки наркотических средств, оплата за пользование банковскими услугами.
В целях облегчения совершения преступлений в составе организованной преступной группы тщательно разрабатывается план, полностью исключающий возможность визуального контакта сбытчика и приобретателя наркотического средства.
Таким образом, договоренность о приобретении наркотического средства между сбытчиком и потребителем достигается
исключительно путем общения по мобильным телефонам с сим-картами, зарегистрированными в целях конспирации на посторонних лиц. Потребитель сообщает по абонентским номерам
информацию о количестве требуемого наркотического средства и одновременно через терминалы оплаты объединенной системы
моментальных платежей перечисляет денежные
средства на текущие счета, зарегистрированные на посторонних лиц. После подтверждения SMS-сообщением, полученным от оператора банка, сведений о поступлении денежных средств на конкретные счета сбытчик дает указание
закладчику наркотического средства поместить
его в заранее подготовленный тайник. После получения сбытчиком сведений от закладчика наркотического средства о месте нахождения тайника сбытчик, в свою очередь, сообщает покупателю информацию о месте расположения тайника, в котором находится наркотическое средство. С помощью интернет-банка
отслеживается движение и поступление денежных средств на конкретный счет, и сбытчик снимает указанные денежные средства со счетов через банкоматы.
Согласно преступной договоренности с руководителем организованной преступной группы в обязанности одного из ее членов входит: поиск квартиры для хранения и фасовки наркотического средства; ее последующая аренда; хранение наркотических средств; расфасовка на более мелкие партии (дозы) для удобства их незаконного сбыта; передача опосредованно через приготовленные тайники на территории региона другому члену организованной группы; сбор сведений о месте нахождения тайников («закладок») с требуемым количеством
наркотика; выполнение «диспетчерских» функций, связанных с получением по средствам мобильной сотовой связи от приобретателей сведений о необходимом количестве наркотического средства; указание последним по средствам мобильной связи номера счета в целях перечисления через терминалы экспресс-оплаты денежных средств за получаемый наркотик; отслеживание с помощью SMS-сообщений, полученных от оператора банка, сведений о поступлении денежных средств на текущий счет; указание приобретателям наркотического
средства сведений о местах нахождения тайников («закладок») (рис. 1).
Рис. 1. Схема организованной преступной группы
Помимо этого, как правило, в его обязанности входит, используя мобильную связь, исключающую возможность личной встречи, подыскать еще одного члена организованной преступной группы, в обязанности которого
должно входить: получение по средствам
мобильной сотовой связи от «диспетчера» сведений о нахождении тайника с расфасованным мелким оптом партий (доз); изъятие вышеуказанного наркотического средства из тайников, хранение его в целях совместного незаконного сбыта при себе; выполнение функций «закладчика» — лица, помещающего необходимое количество наркотического средства в заранее приготовленные тайники («закладки»).
Согласно распределенным обязанностям между членами организованной преступной группы реализация наркотических средств в регионе осуществляется круглосуточно.
В указанной ситуации следственным путем установить факты незаконного сбыта
наркотических средств и психотропных веществ не представляется возможным, требуется проведение комплекса оперативно-разыскных мероприятий, направленных на выявление и раскрытие указных преступлений.
В этой связи оперативные подразделения должны получать оперативно-разыскную информацию, источниками которой выступают, в первую очередь, лица, оказывающие конфиденциальное содействие; данные, полученные из других правоохранительных органов; глобальная сеть «Интернет», а также наступательно использовать другие источники оперативно-разыскной информации в целях
эффективного решения поставленных задач.
Для выявления фигурантов данных противоправных деяний в рассматриваемой сфере правонарушений обобщаются сведения, касающиеся:
— мест концентрации потребителей наркотиков, их изготовителей и сбытчиков;
— объектов хранения наркотических и сильнодействующих средств (производства, склады, аптеки, больницы, медпункты, объекты ГО, ветлечебницы, притоны, специальные тайники);
— мест произрастания наркотикосодержащего
сырья, легальных и нелегальных посевов (приусадебные участки, дачи, пустыри),
дикоросов.
Наличие перечисленной информации позволяет:
— оценивать степень распространения наркомании на обслуживаемой территории;
— располагать объективными данными о
миграции потребителей, изготовителей и
сбытчиков наркотических средств, особенно из числа гастролеров;
— решать задачу профилактического и оперативного учета потребителей наркотиков и их связей.
Это, в свою очередь, способствует внесению предметных предложений об изменении дислокации патрульно-постовой службы,
перераспределении сил и средств, подключении к работе общественных формирований, принятии мер к устранению причин и условий, способствующих распространению наркомании.
Применительно к рассматриваемой нами ситуации, а именно: механизму незаконного сбыта наркотических средств через терминалы экспресс-оплаты, весьма эффективными и довольно часто применяемыми оперативно-разыскными
мероприятиями являются проверочная закупка, оперативный эксперимент, прослушивание
телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, сбор образцов для сравнительного исследования и т. д.
В целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также установления других обстоятельств органы, осуществляющие оперативно-разыскную
деятельность, имеют право на проведение: проверочной закупки — оперативно-разыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-
разыскную деятельность, допускается
приобретение наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования [5].
Статья 49 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» предоставляет право сотрудникам правоохранительных органов
проводить проверочную закупку для выявления и привлечения к предусмотренной
законодательством ответственности лиц, занимающихся противоправной деятельностью.
При получении информации о незаконном сбыте наркотических средств через терминал экспресс-оплаты необходимо установить номера мобильных телефонов диспетчера, через которые осуществляется «заказ», для проведения прослушивания телефонных переговоров.
В ходе проведения прослушивания телефонных переговоров устанавливаются эпизоды преступной деятельности, связи диспетчера с организатором и другими членами организованной преступной группы.
В рамках оперативной разработки также необходимо установить местонахождение диспетчера через оператора сотовой связи.
Так, например в 2010 г. на основании материалов оперативной разработки
следственным отделом УФСКН Российской Федерации по Волгоградской области было возбуждено уголовное дело № 132884 по
обвинению Филенко Романа Александровича в совершении преступлений, предусмотренных ст. 30 ч. 3, 228.1 ч. 3 п. «а», 30 ч. 3, 228.1 ч. 3 п. «а», «г», 30 ч. 3, 228.1 ч. 3 п. «а», «г», 30 ч. 1, 228.1 ч. 3 п. «а», «г» УК РФ; Воробьева Дмитрия Юрьевича в совершении преступлений, предусмотренных ст. 30 ч. 3, 228.1 ч. 3 п. «а» УК РФ, т. 30 ч. 3, 228.1 ч. 3 п. «а», 30 ч. 3, 228.1 ч. 3 п. «а», «г» УК РФ; Багрич Александра Геннадьевича в совершении преступления, предусмотренного ст. 30 ч. 3, 228.1 ч. 3 п. «а» УК РФ; Герасимова Александра Владимировича в совершении преступлений, предусмотренных ст. 30 ч. 3, 228.1 ч. 3 п. «а», «г», 30 ч. 1, 228.1 ч. 3 п. а», «г», УК РФ; Челякова Андрея Александровича в совершении преступлений, предусмотренных ст. 30 ч. 3, 228.1
ч. 3 п. а», «г», 30 ч. 1, 228.1 ч. 3 п. а», «г», УК РФ.
В заключение необходимо обратить внимание на то, что представленная статья имеет практическую направленность в форме методических рекомендаций по вопросам выявления и раскрытия незаконного сбыта наркотических средств через терминал экспресс-оплаты, основана на опыте сотрудников оперативных аппаратов УФСКН РФ по Волгоградской области.
Список библиографических ссылок
1. Рачеева С. В. Уголовно-правовые проблемы борьбы с незаконной перевозкой и сбытом наркотических средств. М., 2001. С. 4—5.
2. Борьба с наркотиками // Рос. газ. 2011. 18 апр.
3. Интервью главы ФСКН России В. Иванова // Рос. газ. 2011. 21 апр.
4. Постатейный комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации / под ред. Н. А. Громова. М., 2008. С. 376.
5. О наркотических средствах и психотропных веществах: федер. закона № З-ФЗ от 8 января 1998 г. (с изм. на 28 декабря 2010 г.) (ред., действующая с 15 января 2011 г.). Ст. 49.
© Ю. В. Контемирова, 2011