УДК 343.98
Джусь Анна Сергеевна Миненкова Полина Андреевна Омская академия МВД РФ Факультет подготовки сотрудников полиции
Россия, Омск [email protected] Dzhus Anna Sergeevna Minenkova Polina Andreevna Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Faculty of Police Training Russia, Omsk
ВОВЛЕЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» В БЕСКОНТАКТНЫЙ СБЫТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ Аннотация: статья посвящена бесконтактному сбыту наркотических средств посредством информационно-телекоммуникационной сети. Авторами рассматривается организационная структура наркобизнеса. Большое внимание уделено проблемам раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. В статье названы статистические данные, отражающие работу правоохранительных органов по раскрытию данных преступлений. Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, раскрытие и расследование преступлений, бесконтактный сбыт, информационно -телекоммуникационные сети, преступные группы.
INVOLVING INTERNET USERS IN A NON-CONTACT SALES OF DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES OR THEIR ANALOGUES
Annotation: the article is devoted to the non-contact sale of narcotic drugs through the information and telecommunication network. The authors consider the organizational structure of the drug business. Much attention is paid to the problems of disclosing and investigating crimes related to the illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues. The article lists statistics reflecting the work of law enforcement agencies to disclose these crimes. Key words: narcotic drugs, psychotropic substances, crime detection and investigation, contactless marketing, information and telecommunication networks, criminal groups.
Стремительное развитие информационно-телекоммуникационной сети способствовало созданию новых способов совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Речь идёт о набравшем в последнее время популярность бесконтактном сбыте, сущность которого заключается в отсутствии непосредственного личного контакта между сбытчиком и покупателем. Сама же система наркобизнеса представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой каждое лицо имеет свою роль и выполняет чётко определённые функции, нередко это организованные преступные группы с международными и межрегиональными связями.
Члены преступных групп в большинстве случаев никогда не встречаются лично и стараются скрыть контакты друг с другом и с покупателем. Это достигается путём использования «теневой» части сети Интернет, а именно, таких сайтов, как «TOR» и «I2P». Но если с данными сайтами возникают затруднения, так как подключение к этим системам является многофазным и требует технических навыков, то использование членами преступной группы распространённых мессенджеров (например, «WhatsApp» или «Telegram») делает оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов лёгким и доступным. Такие технологии как «сквозное шифрование» и «секретный чат», внедрённые в ранее упомянутые мессенджеры, существенно
затрудняют доступ правоохранительных органов к перепискам фигурантов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, что значительно осложняет процесс раскрытия преступлений.
Ежегодно организаторы деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, расширяют преступный охват, привлекая всё большее количество участников в выполнение неправомерных действий. Самым большим по численности звеном преступной группы является категория закладчиков. Это лица, в чьи обязанности входит закладка розничных партий наркотиков в укромных местах. Как правило, закладчиками работают молодые люди от 18 до 25 лет, которые в силу своей неопытности, правовой неграмотности и имея желание заработать «лёгких денег» (1 закладка - 300-500 рублей) устраиваются на такую работу, зачастую не осознавая последствий своей деятельности. Трудоустройство происходит путём короткой переписки в мессенджере и при предоставлении копии паспорта, как гарантии добросовестности закладчика, или небольшого залога (в среднем эта сумма составляет 2500-5000 рублей).
В ходе переписки так называемый «работодатель», являющийся согласно распределению преступных функций вербовщиком, подробно описывает суть работы, которая заключалась в получении и «раскладке» товара по городу. Как правило, оплата такого труда будет осуществляться электронными деньгами или электронной валютой. Такой способ оплаты создаёт повышенную конспирацию, ведь операции с электронными средствами платежа практически невозможно отследить. В среднем ежемесячный заработок закладчика составляет 60-100 тысяч рублей, в зависимости от объёма выполненной работы.
Правоохранительными органами в большинстве случаев задерживаются именно закладчики во время раскладки «товара» либо при передвижении от одного клада к другому с партией. При проведении комплекса оперативно-розыскных мероприятий в отношении уже задержанного закладчика с целью установления всех обстоятельств дела выявить преступные связи и добраться
до верхушки преступной иерархии наркобизнеса очень затруднительно в связи с особенностями организации бесконтактного сбыта.
Таким образом, войти в сферу наркобизнеса и получить преступный доход от деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сегодня очень просто. На просторах Интернета немало объявлений о предложении такой высокооплачиваемой работы. Кроме того, и на улицах (на асфальте или стенах домов) нередко можно увидеть предложения о подработке с указанием номеров телефона или ников в «Telegram».
Вместе с тем, работе по раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сегодня уделяется большое значение. Так, согласно статистике, представленной Главным информационно-аналитическим центром Министерства внутренних дел Российской Федерации, в 2019 году было раскрыто 102771 преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, что составило 54% из числа всех зарегистрированных преступлений в этой сфере [6]. Однако, приведённые статистические данные являются официальными и, можно предположить, что не в полной мере отражают реальную ситуацию. Это объясняется тем обстоятельством, что для рассматриваемых преступлений характерен достаточно высокий уровень латентности.
Подводя итог отметим, что наркобизнес в информационно -телекоммуникационной сети приобретает новые обороты, вовлекая в осуществление преступной деятельности всё большее количество молодёжи. А бесконтактный сбыт приобрёл такую популярность среди преступного элемента по следующим причинам. Во-первых, за счёт способности посредством сети Интернет быстро связываться с большим количеством людей, как с покупателями, так и с членами преступной группы, которые зачастую
находятся в другом регионе Российской Федерации, и передать им необходимую информацию. Во-вторых, за счёт повышения таким образом мер конспирации, обусловленного внедрением разработчиками мессенджеров специальных функций, связанных с засекречиванием передаваемой информации, что обеспечивает большую защищённость преступной группы от привлечения к уголовной ответственности. Мы видим 3 направления решения обозначенной нами проблемы.
Во-первых, это повышение внимания к осуществлению предупредительной деятельности. Согласно статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», предупреждение преступлений является одной из задач оперативно-розыскной деятельности [2]. Сегодня повседневная деятельность оперативных сотрудников направлена скорее на выявление и раскрытие преступлений, чем на их предупреждение. Однако, по линии работы с незаконным оборотом наркотических средств, представляется, что предупредительная и профилактическая деятельность имеют особое значение. Если рассматривать предупреждение преступлений с точки зрения общей профилактики, то есть как выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления, то необходим постоянный тщательный мониторинг ресурсов Интернет пространства, в ходе которого могут быть выявлены веб-страницы «вербовщиков» и сайты с предложениями приобрести наркотические средства, это позволит своевременно пресечь преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Оперативный поиск должен охватывать весь спектр объектов, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием сети Интернет, а также все сферы деятельности оперативных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков [5, с. 117]. Если же рассматривать индивидуальную профилактику, то необходимо осуществлять разъяснительную работу с молодыми людьми (в частности со
школьниками и студентами), так как нужно создать у них понимание, что их действия - это преступление и наказание неизбежно.
Второе направление решения касается совершенствования правового регулирования уголовной ответственности. Сегодня в главе 25 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за такие незаконные действия, как приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, производство, сбыт, пересылка, контрабанда, склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов [1]. Таким образом, отметим, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена уголовная ответственность за вовлечение лица к сбыту наркотических средств и психотропных веществ, что является не оправданным.
Третье направление решения проблемы касается оперативно-розыскного аспекта. Оперативные сотрудники испытывают сложности в выявлении первичных данных о признаках преступления в сфере незаконного оборота наркотиков ввиду существующих недостатков организационного плана. Раскрытие и расследование преступлений по сбыту наркотиков через Интернет с использованием электронных платежей требует детального и постоянного документирования фактов преступных действий, широкого использования технических средств [3, с. 68]. Кроме того, следует отметить, что необходимо организовать эффективное взаимодействие оперативных, следственных и экспертно-криминалистических подразделений при получении информации о бесконтактном сбыте в информационно-телекоммуникационной сети. Ведь активная борьба с преступностью предполагает максимальное и комплексное использование для этого всех сил и средств правоохранительных органов, а также их должную организацию [4, с. 219].
Совершенствование законодательных и организационных вопросов, связанных с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств,
психотропных веществ или их аналогов позволило бы повысить эффективность работы правоохранительных органов в данном направлении.
Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
3. Башинская И.Г. Правовые основания и процедура документирования правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств // Криминалистика и судебно-экспертная деятельность в условиях современности: материалы Международной научно -практической конференции: в 2 т. / С.В. Пахомов, Д.А. Натура, Л.А. Рычкалова. М., 2013. С. 68-69.
4. Давыдов С.И., Климачков А.В. О необходимости разработки комплексной методики оперативно-разыскного обеспечения уголовного судопроизводства по делам о незаконном сбыте наркотических средств // Известия АлтГУ. Юридические науки. 2018. №6 (104). С. 217-221.
5. Хазов Е.Н., Богданов А.В., Савельев Н.В. Перспективные направления деятельности органов внутренних дел по противодействию наркопреступности на современном этапе // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №8. С. 116-119.
6. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019 года // URL: https ://xn--b 1aew.xn--p 1ai/reports/item/19412450/.