Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ СПАСТИЧЕСКУЮ ФОРМУ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА'

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ СПАСТИЧЕСКУЮ ФОРМУ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спастическая форма детского церебрального паралича / двигательная активность / основные методы физической реабилитации / spastic form of cerebral palsy / motor activity / basic methods of physical rehabilitation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Л.И. Аммосова, М.И. Северьянова, О.Е. Винокурова

В данной статье представлен результат опытно-экспериментальной работы, направленной на физическуюk реабилитацию детей со спастической формой bцеребрального паралича по комплексной программе реабилитации, которая включает средства адаптивной и лечебной физической культуры, китайскую суставную гимнастику. В ходе исследования были составлены карта уровня моторных функций ребенка и области поражения конечностей и тест для определения уровня развития двигательных способностей. По результатам исследования были разработаны практические рекомендации для детей со спастической формой церебрального паралича.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.И. Аммосова, М.И. Северьянова, О.Е. Винокурова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF MOTOR DISORDERS IN CHILDREN WITH SPASTIC CEREBRAL PALSY BY MEANS OF ADAPTIVE AND THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE

The article presents the result of experimental work aimed at the physical rehabilitation of children with spastic cerebral palsy according to a comprehensive rehabilitation program, which includes means of adaptive and therapeutic physical culture, Bobat therapy, Chinese joint gymnastics. During the study, a map of the level of motor functions of the child and the area of limb damage, a test to determine the level of development of motor abilities are compiled. The purpose of the Comprehensive program of physical rehabilitation of children with spastic form of cerebral palsy is to reduce muscle tone, partial recovery and compensation of physical capabilities, increase the functional state and adaptive reserves of the body. The objectives of the Comprehensive Program are normalization of muscle tone (reduction and relaxation), preservation of functional capabilities of muscles and joints (preventive measures for the formation of contractures and deformities of the trunk and limbs), development of coordination and balance, improvement and activation of motor capabilities. Based on the results of the study, practical recommendations were developed for children with spastic cerebral palsy. The effectiveness of the developed complex of the physical rehabilitation program to improve the state of motor capabilities of children with spastic cerebral palsy has shown its importance in systematic and consistent rehabilitation work. According to the results of the study, the average percentage of changes in physical parameters in the experimental group was 17.47%, and in the control group – 13.20%, which indicates that the best results were achieved in children of the experimental group.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ СПАСТИЧЕСКУЮ ФОРМУ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА»

В ходе решения задач цель исследования была достигнута и получены следующие результаты, определившие его научную новизну и теоретическую значимость:

- в системе отечественного музыкального образования, опирающегося на православное христианство, большое значение для учителя музыки имеет сравнительный историко-педагогический анализ особенностей становления и развития музыкального образования православной ориентации;

- в то же время музыкальное образование православной ориентации в настоящем «порождено» своим временем и отражает его специфику Однако ее следует рассматривать не как конечный результат, а промежуточный, с его непрерывным развитием. Поэтому данные исследования должны продолжаться и выявлять не только «конечный результат», но и тенденции развития музыкального образования православной ориентации;

- на основании анализа музыковедческих работ мы приходим к заключению, что русская духовная музыка была искусством, непосредственно связанным с процессом воспитания и формирования духовно-нравственных основ личности. Именно это положение позволило нам перейти к целенаправленному анализу русской духовной музыки в отечественной педагогике музыкального образования. Церковная музыка обращается к внутреннему миру личности ребенка, воспитывая его; формирует знания об окружающей действительности; становится важным элементом художественного и культурного развития;

Библиографический список

- в последние десятилетия в системе российского образования прослеживается тенденция возрождения духовных и культурных традиций нашей страны. Об этом свидетельствует включение в основную программу общеобразовательных школ предметов «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». В программах по музыке и изобразительному искусству глубже изучаются темы, связанные с духовной культурой нашего народа и традициями православия;

- синтез церковной и народной культуры с педагогикой способствовал созданию методов воспитания учащихся, которые должны были формировать положительное и гармоничное отношение к жизни, создавать культурный облик народа, привносить в жизнь общества духовное развитие. При этом мы сделали акцент на важности духовного образования в воспитании подрастающего поколения, познания истории и культуры Руси.

Практическая значимость исследования видится в том, что основные положения работы могут представить методологический ориентир для педагогов-музыкантов, занимающихся исследованием истории музыкального образования и образования православной ориентации. Надеемся, что результаты и выводы исследования могут быть использованы при прогнозировании перспективных направлений в изучении истории музыкального образования, а материалы по истории музыкального образования православной ориентации в учебном процессе - в профессиональном музыкальном образовании по специальности музыкальных факультетов педагогических вузов, а также представят интерес для учебных заведений русской православной церкви.

1. Колпачев В.В. Педагогическое образование в России: становление и развитие: монография. Ставрополь: Издательство СГПИ, 2008.

2. Кошмина И.В. Русская духовная музыка: в 2 т. Москва: ВЛAДОC, 2001; Т. 1.

3. Рапацкая ЛА Воплощение православных ценностей в русском классическом музыкальном наследии и их воспитательный потенциал. Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО. Москва, 2016; № 1 (13): 27-41.

4. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: ВЛAДОC, 2003.

5. Блинов В.И., Хевронина A.K Аксиологические основания духовного воспитания в отечественной педагогике конца XIX- первой трети XXв.: монография. Москва: ГНО Издательство «Прометей» МПГУ, 2005.

6. Гарднер ИА Богослужебное пение Русской Православной Церкви: в 2 т. Москва: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004; Т. 1.

7. Келдыш Ю.В. История русской музыки: в 10 т. Древняя Русь IX-XVII в. Москва: Музыка, 1983; Т. 1.

8. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012.

9. Николаева Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X- середина XVII столетия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Гуманитарный издательский Центр ВЛAДОC, 2003.

10. Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебно-певческой системе. Москва: Филология, 1997.

11. Рапацкая ЛА История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века». Москва: Владос, 2013.

12. Пискунов A.K История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XXв.: учебное пособие для педагогических учебных заведений. Москва: Сфера, 2001.

13. Стрельцова A.C. Педагогическая школа Синодального училища: учебно-образовательные и воспитательные аспекты. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2013.

14. Трубин Н.Г Духовная музыка. Смоленск: Смядынь, 2004.

15. Салова Ю.Г Музеи наглядных пособий и их роль в развитии земской школы. Ростов: Издательство Государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль», 2009: 207-213.

References

1. Kolpachev V.V. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii: stanovlenie irazvitie: monografiya. Stavropol': Izdatel'stvo SGPI, 2008.

2. Koshmina I.V. Russkaya duhovnaya muzyka: v 2 t. Moskva: VLADOS, 2001; T. 1.

3. Rapackaya L.A. Voploschenie pravoslavnyh cennostej v russkom klassicheskom muzykal'nom nasledii i ih vospitatel'nyj potencial. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie. Vestnik kafedry YuNESKO. Moskva, 2016; № 1 (13): 27-41.

4. Nikol'skaya-Beregovskaya K.F. Russkaya vokal'no-horovaya shkola otdrevnostidoXXI veka: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: VLADOS, 2003.

5. Blinov V.l., Hevronina A.N. Aksiologicheskie osnovaniya duhovnogo vospitaniya v otechestvennoj pedagogike konca XIX- pervoj treti XX v.: monografiya. Moskva: GNO Izdatel'stvo «Prometej» MPGU, 2005.

6. Gardner I.A. Bogosluzhebnoe penie Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi: v 2 t. Moskva: Pravoslavnyj Svyato-Tihonovskij Bogoslovskij institut, 2004; T. 1.

7. Keldysh Yu.V. Istoriya russkoj muzyki: v 10 t. Drevnyaya Rus' IX-XVII v. Moskva: Muzyka, 1983; T. 1.

8. Divnogorceva S.Yu. Duhovno-nravstvennoe vospitanie v teoriiiopytepravoslavnojpedagogicheskojkultury. Moskva: Pravoslavnyj Svyato-Tihonovskij gumanitarnyj universitet, 2012.

9. Nikolaeva E.V. Istoriya muzykal'nogo obrazovaniya: Drevnyaya Rus': Konec X- seredina XVII stoletiya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij Centr VLADOS, 2003.

10. Martynov V.I. Penie, igra imolitva v russkoj bogosluzhebno-pevcheskoj sisteme. Moskva: Filologiya, 1997.

11. Rapackaya L.A. Istoriya russkoj muzyki ot Drevnej Rusi do «Serebryanogo veka». Moskva: Vlados, 2013.

12. Piskunov A.I. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obschestve do konca XX v.: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Sfera, 2001.

13. Strel'cova A.S. Pedagogicheskaya shkola Sinodal'nogo uchilischa: uchebno-obrazovatel'nyei vospitatel'nyeaspekty. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

14. Trubin N.G. Duhovnaya muzyka. Smolensk: Smyadyn', 2004.

15. Salova Yu.G. Muzei naglyadnyh posobij i ih rol' v razvitii zemskoj shkoly. Rostov: Izdatel'stvo Gosudarstvennogo muzeya-zapovednika "Rostovskij Kreml'", 2009: 207-213.

Статья поступила в редакцию 28.09.22

УДК 396.3

Ammosova LI, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: li.ammosova@mail.ru Severyanova M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: marianna.severyanova@bk.ru

Vinokurova O.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: olgvin@mail.ru

CORRECTION OF MOTOR DISORDERS IN CHILDREN WITH SPASTIC CEREBRAL PALSY BY MEANS OF ADAPTIVE AND THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE. The article presents the result of experimental work aimed at the physical rehabilitation of children with spastic cerebral palsy according to a comprehensive rehabilitation program, which includes means of adaptive and therapeutic physical culture, Bobat therapy, Chinese joint gymnastics. During the study, a map

of the level of motor functions of the child and the area of limb damage, a test to determine the level of development of motor abilities are compiled. The purpose of the Comprehensive program of physical rehabilitation of children with spastic form of cerebral palsy is to reduce muscle tone, partial recovery and compensation of physical capabilities, increase the functional state and adaptive reserves of the body. The objectives of the Comprehensive Program are normalization of muscle tone (reduction and relaxation), preservation of functional capabilities of muscles and joints (preventive measures for the formation of contractures and deformities of the trunk and limbs), development of coordination and balance, improvement and activation of motor capabilities. Based on the results of the study, practical recommendations were developed for children with spastic cerebral palsy. The effectiveness of the developed complex of the physical rehabilitation program to improve the state of motor capabilities of children with spastic cerebral palsy has shown its importance in systematic and consistent rehabilitation work. According to the results of the study, the average percentage of changes in physical parameters in the experimental group was 17.47%, and in the control group - 13.20%, which indicates that the best results were achieved in children of the experimental group.

Key words: spastic form of cerebral palsy, motor activity, basic methods of physical rehabilitation.

Л.И. Аммосова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: li.ammosova@mail.ru

М.И. Северьянова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: marianna.severyanova@bk.ru

О.Е. Винокурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: olgvin@mail.iv

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ СПАСТИЧЕСКУЮ ФОРМУ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

В данной статье представлен результат опытно-экспериментальной работы, направленной на физическуюк реабилитацию детей со спастической формой bцеребральноro паралича по комплексной программе реабилитации, которая включает средства адаптивной и лечебной физической культуры, китайскую суставную гимнастику В ходе исследования были составлены карта уровня моторных функций ребенка и области поражения конечностей и тест для определения уровня развития двигательных способностей. По результатам исследования были разработаны практические рекомендации для детей со спастической формой церебрального паралича.

Ключевые слова: спастическая форма детского церебрального паралича, двигательная активность, основные методы физической реабилитации.

Проблемы лечения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, страдающих церебральным параличом, актуальны не только в России, но и во всем мире.

Диагноз «детский церебральный паралич» (далее - ДЦП) как термин объединяет ряд синдромов, возникающих в связи с повреждением головного мозга. Задержка в развитии и неправильное развитие статокинетических рефлексов, патология тонуса, парезы указывают на нарушение двигательных функций, что является одним из ярких клинических симптомов. В дополнение к расстройствам центральной нервной системы, изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках и хрящах происходят неоднократно на протяжении всей жизни [1].

Целью исследования является изучение влияния разработанной комплексной программы по физической реабилитации на развитие двигательных способностей у детей со спастической формой церебрального паралича.

Анализ литературных источников, посвященных проблемам физической реабилитации детей со спастической формой ДЦП, свидетельствует об ограниченном использовании возможности адаптивной и лечебной физической культуры в формировании и коррекции физических качеств у детей.

Для систематических занятий по физической реабилитации детей со спастической формой ДЦП необходимы специальные корректирующие программы из методик адаптивной и лечебной физической культуры, направленные на улучшение физических качеств и формирование двигательных умений и навыков и разработку комплексной программы физической реабилитации для детей со спастической формой ДЦП;

Сформулированные противоречия определили необходимость разработки комплексной программы, направленной на развитие физических возможностей у детей со спастической формой ДЦП для их физической реабилитации. На основе анализа научно-методической литературы для физической реабилитации детей со спастической формой ДЦП нами выделено 4 метода: лечебная гимнастика, адаптивная физическая культура, Бобат-терапия, китайская суставная гимнастика, которые были включены в Комплексную программу физической реабилитации.

Сложность исследования заключена в необходимости составления индивидуальных комплексных лечебных и адаптивных программ для реабилитации детей со спастической формой ДЦП, так как у данной категории детей в связи со спецификой заболевания большая скованность и затруднения в движении составляют 70-80%. Обычно это тетрапарез, но ноги поражаются больше, чем руки. Однако можно выделить нарушенные звенья, составляющие структуру двигательного дефекта: наличие параличей и парезов, нарушение мышечного тонуса, усиление сухожильных и надкостничных рефлексов, синкинез (дружественные движения), недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов, нарушение равновесных реакций и координации движений, нарушение ощущений движений (кинестезии), резкие движения; защитные рефлексы, патологические рефлексы [2; 3].

Термин ДЦП не может содержать в себе все разнообразие патологических изменений, которые возникают при этом заболевании. Первая четко оформленная классификация ДЦП принадлежит S. Freud [4], основой которой являются клинические показатели, такие как гемиплегия, церебральная диплегия (двусторонний церебральный паралич), генерализованная ригидность, парапелегиче-

ская ригидность, двусторонняя парапелегия, генерализованная хорея, двойной отетоз. Данная классификация первая, которая позволила выделить типы ДЦП и стала прародителем всех последующих классификаций.

На данный момент в российской клинической практике наиболее частое использование наблюдается в классификации К.А. Семеновой [5], которая содержит собственные данные автора и части классификации Д.С. Футера [6] и М.Б. Цукер [7]. Согласно данной классификации выделяются пять основным форм ДЦП.

двойная гемиплегия гемиплегическая форма гиперкинетическая (дискинетическая) форма атонически-астатическая форма

спастическая (спастическая диплегия, спастическая тетраплегия)

Помимо этого, на практике выделяют еще смешанную форму ДЦП.

Спастичность - это двигательное расстройство, которое входит в состав синдрома нарушений верхней мотонейроны, характеризуется скоростным повышением тонуса мышц, сопровождаемым повышением рефлексов сухожилий в результате гиповозбудимости рецепторов растяжения [8].

Спастическая форма - это наиболее часто встречающаяся форма. Основными признаками такой формы являются нарушения мышечной силы и тонуса в конечностях. Спастическая диплегия характеризуется поражением всех четырех конечностей, причем ног больше, чем рук. Мышечный тонус повышен во всех конечностях, но больше в ногах (преимущественно в сгибателях рук и разгибателях ног), что приводит к ограничению движений, формированию вынужденного положения конечностей. Сухожильные рефлексы повышаются и выявляются патологические стопные и кистевые признаки. Нарушение речи выражается в сма-занности, нечеткости, логопедических дефектах, обычно умственные нарушения неярко выражены. При своевременно начатом и регулярном лечении самостоятельно ходят до 20-25% детей, с использованием костылей и других средств до 40-50%.

Выявить спатичность можно при наблюдении за пассивными движениями в конечностях как повышенное сопротивление (сокращение) мышцы при ее быстром растяжении. В большинстве случаев она с повышением сухожильных рефлексов, патологическими знаками (например, симптом Бабинского) в паретичных конечностях.

Средствами реабилитации для таких детей являются адаптивная и лечебная физическая культура с медикаментозной терапией, физиолечением, ортопедической, логопедической, психологической коррекцией и с различными видами массажа, с учетом тяжести и функциональных нарушений, общих противопоказаний к этим методам лечения.

Одним из наиболее эффективных и действенных средств реабилитации для детей со спастической формой ДЦП является лечебная физическая культура.

На занятиях по адаптивной физической культуре используются физические упражнения, которые направлены на расслабление спастичных мышц. Упражне-

Таблица 1

Комплексная программа физической реабилитации для детей со спастической формой ДЦП (проект)

№ Упражнения Инвентарь

Часть 1. Подготовительная Растяжка на основе Бобат - терапии и лечебной гимнастики. Подготовка и разработка рук, ног по китайской суставной и лечебной гимнастике. Разработка голеностопного, коленного, тазобедренного суставов на основе лечебной, суставной гимнастики: - растяжка и подготовка рук; - растяжка мышц и суставов ног; - растяжки корпуса, боковых мышц, мышц спины, больших берцовых мышц и всего тела Коврик, валик, гантель 1 кг - 2 шт., мяч фитбольный d = 55 см, палка гимнастическая

Часть 2. Развивающая Упражнения из лечебной и адаптивной физической культуры, суставной гимнастики для укрепления и активации физических возможностей: - упражнения для лопаток и укрепления мышц спины и одновременно растяжка мышц плечевого сустава; - упражнения на формирования правильных навыков работы рук и кистей и одновременно растяжка ног; - упражнения на фитболе направленные на улучшение координации, укрепления спины коврик, палка, мяч маленький, мяч фитбольный d = 55 см, мяч фитбольный овальный, мяч футбольный, шведская стенка, игрушки: кубики пирамида, шарики

Часть 3. Тренирующая Упражнения на фиксацию позиций, соединительные позы и на формирование навыков. Упражнения подобраны из занятий адаптивной физической культуры и Бобат- терапии: - упражнения на координацию и на поднимание; - упражнения на формирование соединительных навыков коврик, мяч фитбольный d = 55 см, мяч фитбольный овальный, футбольный мяч

ния на расслабление играют важную роль для способствования снижения тонуса мышц. Это приводит к ослаблению импульсов передаваемых к коре больших полушарий мозга. Значительное снижение напряжения задействованных мышц происходит из-за ослабления процессов возбуждения.

Роль физических упражнений при ДЦП воздействует как оздоровительное и общеукрепляющее средство, способствует улучшению обменных процессов и кровообращению, предотвращению образования спаек между окружающими тканями, укреплению ослабленных мышц, восстановлению двигательной координации и других заболеваний, вызванных спецификой недуга.

При лечении детей с ДЦП особое внимание уделяется суставной гимнастике, гимнастике конечностей, где большое внимание уделяется растягиванию мышц рук и ног

В комплекс входят упражнения на статическую нагрузку и укрепление мышечного корсета. Разминая слабо развитые мышцы, застой крови и энергии в этой области нейтрализуется, и, как следствие, восстанавливается работа мышц и суставов. Ведется работа над правильными позами, все правильные движения фиксируются до 5-7 минут и при этом не нажимают на область или зоны прохождения нервной системы, а все сопровождается легким похлопыванием или дерганием в области суставов.

Исходя из вышеперечисленных нарушений структуры двигательных функций, нами была разработана Комплексная программа физической реабилитации, направленная на восстановление и компенсацию улучшений физических возможностей и качеств, двигательной активности, повышения функционального состояния организма и адаптационных резервов организма ребенка.

Комплексная программа физической реабилитации детей со спастической формой церебрального паралича

Цель Повышение функционального состояния и адаптационных резервов организма

Задачи 1. Сохранение функциональных возможностей мышц и суставов (профилактические меры формирования контрактур и деформации туловища и конечностей). 2. Развитие координации и равновесия, улучшение и активизация двигательных возможностей

Экспериментальную выборку составили 8 детей дошкольного и школьного возраста со спастической формой ДЦП. Исследовательская работа проводилась в три этапа.

На констатирующем этапе исследования осуществлялся анализ научно-методической литературы по теме исследования, изучались медицинские выписки, проведено анкетирование родителей, составлены карты уровня моторных функций и области поражения конечностей, тестирование уровня развития двигательных способностей, разработана комплексная программа физической реабилитации детей со спастической формой ДЦП.

На формирующем этапе исследования проводился педагогический эксперимент с целью экспериментального обоснования эффективности комплексной программы физической реабилитации детей со спастической формой ДЦП.

Для проведения эксперимента были подобраны контрольная и экспериментальная группы по 4 детей, не имеющих противопоказаний к физическим реабилитационным занятиям:

Контрольная группа занималась 2 раз в неделю в течение года в обычном режиме. Экспериментальная группа занималась 2 раза в неделю по Комплексной программе. Продолжительность занятий составляла от 30-40 минут.

На контрольном этапе исследования проводилось повторное тестирование в целях определения динамики изменения показателей двигательных способностей в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента.

Используя систему классификаций двигательных нарушений, нами составлены Карты уровня моторных функций детей и область поражения конечностей, проведено первое тестирование для определения уровня развития двигательных способностей у детей со спастической формой ДЦП при выполнении упражнений из разных исходных положений.

В табл. 2-6 представлены результаты тестирования уровня развития двигательных способностей детей с ДЦП в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента.

Таблица 2

Результаты тестирования уровня развития двигательных способностей детей с ДЦП экспериментальной группы до эксперимента (в баллах)

Разработанная Комплексная программа физической реабилитации детей со спастической формой ДЦП состоит из трех частей (табл. 1)

Первая часть (подготовительная) направлена на растяжку мышц и разработку суставов. В подготовительную часть включены упражнения на растяжку и подготовку суставов мышц рук, ног и туловища. Вторая часть (развивающая) направлена на укрепление мышц, формирование движений, коррекцию манипу-лятивной функции рук. В развивающую часть включены упражнения для лопаток и укрепления мышц спины и плечевого пояса, направленные на формирование правильных навыков работы рук и кистей и одновременно на растяжку мышц ног и спины. Третья часть (тренирующая) направлена на развитие координационных возможностей и формирование двигательных навыков. В тренирующую часть включены упражнения на фиксацию позиций; развитие координационных возможностей; на формирование двигательных навыков.

Практическая значимость заключается в выявлении эффективных средств адаптивной и лечебной физической культуры для физической реабилитации детей со спастической формой ДЦП.

№ Участник Сгибание и разгибание рук из положения лежа на животе (количество раз) Сгибание ног в коленном суставе в положении лежа на животе (количество раз) Подъем туловища из положения лежа на спине (количество раз) Подъем рук из положения лежа на спине (количество раз) Подьем рук из положения сидя на стуле (количество раз) Ползание (метр) Передвижение на четвереньках (метр) Общий балл

1 Участник 1 2 4 2 3 4 4 0 19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Участник 2 3 5 3 4 4 5 0 24

3 Участник 3 1 4 1 3 3 2 0 14

4 Участник 4 2 4 1 4 3 3 0 17

Таблица 3

Результаты тестирования уровня развития двигательных способностей детей с ДЦП контрольной группы до эксперимента (в баллах)

№ Участник Сгибание и разгибание рук из положения лежа на животе (количество раз) Сгибание ног в коленном суставе в положении лежа на животе (количество раз) Подъем туловища из положения лежа на спине (количество раз) Подъем рук из положения лежа на спине (количество раз) Подьем рук из положения сидя на стуле (количество раз) Ползание (метр) Передвижение на четвереньках (метр) Общий балл

1 Участник 4 2 3 3 3 3 2 2 18

2 Участник 5 2 4 2 4 3 3 0 18

3 Участник 6 3 3 2 3 3 2 2 18

4 Участник 7 3 4 3 4 4 2 1 21

Таблица 5

Результаты тестирования уровня развития двигательных способностей детей с ДЦП контрольной группы после эксперимента (в баллах)

№ Ф.И.О. Лежа на животе сделать полуотжимание (кол - во раз) Лежа на животе сгибать ногу в коленном суставе (кол - во раз ) Лежа на спине полуподнять корпус (кол - во раз) Лежа на спине поднять руки вверх (кол-во раз) Сидя на стуле, поднять руки на уровне глаз (кол-во раз) Передвижение по -пластунски ( м.) Передвижение на четвереньках (м.) Общий бал

1 Участник 4 3 6 5 5 5 4 3 31

2 Участник 5 2 4 2 5 5 3 3 24

3 Участник 6 4 6 5 6 6 6 3 36

4 Участник 7 3 6 5 5 5 4 3 31

Таблица 4

Результаты тестирования уровня развития двигательных способностей детей с ДЦП экспериментальной группы после эксперимента (в баллах)

Сред. % изм ф.п. ЭГ= (18,42+18,75+14,29+18,42)/4 = 17,47% Сред. % изм ф.п. КГ = (12,50+14,29+13,51+12,50)/4 = 13,20% Сравнивая результаты полученных баллов (табл. 6), в первую очередь необходимо отметить, что в связи со спецификой данного заболевания процент повышения физических возможностей не может резко возрасти, так как движения ограничены и скованы в принципе. И поэтому выбранные упражнения направлены на коррекцию движения и увеличения двигательных возможностей путем нормализации мышечного тонуса, больше на качество движений, чем на количество.

Библиографический список

Таблица 6

Динамика изменения показателей двигательных способностей ЭГ и КГ до и после эксперимента

Участник ЭГ Участник КГ

До После % До После %

Участник 1 19 22,5 18,42% Участник 5 32 36 12,50%

Участник 2 24 28,5 18,75% Участник 6 21 24 14,29%

Участник 3 14 16 14,29% Участник 7 37 42 13,51%

Участник 4 19 22,5 18,42% Участник 8 32 36 12,50%

Тем не менее за период исследования средний процент двигательных изменений составил у ЭГ - 17,15%, у КГ - 13,43%, что говорит о том, что наилучшие результаты достигались у детей экспериментальной группы.

Сравнительный анализ изменения физических показателей детей экспериментальной группы показал стабильный прирост физических показателей, что говорит о улучшения таких качества как выносливость, силовые качества мышц, точность координации, увеличилась амплитуда движений в суставах рук и ног.

Работа по Комплексной программе физической реабилитации способствовала значительному снижению тонуса и спастичности мышц, улучшению координации движений, увеличению амплитуды движений рук и ног, снижению тревожности у детей экспериментальной группы.

По результатам исследования средний процент изменений физических показателей у экспериментальной группы - 17,47%, а у контрольной - 13,20%, что говорит о том, что наилучшие результаты достигались у детей экспериментальной группы.

Эффективность разработанного Комплекса программы физической реабилитации по улучшению состояния двигательных возможностей детей со спастической формой церебрального паралича показал ее значимость в систематической и последовательной реабилитационной работе.

№ Ф.И.О. Сгибание и разгибание рук из положения лежа на животе (количество раз) Сгибание ног в коленном суставе в положении лежа на животе (количество раз) Подъем туловища из положения лежа на спине (количество раз) Подъем рук из положения лежа на спине (количество раз) Подьем рук из положения сидя на стуле (количество раз) Ползание (метр) Передвижение на четвереньках (метр) Общий балл

1 Участник 1 3 5 2 4 4 4,5 0 22,5

2 Участник 2 4 5 3 4 5 7 0,5 28,5

3 Участник 3 1 4 2 3 4 2 0 16

4 Участник 4 3 5 2 4 4 4,5 0 22,5

1. Иваницкая И.Н. Детский церебральный паралич (обзор литературы). Исцеление. Альманах. Москва, 1993: 41-65.

2. Гросс Н.А. Современные комплексные методики физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Москва: Советский спорт, 2005.

3. Верхлин В.Н. Комплекс упражнений для детей с ДЦП. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004; № 4.

4. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. Младенческий, ранний и дошкольный возраст. Москва: Просвещение, 2006.

5. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детском церебральном параличе. Москва, 1979.

6. Футер Д.С. Заболевание нервной системы у детей. Москва, 1967.

7. Цукер М.Б. Основы невропатологии детского возраста. Москва, 1947.

8. Батышева Т.Т. Лечение и реабилитация детей со спастической формой церебрального паралича: методические рекомендации. Авторы-составители Т.Т. Батышева, О.В. Быкова, О.В. Квасова и др. Москва, 2016.

References

1. Ivanickaya I.N. Detskij cerebral'nyj paralich (obzor literatury). Iscelenie. Al'manah. Moskva, 1993: 41-65.

2. Gross N.A. Sovremennye kompleksnye metodiki fizicheskojreabilitaciidetejs narusheniem oporno-dvigatel'nogoapparata. Moskva: Sovetskij sport, 2005.

3. Verhlin V.N. Kompleks uprazhnenij dlya detej s DCP. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyamirazvitiya. 2004; № 4.

4. Mastyukova E.M. Fizicheskoe vospitanie detej s cerebral'nym paralichom. Mladencheskij, rannij i doshkol'nyj vozrast. Moskva: Prosveschenie, 2006.

5. Semenova K.A. Lechenie dvigatel'nyh rasstrojstv pri detskom cerebral'nom paraliche. Moskva, 1979.

6. Futer D.S. Zabolevanie nervnoj sistemy u detej. Moskva, 1967.

7. Cuker M.B. Osnovy nevropatologii detskogo vozrasta. Moskva, 1947.

8. Batysheva T.T. Lechenie i reabilitaciya detej so spasticheskoj formoj cerebral'nogo paralicha: metodicheskie rekomendacii. Avtory-sostaviteli T.T. Batysheva, O.V. Bykova, O.V. Kvasova i dr. Moskva, 2016.

Статья поступила в редакцию 29.09.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.