Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВОЕ ПРАВО / НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Павловна

В статье проведен анализ актуальных на сегодняшний день проблем налогового контроля, рассмотрены основы организации и проведения налоговых проверок. Дана оценка сущности налоговой проверки, ее значимости, как элемента налогового контроля. Показано, что налоговым законодательством предусмотрены такие виды налоговых проверок как камеральная и выездная налоговая проверка. Отмечается, что из-за сложной экономической ситуации в мире, вызванной эпидемиологической обстановкой, налоговые проверки, которые проворятся на сегодняшний день и проводились в период локдауна могут быть некорректными, а информация, полученная в ходе таких проверок, недостоверной, например, в связи с тем, что многие организации прекратили свое существование. Решение существующих проблем автор видит в принятии превентивных мер, в частности, в повышении налоговой культуры, уровня налоговой образованности и дисциплинированности государства и граждан, развитии и совершенствовании института предпроверочного анализа и планирования мероприятий налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND CONDUCTION OF TAX AUDITS: THEORETICAL ASPECTS AND RELEVANT DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The article analyzes the current problems of tax control, considers the basics of organizing and conducting tax audits. An assessment of the essence of a tax audit, its significance as an element of tax control is given. It is shown that tax legislation provides for such types of tax audits as cameral and field tax audits. It is noted that due to the difficult economic situation in the world caused by the epidemiological situation, tax inspections that are carried out to date and were carried out during the lockdown period may be incorrect, and the information obtained during such inspections may be unreliable, for example, due to the fact that many organizations have ceased to exist. The author sees the solution to existing problems in the adoption of preventive measures, in particular, in improving the tax culture, the level of tax education and discipline of the state and citizens, the development and improvement of the institution of pre-verification analysis and planning of tax control measures.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

УДК 347.7 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-5-216-219

КУЗНЕЦОВА Е.П.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: налоговые проверки, налоговый контроль, финансовый контроль, налоговое право, налоговые правоотношения, государственный контроль.

В статье проведен анализ актуальных на сегодняшний день проблем налогового контроля, рассмотрены основы организации и проведения налоговых проверок. Дана оценка сущности налоговой проверки, ее значимости, как элемента налогового контроля. Показано, что налоговым законодательством предусмотрены такие виды налоговых проверок как камеральная и выездная налоговая проверка. Отмечается, что из-за сложной экономической ситуации в мире, вызванной эпидемиологической обстановкой, налоговые проверки, которые проворятся на сегодняшний день и проводились в период локдауна могут быть некорректными, а информация, полученная в ходе таких проверок, недостоверной, например, в связи с тем, что многие организации прекратили свое существование. Решение существующих проблем автор видит в принятии превентивных мер, в частности, в повышении налоговой культуры, уровня налоговой образованности и дисциплинированности государства и граждан, развитии и совершенствовании института предпроверочного анализа и планирования мероприятий налогового контроля.

KUZNETSOVA, E.P.

ORGANIZATION AND CONDUCTION OF TAX AUDITS: THEORETICAL ASPECTS AND RELEVANT DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

Keywords: tax audits, tax control, financial control, tax law, tax legal relations, state control.

The article analyzes the current problems of tax control, considers the basics of organizing and conducting tax audits. An assessment of the essence of a tax audit, its significance as an element of tax control is given. It is shown that tax legislation provides for such types of tax audits as cameral and field tax audits. It is noted that due to the difficult economic situation in the world caused by the epidemiological situation, tax inspections that are carried out to date and were carried out during the lockdown period may be incorrect, and the information obtained during such inspections may be unreliable, for example, due to the fact that many organizations have ceased to exist. The author sees the solution to existing problems in the adoption of preventive measures, in particular, in improving the tax culture, the level of tax education and discipline of the state and citizens, the development and improvement of the institution of pre-verification analysis and planning of tax control measures.

В рамках обеспечения соблюдения правовых предписаний в виде норм, содержащихся в актах правового регулирования, а именно в нормах Налогового Кодекса Российской Федерации [1], государство создало комплекс мер, необходимых для всестороннего анализа и регулирования экономики, в целом, и отдельных хозяйствующих субъектов - в частности. В Налоговом Кодексе Российской Федерации содержится целый перечень различных налоговых мероприятий, к которым относятся учет налогоплательщиков, налоговые проверки, участие свидетеля, проведение осмотра, выемка документов, налоговый мониторинг и др. Причем нормы об указанных мероприятиях разбросаны по Налоговому Кодексу Российской Федерации, недостаточно систематизированы, что затрудняет отнесение их к формам или методам налогового контроля.

Среди прочего, налоговые органы наделены рядом контрольных функций, выражающихся в проведении налоговых проверок и привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений [2]. В современных условиях экономического развития существует значительная потребность в осуществлении таких налоговых проверок. В конечном счете, в том числе и именно благодаря вырученным по их результатам средствам (назовем их налоговыми поступлениями) для государственного бюджета, происходит финансирование всех необходимых социальных и иных программ, удовлетворение потребностей общества и государства: улучшаются условия здравоохранительной, образовательной систем, поддерживаются социально-уязвимые общественные группы (инвалиды, сироты, лица пенсионного возраста и др.) и т.д. Острая потребность в осуществлении подобных контрольных функций налоговыми органами подтверждается тем, что в настоящее время практически каждый третий проверяемый субъект пытается уклониться от уплаты налогов и сборов, что, в свою очередь, подрывает экономические основы государства и влечет за собой наступление юридической ответственности для нарушителей.

В целом, можно сделать вывод о том, что целью проведения налоговой проверки является выявление основных фактов существующих правонарушений с дальнейшим их устранением,

пресечение правонарушений в сфере налогов и сборов, а также обеспечение достоверной информацией органов государственной власти и управления. Также следует отметить, что налоговые проверки помогают не только выявить факты нарушения налогового законодательства, но и способствуют раскрытию противоправных преступных действий, совершаемых физическими и юридическими лицами, т.е. направлены на реализацию антикоррупционных мер.

На данном этапе времени, в условиях пандемии, налоговые проверки помогли налоговым органам не только выявить правонарушения в сфере налогов и сборов, но и обнаружить новые способы уклонения от уплаты налоговых взносов в государственный бюджет. Так, например, поскольку в период пандемии были выявлены такие нарушения как «неофициальные зарплаты», Федеральной Налоговой Службой (ФНС) осуществлялись запросы в различные банки о полной картине доходов и расходов физических лиц, так как ранее при проведении различных контрольно-финансовых мероприятий было обнаружено, что расходы граждан порой существенно превышают их официальный доход.

Однако из-за сложной экономической ситуации в мире, вызванной эпидемиологической обстановкой, по мнению многих экономистов, налоговые проверки, которые проворятся на сегодняшний день и проводились в период локдауна могут быть некорректными и информация, полученная в ходе таких проверок, будет недостоверной, например в связи с тем, что многие организации прекратили свое существование, а так как ФНС при проверке финансовой деятельности налогоплательщика обращала внимание на «финансовые махинации» компаний, которые происходили на их счетах от одного контрагента к другому - это может стать проблемой для налогового субъекта и основанием для проведения проверки в отношении таких операций.

Налоговым законодательством предусмотрены следующие виды налоговых проверок:

- камеральная проверка;

- выездная налоговая проверка.

Их отличие состоит в том, что камеральная проверка происходит в налоговом органе, и вся интересующая налоговый орган документация запрашивается им у проверяемого физического (или юридического лица) и доставляется ему в установленный законом срок. В случае если будет отсутствовать тот или иной документ, подтверждающий законность и обоснованность полученных средств или их трату наступают негативные последствия для налогоплательщика, т.е. проверяемого лица.

Следующим отличием выездной проверки от камеральной можно назвать период самой проверки - камеральная проводится в течение отчетного периода, за который налогоплательщиком подается налоговая декларация, а при выездной проверке - максимум за три предшествующие года от момента принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.

Выездная проверка проводится намного чаще, нежели камеральная, и считается наиболее действенным способом реализации налогового контроля. Благодаря таким проверкам эффективность и получение достоверной и полной информации более вероятна, чем при проведении камеральной проверки. Также следует учесть тот факт, что сроки получения необходимой документации при камеральной проверке составляют пять дней, и налоговые органы не вправе требовать дополнительную информацию, выходящую за рамки, установленные законодательством. Налогоплательщик обязан дать пояснения по требованию проверяющего органа в течение пяти дней с момента отправленного запроса.

Рассмотрим выездную налоговую проверку как объект данного исследования. Опираясь на положения НК РФ, а именно на ст. 89, мы в очередной раз отметим, что данный вид налогового контроля территориально осуществляется по месту юридического адреса налогоплательщика (проверяемого лица) по непосредственному поручению руководителя территориального органа налоговой службы.

В перечень проверяемых источников входят:

- документация бухгалтерской и первично-учетной отчетности;

- декларации налогоплательщиков;

- различные договоры или документы, подтверждающие законность той или иной финансовой операции физического или юридического лица, в отношении которого проводится проверка;

- акты о проделанных работах;

- распорядительные акты;

- осмотр коммерческого помещения.

Для выездной проверки законодателем также было предусмотрено привлечение различных специалистов и экспертов (по решению начальника территориального налогового органа), чье участие так или иначе может быть необходимым для исследования указанных объектов налоговой проверки.

Отметим следующий момент - выездные проверки проводятся один раз за определенный отчетный период (проводятся за последние три года), и с момента ее начала до завершения может пройти два месяца, но бывают случаи, предусмотренные нормами налогового права, когда этот период растягивается от четырех до шести месяцев.

Итоги проведенной выездной проверки обязательно должны быть зафиксированы в итоговом акте, который содержит в себе следующие данные: проверяемый объект и предмет, в какие сроки проверка была проведена.

Теперь рассмотрим камеральную проверку, процедура которой происходит в территориальном налоговом органе, который запрашивает все необходимые документы, представляемые налогоплательщиком по итогу налогового срока.

Основным направлением данной формы налогового контроля является контроль за соблюдением налогового законодательства и пресечение налоговых правонарушений, а также восстановление экономического баланса путем взыскания налоговых выплат по факту совершенного правонарушения, и привлечение к юридической ответственности по факту совершенного правонарушения.

Отличием камеральной проверки от выездной также можно назвать то, что камеральная проверка проводится территориальным налоговым органом без получения каких-либо разрешений уполномоченного руководителя территориального органа в срок не позднее трех месяцев от поданной налоговой декларации налогоплательщиком.

По результатам камеральной проверки тоже должен быть составлен акт налоговой проверки в течение десяти дней после того, как окончилась проверка. Акт налоговой проверки в течение пяти дней должен быть передан налогоплательщику.

Также рассмотрим налоговый мониторинг, который за время своего существования уже стал важной и необходимой формой налогового контроля, которая согласуется с новым подходом к налоговой политике государства.

Так, согласимся с мнением Ю.М. Литвиновой, которая считает, что введение налогового мониторинга в России - это серьезный шаг в развитии внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров [3, с. 181]. По мнению Е.А. Фариковой, налоговый мониторинг обладает самостоятельным значением, имеет свои функции, задачи и методы, поэтому определенно является самостоятельной формой налогового контроля, наряду с налоговыми проверками [4].

Исследуя поднятую проблему, считаем необходимым отдельно отметить, что основной проблемой неэффективности налоговой системы является отсутствие должного налогового просвещения и несовершенство законодательства. И то, и другое влечет за собой ряд необратимых последствий и порождает широкий перечень вопросов касательно как работы налоговой системы, так и ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов.

Совершенствование налогового контроля, проводимого налоговыми органами, позволит выявить и ликвидировать угрозы налоговой безопасности, а именно: позволит уменьшить зону теневой экономики; повысить доходы организации. При максимально тщательном подходе, разрешение вопросов налогового контроля позволит минимизировать риски, даст возможность создать благоприятные условия экономического роста и свести налоговые нарушения к минимуму.

Решение существующих проблем и принятие превентивных мер для предупреждения новых необходимо проводить по следующим направлениям:

1) повышение налоговой культуры, уровня налоговой образованности и дисциплинированности государства и граждан;

2) развитие и совершенствование института предпроверочного анализа и планирования мероприятий налогового контроля;

3) развитие системы досудебного урегулирования споров;

4) актуализация и расширение налогового законодательства;

5) повышение компетентности сотрудников налоговых органов, контроль за их деятельностью [5].

В заключение отметим, что при правильном и корректном отношении к планированию любого вида проверки, при четком и обоснованном применении различных приемов и способов осуществлении контрольных мероприятий, налоговые правонарушения получится выявлять и (или) предотвращать намного раньше и быстрее, что, соответственно, сократит не только денежные затраты на реализацию таких контрольных функций финансового контроля, но и позволит сэкономить время, тем самым сделает эффективнее налоговый контроль как отдельную сферу государственного контроля.

Литература и источники

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации: в 2ч.: по состоянию на 1 февраля 2021 г. - М.: Проспект, 2021.

2. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 348-Ф3 // Российская газета. - 2014. - 7 ноября. - № 254.

3. Литвинова ЮМ. Налоговый мониторинг: опыт правового регулирования в зарубежных странах и перспективы развития в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. - 2017. - №4 (50).

4. Фарикова Е.А. Формы налогового контроля по современному российскому законодательству// Современная научная мысль.

- 2019. - №5.

5. Шестакова Н.Н. Налоговые проверки в системе налогового контроля // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. - 2018. - №1.

References and Sources

1. Nalogovyy Kodeks Rossiyskoy Federatsii: v 2ch.: po sostoyaniyu na 1 fevralya 2021 g. - М.: Prospekt, 2021.

2. O vnesenii izmeneniy v chast' pervuyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 4 noyabrya 2014 g. № 348-FZ // Rossiyskaya gazeta. - 2014. - 7 noyabrya. - № 254.

3. Litvinova YuM. Nalogovyy monitoring: opyt pravovogo regulirovaniya v zarubezhnykh stranakh i perspektivy razvitiya v Rossiyskoy Federatsii // Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal. - 2017. - №4 (50).

4. Farikova Ye.A. Formy nalogovogo kontrolya po sovremennomu rossiyskomu zakonodatel'stvu// Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2019. - №5.

5. Shestakova N.N. Nalogovyye proverki v sisteme nalogovogo kontrolya // Sotsial'no-ekonomicheskiy i gumanitarnyy zhurnal Krasnoyarskogo GAU.

- 2018. - №1.

КУЗНЕЦОВА ЕКАТЕРИНА ПАВЛОВНА - магистрант Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (kat55828424@yandex.ru).

KUZNETSOVA, EKATERINA P. - Master's student of the North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.