Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

232
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговая проверка / проверка предпринимателей / налоговый контроль / выездная налоговая проверка / права предпринимателей / tax audit / audit of entrepreneurs / tax control / field tax audit / rights of entrepreneurs.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокушева Дарья Александровна

В статье рассмотрены основные особенности правового регулирования налоговых проверок субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Сделан вывод о необходимости расширения прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении налоговых проверок, а также о необходимости имплементации в Налоговой Кодекс РФ специальной статьи, регламентирующий права проверяемых лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF TAX AUDITS OF ENTITIES ENGAGED IN ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The article examines the main features of the legal regulation of tax audits of entities engaged in entrepreneurial activity. It is concluded that it is necessary to expand the rights of business entities in the implementation of tax audits, as well as the need to implement a special article in the Tax Code of the Russian Federation that regulates the rights of audited persons.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

VIII Международная научно-практическая конференция

УДК 336.22

Прокушева Дарья Александровна Prokusheva Dar'ya Aleksandrovna

Студент Student

Сибирский институт управления-филиала РАНХиГС, The federal state-funded educational institution of higher professional education «The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration»

The Siberian Institute of Management

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

LEGAL REGULATION OF TAX AUDITS OF ENTITIES ENGAGED IN ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация: В статье рассмотрены основные особенности правового регулирования налоговых проверок субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Сделан вывод о необходимости расширения прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении налоговых проверок, а также о необходимости имплементации в Налоговой Кодекс РФ специальной статьи, регламентирующий права проверяемых лиц.

Annotation: The article examines the main features of the legal regulation of tax audits of entities engaged in entrepreneurial activity. It is concluded that it is necessary to expand the rights of business entities in the implementation of tax audits, as well as the need to implement a special article in the Tax Code of the Russian Federation that regulates the rights of audited persons.

Ключевые слова: налоговая проверка, проверка предпринимателей, налоговый контроль, выездная налоговая проверка, права предпринимателей.

Key words: tax audit, audit of entrepreneurs, tax control, field tax audit, rights of entrepreneurs.

Одной из важнейших функций государства, обеспечивающих финансовую основу для деятельности государственного аппарата и выполнения государством своих социальных обязательств, является функция взимания налогов и сборов. При этом, вполне очевидно, что взимание налогов будет реализовано

«Научные междисциплинарные исследования» надлежащим образом лишь в том случае, если будет существовать действенная и эффективная система контроля за данным процессом.

М.Н. Чуклайкина определяет понятие налогового контроля как совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдением государственных и муниципальных фискальных интересов [1]. Следует отметить, что налоговый контроль обладает рядом особенностей по сравнению с другими формами контроля. Во-первых, такой контроль возникает исключительно в отношении финансово-правовых (а, конкретнее - налогово-правовых) отношений, связанных с полнотой и своевременностью выполнения обязанности по уплате налога. Во-вторых, налоговый контроль характеризуется перманентным характером, что реализовано путем постоянного осуществления камеральных проверок деятельности налогоплательщика и периодическим проведением выездных налоговых проверок [2, с.4].

В-третьих, на налоговый контроль, в частности на его основной институт - налоговую проверку, распространяются исключительно нормы налогового законодательства, наибольшая часть которых находится в одном нормативно-правовом акте - Налоговом Кодексе РФ. Исходя из вышеизложенного, на налоговые проверки не распространяются правила и ограничения проведения проверок, установленных ФЗ №294 от 26.12.2008 г [5]. Следует отметить, что в 2019 г. было проведено более 62 миллионов камеральных налоговых проверок и свыше 8 тысяч выездных налоговых проверок, что свидетельствует о значительном вкладе налоговых проверок в общее количество проверок субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Безусловно, «механическое» распространение действия ФЗ № 294 от 26.12.2008 г. не представляется возможным, так как его нормы неизбежно создадут коллизию с нормами НК РФ, регламентирующими порядок проведения налоговых проверок, что будет противоречить принципу правовой определенности. В то же время, целесообразным представляется имплементация

VIII Международная научно-практическая конференция в Налоговый Кодекс РФ отдельных норм вышеуказанного федерального закона,

защищающих права субъектов предпринимательской деятельности во время

проведения налоговой проверки. К таким нормам, в частности, можно отнести:

- Право привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Следует отметить, что данная норма будет корреспондировать с п.4 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей», в соответствии с которой Уполномоченный имеет право принимать участие в проведении выездной проверки субъекта предпринимательской деятельности [6].

- Право на возмещение вреда, причиненного вследствие налоговой выездной проверки, в том числе - и право на компенсацию причиненного ущерба предпринимательской деятельности (прямых убытков и упущенной выгоды) в связи с простоем предприятия или отрывом лиц от производства.

Данный механизм, по нашему мнению, поможет защитить предпринимателей от необоснованных налоговых проверок, так как позволит субъектам предпринимательской деятельности требовать от налогового органа возмещения убытков, причиненных необоснованными проверками. Такая норма будет стимулировать налоговые органы минимизировать количество выездных налоговых проверок, используя риск-ориентированный подход к их проведению, а также максимально сокращать срок таких проверок и не допускать нарушений налогового законодательства в процессе их проведения.

Стоить отметить цифролизацию деятельности ФНС РФ. В целях своевременного устранения (при возможности) налоговых правонарушений создан личный кабинет индивидуального предпринимателя, где размещена полная информации о проведении, сроках и результатах налоговой проверки. В личном кабинете реализована возможность документаоборота в электронном виде. Вышеуказанные новшества позволяют выстроить между налоговым органом и индивидуальным предпринимателем динамичную работу, исключающую своевременного информирования.

«Научные междисциплинарные исследования»

Также следует отметить, что НК РФ не содержит отдельной нормы

относительно прав, проверяемых в рамках налоговой проверки лиц. Это, в свою очередь, создает определенную правовую неопределенность, а также не представляется оптимальным с точки зрения технико-юридического изложения, учитывая, что нормы, регламентирующие права налогоплательщиков при осуществлении налоговой проверки расположены в разных статьях НК РФ.

Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным дополнить Налоговый Кодекс РФ статьей 87.1. НК РФ «Права налогоплательщика при проведении налоговой проверки», наполнив данную статью как отдельными нормами, уже изложенными в главе 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю, так и имплементировав в налоговое законодательство дополнительные гарантии предпринимательской деятельности, обозначенные в данном исследовании.

Библиографический список:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=367431&dst =1000000001%2C0#08434048876225428

2. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_83079/

3. Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" от 07.05.2013 N 78-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_145997/

VIII Международная научно-практическая конференция

4. Чуклайкина М.Н Сущность и понятие налогового контроля // Economics.

2014. №2 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-ponyatie-nalogovogo-kontrolya (дата обращения: 07.12.2020).

5. Мухина Е.Р. Налоговый контроль: понятие, функции, цели, принципы // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/nalogovyy-kontrol-ponyatie-funktsii-tseli-printsipy (дата обращения: 07.12.2020).

6. Наталюк Н.Н. Налоговый контроль-2019: ФНС подвела итоги URL: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogovyy-kontrol-2019-fns-podvela-itogi/ (дата обращения: 07.12.2020).

© Д.А. Прокушева, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.