Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ, ТРАНСПОРТНЫМИ И БЫТОВЫМИ ШУМАМИ В УССР'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ, ТРАНСПОРТНЫМИ И БЫТОВЫМИ ШУМАМИ В УССР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ, ТРАНСПОРТНЫМИ И БЫТОВЫМИ ШУМАМИ В УССР»

Д. П. Тимошина, Т. Ф. Карпенко

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ, ТРАНСПОРТНЫМИ И БЫТОВЫМИ

ШУМАМИ В УССР

Главное санитарно-эпидемиологическое управление Минздрава УССР, Киев

Проблема шумового загрязнения окружающей среды и связанные с этим неблагоприятные для человека последствия волнуют ученых и практических работников различного профиля.

В УССР вопросами предупреждения вредного воздействия шума на организм человека занимаются 4 НИИ гигиены труда и профзаболеваний и их клиники, Киевской НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. В. Марзеева, специалисты санэпидстанций, санитарных лабораторий промышленных предприятий и других учреждений. Советом Министров УССР лаборатории Киевского НИИ гигиены труда и профзаболеваний и Киевского НИИ общей и коммунальной гигие-^ ны им. А. Н. Марзеева определены как централь-™ ные республиканские лаборатории по борьбе с производственными и коммунальными шумами.

С целью комплексирования научных исследований по наиболее актуальным аспектам борьбы с производственными и коммунальными шумами в республике разрабатывается перспективный (5-летний) координационный план научно-исследовательских работ по вопросам борьбы с шумом и вибрацией. В реализации этого плана в одиннадцатой пятилетке приняли участие 25 различных учреждений — министерства, НИИ гигиенического и технического профилей, проектно-кон-структорские организации.

За последние годы санэпидслужбой республики накоплен опыт организации и проведения го-t сударственного санитарного надзора за осуществлением мероприятий по борьбе с шумом и вибрацией. Формы и методы проведения данной работы многообразны, наиболее значимыми, на наш взгляд, являются следующие:

— подготовка и обучение кадров;

— создание специализированных лабораторий электромагнитных полей и других физических факторов при областных и крупных городских санэпидстанциях;

— перспективное и оперативное планирование мероприятий по борьбе с шумом;

— перестройка деятельности министерств, ведомств, организаций с позиций системного подхода при возрастающем методическом уровне руководства со стороны органов и учреждений сан-

у эпидслужбы;

— издание инструктивных указаний, писем, методических рекомендаций;

— совершенствование и повышение качества предупредительного санитарного надзора от вы-

бора участка под строительство объекта до ввода его в эксплуатацию, от создания до внедрения нового оборудования с определением эффективности проведенных противошумных мероприятий;

— оценка новых технологических, технических, планировочных решений в аспекте благоприятного акустического режима на производстве и в быту;

— систематический анализ акустической обстановки в городах и населенных пунктах с целью определения приоритетности в разработке противошумных мероприятий;

— изучение изменений в состоянии здоровья населения, вызванных загрязнением окружающей среды, в том числе шумом;

— целевые проверки учреждений санэпидслуж-бы по организации и осуществлению контроля за мероприятиями по борьбе с шумом, изыскание и внедрение новых форм и методов работы;

— централизованное распределение шумовиб-роакустической аппаратуры как для учреждений санэпидслужбы, так и для других организаций, учреждений и предприятий;

— координация деятельности ведомственных лабораторий по исследованию и оценке параметров шума;

— поиск новых форм пропаганды гигиенических знаний.

Возрастающее из года в год количество источников шума и вибрации и обусловленное этим вредное воздействие на здоровье населения, а также значительное усложнение и пополнение арсенала методов измерения и оценки физических факторов обусловили настоятельную необходимость создания зиброакустических лабораторий и групп. В настоящее время в республике организовано 15 таких подразделений, в том числе 5 специализированных. Это позволило на высоком профессиональном уровне осуществлять контроль за состоянием окружающей среды, разработкой противошумных мероприятий, использовать в полном объеме высокочувствительную аппаратуру.

Большое внимание в республике уделяется своевременной и качественной подготовке кадров, которая проводится в 4 НИИ гигиены труда и профзаболеваний, Киевском НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева, республиканской и областных санэпидстанциях.

Важнейшим разделом работы по данной проблеме является перспективное и оперативное планирование мероприятий по борьбе с шумом. Специалисты санэпидслужбы республики, НИИ гигиенического профиля принимали участие в разработке республиканского плана дополнительных мероприятий по снижению шума и вибрации на предприятиях, в городах и других населенных пунктах на 1979—1985 гг., а также перспективного плана мероприятий по борьбе с шумом в сельской местности, утвержденным Советом Министров УССР. Аналогичные планы были разработаны для областей, городов и районов. Цель такого планирования — улучшение условий труда работающих, подвергающихся воздействию шума и вибрации, оздоровление акустического климата городов.

Непреложным условием своевременного и эффективного осуществления намеченных мероприятий является контроль за их выполнением министерствами, ведомствами, предприятиями, а также контроль внутри системы здравоохранения. Первое из этих направлений обеспечивается организацией и проведение« государственного санитарного надзора. С этой целью осуществляются проверки как непосредственно министерств, ведомств, так и предприятий силами санитарно-эпидемиологических учреждений I—IV уровней управления. Так, за период с 1981 по 1985 г. проведена проверка 19 министерств, материалы рассмотрены в Совете Министров УССР, отраслевых министерствах и ЦК профсоюзов. Результатом явились издание приказов, распоряжений, разработка оздоровительных мероприятий. Второе направление осуществляется путем проведения целевых проверок санэпидслужбы с выездом на места и анализа поступающих материалов. За период с 1981 по 1985 г. целенаправленно проверена деятельность санэпидслужбы 11 областей по контролю за выполнением постановлений по борьбе с шумом с последующим обсуждением результатов в Главном санэпидуправ-лении и на лабораторном совете.

Ежегодно специалисты санитарно-эпидемиологической службы республики рассматривают материалы по выбору и отводу земельных участков, проекты строительства новых народнохозяйственных объектов, расширения существующих промышленных предприятий. Не согласовывается ни один проект без разработки необходимых шумозащитных мероприятий. Ежегодно в среднем 20 % проектных материалов отклоняется от согласования по данной причине, что расценивается нами как следствие усиления требовательности и принципиальности специалистов санэпидслужбы при оценке качества проектной документации. Ввиду недоработок санитарно-гигиенического характера, в том числе и по борьбе с шумом, Главное санитарно-эпидемиологическое управление Минздрава УССР не согласовало ни одну из семи представленных на рассмотрение

схем развития и размещения отраслей промышленности.

Сан'шидслужбой совместно с Госстроем УССР проводились проверки хода реализации генеральных планов городов, сел, при которых обращалось особое внимание на выполнение мероприятий по шумозащите населения. Анализ результа- j тов проверки (1980—1985 гг.) 15 областей позво-лил наметить пути устранения существующих недостатков.

Ежегодно в республике осуществляется проверка до 100 проектных институтов и их филиалов с использованием методических указаний, разработанных Главным санэпидуправлением Минздрава УССР, причем наиболее крупные из них проверяются главком или наиболее квалифицированными специалистами НИИ гигиены труда и профзаболеваний и санэпидстанций. По нашей инициативе в Совете Министров УССР заслушан отчет о работе, проводимой по борьбе с шумом в наиболее крупных проектных институтах.

Большое внимание уделяется специалистами санэпидслужбы усилению роли и совершенствованию организации и содержания предупредитель- 4 ного санитарного надзора за разработкой и внедрением новых технологических процессов и оборудования в целях создания благоприятного акустического режима на производстве. По нашему требованию более 50 % нормативно-технической документации было доработано в части мероприятий по уменьшению уровней шума и вибрации, создаваемых оборудованием. Проведенный анализ нормативно-технической документации позволил выявить типичные недостатки и направить обоснованные требования в ряд отраслевых министерств (Министерство тяжелого и транспортного машиностроения, Министерство машиностроения для легкой, пищевой промышленности и бытовых приборов и др.). l

В процессе предупредительного санитарного ^ надзора санэпидслужба, безусловно, не ограничивается только вопросами борьбы с шумом, а решает их в комплексе с другими проблемами. Достижение акустического благополучия в городах и на промышленных предприятиях способствует своевременное внедрение научных разработок в практику. С этой целью в годовой план основных организационных мероприятий Главного санэпидуправления Минздрава УССР включаются вопросы проверки внедрения с привлечением к этой работе специалистов научно-исследовательских институтов.

Большая работа проводится по оценке акустической обстановки в городах и на объектах народного хозяйства с целью определения приоритетности в разработке противошумных мероприя- V тий. Главным направлением при этом являются разработка и использование карт шума городов, цехов по единым методическим рекомендациям, разработанным НИИ гигиенического профиля.

Ежегодно увеличивается процент объектов, охваченных санитарно-гигиеническим лабораторным контролем источников шума и вибрации, и в 1984 г. этот показатель составил 61 %. Благодаря проведенной работе количество промышленных предприятий, расположенных вблизи жилых районов без необходимых санитарно-защитных зон и генерирующих шум на жилую застройку, уменьшилось в 1984 г. по сравнению с 1983 г. на 5%, на 8% снизилось количество объектов, размещенных на территории микрорайонов и кварталов, а также число учреждений, занимающих первые этажи домов, в которых уровни шума превышали допустимые. Перспективные и текущие планы мероприятий по борьбе с шумом выполнены в среднем на 90 %, что позволило снизить уровни производственного шума в зависимости от технического решения на 3—17 дБ. Процент замеров уровней шума, превышающих допустимый, уменьшился в 1984 г. по сравнению с 1980 г. на 2,9. Снижены уровни шума на объектах угольной, машиностроительной промышленности, в строительстве и сельском хозяйстве. Наметилась тенденция к снижению показателей профессиональной заболеваемости от воздействия шума и вибрации.

Из года в год улучшается материально-техническое снабжение учреждений санэпидслужбы шумовибронзмерительной аппаратурой. По нашей инициативе Советом Министров УССР пере-

смотрен и изменен порядок распределения фондов на шумовиброакустическую аппаратуру: с 1982 г. Минздрав УССР централизованно распределяет указанную аппаратуру как для учреждений санэпидслужбы, так и для учреждений других министерств и ведомств.

В последние годы особое внимание уделяется пропаганде гигиенических и технических знаний в вопросах борьбы с шумом, шире внедряются новые формы проведения агитационно-массовых мероприятий: кинолектории, цикловые лекции, постоянно действующие передвижные выставки. С нашим участием организована и проведена на ВДНХ УССР тематическая межотраслевая выставка «Борьба с шумом и вибрацией в Украинской ССР», которая в дальнейшем экспонировалась в 4 городах (Виннице, Днепропетровске, Донецке и Львове).

Значительное внимание уделяется изысканию новых форм совместной деятельности различных министерств и ведомств. Примером этого служит опыт регионального творческого содружества учреждений санэпидслужбы, НИИ гигиенического и технических профилей, организаций, разрабатывающих, изготавливающих и эксплуатирующих новую технику, по предупреждению развития профессиональных заболеваний среди горнорабочих', что позволяет воплощать в жизнь наиболее ценные новаторские разработки.

Поступила 27.01.86

УДК 613.5+614.7] :92 Мартынюх

И. И. Даценко, Б. А. Пластунов, С. ,П. Долошицкий ВЛАС ЗАХАРОВИЧ МАРТЫНЮК (К 90-летию со дня рождения)

Львовский медицинский институт

Жизненный путь Власа Захаровича Мартыню-ка — яркий пример беззаветного служения делу партии и народа, делу охраны здоровья советских людей. Где бы ни приходилось трудиться этому замечательному человеку, коммунисту, ученому и педагогу, все силы его души, весь его талант были направлены на решение актуальных теоретических и практических проблем профилактической медицины, воспитание высококвалифицированных медицинских кадров.

Влас Захарович родился в 1896 г. в с. Большие Взводы недалеко от Бреста. Отец его был железнодорожным рабочим-ремонтником. Многодетная семья Мартынюков-Омельяшоков, в которой, кроме старшего Власа Захаровича, было еще 4 детей, жила бедно, частыми гостями здесь были голод и лишения.

С детства В. 3. Мартынюк познал тяжелый труд. Но мысли об учебе не покидают его. После окончания церковно-приходской школы он едет в Кронштадт и поступает в военно-фельдшерскую

школу, которую успешно заканчивает в 1914 г. Власу Захаровичу присваивается звание военного фельдшера, и он направляется старшим лекарским помощником для прохождения службы на миноносец «Выносливый» Балтийского флота.

В годы первой мировой войны В. 3. Мартынюк находился в центре боевых действий, участвовал в революционных выступлениях моряков-балтийцев. После демобилизации Влас Захарович работал служащим городской управы в Свердловске, а затем фельдшером в больнице на станции Нязепетровская Свердловской области.

В 1921 г. он поступил в Свердловский медицинский институт, а затем перевелся в Харьковский медицинский институт, который успешно закончил в 1925 г. После этого он получил направление на должность санитарного врача и заведующего райздравотделом в Купянск Харьковской области, а затем работал в Харькове врачом по жилищно-коммунальной гигиене. Выпускник лечебного факультета, он никогда не сомневался в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.