Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ НА ПРИМЕРЕ УФССП ПО ХМАО-ЮГРЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ НА ПРИМЕРЕ УФССП ПО ХМАО-ЮГРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
457
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ / ЗАКОН / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давлетов Александр Тимиргалиевич

Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Судебный пристав - должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение судебных решений и постановлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE FUNCTIONING OF THE TERRITORIAL BODY OF THE FEDERAL BAILIFF SERVICE ON THE EXAMPLE OF THE UFSSP FOR THE KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG-YUGRA

The Federal Bailiff Service is a federal executive body and carries out the functions of ensuring the established procedure for the activities of courts, the execution of judicial acts, acts of other bodies and officials, as well as law enforcement functions and functions of control and supervision in the established field of activity. A bailiff is an official who enforces court decisions and orders

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ НА ПРИМЕРЕ УФССП ПО ХМАО-ЮГРЕ»

УДК 347.1

Давлетов Александр Тимиргалиевич Югорский государственный университет Юридический институт Россия, Ханты-Мансийск Toyota-313@yandex.ru Davletov Aleksandr Ugra State University Institute of Law Russia, Khanty-Mansiysk

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ НА ПРИМЕРЕ УФССП ПО ХМАО-ЮГРЕ Аннотация: Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Судебный пристав — должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение судебных решений и постановлений. Ключевые слова: судебный пристав, закон, федеральная служба судебных приставов.

ORGANIZATION AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE FUNCTIONING OF THE TERRITORIAL BODY OF THE FEDERAL BAILIFF SERVICE ON THE EXAMPLE OF THE UFSSP FOR THE KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG-YUGRA

Annotation: The Federal Bailiff Service is a federal executive body and carries out the functions of ensuring the established procedure for the activities of courts, the execution of judicial acts, acts of other bodies and officials, as well as law enforcement functions and functions of control and supervision in the established field of activity. A bailiff is an official who enforces court decisions and orders. Key words: bailiff, law, federal service of bailiffs.

История развития мировой и отечественной государственности наглядно демонстрирует, что важнейший признак уважения к государству - выполнение судебных предписаний данного государства. С давних времен в нашей стране имеются определенные институты, которые занимаются данным видом деятельности. Первое упоминание в исторических документах о судебных приставах можно увидеть в имеющихся российских документах, датированных 1497 и 1550 годами выпуска. Данные должностные лица имели следующие обязанности: разыскивали сбежавших от хозяев холопов, вызывали виновных ответчиков на суд, собирали необходимые доказательства для выявления правоты истца, а кроме того, могли следить за порядком при проведении суда.

В настоящий исторический период базой регулирования рассматриваемого правового института является Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Данный закон определяет регулирование сути Федеральной службы судебных приставов (ФССП России). Помимо этого, названный нормативный акт дает понятие территориальных органов службы приставов в качестве уполномоченных органов, которые в процессе своей деятельности осуществляют работу для принудительного исполнения вступивших в силу судебных актов, должностных лиц и актов других органов [3].

В настоящее время отечественная служба приставов подведомственно относится к Минюсту России. Минюст России, в свою очередь, структурно

входит в состав действующих федеральных органов исполнительной власти [2]. Общее руководство данной системой выполняет Президент РФ. Минюст России в общем виде осуществляет контроль и в целом координацию функционирования находящейся в его подчинение службы судебных приставов. Кроме выше обозначенных функций Минюст России принимает нормативные правовые акты, которые определяют порядок работы ведомства ФССП.

Как устанавливает действующее Положение о ФССП России (Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1316) на сегодняшний день ключевыми задачами службы приставов России будут является:

• обеспечение необходимой системы безопасности работы в судах;

• организация осуществления принудительного исполнения действующих исполнительных документов судов;

• выявление, пресечение и расследование имеющихся преступлений против системы правосудия.

Первая из обозначенных выше задач выполняется службой приставов России при помощи утвержденного режима работы судов нашей страны (далее судебные приставы по ОУПДС). Данные режимы организовывают ведение безопасной работы всех категорий судов.

Исторически, при правлении императора Александре II в обязанности, которые выполняли приставы, входила передача в руки заинтересованных лиц (вручение) бумаг и повесток, выполнение необходимых указаний, которые были получены приставами от председателя суда.

Обязанности судебного пристава по ОУПДС, которые выполняются данными должностными лицами, в значительной мере сходны с теми, которые выполнялись еще в 1864 г. [7].

Деятельность, которую обязаны выполнять судебные приставы в большинстве своем должна быть направлена на гарантирование необходимой

судебной защиты свобод и прав. Данное положение определяет ст. 46 Конституции РФ [1].

Следующей из задач, реализуемых в своей работе рассматриваемой службой является осуществление решений судов судебными приставами -исполнителями (далее обозначаемых - СПИ) в рамках выполнения действия исполнительного производства.

Важнейшими выполняемыми обязанностями в рамках ведения исполнительного производства можно назвать следующие: осуществление своевременной и правильной реализация законодательно обоснованных исполнительных актов для защиты выявленных нарушенных свобод, прав и законно обоснованных требований граждан РФ и юридических лиц (ст. 2 Закона об исполнительном производстве) [6].

Обязательной частью функционирования любой системы правосудия является выполнение принудительной реализации в действие решений суда. В процессе данного действия исполнение имеющегося исполнительного производства осуществляется органом исполнительной власти - ФССП России. Должностными лицами названной системы и являются судебные приставы - исполнители.

Практическое осуществление названных выше задач влечет за собой конкретизацию на базе необходимого законодательного регулирования условий и порядка принудительного выполнения судебных и иных действующих постановлений.

В предусмотренных Федеральным законом определенных случаях, указания, содержащиеся в решениях судов, на основании действия ст.7 закона об исполнительном производстве, могут быть осуществленными другими должностными лицами или государственными органами.

На основании осуществления функционирования ч. 2. ст.7 ФЗ «Об исполнительном производстве», а также в порядке действия, который может

регулироваться некоторыми иными ФЗ некоторые подобные органы государственной власти выполняют осуществление постановлений исполнительных актов. К органам, которые, к примеру, имеют права на реализацию подобных постановлений, причислены такие как: Минфин РФ и аналогичные с ним смежные финансовые государственные органы субъектов нашей страны (муниципальных образований), органы государственного казначейства. В определенных исключительных случаях реализация действующих судебных актов будет иметь место при помощи возможной передачи исполнительных документов к судебным приставам - исполнителям.

Еще одной задачей службы судебных приставов является первичное расследование. Данный вид расследования выполняется в форме дознания. Осуществляется в силу постановления от 19.07.2009 г. № 194- ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О судебных приставах» [4].

В процессе этого первичное расследование выполняют наделенные необходимыми полномочиями дознаватели (специалисты-эксперты) ФССП России. Очень часто на практике осуществления данных функций судебные приставы - исполнители встречаются с отказом от исполнения своих требований должником. Данные обстоятельства обуславливают в дальнейшем выполнению реального (фактического) исполнения имеющихся судебных решений. Отказ исполнения приговора, вынесенного решения суда или иного нормативного акта наказуемо. Оно обуславливает применение не только к административной, но и, возможно, уголовной ответственности.

Отметим, что значительное место в действующем законодательном регулировании осуществления работы территориальных органов ФССП России занимает база нормативных актов конкретно данного ведомства.

Как показывает имеющаяся деловая практика, которая подтверждается данными Министерства экономического развития РФ один из главных в данных экономических условиях составляющих эффективного

экономического развития России - это качество управления государственными органами [5].

Таким образом, нынешние условия функционирования рынка предъявляют все более высокие требования к необходимому качеству работы органов государственного управленческого аппарата, в том числе службы судебных приставов. Действующее законодательное регулирование данной службы, позволяет осуществлять качественную и эффективную работу ФССП.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

2. Приказ Минюста РФ от 09.04.2007 № 69 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 23.04.2007 № 9305).

3. Федеральный закон от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 19.07.2009г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Мартынюк Р. Задачи Федеральной службы судебных приставов// STUDNET. 2021. №2.

6. Парфирьев Д.Н. Правовые основы организации деятельности судебных приставов // Курс лекций. - М.: РАП, 2014. - 300 с.

7. Судебные уставы Российской империи (в сфере гражданской юрисдикции): Устав гражданского судопроизводства; Учреждение коммерческих судов и Устав их судопроизводства и др. / Валеев Д.Х. -М.:Статут, 2018. - 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.