2.11. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ПРИОСТАНОВЛЕННЫМ УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ ПО МОТИВУ РАСОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕНАВИСТИ
Сотников Дмитрий А., аспирант
Место учебы: Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
Аннотация: В основе статьи лежит идея о том, что успешное проведение расследования приостановленных уголовных дел по преступлениям совершенных молодежными преступными группами по мотиву расовой и национальной ненависти невозможно без взаимодействия следователя и оперативно-розыскных подразделений. Дела-ется вывод о том, что взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками при установлении личности подозреваемых и их розыске. Выводы данного исследования будут полезны как для студентов и аспирантов, так и для практических работников
Ключевые слова: приостановление уголовные дела, взаимодействие, информация, розыск, мотив расовой и национальной ненависти
ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF THE INTERACTION OF THE INVESTIGATOR AND SEARCH UNITS SUSPENDED CRIMINAL CASES INVOLVING CRIMES COMMITTED BY YOUTH GANGS MOTIVATED BY RACIAL AND NATIONAL HATRED
Sotnikov Dmitry A., the graduate student of chair of criminal law, criminalistics and criminology of the Mordovian State university of N. P. Ogarev
Study place: Mordovian State university of N. P. Ogarev
Abstract: This article is based on the idea that the success of the investigation of suspended criminal cases involving crimes committed by youth gangs motivated by racial and national hatred is not possible without the cooperation of the investigator and search units. It is concluded that the interaction of the investigator with the operational staff in establishing the identity of suspects and wanted. The findings of this study will be useful for both undergraduate and graduate students, as well as for practitioners
Keywords: suspension of criminal cases, interaction, information retrieval, the motive of racial and national hatred
На практике встречаются случаи, что расследование по преступлениям, совершенным молодежными преступными группами по мотиву расовой и национальной ненависти приостанавливаются. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по таким делам имеет свою специфику.
Важными условиями эффективного взаимодействия следователя оперативных работников по приостановленным делам являются:
- систематический обмен полезной информацией;
- совместное планирование;
- совместное выдвижение версий (следственно-оперативных);
- взаимные консультации и обсуждение результатов совместных действий;
- совместная информационно-аналитическая работа и др. [Бердникова, 2012, №6].
Одной из главных задач следователя по приостановленным делам является поиск и нейтрализация причин мешающих проведению расследования. Из-за того что деятельность следователя не может носить процессуальный характер, он должен в большей степени чем обычно прибегать к помощи органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Целями взаимодействия по приостановленным уго-
ловным делам на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ является установление личности преступников. В случае тщательной подготовки преступления личности преступников могут остаться неизвестны, что характерно для националистических групп, так как целью их деятельности является пропаганда националистической идеологии, мотив совершения преступления они не скрывают, но личности её членов они стараются скрыть. Некоторые авторы считают, что при расследовании уголовных дел приостановленных по указанному основанию, оперативные сотрудники должны проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на получение информации из материальных источников (обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, отождествление личности, сбор образцов для сравнительного исследования). Но нельзя забывать, что расследование преступлений, совершаемых по мотиву расовой и национальной ненависти не однородны и объединяет их мотив, а не способ, и сами группы могут сильно отличаться друг от друга, группы могут состоять как из 5-10 человек, так и из нескольких десятков человек. Так что методика расследования таких преступлений имеет свою специфику, и соответственно при взаимодействии следователя с органами органов, осуществляющих
Сотников Д. А.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
оперативно-розыскную деятельность, это должно учитываться. По некоторым преступлениям проведение указанных ОРМ необходимо.
Но не по всем преступлениям, совершаемым молодежными преступными группами по мотиву расовой и национальной ненависти можно проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на получение информация из материальных источников. Потому что некоторые из совершаемых преступлений совершаются в общественных местах и после совершения преступлений образцы для сравнительного исследования остаются редко.
Также необходимо рассмотреть вопрос об оценке следственных версий, выдвинутых на стадиях возбуждения и предварительного расследования. По уголовным дела, где мотивом преступления указана расовая и национальная ненависть или вражда, в случае приостановление необходимо провести проверку мотива. На практике бывают случаи, когда преступления, совершенные против представителей национальностей чаще всего подвергаемых нападениям групп националистов, могут квалифицироваться по указанному мотиву, но на самом деле преступления совершены из корыстных или хулиганских побуждений или из личной не приязни. Это возможно, когда нет свидетелей совершения преступления, и потерпевшие не могут дать показания из-за состояния здоровья или смерти. В случае, если данных для выдвижения новых версий нет, следователь с оперативными сотрудниками должен составить план работы, который должен включать оперативно-розыскные мероприятия и непроцессуальные действия следователя, к таким действиям относят: изучение похожих уголовных дел (как раскрытых так и не раскрытых), ознакомление с материалами дел о преступлениях совершенных на территории административного округа, использование информации криминалистических, розыскных учётов и экспертно-криминалистических коллекциях, обращение в средства массовой информации. Следователь должен проверить схожие преступления, но уже без учета их национальности потерпевших. А оперативно-розыскные органы должны осуществить ОРМ в отношении знакомых потерпевших с целью проверки версии совершения преступлений по мотиву личной неприязни. Еще следователь может повторно опросить свидетелей и потерпевших с целью получения от них новых данных, которые не были получены по различным причинам.
Если прошел достаточно продолжительный период времени, то необходимо провести опрос с членами групп, которые уже вышли из её состава. Они могли покинуть группу по различным причинам: разочарование в идеологии организации, конфликты внутри организации, несогласие с методами достижения целей организации и т.д. В этой ситуации он может пойти на контакт с представителями правоохранительных органов и из предоставленных им сведений может стать известно кто причастен к данному преступлению. В случае если группа, в которой состоял данный человек, не причастна к преступлению, он все равно может располагать полезной информацией. Здесь необходимо вспомнить о взаимодействии подобных групп, возможно, что во время встреч члены других групп рассказывали о причастности их к совершению данного преступления.
Еще одним путём расследования приостановленных
дел является передача уголовного дела другому следователю. У данной меры есть и положительные и отрицательные стороны. Следователь, у которого дело находилось в производстве с момента его возбуждения, может не видеть своих ошибок в ходе проведения расследования, которые другой следователь может выявить. Еще нужно учитывать отношение следователей к приостановленным делам, некоторые из них могут считать работу над такими делами непродуктивной и выполнять свою работу формально, поэтому передача уголовного дела позволит более эффективно провести работу над делом. Теперь рассмотрим отрицательные моменты передачи уголовного дела другому следователю. Если у следователя уже установлены хорошие отношения со свидетелями и потерпевшими, то другому следователю придется выстраивать их сначала, тоже самое касается и взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В период предварительного расследования следователь согласует с ними план расследования и по нему проводиться соответствующие мероприятия, в случае передачи дела другому следователю эту работу придется проводить заново. Вопрос о передаче уголовного дела должен рассматриваться с учетом сложившейся ситуации, нельзя передавать уголовное дело, когда у следователя есть план расследования, наложено взаимодействие с оперативными сотрудниками. Передача уголовного дела в этом случае приведет лишь к тому, что большой объём работы по данному делу придется проводить вторично.
Взаимодействие при расследовании по делам, приостановленным по причине того что подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия, отличается от других оснований приостановления тем, что есть четкая регламентация взаимодействия, ч. 1 ст. 210 УПК РФ, гласит что: «Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление».
В случаях, когда личности преступников известны, и следователь вынес постановление о привлечении их в качестве обвиняемых, но они не были задержаны, то взаимодействие следователя с оперативно-розыскными подразделениями направлено на розыск преступников. Данная ситуация типична для расследования преступлений, совершенных организованными группами. Задержание членов таких групп может происходить не одновременно, и другие члены групп могут быть оповещены и скрыться от правоохранительных органов.
Следователь может поручить розыск органам дознания, и розыском будет обвиняемого будут заниматься и следователь и дознаватель, это обязательно должно быть указанно в постановлении о приостановлении уголовного дела. Мы считаем данный подход наиболее правильным, так как органы дознания обладают более широким опытом в розыске обвиняемых.
Оперативный сотрудник, которому поручен розыск обвиняемых, должен завести розыскное дело, в нем он должен собрать все материалы розыска. Как справедливо отмечает А.И. Кривенко, следователем обязательно должен быть решен вопрос о мере пресечения, что облегчит органу дознания выбор способа доставки, к месту следствия разыскиваемого в случае его задержания [Кривенко, 2006, с.166]. При расследо-
вании данных преступлений мы считаем, единственно возможной мерой пресечения является заключение под стражу, потому что не одна другая мера пресечения не может гарантировать того, что обвиняемый не скроется от следствия.
Очень важно при розыске, чтобы не прекращался взаимный обмен информацией, потому что если следователь и оперативные работники не будут уведомлять друг друга о результатах своей работы, то эффективность поиска может быть низкой. Оперативно-розыскные подразделения с целью установления места нахождения обвиняемых должны проводить ОРМ в отношении членов группы, которые не были привлечены к уголовной ответственности, а также родственников и знакомых обвиняемых. Еще нельзя забывать о сотрудничестве подобных групп, члены других групп националистов могут укрывать обвиняемых или оказывать другое содействие для того, чтобы они могли скрываться от следствия. Поэтому оперативные сотрудники должны осуществлять наблюдение за указанными гражданами. Но этого не достаточно, также необходимо осуществлять следующие ОРМ: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи. На проведение прослушивания телефонных переговоров необходимо остановиться подробнее. В ч.1. ст. 164 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ говорится, что операторы связи обязаны предоставлять органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность всю необходимую информацию для осуществления возложенных на них задач. Скрываться от следствия без помощи других лиц очень сложно, а связь с ними, как правило, осуществляется по телефону. Еще 15 лет назад осуществлять контроль за телефонными переговорами было проще, так как в основном у граждан был доступ только к стационарным телефонам. Но сейчас сотовые телефоны общедоступны и их прослушивание становится проблематичным, дополнительные сложности возникают в связи с тем, что преступники могут использовать SIM-карты оформленные на посторонних лиц.
Еще одним направлением проведения ОРМ является отслеживание обвиняемых в интернете. Интернет тоже может быть средством связи, и не исключено что разыскиваемые могут заходить на свои аккаунты в социальных сетях. Нельзя еще забывать о том, что интернет является основным средством пропаганды националистических идей, даже скрываясь от следствия, преступники могут выкладывать в интернет пропагандистские ролики. Все выше перечисленные способы использования интернета могут помочь установить местонахождение преступников, так как современные технологии позволяют установить 1Р-адрес компьютеров, с которых осуществлялся выход в интернет. Даже в случае, если разыскиваемые использовали компьютеры в общественных местах (интернет кафе, библиотеки), это позволит вычислить примерное местонахождение преступников.
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод: что взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по приостановленным уголовным делам, происходит только по основаниям п. 1,2. ч.1 ст.208 УПК РФ. Взаимодействие по приостановленным делам по п.1. ч.1 ст.208 УПК РФ должно осуществляться путем: проверки следственных версий, передачи уголовного дела, и
проведение соответствующих ОРМ, направленных на получение информации, как из материальных, так и идеальных источников. Взаимодействие по приостановленным делам по п.2. ч.1 ст.208 УПК РФ происходит в форме совместного розыска обвиняемых, при розыске обвиняемых нужно проводить и привычные ОРМ (наблюдение) и необходимо учитывать новшества (отслеживание разыскиваемых в интернете).
Список литературы:
1. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 12. - Ст. 2250.
2. Бердникова О.П. Взаимодействие следователя и органа дознания по делам, приостановленным за неустановлением виновных лиц / О.П. Бердникова // Российский юридический журнал. - 2012. - № 6.
3. Кривенко А.И. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность / А.И. Кривенко. - М.: Юрлитинформ, 2006. - 192 с.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Д.А. Сотникова «Организация и осуществление взаимодействия следователя и оперативно-розыскных подразделений по приостановленным уголовным делам о преступлениях, совершенных молодежными преступными группами по мотиву расовой и национальной ненависти». Статья Д.А. Сотникова ««Организация и осуществление взаимодействия следователя и оперативно-розыскных подразделений по приостановленным уголовным делам о преступлениях, совершенных молодежными преступными группами по мотиву расовой и национальной ненависти» бесспорно, является актуальной. Актуальность эта обусловлена, прежде всего, тем, что данная статья ориентирована прежде всего на практику правоприменения. Благодаря чему автор стремится преодолеть разрыв, с которым зачастую приходится сталкиваться, между теорией и практикой. В связи с этим в статье сделана удачная попытка не только поставить проблемы, с которыми ежедневно сталкивается практика, но и разрешить их с применением серьёзных теоретических наработок и конструкций. При этом автор стремится к тому, чтобы названные проблемы были разрешены вполне понятными для правоприменителей средствами.
Рассматриваемая статья может представлять интерес для широкого круга читателей: от студентов до практических работников и учёных. Считаю, что эта статья может быть рекомендована к публикации.
Доктор юридических наук
Н. А. Подольный