Научная статья на тему 'Организация и качество стоматологической помощи в оценках медицинских работников'

Организация и качество стоматологической помощи в оценках медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
275
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / АНАЛИЗ РАЗЛИЧИЙ ЧАСТНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМ ОКАЗАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / STOMATOLOGICAL CARE / FACTORS EFFECTING ON QUALITY OF STOMATOLOGICAL CARE / ORGANIZATION OF CURATIVE DIAGNOSTIC PROCESS / PRIVATE SYSTEM OF STOMATOLOGICAL CARE / QUALITY MANAGEMENT / SOCIOLOGICAL SURVEY / QUALITY / MUNICIPAL SYSTEM OF STOMATOLOGICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карпова Ольга Васильевна

Представлены результаты социологического опроса в виде анкетирования медицинских работников муниципальных и частных стоматологических поликлиник Калуги. Основная цель исследования изучение мнения медицинских работников относительно лечебно-диагностического процесса (ЛДП) и качества стоматологической помощи; определение и ранжирование факторов, в наибольшей степени влияющих на организацию ЛДП и оценку качества стоматологической помощи; анализ различий в оценках частной и муниципальной систем оказания стоматологической помощи. Опрошены 229 медицинских работников стоматологических поликлиник Калуги. Проведенный социологический опрос позволил изучить мнение не только об ЛДП, но и о качестве стоматологической помощи. Социологический опрос помог выявить факторы, в наибольшей степени влияющие на оценку ЛДП и оценку качества стоматологической помощи. В целом медицинские работники оценили уровень организации ЛДП в учреждении как средний (54,1%), высокий уровень указали 34,5%, на низкий 3,1%, затруднились ответить 7,4%, не дали ответа 0,9%. Медицинские работники в целом позитивно отметили качество стоматологической помощи у себя в организации: 19,7% как очень хорошее, 57,6% как хорошее, 19,7% как удовлетворительное, 0% как плохое, 3,1% как очень плохое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карпова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization and quality of stomatological care as evaluated by medical personnel

The article presents the results of sociological survey of medical personnel of municipal and private stomatological polyclinics of Kaluga. The specially developed questionnaire was implemented. The study was organized to analyze opinions of medical personnel concerning curative diagnostic process and quality of stomatological care. The detection and rating of factors of maximal effect on organization of curative diagnostic process and evaluation of quality of stomatological care was covered. The analysis of differences in evaluations of private and municipal systems of stomatological care was included. The sampling of respondents included 229 medical workers of stomatological polyclinics of Kaluga. The sociological survey permitted to analyze opinions concerning curative diagnostic process and quality of stomatological care. The sociological survey revealed the factors of maximal effect on evaluation of curative diagnostic process and quality of stomatological care. The respondents evaluated the level of organization of curative diagnostic process as medium in 54.1%, as high in 34.5%, as low in 3.1%, as found difficulty in replying 7.4% and as gave no answer 0.9%. The respondents positively evaluated quality of stomatological care in organizations were they work. So, 19.7% marked it as very good, 57.6% as good, 19.7% as satisfactory and 3.1% as very bad.

Текст научной работы на тему «Организация и качество стоматологической помощи в оценках медицинских работников»

© КАРПОВА О.В., 2015 УДК 614.2:616.314-082

КАРПОВА О.В.

Организация и качество стоматологической помощи в оценках медицинских работников

ООО «Про-Дента-Люкс», 248001, Калуга

Представлены результаты социологического опроса в виде анкетирования медицинских работников муниципальных и частных стоматологических поликлиник Калуги. Основная цель исследования — изучение мнения медицинских работников относительно лечебно-диагностического процесса (ЛДП) и качества стоматологической помощи; определение и ранжирование факторов, в наибольшей степени влияющих на организацию ЛДП и оценку качества стоматологической помощи; анализ различий в оценках частной и муниципальной систем оказания стоматологической помощи. Опрошены 229 медицинских работников стоматологических поликлиник Калуги. Проведенный социологический опрос позволил изучить мнение не только об ЛДП, но и о качестве стоматологической помощи. Социологический опрос помог выявить факторы, в наибольшей степени влияющие на оценку ЛДП и оценку качества стоматологической помощи. В целом медицинские работники оценили уровень организации ЛДП в учреждении как средний (54,1%), высокий уровень указали 34,5%, на низкий — 3,1%, затруднились ответить 7,4%, не дали ответа 0,9%.

Медицинские работники в целом позитивно отметили качество стоматологической помощи у себя в организации: 19,7% — как очень хорошее, 57,6% — как хорошее, 19,7% — как удовлетворительное, 0% — как плохое, 3,1% — как очень плохое.

Ключевые слова : качество стоматологической помощи; факторы, влияющие на качество стоматологической помощи; факторы, влияющие на организацию лечебно-диагностического процесса; анализ различий частной и муниципальной систем оказания стоматологической помощи; система менеджмента качества, социологический опрос.

Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (1): 36—39.

Karpova O.V.

THE ORGANIZATION AND QUALITY OF STOMATOLOGICAL CARE AS EVALUATED

BY MEDICAL PERSONNEL

The "Pro-Denta-Luxe", 248001, Kaluga, Russia

The article presents the results of sociological survey of medical personnel of municipal and private stomatological polyclinics of Kaluga. The specially developed questionnaire was implemented. The study was organized to analyze opinions of medical personnel concerning curative diagnostic process and quality of stomatological care. The detection and rating of factors of maximal effect on organization of curative diagnostic process and evaluation of quality of stomatological care was covered. The analysis of differences in evaluations of private and municipal systems of stomatological care was included. The sampling of respondents included 229 medical workers of stomatological polyclinics of Kaluga. The sociological survey permitted to analyze opinions concerning curative diagnostic process and quality of stomatological care. The sociological survey revealed the factors of maximal effect on evaluation of curative diagnostic process and quality of stomatological care. The respondents evaluated the level of organization of curative diagnostic process as medium in 54.1%, as high — in 34.5%, as low — in 3.1%, as found difficulty in replying — 7.4% and as gave no answer — 0.9%. The respondents positively evaluated quality of stomatological care in organizations were they work. So, 19.7% marked it as very good, 57.6% as good, 19.7% as satisfactory and 3.1% as very bad.

Key words: stomatological care; quality; factors effecting on quality of stomatological care; organization of curative diagnostic process; private system of stomatological care; municipal system of stomatological care; quality management; sociological survey.

Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59(1): 36—39. (In Russ.)

В соответствии с ГОСТ ISO 9000—2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» вовлечение работников в процесс управления качеством является одним из главных принципов менеджмента качества. Без учета и удовлетворения их запросов неизбежно снижается качество лечебно-диагностического процесса (ЛДП). Сотрудники учреждений здравоохранения составляют основу системы оказания медицинской помощи, поэтому следует определить их потребности и ожидания, изучить удовлетворенность работой, желание

профессионального роста. Это может помочь при трудовой мотивации, обеспечить более полное вовлечение работников в ЛДП с акцентом на обеспечение высокого качества, сформировать благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе [1, 2].

Для изучения удовлетворенности своей трудовой деятельностью и качеством оказываемой медицинской помощи в 2012—2013 гг. провели социологический опрос в виде анкетирования медицинских работников муниципальных и частных стоматологических поликлиник

Для корреспонденции: Карпова Ольга Васильевна, e-mail: [email protected] Correspondence to: Olga Karpova, e-mail: [email protected]

Калуги. Основные цели исследования — изучение удовлетворенности медицинских работников трудовым процессом и качеством стоматологической помощи; определение и ранжирование факторов, в наибольшей степени влияющих на оценку качества стоматологической помощи; анализ различий в оценках частной и муниципальной систем оказания стоматологической помощи.

Всего были опрошены 229 респондентов, в том числе 127 сотрудников муниципальных стоматологических поликлиник (55,4% общего количества респондентов), 102 (44,5%) сотрудника частных стоматологических клиник. Объем выборки гарантировал достоверность результатов не менее чем в 95% случаев (коэффициент доверия / = 2) с максимальной ошибкой выборки не более ±4%. Качественный состав респондентов на всех базах исследования был достаточно близок, различия в ответах незначительны, поэтому в целях удобства изложения в статье представлены обобщающие результаты опроса по всей выборке.

Анкета включала вопросы для сбора информации по следующим разделам:

• социально-демографические характеристики респондентов;

• оценка респондентами своего материального положения и состояния здоровья;

• должность, специальность и аттестационная категория;

• медицинский стаж и стаж работы в данном учреждении и совместительство;

• среднемесячный заработок и соответствие его трудовому вкладу;

• удовлетворенность условиями труда, отношениями в коллективе и работой в целом;

• желание поменять работу или специальность;

• частота повышения квалификации и возможность посещать лекции и семинары;

• оценка морально-психологического климата в кол -лективе и факторы влияния на него;

• оценка трудовой дисциплины;

• участие коллектива в решении вопросов повседневной деятельности;

• оценка уровня организации ЛДП;

• оценка материально-технического обеспечения;

• оценка качества стоматологической помощи в учреждении и в городе в целом;

• факторы, влияющие на качество стоматологической помощи;

• случаи неофициальных платежей и вымогательства денег (подарков);

• восприятие цен на стоматологические услуги;

• знание стандартов менеджмента качества.

При опросе респонденты не всегда отвечают на все вопросы анкеты. Как правило, это можно объяснить отсутствием у них информации и/или собственного мнения по каким-то вопросам, боязнью критических замечаний в адрес руководителей, повышенной деликатностью, нежеланием кого-то случайно обидеть, давать личную информацию о себе и т. д. Поэтому для повышения психологической комфортности заполнения анкет в большинстве вопросов использовали вариант ответа «Затрудняюсь ответить». Дополнительно учитывали лиц, пропустивших вопрос, их число было крайне незначительно — в пределах статистической погрешности выборки.

Общая характеристика респондентов

Выборочная совокупность охватила все основные социально-демографические группы работников. Среди

респондентов было 47 мужчин и 182 женщины. По возрасту опрошенные распределились следующим образом (в порядке убывания): от 60 лет и старше (17,5%); от 55 до 59 лет (14,8%); от 35 до 39 лет (14,4%); от 45 до 49 лет (10,9%); от 25 до 29 лет (10,9%); от 30 до 34 лет (10,5%); от 50 до 54 лет (7,4%); от 20 до 24 лет (7%); от 40 до 44 лет (5,2%).

Основная масса респондентов была представлена врачами-стоматологами (42,8%), зубными врачами (15,7%), средним медицинским персоналом (24,9%), зубными техниками (11,4%), руководителями учреждений и их заместителями (5,3%). Профессиональный уровень опрошенных достаточно высок: высшую категорию имеют 24%, первую категорию — 34,1%, вторую — 9,6%, без категории — 32,3%.

Удовлетворенность медицинских работников своей работой

Известно, что удовлетворенность работой является важнейшим фактором трудовой мотивации, влияющим на качество и производительность труда. В ходе опроса выяснилось, что удовлетворены работой в целом 31% опрошенных, частично удовлетворены 58,1%, не удовлетворены 6,6%. Остальные (4,4%) затруднились ответить.

Большинство (83,8%) медицинских работников ценят свою профессию и не желают ее менять. Только 5,7% изъявили желание сделать это, не определились по этому вопросу 9,6%.

Важнейшей составляющей трудовой мотивации является материальное стимулирование. Как выяснилось в процессе опроса, большинство (65,9%) медицинских работников считают, что зарплата занижена и не соответствует их трудовому вкладу, и только каждый шестой (16,2%) думает, что соответствует. Остальные затруднились ответить на этот вопрос.

24% респондентов отметили улучшение своего материального положения за последний год, 56,3% посчитали, что оно практически не изменилось, а 12,7% — что оно ухудшилось. Остальные (7%) затруднились ответить.

Только 22,7% медицинских работников полностью удовлетворены условиями труда, 59,4% удовлетворены частично, 11,4% не удовлетворены, 5,7% затруднились ответить. При этом взаимоотношениями с коллегами полностью удовлетворены 45,9%, частично — 38%, не удовлетворены 8,3%. 7,9% респондентов затруднились ответить.

Больше половины (54,1%) опрошенных оценили уровень организации ЛДП как средний, 34,5% — как высокий, 3,1% — как низкий. Остальные (7,4%) затруднились ответить.

Медицинские работники в целом положительно оценили качество стоматологической помощи у себя в организации. Как очень хорошее его оценили 19,7% респондентов, как хорошее — 57,6%, как удовлетворительное — 19,7%, как плохое и очень плохое — 3,1%.

По мнению медицинских работников, на качество стоматологической помощи может позитивно повлиять (в порядке убывания):

• улучшение материально-технической базы (так считают 52,4% респондентов);

• внедрение новых медицинских технологий (34,9%);

• повышение квалификации персонала (24,9%);

• улучшение организации ЛДП (19,7%);

• внедрение качественных пломбировочных материалов (12,2%).

Респонденты указали, что за последний год материально-техническое обеспечение улучшилось (45,4%),

практически не изменилось (34,9%), ухудшилось (6, затруднились ответить 11,8%.

Большинство (60,7%) опрошенных считают, что цены на стоматологические услуги соответствуют объему и качеству оказанной помощи, 15,7% — что цены занижены, 3,1% — что цены завышены. Затруднились ответить на этот вопрос 18,8%.

16,2% респондентов отметили в своих анкетах наличие неофициальной оплаты за медицинские или иные услуги.

Анализ различий между частной и муниципальной системами оказания стоматологической помощи

Как сказано выше, различия в ответах медицинских работников муниципальных стоматологических поликлиник и частной стоматологической клиники в целом были незначительными. Тем не менее такие различия существуют.

В частных клиниках работает в 2 раза меньше пенсионеров, чем в муниципальных поликлиниках. Половина сотрудников частной клиники работают по совместительству. Зарплата и удовлетворенность условиями труда выше в частных клиниках. В целом неудовлетворенных работой больше в муниципальных поликлиниках, чем в частных клиниках (8,7 и 3,9% соответственно), однако в муниципальных поликлиниках меньше специалистов, которые хотят поменять специальность (3,1 и 8,8%).

Качество и организацию стоматологической помощи в своих учреждениях сотрудники частной клиники оценили несколько выше, чем их коллеги, работающие в муниципальных поликлиниках.

Факторы, влияющие на оценку медработниками организации и качества стоматологической помощи

Двухмерные частотные таблицы распределения респондентов по их удовлетворенности работой, качеством и организацией стоматологической помощи в зависимости от ответов на другие вопросы анкеты дают общее

Таблица 1

Факторы, оказавшие наибольшее влияние на оценку ЛДП

Фактор

Коэффициент Крамера V

Оценка качества стоматологической помощи 0,39

Мнение пациента о качестве медицинской 0,32 помощи

Изменение материально-технического 0,30 обеспечения за последний год

Престижность профессии медицинского 0,29 работника

Участие коллектива в решении вопросов 0,29 повседневной деятельности коллектива

Оценка трудовой дисциплины 0,28

Удовлетворенность условиями труда 0,23

Оценка состояния организации медицинской 0,22 помощи в городе

Должность 0,21

Удовлетворенность отношениями в коллективе 0,19

Оценка морально-психологической атмосферы в 0,19 коллективе

Удовлетворенность работой в целом 0,17

представление о механизме формирования общественного мнения. Результаты статистического анализа показали, что негативные факторы, указанные в анкетах, коррелируют не только с низкой удовлетворенностью стоматологической помощью в целом, но и между собой, т. е. наблюдается явление гало-эффекта, когда после формирования в сознании человека общей оценки объекта (позитивной или негативной) его последующее оценивание отдельных элементов идет примерно в том же направлении. Правда, иногда последние события могут доминировать над более давними. Кроме того, люди склонны полагаться на легко всплывающие в памяти события в ущерб другой относящейся к делу информации. Напомним, что корреляционный анализ позволяет определять наличие статистически достоверной связи и ее величину, но не дает ответа о ее характере: является ли она причинно-следственной или связью сопутствия.

Для статистического анализа полученных данных выбрали коэффициент Крамера, наиболее часто применяемый в аналогичных социологических исследованиях. Коэффициент Крамера, обозначаемый обычно как V, определяет меру связи двух номинальных переменных на основе критерия х2 и принимает значение из интервала [0; +1].

В табл. 1, 2 приведены данные статистического анализа влияния факторов на оценку уровня организации ЛДП, а также на оценку качества стоматологической помощи глазами медицинских работников. Влияние на оценку респондентами ЛДП и качества стоматологической помощи таких характеристик, как пол, возраст, медицинский стаж, стаж работы в данном учреждении, аттестационная категория, последипломное образование и среднемесячный заработок, незначительно.

Замечания и предложения по совершенствованию стоматологической помощи

Каждый шестой (16,2%) респондент записал в специальном разделе анкеты свои замечания и предложения по совершенствованию стоматологической помощи. Основные предложения касались улучшения материально-технической базы (52,4%); внедрения новых меди-

Таблица 2

Факторы, оказавшие наибольшее влияние на оценку качества стоматологической помощи

Фактор

Коэффициент Крамера V

Мнение пациента о качестве медицинской 0,46 помощи

Престижность профессии 0,39

Оценка уровня организации ЛДП 0,39

Мнение о минимальной зарплате 0,39

Удовлетворенность работой в целом 0,36

Изменение материально-технического 0,33 обеспечения

Оценка трудовой дисциплины 0,30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка морально-психологической атмосферы в 0,29 коллективе

Удовлетворенность условиями труда 0,28

Удовлетворенность отношениями в рабочем 0,28 коллективе

Изменение морально-психологической 0,28 атмосферы за год

Участие коллектива в решении вопросов 0,27 повседневной деятельности коллектива

цинских технологий (34,9%); повышения квалификации персонала (24,9%); совершенствования организации ЛДП (19,7%); приобретения более качественных пломбировочных материалов (12,2%).

Заключение

Персонал является самым ценным и важным ресурсом любой медицинской организации, поэтому необходимо предусмотреть, чтобы условия его труда, профессиональная подготовка и трудовая мотивация способствовали индивидуальному росту, обучению, лучшему взаимодействию с коллегами и стремлению совершенствовать ЛДП. От этого во многом зависят производительность и качество его труда, а значит, эффективность лечебного учреждения в целом. Проведенный социологический опрос позволил изучить мнение медицинских работников об организации ЛДП и качестве оказываемой стоматологической помощи в муниципальном и частном секторе здравоохранения. Полученные данные можно использовать при

решении задач совершенствования стоматологической помощи, повышения удовлетворенности работой и трудовой мотивации медицинских работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вялков А.И., Кучеренко В.З., Райзберг Б.А. и др. Управление и экономика здравоохранения: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2009.

2. Полесский В.А., Мартынчик С.А., Запорожченко В.Г., Мар-тынчик Е.А., Кучеренко В.З. Эволюция моделей системы качества: международная практика. Экономика здравоохранения. 2005; 8: 25—36.

REFERENCES

1. Vyalkov A.I., Kucherenko V.Z., Rayzberg B.A. et al. Healthcare Management and Economics: Training Manual for Higher Education. 3-rd ed. Moscow: GEOTAR-Media; 2009. (in Russian)

2. Polesskiy V.A., Martynchik S.A., Zaporozhchenko V.G., Martyn-chik E.A., Kucherenko V.Z. Evolution of the models of a quality system: international practice. Ekonomika zdravookhraneniya. 2005; 8: 25—36. (in Russian)

Поступила 24.09.14 Received 24.09.14

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.446-057.71

ИВАНОВА Л.Г., ГАСИЛИНВ.В., ХАКИМЗЯНОВА М.В., ЗАЛЯЛЬДИНОВА Л.М., ГОЛОВЛЕВА Е.А., ГАВРИЛОВА Н.А., АЛЯВЕТДИНОВ Р.И.

Гигиеническая подготовка волонтеров по инфекционной безопасности при проведении XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», 420061, Казань

В статье приведен опыт инновационной разработки по гигиенической подготовке волонтеров в области инфекционной безопасности и здорового образа жизни при подготовке и проведении массового международного мероприятия — XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани. Рассмотрены современные образовательные технологии в области гигиенической подготовки волонтеров, которые были применены на Универсиаде. Представлены данные анализа процесса подготовки, проверки остаточных знаний и отзывов самих волонтеров. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что обучение волонтеров с использованием современных технологий позволило преподнести материал в доступной для волонтеров форме, структурировать полученные знания. Представленная образовательная технология является эффективной инновацией при обучении по инфекционной безопасности и пропаганде здорового образа жизни и может быть использована при гигиенической подготовке волонтеров и других специалистов, задействованных в массовых международных мероприятиях.

Ключевые слова: гигиеническая подготовка; волонтеры.

Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (1): 39—43.

Ivanova L.G., Gasilin V.V., Khakimzyanova M.V., Zalyaldinova L.M., Golovleva E.A., Gavrilova N.A., Alyavetdinov R.I.

THE HYGIENIC TRAINING OF VOLUNTEERS ON INFECTION SAFETY UNDER HOLDING OF XXVII WORLD SUMMER STUDENTS GAMES IN 2013

The center of hygiene and epidemiology in the Republic of Tatarstan, 420061, Kazan, Russia

The article considers experience of innovative development of in the field of infection safety and healthy life-style related to training of volunteers under organization and holding of such mass international event as XXVII World Summer Students Games in Kazan. The modern educational technologies are considered related to hygienic training of volunteers applied during Students Games. The data is presented concerning the analysis of training process, examination of residual knowledge and opinions of volunteers themselves. The results permit drawing a conclusion that training of volunteers using modern technologies made it possible to present material in teachable form for volunteers and to structure the received knowledge. The presented educational technology is an effective innovation under training related to infection safety and healthy style promotion. This approach can be applied under hygienic training of volunteers and other specialists involved into mass international events.

Key words: hygienic training; volunteer.

Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59(1): 39—43. (In Russ.)

Для корреспонденции: Иванова Людмила Германовна, зав. отделением; e-mail: [email protected] Corespondence to: Lyudmila Ivanova; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.