СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА
УДК 614.2:616.31-053.9
О КАЧЕСТВЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПОМОЩИ ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО
И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Светлана Владимировна Давыдова13, Фания Зартдиновна Мирсаева1,
Назира Хамзиновна Шарафутдинова2, Раис Тимергалеевич Буляков4
1 Кафедра хирургической стоматологии (зав. — проф. Ф.З. Мирсаева),2 кафедра общественного здоровья, организации здравоохранения и курсом менеджмента сестринского дела (зав. — проф. Н.Х. Шарафутдинова) Башкирского государственного медицинского университета,
3стоматологическая поликлиника № 6 (главврач — Р.М. Давлетшина), 4Республиканская стоматологическая поликлиника (главврач — Р. Т. Буляков) МЗ РБ, г. Уфа, e-mail: [email protected]
Реферат
Проводилась оценка качества оказания стоматологической помощи лицам пожилого и старческого возраста при различных источниках финансирования методом социологического опроса. Выявлено различие в распределении респондентов по полу, возрасту, месту проживания и образованию в зависимости от источника оплаты лечения. Результаты опроса могут быть использованы для улучшения оценки и организации качества стоматологической помощи лицам пожилого и старческого возраста независимо от источника финансирования.
Ключевые слова: стоматологическая помощь, лица пожилого и старческого возраста, источники финансирования.
Согласно прогнозам ВОЗ, доля лиц пожилого и старческого возраста будет расти вплоть до 2025 г. [7]. Пациенты
данной возрастной группы имеют высокую потребность в различных видах медицинской помощи, в том числе стоматологической [1-4, 6, 8, 9]. Однако проблеме оценки качества стоматологической помощи лицам пожилого и старческого возраста уделяется недостаточно внимания. В связи с этим возникает необходимость в разработке новых и оптимизации рутинных подходов к решению задачи качественного оказания стоматологической помощи этого слоя населения [5].
Для оценки качества стоматологической помощи использовался метод социологического опроса, проведенный среди 172 пациентов разного пола в возрасте от 65 до 90 лет и старше, проживающих в
Таблица 1
Распределение респондентов но полу, возрасту и месту проживания
Показатели ОМС ПУ р Итого
абс. о/ % абс. о/ % абс. о/ %
Пол
Муж. 56 45,2±6,6 12 25,0±1,3 >0,05 68 33,7±5,7
Жен. 68 54,8±6,0 36 75,0±7,2 104 66,3±4,6
Всего 124 100 48 100 172 100
Место проживания
г. Уфа 84 68,8±5,1 37 77,1±6,9 >0,05 121 70,3±4,2
Города РБ 23 18,5±8,1 9 18,8±6,3 32 18,6±6,8
Районы РБ 17 13,7±8,2 2 4,1±1,3 19 11,0±1,7
Всего 124 100 48 100 172 100
Возраст, лет
65-69 1 0,8±0,1 3 6,3±1,7 < 0,05 4 2,3±0,1
70-74 6 4,8±1,2 14 29,2±1,2 <0,05 20 11,6±1,7
75-79 32 25,8±7,7 23 47,9±1,0 >0,05 55 32,0±6,2
80-84 72 58,1±5,8 7 14,6±1,3 79 45,9±5,6
85-89 12 9,7±0,5 1 2,0±0,4 <0,05 13 7,6±1,1
90 лет и старше 1 0,8±0,1 1 0,6 ±0,1
Всего 124 100 48 100 172 100
Таблица 2
Удовлетворенность материально-технической базой ЛПУ пациентами ГГВВ
Степень удовлетворенности Пациенты
ОМС ПУ р Всего
абс. % абс % абс. %
Полная 50 40,3±1,9 38 68,8±8,1 >0,05 83 48,3±5,1
Отсутствие её 19 15,3±1,8 4 8,3±2,3 <0,05 23 13,4±1,2
Частичная 46 37,1±7,1 9 18,8±1,3 >0,05 55 32,0±6,3
Затруднились ответить 9 7,3±1,5 2 4,1±0,3 >0,05 11 6,3±1,1
Итого 124 100 48 100 172 100
Таблищ 3
Удовлетворенность качеством обезболивания при стоматологических вмешательствах пациентами ГГВВ
Степень удовлетворенности Медработники
ОМС ПУ р Всего
абс. % абс. % абс. %
Полная 32 25,8±7,7 20 41,6±1,1 >0,05 52 30,2±6,4
Отсутствие её 41 33,0±2,8 9 18,8±1,3 50 29,1±6,4
Частичная 43 34,7±7,3 18 37,5±1,1 61 35,4±6,1
Затруднились ответить 8 6,5±1,9 1 2,1±0,4 9 5,2±1,6
Итого 124 100 48 100 172 100
Таблица 4
Удовлетворенность качеством стоматологической помощи ЛПУ пациентами ГГВВ
Степень удовлетворенности Пациенты
ОМС ПУ р Всего
абс. % абс. % абс. %
Полная 25 20,4±8,0 19 39,6±4.1 >0,05 44 25,6±6,6
Отсутствие её 49 39,4±6,9 12 25,0±1.3 61 35,5±6,1
Частичная 28 22,6±7,7 13 27,1±2,2 41 23,8±6,6
Затруднились ответить 22 17,6±8,1 4 8,3±1,9 26 15,1±1,9
Итого 124 100 48 100 172 100
Уфе, городах и районах Башкортостана и находившихся на стационарном лечении в городском госпитале ветеранов войн (ГГВВ). Все пациенты были подразделены на 2 группы (табл. 1): 1-я (124 чел.) получала стоматологическую помощь из средств фонда обязательного медицинского страхования (ОМС), 2-я (48) — из личных средств граждан, т.е. по платным услугам (ПУ).
Для проведения социологического опроса нами была разработана анкета, состоявшая из 48 вопросов: 18 из них были направлены на оценку социально-гигиенического и демографического статуса опрашиваемых и 30 — на оценку различных аспектов, составляющих понятие качества стоматологической помощи (КСП), которые можно сгруппировать в блоки.
В соответствии с нормами медико-социологического мониторинга структура анкеты состояла из основных вопросов, вопросов-фильтров, вопросов, контролирующих устойчивость ответов, «школьных вопросов». Последние 8 вопросов относились к характеристике опрошенного (пол, возраст, сопутствующая патология и др.). Полученные данные были подвергнуты статистическому анализу на основе общепринятых методических приемов: группировка, шифровка, сводка, формирование аналитических таблиц, расчет относительных величин, определение достоверности разности полученных данных. Значимость различий средних арифметических оценивали с использованием 1-критерия Стъюдента. Различия считали достоверными при р<0,005.
При изучении отношения пациентов
119
пожилого и старческого возраста к состоянию материально-технической базы ЛПУ, в котором они получали стоматологическую помощь, проведенному обезболиванию, а также качеству стоматологической помощи в целом была отмечена невысокая степень удовлетворенности (табл. 2, 3, 4).
Таким образом, среди лиц пожилого и старческого возраста стоматологическую помощь на платной основе предпочитают женщины в возрасте от 60 до 80 лет, проживающие в столице и городах Республики Башкортостан. Материальнотехнической базой ЛПУ удовлетворены только около половины опрошенных респондентов, при этом среди участников анкетирования, леченных по ПУ, таких пациентов было больше. Только треть пациентов не имела претензий к качеству обезболивания, при этом среди респондентов, получавших помощь по ПУ, удовлетворенность была выше. В целом же качеством стоматологической помощи были довольны только четверть анкетируемых пациентов.
Социологический опрос лиц пожилого и старческого возраста, получивших лечение в ГГВВ, по составленной нами анкете позволяет оценить различные аспекты, формирующие качество стоматологической помощи, которые могут быть использованы руководителями ЛПУ для улучшения ее организации исходя из различных источников финансирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьева Н.Г. Совершенствование экспертизы качества стоматологической помощи в медицинских организациях различных форм собственности: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. — М., 2000. — 21 с.
2. Бутова В.Г., Ковальский В.Л., Ананьева Н.Г. и др. Экспертиза качества стоматологической помощи. — М., 2005. -191 с.
3. Галанова Г.И. К вопросу о качестве оказания медицинской помощи населению // Экономика здравоохранения. — 1999. — № 5-6. — С.33-41.
4. Захаров А.В. Клинико-организационные и экспертные принципы повышения качества стоматологической помощи населению // Автореферат дисс. ... канд. мед. наук. — М., 2003. — 21 с.
5. Мчедлидзе Т.Ш. Анкетирование посетителей как метод оперативного контроля качества организации лечебного процесса // Пробл.соц. гиг. истории мед. — 1998. — № 1. — С.48-50.
6. Мчедлидзе Т.Ш. Предварительная оценка качества стоматологической помощи с точки зрения пациента. Проблемы оценки качества медицинской помощи. — СПб, 1998. Вып.2. — С. 270-274.
7. Политика медицинских ассоциаций в отношении повышения качества медицинской помощи: рекомендации Европейского форума медицинских ассоциаций и ВОЗ. — М., 1993. — 79 с.
8. Щепин О.П., Стародубов В.И., Линденбратен А.Л., Галанова Г.И.. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи. — М., 2002. — С.204.
9. Brendon R., Donelan K. British public opinion on national health service reform // Health Affairs. — 1989. — Vol.8. — №4. — P.55-59.
Поступила 09.10.08.
THE QUALITY OF DENTAL CARE OF ELDERLY AND SENILE PERSONS
S.V.Davydova, F.Z.Mirsaeva, N.H.Sharafutdinova,
R.T. Bulyakov
Summary
Carried out was an assessment of the quality of providing dental care to elderly and senile persons with different sources of funding conducted by a sociological survey. Revealed was the difference in the distribution of respondents by gender, age, place of residence and education depending on the source of funding of medical treatment. The results of the survey can be used to improve assessment and organization of quality of dental care to elderly and senile persons, regardless of funding source.