УДК 614.2:616.31-053.9
НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
© 2017 А Н. Шишов, Ю.В. Жуковская, В В. Масляков, С В. Полковов, И.А. Полковова, Н.Н. Федотова
Филиал частного учреждения образовательной организации высшего образования «Медицинский университет «Реавиз» в г. Саратове, Саратов
На примере пациентов «Областного госпиталя для ветеранов войн» г. Саратова была проведена оценка состояния полости рта у лиц пожилого и старческого возраста. Были изучены некоторые факторы, формирующие данное состояние. Установлено, что стоматологическая помощь среди пожилых пациентов очень востребована. Однако в силу объективных (недостаток финансов, сопутствующая патология) и субъективных (отсутствие гигиенических знаний, неорганизованность, равнодушие к своему здоровью и другие) причин большое количество пациентов не получают своевременно стоматологическую помощь.
Ключевые слова: лица пожилого и старческого возраста, факторы, влияющие на качество стоматологической помощи.
Введение. Как прогнозирует Всемирная организация Здравоохранения (ВОЗ), в ближайшем будущем, примерно до 2025 года будет неуклонно расти количество людей пожилого и старческого возраста [8]. В связи с преклонным возрастом, такие больные испытывают большую необходимость в различной медицинской помощи, не исключение составляет и стоматология [1-4, 7, 9, 10]. Хочется отметить, что пожилые пациенты составляют особую группу, лечение которых требует особых подходов, при этом оценке качества оказания такой помощи пациентам этой группы отводится мало интереса. Это приводит к потребности создания новых подходов в решении такой сложной и актуальной проблемы как разработка новых организационных подходов, направленных на улучшение оказания медицинской помощи у стоматологов пациентов старшей возрастной группы [4, 7].
Цель исследования: изучить факторы, влияющие на улучшение медицинской помощи у стоматолога, пациентам старшей возрастной группы.
Материалы и методы. Исследование проводилось в Государственном учреждении здравоохранения «Областной госпиталь для ветеранов войн» (ГУЗ ОГВВ) г. Саратов. Для выявления факторов, влияющих на качество стоматологической помощи, был проведен социологический опрос 172 больных, обратившихся за стоматологической помощью в госпиталь. Для достижения поставленной цели мы разработали специальную анкету, в которую вошли 48 вопросов. Все вопросы были разбиты на определенные блоки. Первый блок включал в себя 18 вопросов, которые оценивали социально-гигиенический и демографический статус респондентов. Во второй блок воли 30 вопросов, которые оценивали различные аспекты понятия качества стоматологической помощи. Исходя из принятых норм медико-социологического мониторинга, в структуру анкет были включены основные вопросы, вопросы-фильтры, вопросы, которые позволяли контролировать устойчивость ответов, «школьные вопросы». Кроме того, в анкету были включены 8 вопросов, с помощью которых давалась характеристика респондентов, содержащая сведения о поле, возрасте, уровне образования, наличии сопутствующей патологии.
Оценку состояния полсти рта проводили с помощью осмотра.
Среди 172 пациентов, находящихся на стационарном лечении в ОГВВ, было 40,2 ± 5,9 % (68 чел.) мужчин и 59,8 ± 4,8 % (103 чел.) женщин. Более половины обследуемых (70,3 ± 4,2 % (121 чел.)) были жителями Саратова, 18,6 ± 6,8 % (32 чел.) - жителями городов Саратовской области и 11 ± 1,7 % (19 чел.) проживали в районах Саратовской области. Возрастной состав пациентов представлен на рис. 1.
Из данных, представленных на рис. видно, что в возрастной категории преобладали лица 80-84 лет (46 %) и 75-79 лет (46 %).
Данные, полученные в результате исследования, подвергались статистическому анализу на основе общепринятых методических приемов: группировки, шифровки, сводки, расчетом относительных величин, а также определение достоверности разности полученных результатов.
Результаты и обсуждение. Изучение слизистых оболочек (СО) ротовой полости, наличие признаков пародонта позволило установить, что признаки здоровой, блестящей, влажной, бледно-розовой окраски СО имелись только у 16 (9,6 ± 0,5 %) пациентов. Гиперемия, отек СО отмечались в 32,6 ± 6,2 % (56 чел.) случаев. Синюшность, пастозность СО была отмечена в 56,9 ± 5,0 % (98 чел.) случаев, у 32,6 ± 6,2 % (56 чел.) были выявлены волдыри, эрозии афты и т.д., что свидетельствовало о первичном поражении СО. Патология пародонта была распространена в 92 ± 2,2 % (158 чел.) случаев. При обследовании полости рта было обнаружено, что 68,7 ± 4,3 % (118 чел.) пациентов нуждались в санации полости рта, в 92 ± 2,2 % (158 чел.) случаев в лечении патологии пародонта. Из числа нуждающихся только 54,6 ± 5,1 % (94 чел.) обследованных носили различные протезы как съемные (частичные и полные), так и несъемные, при этом выявлено большое количество пациентов, которым необходимо было протезирование - 70,6 ± 4,1 % (121 чел.). Дальнейшее исследование выявило, что подавляющее большинство пациентов этих возрастных групп имели неудовлетворительное гигиеническое состояние полости рта, при этом удовлетворительное состояние отмечено только у 39,3 ± 5,9 % (68 чел.). Лишь 25,6 ± 3,3 % (44 чел.) респондентов проводили двукратную чистку зубов, еще 16,2 ± 3,4 % (28 чел.) опрошенных чистили зубы раз в сутки, осталь-
Возрастной состав пациентов ГУЗ
ОГВВ
■ 65-69 ■ 70-74 I 75-79 ■ 80-84 I 85-89 ■ 90 1*2%
Рис. 1. Возрастной состав пациентов ОГВВ (в %)
ные 58,2 ± 3,8 % (100 чел.) пациентов чистили зубы от случая к случаю. При анкетном опросе пациентов выявлено, что 5,2 ± 1,9 % (7 чел.) респондентов в последние полгода обращались за помощью к стоматологу, 9,6 ± 0,5 % (16 чел.) респондентов были на приеме у стоматолога в течение последнего года и большая часть респондентов - 85,2 ± 2,9 % (149 чел.) посещали стоматолога более года назад. Причем в понятие «больше года» пациенты включали отрезок времени от года до 15 лет. Было определено 8 основных причин отказа или позднего обращения за стоматологической помощью. Наиболее часто, в 87,2 ± 2,7 % (150 чел.) случаев причиной отказа от посещения стоматолога лица пожилого и старческого возраста называли боязнь боли при стоматологических вмешательствах, 29,2 ± 6,4 % (50 чел.) опрошенных считали необходимым обращение к стоматологу только при возникновении острой зубной боли. В 21,6 ± 1,6 % (37 чел.) пациентов не верили в целесообразность лечения зубов в их возрасте и отдавали предпочтение удалению зубов. Респонденты не были удовлетворены качеством ранее полученной стоматологической помощи 13,6 ± 1,7 % (23 чел.) случаев, 36,6 ± 6,0 % (63 чел.) опрошенных хотели бы получить стоматологическое лечение на платной основе, считая ее более качественной, но не имели на это возможности. Интересно, что 48,6 ± 5,4 % (84 чел.) пациентов заявили о нехватке свободного времени, чтобы провести санацию и протезирование полости рта. Относительно небольшая группа пациентов - 23,7 ± 6,6 % (41 чел.) -мотивировала свой отказ от санации безразличием и невниманием по отношению к внешнему виду и здоровью. 17,3 ± 6,9 % (30 чел.) осмотренных связали неудовлетворительное состояние полости рта с имеющимися проблемами при передвижении, связанными с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. 15,8 ± 7,0 % (27 чел.) опрошенных нами лиц пожилого и старческого возраста связали свои проблемы с ротовой полость с отдаленным расположением медицинской организации, оказывающей стоматологическую помощь, возникающими неудобствами при записи на прием, плохой работой общественного транспорта.
Результат проведенного исследования качества оказания стоматологической помощью пожилых пациентов ОГВВ показал, что полностью удовлетворены было 36,7 ± 1,9 респондентов; частично удовлетворены - 52,6 ± 7,1; не удовлетворены - 9,3 ± 1,8; затруднились ответить - 1,4 ± 0,1 респондентов. Как видно из представленных данных, подавляющее большинство пациентов были неудовлетворенны либо частично удовлетворены качеством оказания помощи. Результат удовлетворенности материально-технической базой ОГВВ показал, что полностью удовлетворены было 40,3 ± 1,9 респондентов; частично удовлетворены -37,1 ± 7,1; не удовлетворены - 15,3 ± 1,8; затруднились ответить - 7,3 ± 2,1 респондентов. Таким образом, можно сделать заключение, что большинство опрошенных пациентов были удовлетворены материально-технической базой медицинской организации. Однако имеется высокий процент тех пациентов, которые были лишь частично удовлетворены данным показателем. Удовлетворенность обезболиванием при стоматологических вмешательствах пациентами ОГВВ, проведенных с помощью анкетирования выявило следующее: полностью удовлетворены - 25,8 ± 7,7; частично удовлетворены - 34,7 ± 7,3; неудовлетворенны -33,0 ± 2,8; затруднились ответить - 6,5 ± 1,9 опрошенных.
Таким образом, на основании проведенного исследования проведена оценка состояния полости рта у лиц пожилого и старческого возраста. Были изучены некоторые факторы, формирующие данное состояние. Проведенное исследование позволило установить, что больные старших возрастных групп очень нуждаются в комплексном лечении у стоматолога. Однако в силу объективных (недостаток финансов, сопутствующая патология) и субъективных (отсут-
ствие гигиенических знаний, неорганизованность, равнодушие к своему здоровью и др.) причин большое количество пациентов не получают своевременно стоматологическую помощь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Ананьева Н.Г. Совершенствование экспертизы качества стоматологической помощи в медицинских организациях различных форм собственности: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2000. - 21 с.
2 Бутова В.Г., Ковальский В.Л., Ананьева Н.Г. и др. Экспертиза качества стоматологической помощи. - М., 2005. - 191 с.
3 Галанова Г.И. К вопросу о качестве оказания медицинской помощи населению // Экономика здравоохранения. - 1999. - № 5-6. - С. 33-41.
4 Давыдова С.В., Мирсаева Ф.З., Шарафутдинова Н.Х. и др. О качестве стоматологической помощи лица пожилого и старческого возраста // Казанский медицинский журнал. - 2009. - № 1. - С. 118-120.
5 Захаров А.В. Клинико-организационные и экспертные принципы повышения качества стоматологической помощи населению: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2003. - 21 с.
6 Мчедлидзе Т.Ш. Анкетирование посетителей как метод оперативного контроля качества организации лечебного процесса // Пробл. соц. гиг. истории мед. - 1998. - № 1. - С. 48-50.
7 Мчедлидзе Т.Ш. Предварительная оценка качества стоматологической помощи с точки зрения пациента. Проблемы оценки качества медицинской помощи. - СПб., 1998. Вып. 2. - С. 270-274.
8 Политика медицинских ассоциаций в отношении повышения качества медицинской помощи: рекомендации Европейского форума медицинских ассоциаций и ВОЗ. - М., 1993. - 79 с.
9 Щепин О.П., Стародубов В.И., Линденбратен А.Л. и др. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи. - М., 2002. - С. 204.
10 Brendon R., Donelan K. British public opinion on national health service reform // Health Affairs. - 1989. - Vol. 8. - № 4. - P. 55-59.
Рукопись получена: 14 ноября 2017 г. Принята к публикации: 26 ноября 2017 г.