Научная статья на тему 'Стоматологический и социальный статус пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений'

Стоматологический и социальный статус пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
718
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / DENTAL CARE / ФАКТОРЫ РИСКА / RISK FACTORS / СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / DENTAL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лавлинская Л. И., Трофимук Н. Н., Ситников Н. А.

Стоматологическая помощь является одним из наиболее массовых видов медицинской помощи, которую население получает преимущественно в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Целью работы явилось изучение потребности населения в стоматологической помощи в зависимости от ряда факторов: социально-экономические условия жизни, медицинская активность, развитие сети стоматологических учреждений, доступность помощи и уровень культуры населения. В ходе исследования были использованы исторический, социологический, статистический методы. По результатам исследования кариес, и его осложнения выявлены у 96,3% пациентов стоматологического профиля. Доля лиц, нуждающихся в лечении, удалении и протезировании зубов составила более 80%. Заболеваниями пародонта страдали 86,5% пациентов. Среди пациентов муниципальной стоматологической поликлиники, так и пациентов негосударственного стоматологического центра, с увеличением возраста достоверно снижается число респондентов, оценивающих свое стоматологическое здоровье как «хорошее» и увеличивается число тех, кто считает его «плохим». Полученные данные свидетельствуют о низкой обращаемости к стоматологу с профилактической целью, а также о широком распространении вредных привычек, приводящих к заболеваниям зубов, слизистой полости рта. Выявленные факторы риска стоматологических заболеваний необходимо учитывать при разработке индивидуальных и групповых программ профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лавлинская Л. И., Трофимук Н. Н., Ситников Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DENTAL AND SOCIAL STATUS OF THE PATIENTS IN OUTPATIENT CLINICS

The stomatological aid is one of the most mass types of medical care which the population receives mainly in out-patient and polyclinic establishments. The purpose of this research is to study the needs in dental care depending on the following factors: socio-economic living conditions, medical activity, development of dental clinics chains, access to care and cultural level of the population. Different methods: historical, sociological, statistical were used. According to the results of research, the caries and its complications were revealed in 96.3% of dental profile patients. 80% of patients need in treatment, removal and prosthetics. Periodontal diseases suffered 86.5% of patients. Among patients of municipal dental clinic and non-state dental center, the number of respondents with increasing age is reduced significantly, which assess their dental health as "good". The number of patients, who believes his dental health as "bad", is increased. The obtained data indicate a low number of appeals to the dentist with the preventive purpose, as well as the wide dissemination of the bad habits, leading to diseases of the teeth and mucous membrane of the oral cavity. The identified risk factors of dental diseases must be considered for development of individual and group programs of prevention.

Текст научной работы на тему «Стоматологический и социальный статус пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений»

УДК 616.31+364.444]:616-08-039.57 DOI 10.12737/5031

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПАЦИЕНТОВ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Л.И. ЛАВЛИНСКАЯ, Н.Н. ТРОФИМУК, Н.А. СИТНИКОВ

ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения РФ, Студенческая, 10, Воронеж, Россия, 394036

Аннотация. Стоматологическая помощь является одним из наиболее массовых видов медицинской помощи, которую население получает преимущественно в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Целью работы явилось изучение потребности населения в стоматологической помощи в зависимости от ряда факторов: социально-экономические условия жизни, медицинская активность, развитие сети стоматологических учреждений, доступность помощи и уровень культуры населения. В ходе исследования были использованы исторический, социологический, статистический методы. По результатам исследования кариес, и его осложнения выявлены у 96,3% пациентов стоматологического профиля. Доля лиц, нуждающихся в лечении, удалении и протезировании зубов составила более 80%. Заболеваниями пародонта страдали 86,5% пациентов. Среди пациентов муниципальной стоматологической поликлиники, так и пациентов негосударственного стоматологического центра, с увеличением возраста достоверно снижается число респондентов, оценивающих свое стоматологическое здоровье как «хорошее» и увеличивается число тех, кто считает его «плохим». Полученные данные свидетельствуют о низкой обращаемости к стоматологу с профилактической целью, а также о широком распространении вредных привычек, приводящих к заболеваниям зубов, слизистой полости рта. Выявленные факторы риска стоматологических заболеваний необходимо учитывать при разработке индивидуальных и групповых программ профилактики.

Ключевые слова: стоматологическая помощь, факторы риска, стоматологическое здоровье.

DENTAL AND SOCIAL STATUS OF THE PATIENTS IN OUTPATIENT CLINICS

L. LAVLINSKAYA, N. TROFIMUK, N. SITNIKOV

Voronezh State N.N. Burdenko Medical Academy, Studentcheskaya str., 10, Voronezh, Russia, 394036

Abstract. The stomatological aid is one of the most mass types of medical care which the population receives mainly in out-patient and polyclinic establishments. The purpose of this research is to study the needs in dental care depending on the following factors: socio-economic living conditions, medical activity, development of dental clinics chains, access to care and cultural level of the population. Different methods: historical, sociological, statistical were used. According to the results of research, the caries and its complications were revealed in 96.3% of dental profile patients. 80% of patients need in treatment, removal and prosthetics. Periodontal diseases suffered 86.5% of patients. Among patients of municipal dental clinic and non-state dental center, the number of respondents with increasing age is reduced significantly, which assess their dental health as "good". The number of patients, who believes his dental health as "bad", is increased. The obtained data indicate a low number of appeals to the dentist with the preventive purpose, as well as the wide dissemination of the bad habits, leading to diseases of the teeth and mucous membrane of the oral cavity. The identified risk factors of dental diseases must be considered for development of individual and group programs of prevention.

Key words: dental care, risk factors, dental health.

Стоматологическая помощь является одним из наиболее массовых видов медицинской помощи, которую население получает преимущественно в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Посещения стоматологов в общей структуре посещений врачей всех специальностей занимают от 15 до 20%, поэтому поддержание стоматологического здоровья населения - одна из актуальных задач современного здравоохранения. Важнейшими направлениями, позволяющими планомерно решать ее, являются комплексное изучение стоматологической заболеваемости населения России и совершенствование стоматологической терапевтической, хирургической, ортопедической помощи в соответствии с международными стандартами.

Потребность населения в стоматологической помощи определяется взаимодействием ряда факторов, среди которых основными являются социально-экономические условия жизни населения, экологическая обстановка, содержание фтора и других микроэлементов в питьевой воде, развитие сети стоматологических учреждений и обеспечение их врачами-специалистами, доступность помощи и уровень культуры населения. Совокупность этих факторов обусловливает распространенность и структуру стоматологических заболеваний и определяет возможности их лечения.

В конце прошлого столетия произошли фундаментальные изменения в стоматологии. Однако в настоящее время остаются открытыми многие проблемы разработки планирования, рационального использования

ресурсов, управления, повышения качества стоматологической помощи. Интеграция стоматологии в рыночные отношения привела к появлению множества структур с различными организационно-правовыми формами.

Частные стоматологические клиники в постсоветский период России стали «первыми ласточками» негосударственной - частной медицины. Они сразу же нашли своих пациентов, которые готовы платить немалые деньги за современную квалифицированную стоматологическую помощь, психологический комфорт и сервис. Идет конкурентная борьба за пациента и главным козырем в этой борьбе является квалифицированный специалист.

Важнейшим направлением государственной политики в сфере здравоохранения стало внедрение обязательного медицинского страхования (ОМС). С принятием и введением в действие в полном объеме медицинского страхования по существу началось формирование экономически ориентированной модели организации медицинской помощи с многоканальной системой финансирования [1,2,3].

Распространенность заболеваний зубов и полости рта среди населения Российской Федерации в настоящее время достигает 95-98%, однако стоматологической помощью охвачено только 40% жителей страны, а нуждаемость в стоматологическом лечении населения сельской местности удовлетворяется только на 30-35%. Высокий уровень стоматологической заболеваемости и недостаточное удовлетворение нуждаемости населения в стоматологической помощи свидетельствуют о ее неадекватности потребностям населения.

Материалы и методы исследования. В ходе исследования социологическим методом была изучена и оценена интенсивность кариеса по величине индекса КПУ (кариес-пломба-удаленный) и по отдельным его составляющим: кариозные зубы, запломбированные и удаленные зубы в среднем на одного обследованного. При этом проводилась выкопировка из амбулаторных карт заключения стоматологов о состоянии зубов. Всего было проанализировано 460 амбулаторных карт.

Результаты и их обсуждение. По результатам выборочного исследования кариес и его осложнения были выявлены у 96,3% пациентов стоматологического профиля г. Воронежа и г. Старый Оскол. Интенсивность кариозного процесса (индекс КПУ) составила 16,5% на одного обследованного. При изучении компонентов КПУ выявлено, что компонент К (кариес) составил 52,4%, П (пломба) - 31,2%, У (удаленные зубы) - 17,8%. На каждого обследованного приходилось в среднем 8,9 кариозных зуба, 5,7 - пломбированных и 2,8 - удаленных.

Доля лиц, нуждающихся в лечении, удалении и протезировании зубов составила: неосложненный кариес - 22,3±3,3%, осложненный кариес - 13,0±1,7%, зубов подлежащих удалению - 24,2±4,1%, удаленных зубов - 40,5±7,5%. Некариозные поражения эмали, сопровождающиеся гиперестезией, были выявлены у 23,1%.

Заболеваниями пародонта страдали 86,5% пациентов. Хронический гингивит выявлен у 44,0±1,4% пациентов, хронический генерализованный пародонтит у 56,0±1,9%. Гингивит легкой степени тяжести - у 20,0±2,8%, средней у 16,0±2,4%, тяжелой у 8,0±2,0%. Хронический пародонтит легкой степени тяжести выявлен у 21,3±3,0%, средней у 17,7±2,5%, тяжелой степени у 14,9±2,6%. Кровоточивость десен составила 36,0±4,97%, зубной камень определялся у 52,0±7,2%, пародонтальные карманы менее 6 мм у 8,0±1,7%, карманы 6 мм и более у 4,0±0,5% обследованных.

Жалобы на кровоточивость десен предъявляли 28,1% лиц, обратившихся за помощью по поводу эстетической неудовлетворенности и 48,2% по поводу острой боли. Поводом для обращения в стоматологическую клинику в 65,9% случаев явилась острая зубная боль, у 28,6% эстетическая неудовлетворенность визуальными характеристиками зубов и полости рта и лишь 3,5% пациентов заявили о профилактической цели визита.

Среди мужчин была больше доля лиц с поражением кариесом двух-трех зубов. В то же время у женщин, в отличие от мужчин было больше случаев кариозного поражения четырех зубов, а также наличия патологического процесса в пяти-шести зубах из числа премоляров и моляров.

При анализе распределения пациентов по числу пораженных кариесом фронтальных зубов, установлено, что более чем у 70,0% пациентов обоего пола кариесом был поражен один зуб. На долю поражения кариесом двух, трех и четырех зубов пришлось соответственно 10,9, 7,6 и 8,1% случаев.

Необходимо отметить, что удельный вес мужчин с поражением кариесом двух и четырех зубов (14,8 и 15,9%) превышал долю женщин по аналогичному показателю (10,2 и 6,1%). При этом среди обследованного контингента, доля женщин с кариозным процессом в трех зубах из числа фронтальных зубов, превышала удельный вес мужчин (9,4 и 7,6% соответственно). Также в группе женщин были выявлены случаи поражения кариесом одновременно шести-семи зубов.

Среди представителей обоего пола каждый третий пациент (32,1 и 30,7%) имел один-два запломбированных зуба, почти каждый пятый (18,7%) - три. На долю лиц, имевших на момент обследования четыре и пять пломб, в жевательных зубах пришлось 13,4 и 6,3% соответственно.

Установлено, что доля женщин, имеющих два-три запломбированных зуба, соответственно в 1,4 раза превышает удельный вес представителей мужского пола, имеющих такое же количество пломб. В свою очередь, мужчин, имеющих только одну пломбу в жевательных зубах в 1,2 раза больше, чем женщин.

Среди обследованных мужчин была больше доля лиц с запломбированными тремя, четырьмя и шестью зубами. В тоже время у женщин, в отличие от мужчин на момент обследования было больше выявлено запломбированных одного и двух зубов из числа фронтальных зубов.

Установлено, что у шести из десяти пациентов (58,7%) на момент обследования был удален один зуб, у каждого пятого (21,0%) - два зуба, у каждого десятого - три зуба. При этом 6,8% пациентов не имели че-тыре-пять зубов.

При анализе распределения пациентов мужского и женского пола по числу удаленных фронтальных зубов, выявлено, что максимальное их количество не превышает трех. При этом 72,9% пришлось на пациентов с одним удаленным зубом в анамнезе, 18,9% - с двумя и 8,2% - с тремя.

С целью получения сравнительной медико-социальной характеристики пациентов, обратившихся за помощью в амбулаторно-поликлинические стоматологические учреждения, проводился социологический опрос с помощью специально разработанной анкеты. При этом проводился подбор копий-пар по возрасту и полу. Были опрошены 230 пациентов муниципальной стоматологической поликлиники и 230 пациентов стоматологического центра негосударственной формы собственности. Среди опрошенных на долю мужчин пришлось 48,8%, на долю женщин - 51,2%.

Распределение респондентов из сравниваемых групп по семейному положению не имело существенных различий. В целом среди опрошенных более половины (58,5%) состояли в браке. На лиц, никогда не состоявших в браке, и разведенных пришлось соответственно 27 и 1,2%.

Согласно данным социологического опроса, среди пациентов, обратившихся стоматологический центр негосударственной формы собственности, преобладали лица с высшим образованием (40,8%). На пациентов со средним специальным и общим средним образованием пришлось соответственно 37,4 и 5,9%. Лица с неоконченным высшим образованием составили 15,9%.

Распределение пациентов, обратившихся в муниципальную стоматологическую поликлинику, выглядит следующим образом: имели высшее образование 28,8%, неоконченное высшее - 18,0%, среднее специальное - 48,4%, общее и неполное среднее - 11,3%. Различия удельного веса пациентов, имеющих высшее образование, в сравниваемых группах являются статистически достоверными (Р<0,01).

Из представленных данных видно, что в зависимости от формы собственности лечебно-профилактического учреждения, распределение респондентов по видам социально-экономической деятельности неоднородно. В частности, как в муниципальной стоматологической поликлинике, так и частом стоматологическом центре основную долю пациентов составляют служащие (44,1 и 32,7% соответственно). При этом данный показатель в 1,3 раза выше в государственной поликлинике.

Также необходимо отметить, что военнослужащие и индивидуальные предприниматели соответственно в 3 и 4 раза чаще обращаются за стоматологической помощью в коммерческие стоматологические учреждения. И наоборот, учащиеся в 1,8, а домохозяйки в 1,2 раза чаще предпочитают услуги муниципальной стоматологической поликлиники. На долю безработных в структуре пациентов обоих типов учреждений приходится менее 3%.

Уровень дохода на одного члена семьи среди пациентов муниципальной стоматологической поликлиники распределился следующим образом: у каждого третьего (30,9%) респондентов ежемесячный уровень дохода составил менее пяти тысяч рублей, у 40,5% - от 5 до 10 тысяч рублей и у 29,6% - уровень дохода составил более 10 тысяч рублей. В противоположность этому, более чем у половины пациентов негосударственного стоматологического центра (71,9%) ежемесячный уровень дохода составляет 10 тысяч рублей и более, и только у 3,5% - менее 5 тысяч рублей (что в 10 раз меньше по сравнению с муниципальной поликлиникой). Уровень дохода 24,6% опрошенных составляет 5-10 тысяч рублей.

Оценка собственного стоматологического здоровья пациентами государственной стоматологической поликлиники выглядит следующим образом: 19,8% респондентов оценивают свое стоматологическое здоровье как «хорошее», 33,7% - «скорее хорошее, чем плохое», 35,6% - «скорее плохое, чем хорошее » и 15,8% - «плохое». При этом количество мужчин, считающих свое здоровье «хорошим» (24,2%) в 2,6 раза больше, чем женщин (9,4%), а женщин, оценивающих свое стоматологическое здоровье как «плохое» (15,2%) и «скорее плохое, чем хорошее» (41,5%), в 1,2 раза больше мужчин (12,2% и 33,3% соответственно).

Структура ответов пациентов частного стоматологического центра на вопрос, характеризующий собственное стоматологическое здоровье имеет следующий вид: «хорошее» - 27,7%; «скорее хорошее, чем плохое» - 48,9%; «скорее плохое, чем хорошее» - 19,1%; «плохое» - 4,3%.

В отличие от пациентов муниципальной поликлиники, количество женщин, обратившихся за стоматологической помощью в частный стоматологический центр и оценивающих свое стоматологическое здоровье как «хорошее», в 2 раза больше (38,1%) по сравнению с мужчинами (19,5%) и в 2,8 раза меньше числа мужчин, характеризующих свое стоматологическое здоровье как «скорее плохое, чем хорошее» (9,8% и 27,8% соответственно). Различия являются статистически достоверными (Р<0,05).

Необходимо отметить, что как среди пациентов муниципальной стоматологической поликлиники, так и пациентов негосударственного стоматологического центра, с увеличением возраста достоверно снижается число респондентов, оценивающих свое стоматологическое здоровье как «хорошее» и увеличивается число тех, кто считает его «плохим» (Р<0,05).

При достаточно высокой оценке собственного стоматологического здоровья, только каждый пятый пациент (21,4%) государственной поликлиники и каждый третий пациент (28,2%) негосударственного стоматологического центра на момент проведения исследования не потеряли ни одного зуба.

Каждый третий респондент обоих лечебных учреждений не имеет одного-двух зубов (32,4 и 29,7% соответственно). У 11,8% пациентов муниципальной стоматологической поликлиники отсутствуют три зуба, у 35,3% - четыре и более зуба. Пациентов частного стоматологического центра, утративших четыре и

более зуба (26,4%), в 1,3 раза меньше, по сравнению с аналогичным показателем муниципальной поликлиники и в 1,4 раза больше лиц, не имеющих три зуба (17,0%).

Среди пациентов государственной стоматологической поликлиники достоверно большая часть мужчин (33,3%), чем женщин (16,7%) на момент обследования не утратили ни одного зуба (Р<0,05) и достоверно большая доля женщин (40,7%) по сравнению с мужчинами (21,2%), которые не имеют четыре и более зубов (Р<0,05).

В тоже время среди пациентов частного стоматологического центра удельный вес мужчин, не утративших ни одного зуба (32,9%), также достоверно превышает аналогичный показатель у женщин (24,6%) (Р<0,05), а удельный вес женщин, утративших четыре и более зубов (19,7%), в 1,5 раза меньше доли мужчин, утративших такое же количество зубов (28,8%).

Необходимо отметить, что с увеличением уровня образования респондентов обоих лечебно-профилактических учреждений повышается доля лиц, не утративших ни одного зуба.

Для изучения отношения к своему стоматологическому здоровью пациентам государственной стоматологической поликлиники и коммерческого стоматологического центра были заданы вопросы, касающиеся наличия вредных привычек, гигиены полости рта, обращения к стоматологу с целью профилактического осмотра, выполнения рекомендаций стоматолога и др.

Согласно данным социологического опроса, 36,8% пациентов муниципальной поликлиники и 61,1% коммерческого стоматологического центра не имеют вредных привычек, приводящих к заболеваниям зубов и слизистой оболочки полости рта (Р<0,01).

В структуре вредных привычек у пациентов вышеуказанных медицинских учреждений имеются отличия. Так, среди респондентов стоматологической поликлиники первые ранговые места в структуре вредных привычек занимают употребление твердых продуктов, в том числе, семечек и орехов (21,3%), злоупотребление спиртным (21,0%) и чрезмерное употребление сладкого (13,7%). На возможное повреждение зубов твердыми инородными предметами указали 7,2% пациентов стоматологической поликлиники и только 2,1% лиц, получающих помощь в коммерческом центре стоматологии.

Пациенты стоматологического центра в 1,6 раза реже по сравнению с пациентами муниципальной стоматологической поликлиники злоупотребляют алкоголем (12,8%) и употребляют твердые продукты питания (21,0%). При этом среди респондентов, получающих стоматологическую помощь в коммерческой клинике, указали на чрезмерное употребление сладкого 10,6%.

Кроме того, только 38,3% от числа всех обследованных не курят. При этом выкуривают до половины пачки сигарет в день 29,8% респондентов, до пачки - 14,9%, более пачки сигарет - 17,0%. Статистически значимых различий в отношении курения в сравниваемых группах не выявлено.

Регулярно чистят зубы 93,1% пациентов коммерческого центра стоматологии и 78,3% пациентов муниципальной стоматологической поликлиники. Чистят зубы не регулярно соответственно 17,4 и 5,9% респондентов. При этом среди опрошенного контингента муниципальной поликлиники по сравнению с коммерческим стоматологическим центром в 4,3 раза больше лиц, вообще не чистящих зубы. 46,8% пациентов стоматологической поликлиники интересуются информацией о способах сохранения зубов здоровыми. Утвердительный ответ дали 36,2% респондентов, отрицательный - 17,0%.

Структура ответов пациентов частного стоматологического центра на аналогичный вопрос выглядит следующим образом. Утвердительный ответ дал каждый второй опрошенный (52,7%), отрицательный -12,4%. Отчасти интересуются информацией о способах сохранения зубов здоровыми 34,9% респондентов.

Структура ответов на вопрос: «Считаете ли Вы свои знания о профилактике стоматологических заболеваний достаточными?» следующая. Среди пациентов муниципальной стоматологической поликлиники почти половина (49,2%) опрошенных знают о профилактике стоматологических заболеваний самое необходимое, знают очень немногое - 29,2%, ничего не знают - 1,5%. И только каждый пятый (20,1%) уверены в своих знаниях. Структура ответов респондентов частного центра стоматологии выглядит так: уверены в своих знаниях 24,8%, знают самое необходимое - 55,3%, знают очень немногое - 22,3%.

Основным источником информации по гигиене полости рта у пациентов сравниваемых медицинских организаций различной формы собственности является врач-стоматолог (72,3 и 58,2% соответственно). 40,0% опрошенных коммерческого стоматологического центра и 22,8% пациентов муниципальной поликлиники получают необходимую информацию из средств массовой информации, и соответственно 1,8% и 5,0% пациентов указали в качестве источника информации по гигиене полости рта на членов семьи.

Следует отметить тот факт, что женщины-пациентки муниципальной поликлиники и частного центра стоматологии (28,3 и 55,3%) соответственно в 1,6 и 1,1 раза чаще мужчин (17,6 и 49,7%) обращаются за информацией по гигиене полости рта к средствам массовой информации, в то время как доля мужчин (5,9 и 77 3,2%), получающих необходимую информацию от членов семьи, в 3,1 и 4,6 раза превышает удельный вес женщин (1,9 и 0,7%), использующих аналогичный источник.

Пациенты муниципальной стоматологической поликлиники обоего пола чаще вообще не посещают стоматолога с профилактической целью, а также реже обращаются по этому поводу 1-2 и более раз в год.

Обращает на себя внимание, что удельный вес женщин и мужчин-пациентов частного стоматологического центра, не посещающих стоматолога с профилактической целью (32,1 и 42,0%), соответственно в 1,4 и

1,5 раза меньше доли пациентов обоего пола в государственной поликлинике (44,1 и 61,1%), которые также не обращаются за профилактической стоматологической помощью.

Установлено, что с повышением уровня образования респондентов в обеих сравниваемых группах увеличивается доля лиц посещающих стоматолога с профилактической целью. Так, посещали стоматологическую поликлинику с профилактической целью 2 и более раз в год 14,3% лиц с высшим образованием и только 2,1% с неполным и общим средним образованием. В коммерческом стоматологическом центре соответственно 15,0% пациентов, имеющих высшее образование, и 1,1% с общим средним образованием. В обоих случаях различия являются статистически достоверными (Р<0,05).

Анализ данных показал, что каждый третий пациент медицинского центра негосударственной формы собственности полностью соблюдает рекомендации врача по профилактике заболеваний (33,3%), 62,7% -частично, 3,9% - не соблюдают их. По сравнению с респондентами частного стоматологического центра, среди пациентов муниципальной поликлиники в 1,4 раза меньше лиц (23,4%), полностью следующих рекомендациям врача и в 1,9 раза меньше тех, кто не следует рекомендациям вообще (2,1%). 74,5% пациентов стоматологической поликлиники частично соблюдают рекомендации стоматолога.

При появлении первых симптомов заболевания, когда имеется возможность более быстрого выздоровления при адекватно назначенном лечении, к стоматологу обращаются 27,5% респондентов из стоматологической поликлиники и 40,6% пациентов частного стоматологического центра. При этом, как в первом, так и во втором случае удельный вес женщин (32,4 и 54,5%), своевременно обращающихся за специализированной помощью, больше по сравнению с мужчинами (23,1 и 35,2% соответственно).

При наличии полости в зубе обращаются за стоматологической помощью 22,8% пациентов стоматологической поликлиники и 19,6% пациентов коммерческого центра, при появлении боли - 33,7 и 49,0% соответственно. На другие причины обращения за стоматологической помощью приходится не более 4,0%.

В структуре причин нерегулярного и позднего обращения к стоматологу среди пациентов стоматологической государственной поликлиники и частного центра на первом ранговом месте находится занятость на работе и нехватка времени (38,9 и 35,1% соответственно), на втором и третьем месте - боязнь стоматологических процедур (36,6 и 38,2%) и неудобное расположение лечебного учреждения (10,3 и 4,3%).

При этом 8,1% пациентов поликлиники связывают позднюю обращаемость к стоматологу с недоверием ее медицинскому персоналу, 6,1% - с высокой стоимостью платных медицинских услуг. Согласно результатам опроса пациентов негосударственного стоматологического центра, на эти причины приходится соответственно 15,9 и 6,5%.

Выводы. По результатам выборочного исследования кариес и его осложнения были выявлены у 96,3% пациентов стоматологического профиля г. Воронежа и г. Старый Оскол. У каждого четвертого пациента имелись зубы, подлежащие удалению. Заболеваниями пародонта страдали более 80,0% пациентов. Более половины пациентов обратились в стоматологическую клинику в связи с острой болью и только каждый двадцать восьмой пациент - с профилактической целью.

Среди мужчин была больше доля лиц с поражением кариесом двух-трех зубов, у женщин было больше случаев кариозного поражения четырех зубов, а также пяти-шести зубов жевательной группы. У большинства пациентов (70,0%) с кариесом фронтальной группы зубов был поражен один зуб. Причиной обращения в стоматологическую клинику в случае кариеса фронтальных зубов была в основном эстетическая неудовлетворенность. Поражение кариесом двух-четырех фронтальных зубов отмечалось значительно реже (7,6-10,9%).

Удельный вес мужчин с поражением кариесом двух и четырех зубов превышал долю женщин по аналогичному показателю, но доля женщин с кариозным процессом в трех зубах из числа фронтальных, превышала удельный вес мужчин, а также у женщин отмечалось поражение кариесом одновременно шести-семи зубов жевательной группы.

Каждый третий пациент среди представителей обоего пола имел один-два запломбированных зуба, почти каждый пятый - три. Среди мужчин была больше доля лиц с запломбированными тремя-шестью зубами, у женщин было больше выявлено запломбированных один-два зуба из фронтальной группы. Более, чем у половины пациентов на момент обследования был удален один зуб, у каждого пятого - два зуба, у каждого десятого - три зуба.

Около 40,0% пациентов, обратившихся стоматологический центр негосударственной формы собственности имели высшее образование, среди обратившихся в муниципальную стоматологическую поликлинику почти каждый третий имел высшее образование. С увеличением уровня образования респондентов обоих лечебно-профилактических учреждений повышается доля лиц, не утративших ни одного зуба.

Как в муниципальной стоматологической поликлинике, так и частом стоматологическом центре основную долю пациентов составляют служащие, при этом данный показатель в 1,3 раза выше в государственной поликлинике. Военнослужащие и индивидуальные предприниматели чаще обращаются за стоматологической помощью в коммерческие стоматологические учреждения, учащиеся и домохозяйки чаще предпочитают услуги муниципальной стоматологической поликлиники.

У каждого третьего пациента муниципальной стоматологической поликлиники ежемесячный уровень дохода составил менее пяти тысяч рублей, более чем у половины пациентов негосударственного стоматологического центра ежемесячный уровень дохода составляет 10 тысяч рублей и более.

Только каждый пятый пациент государственной стоматологической поликлиники и более трети пациентов частного стоматологического центра оценили свое стоматологическое здоровье как «хорошее». Однако, как среди пациентов муниципальной стоматологической поликлиники, так и среди пациентов негосударственного стоматологического центра, с увеличением возраста достоверно снижается число респондентов, оценивающих свое стоматологическое здоровье как «хорошее» и увеличивается число считающих его «плохим».

Почти каждый третий пациент муниципальной поликлиники и более половины пациентов коммерческого стоматологического центра не имеют вредных привычек, приводящих к заболеваниям зубов и слизистой оболочки полости рта. Среди вредных привычек пациентов муниципальной поликлиники: употребление твердых продуктов (в том числе, семечек, орехов), злоупотребление спиртным, чрезмерное употребление сладкого. Пациенты коммерческого стоматологического центра реже злоупотребляют алкоголем и употребляют твердые продукты питания, но чаще чрезмерно употребляют сладкое.

Регулярно чистят зубы почти все пациенты коммерческого центра стоматологии и около двух третьих пациентов муниципальной стоматологической поликлиники, интересуются информацией о способах сохранения зубов здоровыми около трети пациентов муниципальной поликлиники и около половины пациентов коммерческого стоматологического центра. Основным источником информации по гигиене полости рта у пациентов сравниваемых медицинских организаций различной формы собственности является врач-стоматолог.

Пациенты муниципальной стоматологической поликлиники обоего пола чаще вообще не посещают стоматолога с профилактической целью. Удельный вес женщин и мужчин-пациентов частного стоматологического центра, не обращаются за профилактической стоматологической помощью соответственно в 1,4 и 1,5 раза меньше доли таких пациентов обоего пола в государственной поликлинике. С повышением уровня образования респондентов в обеих сравниваемых группах увеличивается доля лиц посещающих стоматолога с профилактической целью.

Каждый третий пациент медицинского центра негосударственной формы собственности и каждый четвертый пациент муниципальной поликлиники полностью соблюдает рекомендации врача по профилактике заболеваний. Удельный вес женщин, своевременно обращающихся за специализированной помощью, больше по сравнению с мужчинами.

Среди причин нерегулярного и позднего обращения к стоматологу среди пациентов стоматологической государственной поликлиники и частного центра в основном занятость на работе и нехватка времени, боязнь стоматологических процедур.

Таким образом, полученные в ходе исследования данные об отношении городских жителей к стоматологическому здоровью свидетельствуют о завышенной его оценке, низкой обращаемости к стоматологу с профилактической целью, а также о широком распространении вредных привычек, приводящих к заболеваниям зубов и слизистой полости рта. Выявленные факторы риска стоматологических заболеваний необходимо учитывать при разработке индивидуальных и групповых программ профилактики.

Литература

1. Лавлинская Л.И., Трофимук Н.Н. Состояние стоматологической помощи взрослому населению г. Воронежа // Материалы научно-практической деятельности сотрудников института дополнительного профессионального образования. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2012. С. 4145.

2. Трофимук Н.Н., Ситников Н.А. Организация стоматологической помощи в условиях модернизации здравоохранения // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2011. Вып. 5. С. 150-152.

3. Нимаев Б.Ц., Будаев Б.А. Врач-стоматолог общей (семейной) практики. Москва: Медицинская книга, Издательство «Стоматология», 2007. 92 с.

References

1. Lavlinskaya LI, Trofimuk NN. Sostoyanie stomatologicheskoy pomoshchi vzroslomu naseleniyu g. Voronezha. Materialy nauchno-prakticheskoy deyatel'nosti sotrudnikov instituta dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Voronezh: Izdatel'sko-poligraficheskiy tsentr «Nauchnaya kniga»; 2012. Russian.

2. Trofimuk NN, Sitnikov NA. Organizatsiya stomatologicheskoy pomoshchi v usloviyakh modernizatsii zdravookhraneniyab. Byulleten' Natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya. 2011;5:150-2. Russian.

3. Nimaev BTs, Budaev BA. Vrach-stomatolog obshchey (semeynoy) praktiki. Mosow: Meditsinskaya kniga, Izdatel'stvo «Stomatologiya»; 2007. Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.