The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (3) DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-3-175-177
Health care reforms
4. Shaydullina L.Ya., Ziganshina L.E. Rational use of medicines: contribution to the development of health systems. Kazanskiy meditsins-kiy zhurnal. 2012; 93(5): 803—6. (in Russian)
5. Vas'kova L.B., Romantseva N.V. Pharmacoeconomics — methodological basis of quality management to optimize pharmaceutical care in a hospital. Vedomosti Nauchnogo tsentra ekspertizy sredstv medit-sinskogoprimeneniya. 2013; (1): 50—3. (in Russian)
6. Vas'kova L.B., Lopatin P.V., Romanov B.K. Pharmacoeconomics in Pharmacy. [Farmekonomika v farmacii]. Moscow: Publishing House of the First Moscow State Medical University I.M. Sechenov; 2012. (in Russian)
7. Ryzhova O.A., Moroz T.L. Inventory management of medicines in health facilities. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal. 2007; (8): 49—51 (in Russian)
© И.Н. Большов, О.В.Медведева, 2016 УДК 614.2:616.31-082(1-22)
Большое И.Н., Медведева О.В.
МНЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ О КАЧЕСТВЕ И ДОСТУПНОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ СЕЛА
ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова» Минздрава России, 390026, г. Рязань, Россия
Одной из ведущих организационных задач современного этапа реформирования здравоохранения является реализация структурной перестройки существующей системы оказания медицинской помощи сельскому населению. Организационная модель повышения доступности и качества стоматологической помощи в сельских районах должна базироваться на комплексном подходе с учетом уровня стоматологического здоровья и удовлетворенности населения качеством и доступностью стоматологической помощи.
Ключевые слова: качество; удовлетворенность; доступность; стоматологическая помощь; сельское население
Для цитирования: Большов И.Н., Медведева О.В. Мнение пациентов о качестве и доступности стоматологической помощи жителям села. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (3): 175—177. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-3-175-177
Для корреспонденции: Медведева Ольга Васильевна, докт. мед. наук, доцент, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, организации сестринского дела с курсом социальной гигиены и организации здравоохранения, [email protected]
Bolshov I.N., Medvedeva O. V THE OPINION OF PATIENTS ABOUT QUALITY AND ACCESSIBILITY OF STOMATOLOGICAL CARE OF RURAL RESIDENTS The I.P. Pavlov Ryazanskii state medical university of Minzdrav of Russia, 390026 Ryzan, Russia The implementation of structural reorganization of actual system of medical care of rural population is one of leading organizational tasks of actual reforming of health care. The organizational model of increasing of accessibility and quality of stomatological care in rural districts is to be based on complex approach considering level of stomatological health and satisfaction of population with quality and accessibility of stomatological care. Keywords: quality; satisfaction; accessibility; stomatological care; rural population
For citation: Bolshov I.N., Medvedeva O.V. The opinion of patients about quality and accessibility of stomatological care of rural residents. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (3): 175—177. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-3-175-177
For correspondence: Medvedeva O.V., doctor of medical sciences, associate professor, head of the chair of public health and health care, organization of nurse business with course of social hygiene and health care organization. e-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support
Received 19.02.2016 Accepted 30.03.2016
Одним из аспектов, характеризующих качество оказания стоматологической помощи является мониторинг удовлетворенности пациентов в процессе оказания медицинских услуг [1,2]. Значимость оценки доступности стоматологических услуг обусловлена необходимостью решения проблемы создания эффективных механизмов управления качеством стоматологической помощи [3, 4, 5].
Материалы и методы
С целью изучения удовлетворенности населения качеством и доступностью стоматологической помощи в 2012—2015 гг. проведен социологический опрос пациентов, обратившихся за стоматологической помощью в передвижные стоматологические кабинеты
«Поезда здоровья». Всего опрошено 468 сельских жителей в различных районах Рязанской области.
Анкета включала в себя вопросы, объединенные в следующие блоки: 1 — социально-гигиеническая характеристика пациентов; 2 — оценка доступности стоматологической помощи; 3 — оценка удовлетворенности пациентов качеством стоматологической помощи.
Результаты исследования
Анализ включал изучение гендерных и возрастных характеристик, социального статуса, образовательного уровня, материального положения. Среди респондентов, обратившихся за стоматологической помощью, 38,2% составили мужчины и 61,8% — женщины. Большинство (79%) опрошенных находи-
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (3)
DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-3-175-177
лись в возрасте старше 40 лет, причем более половины из них (56,2%) — пенсионеры.
Более половины (78,9%) респондентов не удовлетворены (42,7%), либо частично удовлетворены (36,2%) своим материальным положением. Полностью удовлетворены своим финансовым положением только 3,1% опрошенных.
Субъективная оценка респондентом своего здоровья может рассматриваться как один из показателей здоровья, отражающий объективный соматический статус. Оценка мнения о состоянии своего стоматологического здоровья дает возможность косвенной оценки разрыва между потребностями респондентов и степенью их удовлетворения. Почти все респонденты (86,2%) не смогли дать оценку состоянию своего стоматологического здоровья. Только 10,1% посчитали его удовлетворительным, а 3,7% — неудовлетворительным. Признавая высокую значимость стоматологического здоровья (92,4% опрошенных), 89,1% респондентов не посещали врача-стоматолога с профилактической целью и только 8,5% обращался к специалисту с целью профилактики.
Изучение доступности стоматологической помощи показало, что на вопрос о наличии в медицинской организации врача-стоматолога 30,9% респондентов ответили отрицательно, 48,7% дали положительный ответ, а 20,4% затруднились с ответом, указав, что не посещали медицинское учреждение за последний год.
Доступность медицинской помощи для сельских жителей значительно ограничивает расстояние от места жительства до лечебного учреждения. Половина (50,4%) респондентов проживают на расстоянии более 25 км от медицинской организации. Из их числа только 36,3% отметили регулярное транспортное сообщение с районным центром, где это учреждение расположено.
Важным аспектом в организации стоматологической помощи является ожидание приема, поскольку это связано с дополнительной психологической нагрузкой на пациента. Оценку работы регистратуры анкетируемые оценили следующим образом: удовлетворены 56%, не удовлетворены 15,7% и затруднились ответить на данный вопрос 28,3%. Возможность посещения врача-стоматолога без записи в день обращения отметили 36,4% респондентов, при этом почти все (96,4%) проживают в районном центре, где расположено медицинское учреждение. Более трети (48,6%) опрошенных, проживающих вне районного центра, попали на прием к стоматологу в день обращения, 18,3% — на следующий день, ожидали приема в течение недели более 11%, были вынуждены отказаться от приема 11,8%, обратились за медицинской помощью в частные стоматологические кабинеты 10%. График работы врачей-стоматологов удовлетворяет 80,6% респондентов, а каждый пятый посчитал его неудобным.
В современных условиях уровень сервиса стоматологических услуг имеет большое значение для развития учреждения и оказания качественной медицинской помощи. Поэтому одним из оценочных параметров стало материально-техническое состоя-
Реформы здравоохранения
ние поликлиники: удовлетворительным его назвали 53,1% опрошенных, 28% отметили отсутствие ремонта, необходимой медицинской техники и оборудования, а 18,9% считают материально-техническое состояние неудовлетворительным.
За последние 5 лет посещали врача-стоматолога регулярно 36,1% опрошенных, реже одного раза в год — 34,8%, чаще одного раза в год — 7,4%, не посещали — 12,6%. При этом 80,6% респондентов затруднились ответить на вопрос о специализации врача-стоматолога территориального медицинского учреждения, о том, что прием ведет врач-стоматолог-терапевт или стоматолог-хирург знают 19,4% опрошенных.
При оценке работы отдельно взятого врача 89,4% ответили, что, по их мнению, врач работает хорошо. Не удовлетворены работой врача-стоматолога всего 3,6% пациентов. Готовы обратиться повторно к этому же врачу 43,1% опрошенных (при этом 32,6% отметили «отсутствие возможности выбора врача»). Доля лиц, предпочитающих в следующий раз обратиться в другую, даже платную, стоматологическую поликлинику оказалась в 3,5 раза меньше (р < 0,05).
При субъективной оценке качества стоматологической помощи отличную оценку дали 18,6% анкетируемых, хорошую — 53,8, удовлетворительную — 23,2, 4,4% оценили стоматологическую помощь, как неудовлетворительную.
Респондентам было предложено ответить на вопрос «Насколько изменилось качество стоматологических услуг за последние 3 года?». Больше половины (68,3%) опрошенных затруднились с оценкой, поскольку редко посещали (или не посещали) врача-стоматолога за этот период, 14% отметили улучшение качества стоматологической помощи, 14,7% не заметили никаких перемен и только для 3% пациентов качество стоматологической помощи ухудшилось.
По данным исследования, 32,5% пациентов доверяют квалификации врача-стоматолога, 89,6% отметили внимательное и вежливое отношение к пациентам, комфортными условия оказания стоматологической помощи считают 77,5% опрошенных. Почти все (93,1%) респонденты указали, что возможность выбора врача-стоматолога в государственных медицинских организациях отсутствует, имели такую возможность только 5,8% пациентов (р < 0,05).
Дополнительные методы обследования и лечения не потребовались 40,1% пациентам, 38,6% получили дополнительные услуги в день обращения, 13,7% приходилось обращаться повторно за лечебно-диагностическими процедурами. На наличие осложнений после проведенного лечения указали 5,8% опрошенных. Из них 78,2% обращались за лечением осложнений в частные стоматологические кабинеты, 21,8% — к стоматологу по месту оказания услуг.
Особое затруднение в ответах вызвал вопрос о соответствии лечения и обследования современным стандартам. Не знакомы со стандартами лечения и не смогли ответить на данный вопрос 86,8% анкетируемых. Остальные посчитали, что лечение и обследование соответствует современному уровню и стандартам.
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (3) DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-3-177-181
Health care reforms
Основания для обращения с жалобами на недостаточно качественное обслуживание имели 3% пациентов. При изучении обращений пациентов с жалобами на работу врачей-стоматологов установлено, что по вопросу получения талона на прием к врачу обращались 2,6%, по вопросу бесплатного зубопро-тезирования — 1,7%, с жалобами на некачественное оказание медицинской помощи — 3%, по вопросу взимания платы за медицинские услуги — 1,1%. Большая часть 78,9% опрошенных предпочитали решать данные вопросы самостоятельно, а 12,8% вообще не задумывались над данным вопросом. Отметили, что обращения были рассмотрены в установленные законом сроки в пользу обращавшихся 84,3% респондентов, однако 15,7% были недовольны «административными отписками».
Обсуждение
Анализ удовлетворенности населения качеством и доступностью стоматологической помощи установил, что в отдельных медицинских организация муниципальных образований области отсутствуют врачи-стоматологи. Одной из основных проблем является транспортная доступность стоматологической помощи.
Возможность посещения врача-стоматолога без записи в день обращения существует, в основном, для жителей районных центров. В то же время значительная часть проживающих вне районного центра ожидали приема в течение недели и либо отказывались от него, либо обращались в частные стоматологические кабинеты.
Около трети респондентов дали отрицательную оценку техническому состоянию зданий и сооружений и оснащению учреждений здравоохранения технологическим и медицинским оборудованием, отвечающим современным требованиям науки и техники. Половина опрошенных положительно оценили работу врача-стоматолога и качество оказанной помощи. Большинство получивших осложнения после проведенного лечения, обращались за лечением в частные стоматологические кабинеты.
Заключение
Таким образом, установлено, что доступность получения стоматологической помощи по месту жительства для большинства сельских жителей ограничена, так же как и выбор врача-стоматолога. Качество стоматологической помощи в целом удовлетворяет пациентов.
Дополнительное финансирование отсутствует Конфликт интересов авторов отсутствует.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дорохина А.И., Мещеряков Д.Г., Трифонов Б.Н. Анализ показателей деятельности учреждений, оказывающих стоматологическую помощь населению РФ. Общественное здоровье и здравоохранение. 2007; (2): 58—61.
2. Карпов О.Э., Махнев Д. А. Методика организации опросов пациентов для оценки удовлетворенности качеством медицинского обслуживания. Вестник медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. 2009; (1): 68—72.
3. Какорина Е.П. Реформы регионального здравоохранения и удовлетворенность населения медицинской помощью: есть ли взаимосвязь. Менеджер здравоохранения. 2010; (11): 13—16.
4. Линденбратен А.Л., Ковалева В.В. Контроль качества организации медицинской помощи: современные подходы. Здравоохранение. 2011; (6): 50—5.
5. Литвинова Н.И., Медведева О.В., Комаров Н.В. Проблемы обеспеченности кадрами и здоровье медработников со средним профессиональным образованием. Российский медико-биологический вестник им. акад. И.П. Павлова. 2012; (1): 152—5.
Поступила 19.02.2016 Принята в печать 30.03.2016
REFERENCES
1. Dorokhina A.I., Meschheryakov D.G., Trifonov B.N. Performance analysis of institutions providing dental care to the population of the Russian Federation. Obsxhhestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie. 2007; (2): 58—61. (in Russian)
2. Karpov O.E., Makhnev D.A. A method of organization of polls to assess patients ' satisfaction with the quality of health care. Vestnik mediko-khirurgicheskogo tsentra im. N.I. Pirogova. 2009; (1): 68— 72. (in Russian).
3. Kakorina E.P. Reform of regional health and satisfaction of the population health care: is there any linkage. Menedzher zdravookhraneniya. 2010; (11): 13—16. (in Russian)
4. Lindenbraten A.L., Kovaleva V.V. Quality control of medical care: modern approaches. Zdravookhranenie. 2011; (6): 50—5. (in Russian)
5. Litvinova N.I., Medvedeva O.V., Komarov N.V. Staffing problems and the health of medical workers with secondary vocational education. Rossiyskiy mediko-biologicheskiy vestnik im. akad. I.P. Pavlova. 2012; (1): 152—5. (in Russian)
© Коллектив авторов, 2016 УДК 614.2:616.31-082(571.512)
Артюхов И.П., Бакшеева С.Л., Горбач Н.А.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ
СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»,
660022, г. Красноярск, Россия
Представлены результаты проведенного комплексного исследования состояния зубов и органов полости рта, а также качества жизни взрослого населения северных территорий. Прослежена взаимосвязь состояния зубов и органов полости рта и качества жизни населения, наиболее выраженная у лиц юношеского возраста. Приведены результаты изучения мнения населения по вопросам организации стоматологической помощи, а также данные экспертных оценок, SWOT-анализа в сочетании с экспертными оценками, послужившие основой для разработки системы мер по ее оптимизации. Выделено пять основных блоков: методология оценки стоматологического здоровья населения и организации стоматологической помощи; нормативно-правовое обеспечение, включая адаптированный порядок оказания стоматологической помощи; обеспечение доступности стоматологической помощи за счет функциональных изменений действующей системы; формирование здорового образа жизни через программу профилактики стоматологических заболеваний у взрослого населения с учетом региональных особенностей; система подготовки и переподготовки кадров.