направленных на улучшение демографической ситуации и сохранение трудового потенциала населения СФО.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабенко А.И., Бравве Ю.И., Бабенко Е.А. // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009. № 5. С. 10—12.
2. Бабенко А.И., Томчук А.Л., Бравве Ю.И., Ба-бенко Е.А. // Там же. 2011. № 6. С. 7—9.
3. Виблая И.В., Захаренков В.В., Бердикова Е.А. // Бюл. Вост.-Сибирского научного центра СО РАМН.
2010. № 4. С. 161—163.
4. Григорьев Ю.А. // Бюл. Сибирского отделения
РАМН. 2008. № 4. С. 22—28.
5. Григорьев Ю.А., Соболева С.В. // Регион: Экономика и Социология. 2012. № 2. С. 86—103.
6. Данилов И.П., Захаренков В.В., Олещенко А.М. // Гиг. и сан. 2007. № 3. С. 49—50.
7. Данилов И.П., Захаренков В.В., Олещенко А.М. и др. / / Бюл. Вост.-Сибирского научн. центра СО РАМН.
2010. № 4. С. 17—20.
8. Захаренков В.В., Виблая И.В. // Там же. 2010. № 4. С. 169—172.
9. Захаренков В.В., Виблая И.В. // Фундаментальные исследования. 2007. № 10. С. 81.
10. Захаренков В.В., Виблая И.В., Бурдейн А.В., Колядо В.Б. // Проблемы управления здравоохранением.
2009. № 3. С. 27—29.
11. Захаренков В.В., Виблая И.В., Олещенко A.M. // Фундаментальные исследования. 2007. № 10. С. 12.
12. Захаренков В.В., Данилов И.П., Олещенко А.М. и др. / / Бюл. Вост.-Сибирского научн. центра СО РАМН.
2009. № 1. С. 30—33.
13. Захаренков В.В., Левина И.Л. // Сибирский педагогический журн. 2010. № 6. С. 90—98.
УДК 65.012.67:616-071.2
14. Захаренков В.В., Олещенко А.М., Бурдейн А.В. и др. // Там же. 2010. № 7. С. 25—29.
15. Здоровье и сохранение трудового потенциала населения крупного промышленного города / В.В. Захаренков,
B.Б. Колядо, А.М. Олещенко и др. Новокузнецк, 2011.
16. Измеров Н.Ф., Денисов Э.И., Морозова Т.В. // Мед. труда. 2012. № 6. С 1—7.
17. Измеров Н.Ф., Денисов Э.И., Прокопенко Л.В. и др. // Там же. 2010. № 9. С. 1 — 7.
18. Измеров Н.Ф., Тихонова Г.И. // Проблемы прогнозирования. 2011. № 3. С. 56—70.
19. Мониторинг «образование и здоровье» в системе управления качеством образования / В.В. Захаренков, И.В. Виблая, А.М. Олещенко и др. Новокузнецк, 2010.
20. Трибунский С.И., Колядо В.Б., Колядо Е.В. и др. // Сибирский мед. журн. (г. Томск). 2011. Т. 26, № 4-1.
C. 175—178.
21. Трибунский С.И., Колядо В.Б., Колядо Е.В. и др. // Сибирский мед. журн. (г. Иркутск). 2011. Т. 102, № 3. С. 98—100.
22. Трибунский С.И., Колядо В.Б., Колядо Е.В. и др. // Там же. 2011. Т. 103, № 4. С. 99—101.
Поступила 24.10.12
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Захаренков Василий Васильевич,
директор ФГБУ «НИИ КПГПЗ» СО РАМН, докт. мед. наук, профессор. E-mail: vasiliy.zaharenkov@ mail.ru, [email protected] Виблая Ирина Викторовна,
руководитель лаборатории информатизации здравоохранения, докт. мед. наук. E-mail: [email protected] Олещенко Анатолий Михайлович,
зам. директора ФГБУ «НИИ КПГПЗ» СО РАМН по научной работе, руководитель отдела экологии человека, докт. мед. наук. E-mail:ecologia_nie @mail .ru
Ю.А. Терещенко1, О.Н. Захаринская2, И.В. Демко1, Р.В. Федореев3, Н.Г. Зайцев1
ОРГАНИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕР МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ РАБОТНИКОВ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ В СВЕТЕ ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ №302Н ОТ 12.04.2011 г.
1 ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития России; 2 Краевой центр профпатологии; 3 Управление Роспотребнадзора по
Красноярскому краю, г. Красноярск
Представлены реализованные в Красноярском крае мероприятия организационного, информационного, образовательного и методического характера, направленные на своевременное и качественное выполнение Приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12.04.2011 г. в части,
касающейся Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
Ключевые слова: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 302н от 12.04.2011 г., предварительные и периодические медицинские осмотры, подготовительные мероприятия по реализации Приказа № 302н от 12.04.2011 г.
Yu.A. Tereshenko1, O.N. Zakharinskaya2, I.V. Demko1, R.V. Fedoreyev3, N.G. Zaitsev1. Organization and character of measures to realize and conduct medical examinations of workers in Krasnoyarsk area according to Russian Health and Social Development Ministry Order № 302n
(12/04/2011)
1 SBEI HPO «Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky»Ministry of Health and Social Development of RF;
2 Regional center of occupational pathology;
3 Federal Service on Surveillance for Consumer rights protection and human well-being of Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk
The article presents organizational, informational, educational and methodic measures accomplished in Krasnoyarsk area, aimed to timely and high-quality fulfil the Russian Health and Social Development Ministry Order № 302n (12/04/2011) in its part concerning procedure of mandatory preliminary and periodic medical examinations of workers.
Keywords: Russian Health and Social Development Ministry Order № 302n (12/04/2011), preliminary and periodic medical examinations, preparatory measures to fulfil the Order № 302n
(12/04/2011).
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает укрепление и сохранение здоровья работающих как одну из наиболее актуальных проблем и для мирового сообщества в целом, и для каждого государства в отдельности. В 2007 г. на 68-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была одобрена и принята программа «Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008—2017 гг.». В этом документе указывается, что работающие составляют половину населения и вносят основной вклад в экономическое и социальное развитие. В современных условиях уровень здоровья работников определяется как профессиональными рисками, так и социальными и индивидуальными факторами, а также доступностью медико-санитарных услуг. В «Глобальном плане действий...» выделены приоритетные направления по охране здоровья работающих, в частности первичная профилактика профессиональных рисков, охрана и укрепление здоровья на рабочем месте, более чёткое реагирование системы здравоохранения на здоровье работающих, обеспечение безопасных условий труда, разработка национальных подходов к профилактике профессиональных заболеваний и травматизма, подготовка квалифицированных кадров, специализирующихся на охране здоровья работников, пропаганда здорового образа жизни, эффективная координация всех служб, заинтересованных в охране здоровья работников и др. [7].
По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в России продол-
жается увеличение доли работников, занятых во вредных условиях труда. Последние являются причиной роста профессиональной заболеваемости. Экономическое бремя из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда работников ежегодно составляет около 1,94 трлн рублей. При этом основной проблемой является неэффективность существующей системы управления охраной труда, которая в современных условиях рыночной экономики направлена не на предупреждение неблагоприятных воздействий факторов производственной среды на здоровье работников, а носит затратный характер и ориентирована в основном на компенсацию и устранение последствий производственного травматизма и профессиональных заболеваний без устранения первопричины указанной патологии. В свете сказанного Минздравсоцразвития РФ считает основной целью модернизацию системы управления охраной труда — переход от компенсационной, затратной модели управления к современной системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников и сократить экономические потери, связанные с неблагоприятными условиями труда [8]. Для достижения указанной цели штаб отрасли уже реализовал и продолжает внедрение комплекса мероприятий, касающихся совершенствования нормативной базы национальной службы про-фпатологии, повышения эффективности медико-санитарного обеспечения работников, модер-
низации системы медико-профилактического обеспечения работающих и подготовки кадров в области охраны труда. Эти мероприятия полностью согласуются с рекомендациями ВОЗ по глобальному плану действий.
Важными нормативными документами для практического здравоохранения и других ведомств, ответственных за охрану, безопасность труда и профилактику профессиональных заболеваний и травматизма, были утверждённые Минздравсоцразвития России в 2011 г. «Порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях» и Приказ Минздравсоцразвития России № 302н от 12.04.2011 г., определяющий «Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Система предварительных и периодических медицинских осмотров (ПиПМО) работников вредных профессий существует в нашей стране с 1922 г. Как известно, целью ПиПМО является ограничение допуска работников к работам во вредных условиях при наличии медицинских противопоказаний (экспертиза профпригодности) и своевременная диагностика начальных проявлений неблагоприятного воздействия производственных факторов на организм работников. Конечная точка — первичная профилактика профессиональных заболеваний путём реализации лечебно-оздоровительных мероприятий на начальных этапах патологического процесса и улучшения санитарно-гигиенических условий труда. Понятно, что такой результат может быть достигнут лишь при полном охвате периодическими медицинскими осмотрами (ПМО) работников и высоком качестве последних. К сожалению, за многие десятилетия эта благородная цель так и не была достигнута. Как в советские времена, так и в современной России качество ПМО всегда было камнем преткновения. Проблема особенно обострилась в период рыночной экономики, повлекшей за собой изменение форм собственности, реструктуризацию экономики, ухудшение условий труда, ликвидацию большинства медико-санитарных частей и передачу их функций территориальным лечебно-профилактическим учреждениям (ЛПУ) [2, 3, 6]. Снижение качества ПМО в последнее время специалисты связывают с незаинтересованностью работодателей в качественном проведении ПМО и охране труда, сокрытием работниками активных жалоб из-за боязни потерять высокоо-
плачиваемую работу, выпадение из сферы ПМО предприятий малого бизнеса, недостаточной квалификацией медицинских работников, проводящих ПМО, несоблюдением объёма необходимых обследований, несовершенство нормативно-правовой базы [3].
Таким образом, совершенствование организации проведения ПМО и обеспечение высокого качества последних является одной из первоочередных задач медицины труда России. В свете сказанного выход нового Приказа Мин-здравсоцразвития РФ, определяющего порядок проведения предварительных и периодических медосмотров работников, является обоснованным и своевременным. В то же время решение проблемы повышения качества ПМО будет в полной мере зависеть от исполнения этого приказа на местах, понимания медико-социальной значимости охраны здоровья работающего населения, координации работы всех структур, заинтересованных в обеспечении безопасных условий труда и сохранении трудового потенциала страны.
Целью настоящей статьи является представление опыта, касающегося комплекса мероприятий в Красноярском крае, направленных на своевременную и качественную реализацию Приказа Минздравсоцразвития России № 302н от 12.04.2011 г. в части, касающейся Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
Мы полагаем, что задача эффективной реализации Приказа № 302н от 12.04.2011 г. и прежде всего основных положений «Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» может быть решена с позиций системного подхода. Последний обусловлен непосредственным участием в решении проблем охраны здоровья работающих в пределах своих компетенций многих взаимодействующих между собой структур. С одной стороны, это медицинские организации, наделённые правом проведения предварительных и периодических медицинских осмотров на договорных началах с предприятием-работодателем, а с другой — государственные учреждения, осуществляющие надзорные и контролирующие функции в сфере безопасности труда, охраны здоровья и качества медицинских осмотров работников: Управления Роспотребнадзора и Рос-здравнадзора, Государственная инспекция труда, Агентство труда и занятости, Фонд социального страхования. Каждое из этих учреждений несёт свою долю ответственности в организа-
ции, своевременном и качественном проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников в свете Приказа № 302н с целью профилактики и раннего выявления профессиональных и социально значимых заболеваний. Конечной точкой совместной работы указанных структур следует считать снижение уровня заболеваемости работающего населения, профессиональной заболеваемости и медицинских экономических потерь [1].
Работа системы, включающей в себя совокупность различных учреждений и обеспечивающей качественную реализацию Приказа № 302н, будет продуктивной при наличии структуры, профессионально осуществляющей организационно-методические и координирующие мероприятия. Эти функции в Красноярском крае взяло на себя Министерство здравоохранения Красноярского края в лице Краевого центра профпатологии. Сотрудниками центра были определены основные направления работы, определяющие выполнение Приказа № 302н, а именно: информационное обеспечение, координирующие мероприятия, кадровое и материально-техническое обеспечение, образовательные программы.
Мы считаем, что все сотрудники учреждений, заинтересованные в реализации Приказа № 302н, должны чётко представлять основные положения и новации последнего в сравнении с предшествующими нормативными документами. Для толкования сущности Приказа № 302н в рамках правового поля мы привлекаем квалифицированных юристов-сотрудников юридического отдела Краевой клинической больницы. В публичном представлении Приказа № 302н сотрудники Краевого центра профпатологии акцентируют внимание на следующих положениях последнего. Прежде всего, речь идёт о контин-гентах работников, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам. В этом плане Приказ № 302н предусматривает выделение двух групп работников. Первая группа — это работающие, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов (факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам) с риском развития профессиональных заболеваний. Вторая группа — это работники, не имеющие рисков возникновения профзаболеваний, однако они выполняют особые виды работ, допуск к которым ограничен медицинскими противопоказаниями. Далее, обращается внимание на принципы формирования и состав врачебных комиссий для проведения предварительных и периодических медицинских осмо-
тров. При этом возглавлять комиссию должен обязательно профпатолог, участие терапевта, психиатра и нарколога является обязательным для всех категорий обследуемых. Значительно расширен объём обязательного обследования. Это требует от руководителей медицинских организаций обеспечения проведения медосмотров в полном объёме, предусмотренном Приказом № 302н. Право на проведение предварительных и периодических медосмотров и экспертизы профпригодности должно быть подтверждено двумя лицензиями Росздравнадзора. Новым приказом определены объём и содержание документов, оформляемых при проведении медицинских осмотров. Среди последних следует указать на паспорт здоровья работника, который хранится на руках у работника в течение всей жизни и необходим для реализации принципа преемственности и мониторинга состояния здоровья работников при проведении медицинских осмотров. В Приказе № 302н чётко представлены критерии формирования групп работников, для которых обязательны периодические медосмотры в Центре профпатологии один раз в пять лет. По результатам медицинского осмотра работники распределяются по группам диспансерного наблюдения и параллельно формируются группы с риском развития профессиональных и социально-значимых заболеваний. В случае подозрения на профзаболевание работник с необходимыми документами и в установленные сроки направляется в Центр профпатологии для проведения экспертизы связи заболевания с профессией.
Подготовка к реализации Приказа № 302н на территории Красноярского края началась в четвёртом квартале 2011 г. с параллельным привлечением к этой работе в целях согласованности действий всех структур, заинтересованных в охране здоровья работников. Прежде всего, основные положения Приказа № 302н были рассмотрены на заседании межведомственного координационного совета по охране труда при Администрации Красноярского края и в Агентстве труда и занятости Красноярского края. С сообщениями о состоянии профзаболеваемости в Красноярском крае и новых положениях Приказа № 302н выступили ответственные сотрудники Роспотребнадзора и Краевого центра профпа-тологии. Результатом этой работы явился план мероприятий по реализации Приказа № 302н, касающихся как работодателей, так и медицинских организаций. Так, для работодателей была подготовлена информационная памятка, отражающая изменения при определении контингентов и составлении поимённых списков работников, под-
лежащих медицинским осмотрам, а также порядка направления на осмотры. Эта информация была размещена на сайтах Агентства труда и занятости Красноярского края и Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края. Вопросы организации и проведения медицинских осмотров в свете требований Приказа № 302н были включены в программу обучения работников в области охраны и безопасности труда.
Важное значение в эффективной реализации Приказа № 302н имеет качественное медицинское обеспечение предварительных и периодических медицинских осмотров. В результате обсуждения этого вопроса на совещании в Министерстве здравоохранения Красноярского края были определены проблемные направления и мероприятия по их реализации, в частности, получение лицензий медицинскими организациями на предмет проведения медицинских осмотров и экспертизы профпригодности, обеспечения в полном объёме согласно требованиям Приказа № 302н состава врачебных комиссий и лабораторно-инструментального обследования работников, пути взаимодействия с психиатрической и наркологической службами, правового обеспечения реализации Приказа № 302н и др.
Не менее важным следует считать кадровое и методическое обеспечение реализации указанного приказа. В этом плане на базе Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого были организованы дополнительные циклы для практикующих врачей по профпатологии. Разработаны и утверждены министром здравоохранения Красноярского края методические рекомендации, в которых представлены материалы по организации и проведению медицинских осмотров работников, а также утверждены образцы документов, предусмотренных Приказом № 302н и оформляемых при проведении медицинских осмотров с целью унификации документации [5]. Методические рекомендации размещены на сайте Министерства здравоохранения Красноярского края. Заключительным этапом всей подготовительной работы по реализации Приказа № 302н явилось проведение в январе 2012г. Краевой научно-практической конференции, приоритетным направлением которой стало обсуждение вопросов по организации и проведению медицинских осмотров в свете требований указанного приказа. Следует отметить, что на конференции с сообщениями выступили ответственные сотрудники всех краевых учреждений, заинтересованных в реализации Приказа № 302н. Интересным был доклад квалифицированного юриста, в котором
были представлены правовые комментарии по вопросам, связанным с Приказом № 302н. Следует подчеркнуть, что в настоящее время в Российской Федерации активно совершенствуется нормативная база профпатологической службы. Помимо уже вступивших в силу известных нормативных актов, Минздравсоцразвития России готовит новые приказы об утверждении порядка проведения экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией; об утверждении стандартов оказания медицинской помощи при профессиональных заболеваниях [4]. Такая завершённая нормативная база, несомненно, будет способствовать улучшению эффективности и качества профпатологической службы России.
Таким образом, представленные выше комплексные подготовительные мероприятия с участием всех учреждений, заинтересованных в охране и укреплении здоровья трудоспособного населения Красноярского края, являются одним из важных условий своевременной и качественной реализации Приказа Минздравсоцразвития России № 302н в части, касающейся «Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бушманов А.Ю., Кретов С.А. // Материалы научно-практ. конференции: «Актуальные вопросы радиационной медицины и промышленной токсикологии». Красноярск, 28—29 марта 2012 г. С. 10—11.
2. Измеров Н.Ф., Тихонова Г.И., Яковлева Т.П. // Мед. труда. 2005. № 5. С. 1—8.
3. Косарев В.В., Бабанов С.А. // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. 2011. № 3 (57). С. 47—53.
4. Котенко К.В., Бушманов А.Ю., Кретов С.А. // Материалы научно-практ. конференции: «Актуальные вопросы радиационной медицины и промышленной токсикологии». Красноярск, 28—29 марта 2012 г. С. 9—10.
5. Организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда на территории Красноярского края: Методические рекомендации / О.Н. Захаринская, Р.В. Федореев, О.С. Бахметьева и др. Красноярск, 2012.
6. Потеряева Е.Л., Никифорова Н.С., Карабин-цева Н.О. // Материалы научно-практ. конференции, посвященной 75-летию образования ФГУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора. Новосибирск,
2005. С. 139—141.
7. Сайт ВОЗ (URL: www.who.int)
8. Сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ (URL: http://www.minzdravsoc.ru/labour/ safety/72)
Поступила 06.06.12
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Терещенко Юрий Анатольевич,
профессор кафедры внутренних болезней № 2 с курсом профпатологии ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцраз-вития России, докт. мед. Наук. E-mail: ignabr@ mail.ru
Захаринская Ольга Николаевна,
зав. краевым центром профпатологии, главный спе-
циалист-профпатолог Министерства здравоохранения Красноярского края. E-mail: [email protected] Демко Ирина Владимировна,
зав. кафедрой внутренних болезней № 2 с курсом профпатологии ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития России, докт. мед. наук, профессор. E-mail: [email protected] Федореев Роман Владимирович,
начальник отдела надзора за условиями труда Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю. E -mail: [email protected] Зайцев Николай Григорьевич,
доцент кафедры управления, экономики и фармации ИПО ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития России. Тел.:
(391) 220-02-87.
УДК 613.6:616-057
А.О. Пешкова, Н.А. Рослая, О.Ф. Рослый, Е.И. Лихачева, А.А. Федорук, Т.В. Слышкина, Е.Р. Вагина
АЭРОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА И ДИАГНОСТИКА БОКСИТНОГО ПНЕВМОКОНИОЗА
ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора, г. Екатеринбург
Проведена оценка влияния бокситовой пыли на состояние бронхолегочной системы работников. Показано, что воздействие слабофиброгенной пыли при добыче бокситовой руды, приводит к развитию пневмокониоза (ПК), проявляющегося существенными вентиляционными и гемоди-намическими нарушениями, ограничивающими трудоспособность больных.
Ключевые слова: аэрогенные факторы риска, бокситный пневмокониоз.
A.O. Peshkovа, N.A. Roslaya, O.F. Rosly, E.I. Likhachyova, A.A. Fedoruk, T.V. Slyshkina, E.R. Vagina. Aerogenic risk factors and diagnosis of the bauxite pneumoconiosis
FBSI «Medical Research Center for Prophylaxis and Health Protection of Industrial Workers», Rospotrebnadzor, Ekaterinburg
The research purpose is an estimation of influence of the bauxite dust on the state of the bronсhopulmonary system of workers. It has been indicated that exposure of the poor fibrogenic dust while the process of the bauxite ore extraction, results in development of pnevmokoniosis characterized by substantial ventilatory and haemodynamic disorders limiting the workability of patients.
Keywords: aerogenic factors risk, bauxite pneumoconiosis
В структуре профессиональной заболеваемости Свердловской области ПК занимают первое место, ежегодно составляя 40 — 45 % вновь установленных ограничений трудоспособности среди причин первичной инвалидности по профзаболеваниям [3]. Особое значение для Урала с развитой алюминиевой промышленностью при-
обретает ПК от воздействия слабофиброгенной пыли [2].
Цель исследования — оценка влияния бокситовой пыли на состояние бронхо-легочной системы работников.
М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. Оценка пылевого фактора проведена на шахтах «Каль-