ОРГАНИЗАЦИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ФЕСТИВАЛЕЙ И КОНКУРСОВ ДЛЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
УДК 304.4 + 379.82 + 793
https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021 -342-107-113
Ирина Семёновна КОЛЕСОВА,
кандидат философских наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург, Россия, e-mail: [email protected]
Аннотация: Автор статьи на основе собственного опыта участия в хореографических фестивалях и конкурсах для пожилых людей анализирует проблемы их организации. Отмечая недостаточное количество хореографических конкурсов и фестивалей для возрастных людей, проводимых под эгидой государственных структур, автор обращает внимание на размытое восприятие понятия «пожилой человек» организаторами такого рода мероприятий. Нечёткая дефиниция данного определения ведёт к искажённому представлению о физиологических и психологических особенностях пожилых людей, провоцируя разработку неграмотно сформулированных критериев оценивания конкурсных номеров, а также некорректное разделение конкурсантов по возрастным номинациям. Автор подчёркивает, что преодоление организационного формализма, решение кадрового вопроса в социально-культурной сфере, несомненно, будут способствовать более качественному проведению хореографических фестивалей и конкурсов для пожилых людей.
Ключевые слова: пожилые люди, психофизиологические особенности, хореографическое творчество, возрастные категории, оценочная шкала, организация хореографического фестиваля/конкурса.
Для цитирования: Колесова И. С. Организация хореографических фестивалей и конкурсов для лиц пожилого возраста // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021. № 3 (42). С. 107-113. https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021 -342-107-113
ORGANIZATION OF CHOREOGRAPHIC FESTIVALS AND COMPETITIONS FOR THE ELDERLY
Irina S. Kolesova, PhD in Philosophy, Associate Professor at the the Department of Theory and Methods of Physical Culture, the Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected]
Abstract: The author of the article based on my own experience of participation in choreographic festivals and competitions for the elderly analyzes the problems of their organization. Pointing out that there are not enough contests, the author focuses attention on the fuzzy definition of the concept «elderly person». This leads to is a wrong idea about the physiological and psychological characteristics of older people,
and wrong criteria evaluations of concert numbers and the division contestants in age nominations. Overcoming organizational formalism, solution of the personnel issue in the socio-cultural sphere will contribute high-quality implementation choreographic festivals and contests for older people.
Keyword: elderly people, psychophysiological features, choreographic creativity, age categories, rating scale, organization of a choreographic festival /competition.
For citation: Kolesova I. S. Organization of choreographic festivals and competitions for the elderly. Cultural and Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2021, no. 3 (42), pp. 107-113. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2310-1679-2021 -342-107-113
Демографический дисбаланс, сложившийся в современной России, ставит перед государством задачу формирования стратегических направлений, нацеленных на использование потенциала людей старшего возраста, компенсацию их нужд и потребностей, а также на создание условий для участия в экономической, политической, социальной жизни [4].
Такими стратегическими направлениями являются: оказание качественной медицинской и социальной помощи, создание гериатрических служб, доступность образования, организация физкультурно-оздоровительных занятий, вовлечение в культурно-досуговую деятельность. Именно культурно-досуговой деятельности, которая может служить средством социокультурной ресоциализации для людей старшего возраста, посвящены представляемые материалы. Актуальность этой злободневной темы определяется современными проблемами объективного характера, возникающими в сфере организации культурно-досуговой деятельности с пожилым людьми.
Правильная организация культурных мероприятий, выбор эффективных технологий, правомерное применение действенных методов и форм по вовлечению в творческую деятельность возрастных людей сглаживают трудности, с которыми они сталкиваются в реальной жизни, способствуют формированию условий для активного долголетия и повышения качества жизни [3].
Собственно, толчком к написанию этой работы послужило участие автора в хореографических конкурсах различного уровня, проводимых в Свердловской области. Результаты наблюдений, приведённые в статье, несмотря на их локальный характер, рассматриваются нами как отражение тенденций, распространённых повсеместно и требующих широкого обсуждения специалистов и общественности.
Проблема нехватки хореографических фестивалей, олимпиад, конкурсов для пожилых людей с поддержкой государственных структур вынуждает несколько раз в год заявляться на коммерческие танцевальные конкурсы, которые не ограничивают возраст участников. Однако коммерческий характер проводимых состязаний закрывает возможность участия
в них для большинства возрастных людей, живущих на небольшие по размеру пенсии [7].
Кроме того, по причине небольшого количества пожилых участников, организаторы конкурсов игнорируют разделение по возрасту. Зачастую, несмотря на «седины», 65+ конкурсанты попадают в возрастные категории «35 и старше» и даже «18 и старше»! Полагаем, что такое объединение в рамках номинаций для оценивания выступлений по одинаковой критериальной шкале, вряд ли можно назвать корректным не только с позиций возрастной физиологии, но и этики!
Проблема оценивая. Данные прецеденты возникают вследствие неграмотно сформулированных конкурсных положений, в которых не отражена возрастная психофизиологическая специфичность, присущая людям старшего возраста [10].
Например, одним из главных критериев оценки на хореографических состязаниях является «исполнительское мастерство» [9]. Данное условие подразумевает рассмотрение у конкурсантов уровня хореографической подготовки, техничности исполнения танцевальных движений. Однако технического исполнительского совершенства вряд ли можно достигнуть в преклонном возрасте, когда начинает подводить физика тела... Организаторам соревнований следует иметь в виду, что неизбежная возрастная инволюция, безусловно, ограничивает физические возможности конкурсантов и сказывается на качестве технического исполнения представляемых номеров. Кроме того, танцевальным искусством многие представители старшего возраста начинают заниматься только после выхода на пенсию, не имея предшествующих специальных навыков.
Исходя из этого, применять названный критерий для оценки хореографических номеров, исполняемых пожилыми людьми, не логично. Здесь требуются иные оценочные шкалы, имеющие социальную направленность.
Поскольку мудрость - преимущество третьего возраста, то, возможно, следует акцентировать внимание на осознанности исполнения? Или на оригинальности интерпретации? Или на содержательной наполненности номера? Впрочем, это лишь предложения, которые требуют обсуждения в среде профессионалов и организаторов подобных мероприятий.
В положении одного из городских хореографических конкурсов, организованного специально для пожилых людей, было прописано, что при отсутствии конкуренции в номинациях жюри вправе не присуждать места... Полагаем, что данное утверждение категорически неприемлемо в отношении пожилых людей и противоречит целям и задачам большинства конкурсных мероприятий, среди которых можно выделить такие, как создание условий для выявления интеллектуального потенциала, развития творче-
ской инициативы, поддержки активной жизненной позиции, удовлетворения потребностей в творческой самореализации возрастных участников.
Следуя за основополагающими выкладками возрастной психологии [2], организаторам конкурсов нужно позаботиться о том, чтобы ни один пожилой участник конкурсного мероприятия не остался незамеченным. С постепенной утратой когнитивных способностей у людей пожилого возраста меняется уровень самооценки, появляется неуверенность в себе, повышается тревожность [6].
Учитывая эти особенности, следует отметить, что скупость на похвалы и награды в работе с пожилыми людьми неуместна. Мы не имеем в виду дорогие подарки, которые требуют ощутимых материальных затрат. Считаем целесообразным вручать больше дипломов не только победителям! Важно отметить и «самый эмоциональный номер», «самый сложный номер», «самый красивый номер», «самый смешной» и т.д., и т.п.
Обычный же диплом участника фестиваля слишком формален для пожилого человека, который зачастую сам придумывает номер, ищет музыку, разрабатывает костюм и изготовляет его на свои скромные пенсионные деньги!
Проблемы организации областного и окружного фестивалей для пожилых людей.
В Свердловской области под эгидой Министерства культуры специально для пожилых людей проводится ежегодный областной фестиваль «Осеннее очарование» Это многожанровый и многоэтапный, добротно организованный конкурс, в котором могут принимать участие люди с 55-летнего возраста. Танцевальных номеров на фестиваль выставляется немного, поскольку, как отмечалось выше, с увеличением количества лет растёт количество возрастных заболеваний, прежде всего патологий кост-но-мышечной системы. Отсюда следует вопрос: правомочно ли конкурировать на равных 55-летним и людям после 60-ти, а тем более 65-70 лет?
По классификации ВОЗ, пожилыми считаются люди с 60 до 74 лет [4], тогда как 55-59-летние люди относятся, скорее, не к пожилому, а к среднему возрасту. В Распоряжении Правительства РФ от 5 февраля 2016 года № 164-р «Об утверждении стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» также представлено условное разделение по возрастам, начиная с 60 лет: 60-64 года - достаточно активные люди, которые продолжают трудиться; 65-80 лет -менее активные люди, многим требуется медицинская помощь и социальные услуги [5].
Исходя из этого, предлагаем для пожилых участников танцевальных конкурсов ввести возрастные категории, в которых были бы отражены инволюционные физиологические, психологические, когнитивные особенности организма: 60-64 года, 65-69 лет, 70-74 года, 75-79 лет и т.д.
Эти же выкладки справедливы и в отношении организации окружного фестиваля творчества и спорта для людей пожилого возраста.
Особо в качестве серьёзного недостатка следует отметить настойчивое стремление организаторов «загнать» фестиваль в строгие тематические рамки, посвятив его какому-либо празднику или памятной дате. В положении фестиваля указывается, что номера, не соответствующие тематике фестиваля, не принимаются к рассмотрению. Например, на одном из окружных фестивалей предлагалось ограничивать художественное творчество пожилых людей только лишь ориентацией на национальные культуры народов, живущих на Урале.
В силу того, что мероприятий такого рода для пожилых людей в Свердловской области организуется недостаточно, эти жёсткие ограничения, урезая и лимитируя творческую инициативу людей третьего возраста, их стремление к саморазвитию и самореализации, крайне неуместны.
А если пожилой человек пытается познать культуру другой страны, другого народа, не проживающего на территории Горнозаводского округа, и полученными знаниями, облечёнными в художественную форму, желает поделиться с другими? Тем более что эти устремления не противоречит задачам фестиваля, напротив, в большей степени создают возможности для творческой самореализации и преодоления «чувства одиночества», как отмечено в положении данного мероприятия. Получается, что если творческий потенциал человека не вписывается в конъюнктурные рамки социального заказа, спущенного сверху, и реализуется не через культуру народов, проживающих на Урале, то путь на фестиваль ему закрыт? Он должен пропадать в одиночестве и в социальной изоляции?
Даже не вдаваясь в подробный анализ организационных недостатков окружного фестиваля, можно ясно увидеть, что для его устроителей ведущим является статистико-бюрократический подход: важнее всего не уважить пожилых людей, поддерживая их творческие начинания, а поставить галочку и отчитаться перед вышестоящими руководителями.
Кадровая проблема. Возможно, вышеперечисленные недостатки в организации социально-культурных мероприятий, фестивалей, конкурсов для пожилых людей в целом и хореографических в частности являются следствием кадрового дефицита, а также качества подготовки специалистов социально-культурной сферы [8]. В круг компетенций будущих профессионалов необходимо включать знания о психосоциальных и физиологических механизмах старения, о возможных способах повышения социальной мобильности, о стремлении к самосовершенствованию возрастных людей с опорой на фундаментальную гуманитарную составляющую.
Несмотря на возрастающую потребность в специалистах данного профиля, система их подготовки в России ещё не сложилась и страдает недостаточной содержательной и методической обеспеченностью [1].
Итак, изложив результаты наблюдений, касающихся организации творческих фестивалей по хореографии в Свердловской области для лиц пожилого возраста, мы обозначили следующие актуальные проблемы:
- недостаточное количество проведения такого рода мероприятий под эгидой государственных структур;
- зачастую устроители хореографических фестивалей, конкурсов, олимпиад подходят к их организации формально, без учёта психофизиологических особенностей возрастных людей, что делает участие в них лиц третьего возраста бессмысленным;
- в современных условиях, когда организацией хореографических конкурсов может заниматься любой человек, не имеющий специального образования и опыта работы в данной сфере, чрезвычайно важным становится вопрос о кадрах.
Решение отмеченных проблем будет способствовать формированию оптимальных условий для включённости пожилых людей в социокультурное пространство, откроет новые перспективы для получения образования, усвоения культурных ценностей, духовного роста и самосовершенствования.
Список литературы
1. Бондаренко И. Н. Социокультурная адаптация пожилого населения РФ
в условиях переходной экономики : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности / Бондаренко Ирина Николаевна. Москва, 2001. 30 с.
2. Краснова О. В., Лидерс А. Г Социальная психология старения. Москва : Академия, 2002. 253 с.
3. Михайлова М. А. Сущность и специфика социокультурной активности пожи-
лых людей // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 5 (100). С. 244-248.
4. Пожилые люди [Электронный ресурс]. URL: https://voluntary.ru/termin/pozhilye-
lyudi.html
5. Распоряжение Правительства РФ от 5.02.2016 года № 164-р «Об утвержде-
нии Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www. pravinfo.ru/dn_2016_06.shtml
6. РощакК. Психологические особенности личности в пожилом возрасте : авто-
реферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук : 19.00.07 - Педагогическая психология / Рощак Кароль. Москва, 1990. 19 с.
7. Средняя пенсия в России по регионам в 2021 году: таблица [Электронный ресурс]. URL: https://2021god.com/srednyaya-pensiya-v-rossii-po-regionam-v-2021-godu-tablica/
8. Сукало А. А. Художественно-культурная компетентность специалиста по социально-культурной деятельности и пути её формирования // Думский вестник. Теория и практика дополнительного образования. 2015. № 2 (6). С. 33-36.
9. Уральская В. И. Исполнительская техника и техничность [Электронный ресурс] // Мир танцев : [веб-сайт]. URL: http://mirtancev.ru/ispolnitelskaya-texni-ka-i-texnichnost-tancora.html
10. Флинт А. В. Анатомо-физиологические особенности пожилых людей [Электронный ресурс]. URL: http://www.shemshur.narod.ru/Portfolio/Sv_Dim_school/ Old_Age_Problems_4.pdf