УДК 398
РОЛЬ КОНКУРСОВ И ФЕСТИВАЛЕЙ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУР
© 2013
Л.Р. Шафигуллина, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры
социально-политических дисциплин
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы сохранения традиционной народной культуры, музыкального и танцевального народного творчества, а также обобщается опыт проведения музыкальных и танцевальных фестивалей и конкурсов в Республике Татарстан в 1990-2000-е гг., подчеркивается их роль для сохранения народных культурных традиций.
Ключевые слова: фестиваль, народное творчество, фольклор, государственная политика.
Культура в Республике Татарстан на протяжении всей своей истории складывалась в ходе культурного диалога значительного числа этносов. Благодаря взаимодействию с культурными ценностями других народов, при создании своеобразного межкультурного пространства национальная культура получает плодотворное развитие.
Само понятие «народная культура» используется для обозначения различных форм народного творчества, сложившихся на протяжении многовекового этнического развития. На сегодняшний день, когда исчезают многие элементы традиционной культуры, бесспорной представляется необходимость её научного изучения и сохранения. В своём творчестве народ отражает свою деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. «Народная культура» - собирательное понятие, не имеющее четко определённых границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Художественная самодеятельность одна из форм народного творчества, которая включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, народные коллективы) или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры и др.).
Рост национального самосознания 1990-х годов в РТ вызвал всплеск интереса к фольклору. Как выяснилось, часть его уже безвозвратно была утеряна, но кое-что еще можно было возродить, в том числе народное песенное, хореографическое искусство, забытые праздники. Сегодня идут активные процессы современного переосмысления фольклора и привнесения его яркой образности и неповторимого национального колорита в творческие произведения и в реальную жизнь.
Большой вклад в это дело внесли фольклористы Казани, Нижнекамска, Набережных Челнов, Альметьевска. Именно они занялись повседневной поисковой работой по выявлению преданных забвению народных обычаев, обрядов, традиций, знаковых примет и явлений, характерных черт хозяйственно-бытового и культурного уклада жизни, свойственных разным народам промыслов и ремесел, включая художественные. Изучение фольклора сопровождается повседневным использованием его в современной жизни. В Актанышском и Сабинском районах с 1990 года вошли в досуговую практику молодежные вечера под названием «Кичке уен» («Вечерние игры»). Они целиком построены на татарском фольклорном материале и напоминают массовые сельские гуляния, бытовавшие испокон веков в больших и малых деревнях. В Бугульминском, Заинском и других районах возрождаются местные свадебные обряды. В Муслюмовском, Мензелинском, Агрызском, Кукморском, Елабужском муниципальных районах успешно проводился марийский праздник «Семык».
Деятельность Республиканского центра развития традиционной культуры, Ассамблеи народов Татарстана, Министерства культуры РТ, Исполкома Всемирного конгресса татар по популяризации народного творчества привела к возрождению таких забытых фольклор-
ных жанров, как баиты и мунажаты, в исполнительной ритмике которых так или иначе присутствует музыка. Приверженцы этого жанра сегодня есть почти во всех городах и районах республики. Ими было инициировано воссоздание традиционного способа исполнения на русских, татарских и башкирских народных инструментах. Заметный резонанс получили республиканские и региональные научно-практические конференции по таким важнейшим проблемам возрождения этнокультур, как «Народные инструменты и музыкальная культура народов Поволжья», «Возрождение татарских традиционных инструментов и традиционного исполнительства», «Фольклорное наследие татарского народа и современная художественная самодеятельность», «Традиционные музыкальные инструменты как символ духовной культуры татарского народа», «Татарский костюм. Традиция и современность».
Культурная политика традиционно играет значимую роль в развитии общества и является основой его развития. Сегодня происходит постепенное осмысление культуры не только как системы конкретных ценностей, но и признание ее в качестве инструмента, способного оказывать направленное и прогнозируемое влияние на все сферы жизнедеятельности населения. Несмотря на это все же в стране, как на федеральном уровне, так и на региональном, преобразования, проводимые в сфере культуры, трудно назвать культурной политикой [1]. Необходимо учитывать и тот факт, что народная культура развивается за счет собственных витальных сил и нуждается не в управлении, а в создании необходимых для ее развития условий. Создание же условий для развития народной культуры не происходит автоматически, соответственно без управленческих решений не обойтись. К тому же в условиях глобализации, первоначально охватывающей главным образом экономическую и политическую области, в настоящее время распространилась и на культуру.
Сохранение народной культуры осуществляется в разных формах. Важную роль в этом процессе играет конкурсное и фестивальное движения, которые являются способами поддержки народной культуры.
Фестивали выявляют таланты, дают возможность творческого роста в условиях наиболее благоприятного профессионального общения, объединяют различные социальные группы для участия в культурной жизни местного сообщества. Талант, задор, творческое начало, юмор - вот неотъемлемые компоненты народного фестиваля. Во время проведения фестиваля у жителей происходит формирование особого духовного мира, наполненного значимыми для человека образами, смыслами, идеями, ценностями. В первую очередь - чувство гордости людей за принадлежность к своей родине, улучшение их духовного самочувствия, определение смысла жизни в условиях экономической трансформации, укрепление доверия к государству и структурам государственной власти.
Фестивальное движение имеет большую перспективу, чем профессионально-академические конкурсы. Результатами конкурса не всегда все бывают удовлетво-
рены. С другой стороны, рамки академического репертуара превращают конкурсы в мероприятия для самих участников, не решая главной задачи сегодняшнего дня - сохранения связи с народом. Ведь народное музыкальное и танцевальное творчество - один из немногих сегодня факторов, способных объединять и сплачивать все общество.
К танцевальному народному творчеству обращено внимание также в форме фестивалей-конкурсов: Республиканский смотр-конкурс хореографических и фольклорных коллективов по татарской народной пляске и этнографическому танцу «Шома бас» (с 1993 г.), Республиканский фестиваль исполнителей танцев народов РТ (с 1996 г.), международный фестиваль народного танца «Счастливое детство» (с 1999 г.), фестиваль хореографических коллективов «Татарстанские узоры» (с 2000 г.), детско-юношеский фестиваль-конкурс национального танца и песни «Мир без границ» (с 2012 г.). Как видно из названий этих фестивалей, они проводятся в основном среди детских хореографических ансамблей.
Наибольший охват по возрастной категории принадлежит смотр-конкурсу «Шома бас», который стал проводиться с 2005 г. по инициативе Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы Министерства культуры РТ в целях возрождения и дальнейшего развития национальных традиций, повышения значимости татарского народного танца в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Главное требование к конкурсантам - бережное и вместе с тем творческое отношение к национальным хореографическим традициям. Особое внимание жюри уделяет использованию местного фольклора, своеобразию и оригинальности хореографических композиций, уровню исполнительского мастерства, сценическим костюмам и т.д. В зональных турах конкурса принимает участие более 2,5 тыс. любителей народного танца в возрасте от 5 до 70 лет. Это около 100 коллективов из 40 муниципальных районов и городских округов республики [2]. Согласно Положению в конкурсе могут принимать участие: сольные исполнители, дуэты (парное исполнение), коллективы малых форм (до 5 человек), хореографические и фольклорные коллективы (до 8-10 пар) по четырем возрастным категориям. Хореографические композиции должны строиться на этнических и этнографических особенностях танцевального творчества татарского народа (танцы казанских, пермских, саратовских, астраханских, литовских, крещеных, мишарских, оренбургских, самарских, сибирских и т.д. татар), также использовать местный фольклорный материал.
С большим размахом в Казани, начиная с 1999 года, один раз в два года проходит по инициативе татар-станского хореографического ансамбля «Счастливое детство» международный фестиваль народного танца «Счастливое детство». По словам руководителя коллектива, директора детского центра «Счастливое детство» С.Ишкузиной, «такие фестивали всегда вызывают у жителей нашей республики не только огромный интерес к традициям и обычаям народов других стран, но и чувство уважения к национальным истокам» [3]. В фестивалях в разные годы принимали участие творческие коллективы из Малайзии, Греции, Сербии, Польши, Турции, Венгрии, Финляндии, Мексики, Литвы и, конечно, России.
Республиканский смотр-конкурс хореографических коллективов и отдельных исполнителей «Татарстанские узоры» с 1999 г. проводится «в целях дальнейшего развития хореографического искусства, поиска и поддержки одаренных балетмейстеров, руководителей хореографических коллективов, отдельных исполнителей, повышения художественного уровня репертуара коллективов и исполнительского мастерства участников. .. .При оценке будут учитываться следующие основные критерии творческого уровня коллективов и исполнителей: исполни-120
тельское мастерство, сценическая культура, костюмы, композиция танца (драматургия, сюжетный замысел, хореографический рисунок, лексика танца, использование фольклорного материала)» [4, л. 212].
Такое небольшое количество танцевальных конкурсов народных танцев не должно удивлять, поскольку танцевальное искусство чаще всего представлено в рамках фестивалей народного творчества, таких как фестиваль русского фольклора «Каравон», фестивали чувашского, мордовского, марийского, удмуртского самодеятельного художественного творчества, республиканский фольклорный смотр-конкурс «Родники народного творчества», республиканский фестиваль русского фольклора «Хороводы на Волге», международный фестиваль тюркских народов, республиканский фестиваль творчества народов РТ «Все мы дети твои, Татарстан», фестивали национально-культурных центров «Татарстан - наш общий Дом».
Расцвет любительского песенного творчества в РТ наблюдался в 1990-2000-е годы. Наибольшими по количеству проведения и числу участников являются песенные конкурсы: фестиваль «Татар ^ыры», Республиканский конкурс исполнителей песен о родном крае «Моя республика - Татарстан», Международный фестиваль-конкурс исполнителей татарской песни им.И.Шакирова, Международный фестиваль татарской песни им.Р.Вагапова, Всетатарский фестиваль «Сандугачкерде куцелгэ», Межрегиональный фестиваль-конкурс «Калфаклы сандугач» им. С.Садыковой, Международный фестиваль татарской песни «Жиде йолдыз», республиканский конкурс исполнителей «Русская песня», республиканский конкурс исполнителей «Чувашский соловей», Международный фестиваль еврейской музыки (МФЕМ), студенческий фестиваль национального творчества «Ягымлы яз», Республиканский молодежный фестиваль эстрадного искусства «Созвездие-Йолдызлык», фестиваль молодых исполнителей кряшенской песни «Туым жондызы» («Рождественская звезда»), Республиканский конкурс исполнителей народной и современной песни финно-угорских народов РТ.
Некоторые конкурсы были учреждены в честь известных певцов и композиторов - Р.Вагапова, И.Шакирова, С.Садыковой, что объясняется тем, что начиная с конца 1960-х годов песенное творчество, любительское и отчасти профессиональное, стало приобретать массовый характер. А способствовали во многом этому выше обозначенные персоны, а также бурное развитие СМИ - радио, телевидение. Элементы традиционного музыкального фольклора сохранились в сельском быту. Современная татарская песня живет в городском быту только за счет молодежи, эмигрировавшей из сел.
Тематика песен, представленных на конкурсах, тра-диционна: воспевание любви, красоты родной природы. В одних песнях воспевание красоты природы дается как бы сквозь призму тоски по родным краям. В других - эта тема раскрывается в быстрых, веселых, так называемых дорожных, попутных песнях с напористым ритмом в мелодике, передающим чувство радости студенческой молодежи, возвращающейся в родную деревню. Процессы возрождения татарской национальной культуры в 90-е годы способствовало также активному восстановлению татарской культурой музыки разных народов и стилей, что привело к заметному жанровому и стилистическому обновлению народно-бытовой песни. К первой группе относятся песни, продолжающие в той или иной степени традиции фольклорной лирики татар. Ко второй - песни, в мелодике которых от традиционных источников сохраняются лишь метр (четный) и темп (умеренный или быстрый), а в остальном музыкальное воплощение подвергается заметному интонационному и ритмическому обновлению. Третью группу составляют песни, в которых «иноязычные» жанры используются целиком. В «орбиту» этой сферы попадают и некоторые Карельский научный журнал. 2013. № 4
песни профессиональных композиторов, которые смело можно назвать народно-бытовыми, ибо они стали таковыми не возникновению, а по исполнению. В народном исполнении они приобретают самостоятельную жизнь, подвергаются переосмыслению и по существу фолькло-ризируются.
Основными целями песенных фестивалей являются выявление самобытных исполнителей народной песни, ее популяризации, обогащению репертуара и повышению исполнительского мастерства, приобщению широких масс к ценностям народной культуры.
Роль конкурсного и фестивального движения в возрождении культуры народов, проживающих в РТ достаточно велика. В процессе их подготовки и проведения заметно оживляется культурная жизнь республики, растут ряды участников самодеятельности, повышается социальная активность молодежи, улучшается организация досуга, обеспечивается целенаправленное эстетическое воспитание, приобщение к культурным ценностям. Взаимное обогащение культур народов раскрывается на межнациональных фестивалях и конкурсах, которых на территории РТ проводится немало. Большинство народов, проживающих в РТ, проводят собственные фестивали, конкурсы, праздники, вечера.
Проведение подобных праздников этнических культур способствовало популяризации многонационального музыкального искусства в его традиционных жанрах, увеличению числа фольклорных коллективов и исполнителей, этнографических и инструментальных ансамблей.
Однако проведенные исследования лишь подтверждают и укрепляют убеждение в том, что, несмотря на значительную роль самодеятельного творчества людей, различных общественных объединений и организаций, народным традициям, национальной культуре надо уделять гораздо больше внимания и заботы со стороны государственных структур. В силу ряда причин, и прежде всего экономического характера, эффективность реализации принятых федеральных и республиканских программ пока довольно низкая. Не все запланированные фестивали и конкурсы проводятся регулярно, некоторые и вовсе остаются в забвении.
Есть и другая группа причин невысокой эффективности государственной культурной политики — слабая
проработанность федеральных и республиканских целевых программ, которые лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в сфере культуры, их слишком абстрактный характер, не учитывающий специфику.
Для развития народной культуры необходима одновременно самодеятельное творчество людей, организаций и протекционистская политика государства по отношению к музыкально-певческим и танцевальным традициям, поддержка программ по приобщению подрастающего поколения к народному творчеству.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Комплексная социально-культурная программа по развитию национальных культур в РТ // НА РТ.Ф.Р-7237. Оп.2. Д.2492. Л.51-64; Закон РТ о культуре от 20.12.2000 №542 // Культура Татарстана (19972002 гг.). Информационно-справочный материал к III Всемирному конгрессу татар. Казань, 2002. С.45-55; Закон РТ об охране и использовании культурных и исторических ценностей от 17.01.2002 №1285 // Культура Татарстана (1997-2002 гг.). Информационно-справочный материал к III Всемирному конгрессу татар. Казань, 2002. С.64-80; Республиканская программа развития культуры в РТ на 1998-2001 гг. // НА РТ. Ф.Р-7237. Оп.2. Д.2901. Л.2-23; Государственная программа развития культуры в РТ до 2001 г. // НА РТ. Ф.Р-7237. Оп.1. Д. 2789. Л.80-110.
2.Финал республиканского конкурса традиционного татарского танца «Шома бас» состоится в Казани // Сайт Татар-информ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tatar-inform.ru/news/2013/04/24/357679/
3.В Казани пройдет Международный фестиваль народного танца // Офиеиал^ный портал мэрии Казани [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kzn. ru/old/news/show/13820
4.Положение о проведении Республиканского смотра-конкурса хореографических коллективов и отдельных исполнителей // НА РТ. Ф.Р-7237. Оп.2. Д.2920. Л.211-214.
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Волжские земли в истории и культуре России» 2012-РТ (12-11-16015а/В/2012).
THE ROLE OF FESTIVALS AND COMPETITIONS IN THE REPRODUCTION OF FOLK
MUSIC AND DANCE CULTURES
© 2013
L.R. Shafigullina, candidate of history sciences, assistant professor of the chair «Social and political sciences» Institute of Economics, Managements and Law, Kazan (Russia)
Annotation: The article deals with current issues of preservation of traditional folk culture, music and dance folklore, and also summarizes the experience of music and dance festivals and competitions in the Republic of Tatarstan in 1990-2000's, emphasized their role to save people's cultural traditions. Keywords: festival, folk art, folklore, government policy.