Научная статья на тему 'Международный фестиваль «Звезды мирового балета» в развитии хореографической культуры Донбасса'

Международный фестиваль «Звезды мирового балета» в развитии хореографической культуры Донбасса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
926
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. А.Б. СОЛОВЬЯНЕНКО / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ФЕСТИВАЛЬ «ЗВЕЗДЫ МИРОВОГО БАЛЕТА» / ВАДИМ ПИСАРЕВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Писарева И. Я.

В данной статье обобщаются результаты проведения двадцати фестивалей «Звезды мирового балета», основанного в Донецке в 1994 году. Раскрываются его специфические особенности, этико-эстетические задачи и культуротворческая роль в развитии хореографической культуры Донбасса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL FESTIVAL «WORLD BALLET STARS» IN THE DEVELOPMENT OF CHOREOGRAPHIC CULTURE OF DONBASS

This article summarizes the results of the twenty festivals «World Ballet Stars», based in Donetsk in 1994. Disclosed its specific character, ethical and aesthetic tasks and role in the development of cultural and creative choreographic culture Donbass.

Текст научной работы на тему «Международный фестиваль «Звезды мирового балета» в развитии хореографической культуры Донбасса»

УДК 792.545 (477)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ЗВЕЗДЫ МИРОВОГО БАЛЕТА» В РАЗВИТИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОНБАССА

И.Я. Писарева

Харьковская государственная академия культуры e-mail: [email protected]

В данной статье обобщаются результаты проведения двадцати фестивалей «Звезды мирового балета», основанного в Донецке в 1994 году. Раскрываются его специфические особенности, этико-эстетические задачи и культуротворческая роль в развитии хореографической культуры Донбасса.

Ключевые слова: Донецкий национальный академический театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко, хореографическое искусство, фестиваль «Звезды мирового балета», Вадим Писарев.

Яркой особенностью современного украинского искусства стало развитое фестивальное движение, которое не только демонстрирует динамику различных интеграционных процессов в национальной культуре, но и добавляет важные черты к образу отдельных региональных культур. В качестве деривата сугубо городской семиосферы, фестиваль обычно отождествляется с определенным городом и служит его своеобразной культурной визитной карточкой. Уровень успеха того или иного фестиваля часто становится свидетельством степени развития городской культурной сферы. Фестиваль, как приметное явление современной художественной культуры, выполняет пространственно-идентификационные функции и, в то же время, «становится участником "соревнования" за статус в культурном пространстве. Художественная актуальность фестиваля непосредственно связана с центральной позицией в культурном пространстве. Поэтому схема "центр-периферия" становится как бы "нехудожественным мерилом" художественной значимости проекта. Соответственно и усилия организаторов фестивалей направлены на достижение непровинциального уровня художественного мероприятия»1. Таким образом, фестивали способны даже в какой-то степени сформировать культурный имидж определенного города и даже целого региона, вывести его из рамок провинциальности на столичный уровень.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что именно различные фестивали стали художественными «визитками» Донецка - центра крупного промышленного региона на востоке Украины. Как справедливо замечает Е.Ущаповская, «именно фестивали существенно изменили региональный образ культуры Донецкого края советского периода как края-передовика, который гордится своими достижениями, заботится о своих рабочих, с оптимизмом смотрит в будущее и является примером

1 Зуев С.П. Сучасний культурний проспр та семютика музичного фестивалю (на матерiалах Харкова): автореф. дис. ... канд. мист. Х., 2007. С. 1-2.

2

для других» . Правдивость заявленного тезиса о новом образе Донецка как крупного культурного центра Восточной Украины подтверждается многолетним успехом музыкально-театральных фестивалей «Театральный Донбасс» и «Золотой ключик», фестиваля музыкального искусства «Прокофьевская весна», джазового фестиваля «До#Вж», фестивалей оперного искусства «Золотые голоса Украины» и «Золотая корона», фестиваля детских балетных спектаклей «Гран Па» и многих других фестивальных проектов. Однако, едва ли не самую заметную и важную роль в создании нового культурного образа Донецка и всего Донбасса вообще сыграл фестиваль «Звезды мирового балета», впервые проведенный в 1994 году. Новый фестиваль хореографического искусства сразу оказался в центре внимания любителей балета и стал одним из важнейших регулярных событий художественной жизни Донбасса. Широкий круг известных исполнителей и постановщиков, привлеченных к участию в фестивальных акциях, сделал «Звезды мирового балета» популярными далеко за пределами края.

В октябре 2013 года на сцене Донецкого национального академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко прошли акции двадцатого юбилейного фестиваля «Звезды мирового балета». На протяжении всей истории фестиваля его мероприятия освещались в местной периодике (в частности, газетах «Вечерний Донецк»3, «Донецкие новости»4, «Донецкий кряж»5, «Донбасс»6, «Акцент»7, «Муниципальная газета»8, «Салон»9, «Жизнь»10 и др.). Однако, несмотря на достаточно широкое освещение в периодической прессе, научный анализ и оценка хореографического проекта в контексте общего развития фестивального движения осуществлены лишь в монографии Е.Ущаповской «Культурно-художественная жизнь Донетчины (конец XIX - начало ХХ1 ст.»11 и отдельных статьях В.Гончаровой12. Почти двадцатилетняя история фестиваля не только свидетельствует о его жизнеспособности и важности в развитии хореографической культуры Донбасса, но и утверждает в необходимости целенаправленного и последовательного научного изучения его специфики. Огромное значение акций фестиваля в развитии хореографического искусства, его устремленность в сторону поддержки новых артистических инициатив и создания современной художественно-культурной среды, реализация различных возможностей интеграции в мировое художественное пространство актуализируют проблему изучения специфических особенностей культурологического проекта «Звезды мирового балета» в контексте современной

2 Ущашвська О.М. Фестивалi Донецько! обласно! фшармонп та ix вплив на формування сучасного регионального культурного образу // Мистецтвознавчi записки: зб. наук. пр. К., 2010. Вип. 17. С. 40.

3 Генов Н. Немеркнущие звезды // Вечерний Донецк. 1998. 13 окт. (№ 151). С. 1.

4 Иванько А. «Звезды мирового балета» расширяют географию // Донецкие новости. 2005. 6-12 окт. (№ 40). С. 32.

5 Глотова Т. Фестиваль: явление команды // Донецкий кряж. 1997. 16-22 окт. (№ 39). С. 6.

6 Куцева Е. Семь дней большого балета // Донбасс. 1996. 8 окт. (№ 148). С. 1.

7 Жукова Т. Восемь дней из жизни мирового балета // Акцент. 2002. 15 окт. (№ 153). С. 4.

8 Кудрявцева С. Так звезды сошлись // Муниципальная газета. 2013. 27 сент. (№ 39). С. 3.

9 Кандаурова Н. Парад звезд в Донецке завершен // Салон. 2003. 17 окт. (№ 80). С. 14.

10 Лобова Е. Балет, балет, балет! // Жизнь. 1999. 23 окт. (№ 156). С. 1.

11 Ущатвська О.М. Культурно-мистецьке життя Донеччини (кшець XIX - початок XXI ст.): монографiя. К., 2011. 480 с.

12 Гончарова В. С. Мистецью проекти Донецького нащонального академiчного театру опери та балету iм. А.Б. Солов'яненка (кшець XIX - початок XXI ст.) [Електронний ресурс] // Мистецтвознавчi записки. 2012. № 2. URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/mz/2012_21/43.pdf (дата звернення 10.12.2013).

украинской хореографической культуры. Анализ художественных мероприятий фестиваля «Звезды мирового балета» автор статьи осуществляет с целью определения его места и роли в развитии хореографической культуры Донбасса.

Проведение первого фестиваля «Звезды мирового балета» уже само по себе стало следствием подъема хореографического искусства Донбасса, ведь его появлению предшествовал расцвет деятельности танцевального коллектива Донецкого театра оперы и балета. Еще в 70-е годы ХХ ст. в развитии профессионального мастерства танцовщиков театра был заметен существенный профессиональный прогресс. Постановки балетов «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, «Муза поэта» В.Доценко и В.Стародубского, «Малыш и Карлсон» Ю.Тер-Осипова по достоинству оценили не только жители региона, но и столичные зрители во время гастролей Донецкого театра оперы и балета в Москве в 1979 году.

В 80-х годах ХХ века в театре выделяется творческая фигура выпускника Донецкой хореографической школы и Киевского государственного хореографического училища Вадима Писарева, с именем которого неразрывно связан следующий этап развития танцевальной труппы. Молодой танцовщик стажировался у ведущих артистов балета в Большом театре (Москва, В.Никонов и Р.Стручкова) и Мариинском театре (Санкт-Петербург, И.Колпакова и В.Семенов). Исполнитель солирующих партий в балетах «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Спящая красавица», Вадим Писарев уже в 1984 году становится победителем Первого республиканского конкурса балетмейстеров и артистов балета (Киев; первая премия и золотая медаль), Международного конкурса артистов балета (Хельсинки, Финляндия; вторая премия и серебряная медаль); Первого Международного конкурса артистов балета (Париж, Франция; третья премия и бронзовая медаль), Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета (Москва; первая премия). На протяжении последующих двух лет В. Писарев стал обладателем золотых медалей Пятого Всесоюзного конкурса артистов балета (Москва) и Международного хореографического конкурса (Джексон, штат Миссисипи, США). За достижения, способствующие популяризации украинского балетного искусства, В. Писарев был награжден почетным званием Народного артиста Украины. В самом же Донецке в это время с огромным успехом проходят спектакли балета А.Хачатуряна «Спартак», в котором уже знаменитый молодой танцовщик исполняет партию Красса (балетмейстер Владимир Шумейкин). Во многом, благодаря именно В.Писареву, донецкие танцовщики в течение 1987-1992 гг. получили право на работу по контракту в США. Расширил свой опыт танцовщик и во время работы солистом балетной труппы Немецкой оперы на Рейне (Дюссельдорф, 1992-1995 гг.).

Начиная с 1989 года, В.Писарев регулярно становится участником международных фестивалей и гала-концертов звезд мирового балета в различных городах и странах мира (Монреаль, Канада; Токио, Япония; Москва, Россия; Афины, Греция; Генуя, Италия; Париж, Франция; Пекин, Китай; Осло, Норвегия; Нью-Йорк, США и др.). Возможно, именно крупные зарубежные хореографические форумы и стимулировали желание танцовщика организовать хореографический фестиваль в родном городе. Осуществление амбициозного плана В. Писарева стало возможным не только благодаря его известности далеко за пределами Донбасса и Украины, но и вследствие подъема профессионального уровня балетной труппы театра. Следует также отметить явный талант танцовщика в области менеджмента культуры, ярко проявившийся именно в организации фестиваля, подборе репертуара и исполнителей. Для проведения первого фестиваля В.Писареву удалось заручиться поддержкой телерадиокомпании «Украина» и театра «Немецкая опера на Рейне» (Германия).

Именно способности менеджера позволяют народному артисту Украины В.Писареву на протяжении многих лет успешно выполнять функции художественного руководителя Донецкого академического государственного театра оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко.

Первый фестиваль «Звезды мирового балета» сразу же привлек к себе внимание публики и профессионалов. С первых акций фестиваля ярко проявилась его концептуальная направленность, базирующаяся на основе ряда эстетических и этических принципов. По происшествию двадцати фестивалей можно достаточно четко обозначить эти принципы, каждый из которых последовательно претворялся на протяжении истории «Звезд мирового балета» в Донецке.

Главной этической задачей фестиваля «Звезды мирового балета» стала популяризация хореографического искусства в Донбассе, а посредством ее -воспитание собственного зрителя. Решение этой задачи, одновременно, содействовало значительному повышению имиджа Донецкого театра как в глазах слушателя и зрителя, так и в глазах театральной критики. Фестивальные акции традиционно проходят в городах Донецкой области, а начиная с XII Международного фестиваля «Звезды мирового балета» и в крупных городах Украины (Львов, Харьков, Одесса и Киев).

Одна из важнейших задач фестиваля состоит в развитии эстетического вкуса публики посредством знакомства с особенностями различных хореографических школ мира. Почти за двадцатилетнюю историю фестиваля в его постановках было представлено искусство хореографов и танцоров более, чем из тридцати пяти стран мира (Украины, России, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, США, Аргентины, Германии, Венгрии, Кубы, Бразилии, Кипра, Японии, Китая, Франции, Чехии, Словакии, Дании, Норвегии, Нидерландов и др.).

Один из декларируемых принципов фестиваля «Звезды мирового балета» -пиетет перед традициями классического балета, их сохранение и преумножение. Организаторы фестиваля стремятся познакомить донецкого зрителя с ведущими классическими хореографическими коллективами Украины, ближнего и дальнего зарубежья. Современные школы классического танца были представлены на фестивалях постановками балетных трупп Большого театра, Мариинского театра, Московского государственного театра «Русский балет» под руководством Вячеслава Гордеева, Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Михайловского театра Санкт-Петербурга, Берлинской государственной оперы, Парижской Гранд Опера, Президентского театра балета Словакии Андрея Шота, Краснодарского музыкального театра под управлением Юрия Григоровича, Государственного балета Грузии под руководством Нины Ананиашвили, Датского Королевского балета и многих других.

Особенно ярко, по мнению автора статьи, традиции классического балета были представлены на XVIII Международном фестивале «Звезды мирового балета» (2010), в рамках которого был проведен творческий вечер, посвященный 70-летнему юбилею Владимира Васильева. Его программа, состоящая из фрагментов «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, «Жизель» А.Адана, «Дон Кихот» Л.Минкуса, ранее была представлена в Москве, Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Искусство классического танца на творческом вечере В. Васильева продемонстрировали солисты Большого театра Д.Хохлова и В.Лантратов, солисты Парижской национальной оперы М.Зюсперреги и К.Паккет и др.

Проведение фестиваля способствует установлению творческих контактов между труппой Донецкого театра и знаменитыми балетными коллективами. Так,

результатом развития этих контактов стала совместная украинско-норвежская постановка спектакля «Пер Гюнт» Э.Грига, в которой В.Писарев выступил в качестве и солиста, и хореографа. Постановка балета стала первым международным хореографическим проектом театра, осуществленным при содействии Министерства культуры и искусств Украины, Украинской академии танца, королевского посольства Норвегии в Украине, Министерства иностранных дел и Министерства культуры Норвегии, с успехом прошедшем в Украине и Норвегии. «Донецкое представление открыло новую, яркую страницу в истории украинско-норвежских отношений и представило широкие перспективы выхода не только столичных, но и областных оперно-балетных театров на международную театральную арену с оригинальными постановками»13.

В концертах и спектаклях Международного фестиваля «Звезды мирового балета» постоянно принимают участие юные танцовщики. Уже в 1995 г., во время проведения II фестиваля, воспитанники Школы хореографического мастерства Вадима Писарева исполнили фрагменты балета П.Чайковского «Лебединое озеро». Во время проведения VIII фестиваля в 2001 г. учащиеся школы показали сцены из балета П.Чайковского «Щелкунчик». Наивысшие свои достижения юные танцовщики продемонстрировали в 2009 г. на XVII фестивале «Звезды мирового балета» во время представления совместной постановки «Белоснежка и семь гномов», в которой приняли участие воспитанники Школы хореографического мастерства Вадима Писарева и норвежской балетной школы Осло. В концертах фестиваля принимали участие также и учащиеся Московского хореографического училища. Таким образом, реализуется еще одна задача фестиваля, которая состоит в помощи юным исполнителям найти своего зрителя, утверждении в правильности избранной профессии, получении первого серьезного сценического опыта. Одновременно, благодаря участию в концертах фестиваля, сама Школа хореографического мастерства В. Писарева приобретает все больше юных поклонников, желающих обучаться именно в Донецке.

Кроме популяризации искусства классического танца, «Звезды мирового балета» открывают для донецкого зрителя и современные хореографические стили. Например, постоянными участниками фестиваля стали артисты труппы «Киев-модерн-балет», руководит которой Раду Поклитару. В разные годы на донецкой сцене они с огромным успехом представляли одноактные балеты по мотивам пьесы У. Гибсона «Двое на качелях» и «In pivio veritas», авангардные постановки «Палата № 6» и «Underground». Новые веяния в танцевальном искусстве демонстрировал и Театр современной хореографии D.O.Z.SK.I. из Беларуси. Японский «ТАКАН-балет», полюбившийся дончанам и всей украинской публике, совмещает танцы на роликах с основами классического танца. Совмещение классического действия с экстремальными современными элементами в 2013 г. было представлено китайскими танцовщиками Мен Линг Линг и Ли Ян. В этом же году впервые в Украине именно на фестивале «Звезды мирового балета» было показано шоу Томаса Раста «Bad Boys of Dance» (США). В стилистике этого танцевального коллектива органично сочетаются классические традиции, хип-хоп, брейк-данс, рок, джаз, акробатика, а также элементы боевых искусств.

Огромный интерес к искусству балета, воспитанный благодаря фестивалям «Звезды мирового балета» и постоянному творческому развитию донецких

13 Жамба И. Размышления в затянувшемся антракте (к 75-летию со дня основания Донецкого академического театра оперы и балета) // Лгтопис Донбасу: краезн. зб. Донецьк, 2007. Вип. XV. С. 156.

танцовщиков, позволил Вадиму Писареву реализовать еще два хореографических проекта. Первым из них стал фестиваль детских балетных спектаклей «Гран Па», который с 2004 г. регулярно проходит на базе Донецкого национального академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко и Школы хореографического мастерства. В программе десяти фестивалей «Гран Па» (последний проводился в марте 2013 г.), кроме воспитанников Школы, принимали участие юные танцовщики из Украины, России, Беларуси, Молдовы, Венгрии, Южной Кореи, Китая, Японии, Норвегии, Израиля, Объединенных Арабских Эмиратов.

Вторым важным событием в развитии хореографической культуры Донбасса стало возрождение конкурса балета имени Сержа Лифаря: в рамках культурного проекта, посвященного 120-летнему юбилею С.Прокофьева, в 2011 г. мероприятия конкурса впервые переместились в Донецк. Ранее, с 1994 по 2006 гг., конкурс проводился в Киеве на сцене Национальной оперы, но ухудшение состояния экономики Украины и уменьшение ассигнования средств на развитие культуры привело к его временной приостановке. С 2011 года именно Донецк стал городом проведения этого конкурса.

Мировым признанием значимости фестиваля «Звезды мирового балета» стало не только широкое участие в концертах известных зарубежных танцовщиков, но и получение значительной материальной поддержки. Так, правительство Японии, «оценивая высокий профессионализм оперной и балетной труппы Донецкого оперного театра, его высокий международный имидж»14, предоставило театру в 2008 г. культурный грант на сумму 600 тыс. долларов. В честь передачи гранта было осуществлено постановку балета П. Чайковского «Лебединое озеро» с участием солистов из Японии Синобу Такита и Набухиро Терада.

В результате наших размышлений над особенностями международного фестиваля «Звезды мирового балета» можно прийти к выводам о том, что его роль заключается не только в популяризации хореографического искусства в шахтерском крае и эстетическом воспитании зрителя. Общественный резонанс донецкого фестиваля в Украине и за рубежом стимулировал появление новых хореографических проектов, которые свидетельствуют как о высоком уровне развития танцевального искусства в городе, так и о значительном творческом потенциале Донецкого национального академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко и Школы хореографического мастерства Вадима Писарева. Концерты и спектакли фестиваля «Звезды мирового балета» выполняют также значительную культуротворческую роль, устанавливая новые творческие связи между хореографическими коллективами Украины и зарубежья, формируя современную художественно-культурную среду и определяя важнейшие черты нового образа культуры Донецка как своеобразной хореографической столицы востока Украины.

Список литературы

1. Зуев С.П. Сучасний культурний проспр та семютика музичного фестивалю (на матерiалах Харкова): автореф. дис. ... канд. мист. Хармв, 2007. 20 с.

2. Ущатвська О.М. Фестивалi Донецько! обласно! фшармонп та 1х вплив на формування сучасного регионального культурного образу // Мистецтвознавчi записки: зб. наук. пр. К., 2010. Вип. 17. С. 40-47.

14 Грант для Донецько! опери // Донеччина. 2008. 22 ач. (№ 5). С. 4.

3. Генов Н. Немеркнущие звезды // Вечерний Донецк. 1998. 13 окт. (№ 151). С. 1.

4. Иванько А. «Звезды мирового балета» расширяют географию // Донецкие новости. 2005. - 612 окт. (№ 40). С. 32.

5. Глотова Т. Фестиваль: явление команды // Донецкий кряж. 1997. 16-22 окт. (№ 39). С.6.

6. Куцева Е. Семь дней большого балета // Донбасс. 1996. 8 окт. (№ 148). С. 1.

7. Жукова Т. Восемь дней из жизни мирового балета // Акцент. 2002. 15 окт. (№ 153). С.4.

8. Кудрявцева С. Так звезды сошлись // Муниципальная газета. 2013. 27 сент. (№ 39). С.3.

9. Кандаурова Н. Парад звезд в Донецке завершен // Салон. 2003. 17 окт. (№ 80). С. 14.

10. Лобова Е. Балет, балет, балет! // Жизнь. 1999. 23 окт. (№ 156). С. 1.

11. Ущатвська О.М. Культурно-мистецьке життя Донеччини (кшець Х1Х - початок ХХ1 ст.): монографiя. К., 2011. 480 с.

12. Гончарова В.С. Мистецью проекти Донецького нацюнального академiчного театру опери та балету iм. А.Б. Солов'яненка (кшець ХХ - початок ХХ1 ст.) [Електронний ресурс] // Мистецтвознавчi записки. 2012. № 2. URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/mz/2012_21/43.pdf (дата звернення 10.12.2013).

13. Жамба И. Размышления в затянувшемся антракте (к 75-летию со дня основания Донецкого академического театра оперы и балета) // Лггопис Донбасу: краезн. зб. Донецьк, 2007. Вип. XV. С.153-159.

14. Грант для Донецько! опери // Донеччина. 2008. 22 ач. (№ 5). С. 4.

INTERNATIONAL FESTIVAL «WORLD BALLET STARS» IN THE DEVELOPMENT OF CHOREOGRAPHIC CULTURE

OF DONBASS

I.Y. Pisareva

Kharkiv state academy of culture e-mail: [email protected]

This article summarizes the results of the twenty festivals «World Ballet Stars», based in Donetsk in 1994. Disclosed its specific character, ethical and aesthetic tasks and role in the development of cultural and creative choreographic culture Donbass.

Key words: Donetsk National Academic Opera and Ballet Theatre named after Solovyanenko, choreographic art, festival «World Ballet Stars», Vadim Pisarev.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.