УДК 372.854 ЗВОНАРЕВА Е.А.
кандидат химических наук, доцент, кафедра химии, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» E-mail: zvolena@yandex.ru ЖУКОВА М.И.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра химии, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» E-mail: marina.zhukova.1961@list.ru ИВАНОВ А.А.
магистрант, профиль «Химическое образование», ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» E-mail: ivanov.alex96@mail.ru
UDC 372.854 ZVONAREVA E.A.
Candidate of Chemistry, Associate Professor, Departments of Chemistry, Voronezh State Pedagogical University E-mail: zvolena@yandex.ru ZHUKOVA M.I.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Departments of Chemistry, Voronezh State Pedagogical University E-mail: marina.zhukova.1961@list.ru IVANOV A.A.
Master's Student, Profile «Chemical Education». Voronezh
State Pedagogical University E-mail: ivanov.alex96@mail.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПО ХИМИИ ORGANIZATION OF GROUP WORK OF STUDENTS IN THE GENERAL EDUCATIONAL SPACE ON CHEMISTRY
В образовательном пространстве по химии на основе ФГОС ООО требуется развитие предметных компетенций учащихся и умения учиться самостоятельно. Предметные компетенции включают как формирование и развитие теоретических знаний по предмету, так формирование и развитие экспериментальных умений по предмету химия. В связи с этим на этапах актуализации знаний учащихся и изучения нового материала все чаще используются методы обучения, которые создают условия развития коммуникативных умений и навыков работы в команде. В учебном пространстве по химии все больше используются инновационные педагогические технологии, создающие фундамент для развития предметных компетенций. В том числе применяется, так называемый групповой метод обучения, целью которого является проявление коммуникативных умений учащихся на этапах проверки знаний и усвоения нового материала. Актуальными так же являются и методы группового обучения, которые неотрывно связаны с воспитанием. Групповой метод обучения используется также для взаимоконтроля знаний учащихся, а также для тестового контроля. В данной статье предлагается исследование внедрения в учебный процесс методов и форм группового взаимодействия учащихся и их влияние на мотивацию учащихся. Данные формы рассматриваются на основе ФГОС ООО.
Ключевые слова: групповая форма обучения, познавательная деятельность, системно-деятельностный подход, химическая компетентность, игровые формы обучения, педагогические инновационные технологии.
The educational space in chemistry based on the Federal State Educational Standard requires the development of subject competencies of students and the ability to study independently. Subject competencies include both the formation and development of theoretical knowledge in the subject, and the formation and development of experimental skills in the subject of chemistry. In this regard, at the stages of updating students' knowledge and learning new material, teaching methods are increasingly used that create conditions for the development of communication skills and teamwork skills. In the educational space in chemistry, innovative pedagogical technologies are increasingly used, which create the foundation for the development of subject competencies. Among other things, the so-called group teaching method is used, the purpose of which is to demonstrate the communicative skills of students at the stages of testing knowledge and assimilating new material. The methods of group teaching, which are inextricably linked with upbringing, are also relevant. The group teaching method is also used for mutual control of students' knowledge, as well as for test control. This article proposes a study of the introduction into the educational process of methods and forms ofgroup interaction of students and their impact on the motivation of students. These forms are considered on the basis of FSES BGE.
Keywords: group form of education, cognitive activity, system-activity approach, chemical competence, game forms of education, pedagogical innovative technologies.
Актуальность. Для внедрения ФГОС нового поколения в учебный процесс следует развивать у школьников социальную компетенцию, умение учиться самостоятельно и навыки работы в команде. Актуальность педагогического исследования заключается в применении группового метода обучения и вос-
питания, цель которого состоит в достижении высокого уровня усвоения материала учащимися [3].
Цель исследования состоит в изучении, разработке и внедрении групповых форм работы учащихся при изучении разделов химии.
При проведении групповой работы учитывается
© Звонарева Е.А., Жукова М.И., Иванов А.А. © Zvonareva E.A., Zhukova M.I., Ivanov A.A.
5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
число учащихся, цели, средства, содержание и результаты обучения. Данная работа включает различные формы организации обучения, учитывающие особенности взаимодействия учителя и учащихся, соотношение управления и самоуправления [4].
Особенности групповой формы работы с учащимися на уроках химии. Различные формы организации обучения можно представить в виде трехмерной модели по В.И. Андрееву, в основе которой лежит идея системной классификации её элементов: «1) общие формы, включающие взаимодействия всех участников образовательного процесса (индивидуальные, парные, групповые, коллективные, фронтальные); 2) внешние составляющие, которые учитывают передачу учебного материала (урок, игра, семинар, лекция, экскурсия, лабораторное занятие и т.д.); 3) внутренняя составляющая, учитывающая цель обучения (вводное занятие, практическое занятие, комбинированная форма организации занятия)» [1].
Применяя различные формы организации обучения в школе, повышается работоспособность детей, активизируется познавательная деятельность, что способствует достижению усвоения материала на более высоком уровне [5].
Использование данных форм и видов обучения повышает эффективность учебного процесса, способствует развитию различных высших психических процессов, таких как: мышление, память, речь, а также оказывает воспитательное воздействие на обучающихся и на класс в целом.
Внедрение групповых методов в учебный процесс благоприятно влияет на развитие мышления и интеллекта, речи и коммуникативности, приводит к достижению высоких учебных результатов [7].
Групповой метод обучения решает три основные задачи: «1) познавательную, связанную с непосредственной учебной ситуацией; 2) коммуникативную, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы; 3) социальную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адаптации в обществе» [8].
В ходе групповой работы учащиеся определяют проблему и находят способы ее решения и оперируют свойствами мышления. Они систематизируют, обобщают, классифицируют, проводят аналогии, анализ, абстрагирование.
Групповая работа предполагает применение коммуникации, оспаривания, защиты собственной точки зрения с последующей рефлексией [9].
Считается, что групповые методы работы позволяют вовлечь в учебный процесс всех учащихся, а также способствуют активации мыслительных процессов у учащихся, что делает урок плодотворным. Использование групповых форм позволяет разнообразить уроки и проводить их в нетрадиционной форме, что облегчает поставленную учебную задачу, а также способствует формированию мотивационной деятельности у учеников [2].
Практический опыт применения групповой формы работы с учащимися на уроках химии.
Педагогический эксперимент проводился в школах г. Воронежа. Для выявления отношения учеников к урокам, разработанным с внедрением групповых форм обучения и воспитания, была разработана анкета для учащихся 8 классов. На уроках использовались следующие групповые формы обучения: деловая игра, тестирование, взаимоконтроль, соревнования в виде уроков в нетрадиционной форме (КВН, «Что? Где? Когда?», Станции).
Рассмотрим уроки с внедрением групповых форм обучения. В 8 классе был проведен урок - игра, по теме «Основные классы неорганических соединений», на уроке применялась не только групповая форма организации учебной деятельности, но и фронтальная и индивидуальная. Урок был направлен на обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков. Необходимым оборудованием на уроке послужили: ноутбук и мультимедийный проектор. Урок был разделен на 6 этапов.
I этап - «Организационный момент», где происходило приветствие учащихся, и был задан вопрос, исходя из ответов на который, учащиеся сами смогли сформулировать задачи урока.
II этап - «Мотивация познавательной деятельности», был выведен на слайд эпиграф, из текста которого ученикам необходимо было извлечь нужный материал.
III этап - «Обобщение и систематизация знаний», был дан тест под названием «Проверка Багажа», который включал в себя 10 вопросов. Такое название он получил в связи с тем, что на уроке ребята должны были отправиться в «путешествие» по станциям, но прежде чем это сделать, необходимо было проверить «багаж знаний». На партах у учащихся находился раздаточный материал [6].
После ответов на вопросы теста ребятам была предложена следующая форма группового метода - взаимоконтроль. Учащиеся должны были со своим соседом по парте поменяться листком с ответами, для проверки. Далее все работы были отданы учителю на проверку. Следующий шагом учителя был рассказ о путешествии детей на поезде «Химический экспресс», где продолжится их поход по станциям. В экспрессе три вагона, следовательно, необходимо разделить учеников на три группы - три ряда (вагона).
Игра включала в себя 5 станций, на каждой нужно было выполнять различные задания, что способствовало развитию интереса учащихся и усилению мотивации ребенка к изучению материала на уроке химии.
1) Станция «Мыслительная». Каждой группе необходимо вспомнить как можно больше формул кислот, солей, оксидов и оснований и занести данные в таблицу.
Оксиды Основания Кислоты Соли
2) Станция «Интеллектуальная». Необходимо каждой группе нужно соединения центральное вещество, с теми веществами, с которыми оно будет реагировать
(можно стрелочками, можно знаком (=)).
"cf
I СЯ(ОИ); j
CuSoa
- _„ L
с
Fe
CO-,
Na-tO
3) Станция «Ботаническая». Группам нужно записать слова, которые у них ассоциируются со словами: оксиды, кислоты, основания.
4) Станция «Почтовая». На этой станции группам предоставляется возможность использовать химический эксперимент, который также положительно влияет на познавательную активность школьников.
Учащимся предлагается решение качественной задачи. В трёх пробирках находятся бесцветные прозрачные жидкости: раствор №ОН, раствор №С1 и дистиллированная Н20. Задание: опытным путём определите содержимое всех пробирок.
5) Станция «Логическая». Группам необходимо, используя логику, составить условие задачи и решить ее, имея некоторые фрагменты задачи. Фрагменты представлены ниже.
Дано:
m (Na) = 2,3 г
Решение:
Найти: - ?
6) Станция «Шифровальная». Группам нужно осуществить превращение по схеме, а также записать уравнения реакций и расставить коэффициенты.
Р ^ оксид ^ кислота ^ кислая соль ^ средняя соль.
IV этап - «Подведение итогов». В форме беседы, учитель подводит итоги урока-игры, а также объявляет группу (команду), которая набрала наибольшее количество баллов в ходе урока.
V этап - «Домашнее задание». Ученики получают
домашнее задание и записывают его в тетрадь.
VI этап - «Рефлексия». Учащимся предлагается оценить свою деятельность на уроке, дать оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности: (сегодня я узнал...; было интересно...; было трудно...; я приобрел...; я научился...; меня удивило...; урок дал мне для жизни...).
Ученики с удовольствием принимали участие в ходе урока, для них особенно важно выполнение задания «не одному». Групповая работа всегда вызывает большой интерес обучающихся. Содержание урока - игры соответствовало возрастным особенностям детей, а это играет тоже немаловажную роль. Материал был специально подобран, чтобы дети могли логически мыслить. Соревновательный и игровой характер урока вовлек учащихся в учебный процесс и вызвал бурю положительных эмоций.
При такой работе ученики учатся решать учебные задачи самостоятельно, выбирая оптимальный темп работы и выполняя все поставленные задачи. Это происходит за счет общения друг с другом, возникает сотрудничество между учащимися, они чувствуют ответственность за свое дело. Так, работая на уроке в группе, оценка зависит не от одного ученика, а от всех членов группы, потому что у обучающихся одно общее дело, где каждый вносит свой вклад, оказывая помощь друг другу. При работе в парах и малых группах появляется возможность исправить ошибки до того, как проверит работу педагог, это все благодаря взаимопомощи и взаимопроверке.
Заключение. При внедрении групповой работы происходит повышение учебной и познавательной мотивации. Еще одной из важных особенностей групповой работы является то, что у учащихся снижается уровень тревожности, так как у большинства учеников есть страх оказаться неуспешным и некомпетентным в решении каких-то задач, а работа в группе позволяет решить эту проблему.
Внедряя в учебный процесс уроки с использованием групповых форм работы, педагог формирует у учащихся коммуникативные навыки, обучающиеся учатся сотрудничать друг с другом, ведут групповые дискуссии, пытаются находить ответы на вопросы и решать задачи совместно, работая при этом над своими ошибками.
Таким образом, в процессе обучения химии групповая работа может применяться на всех этапах урока, как одно из условий активизации учебной деятельности школьников, которые могут находиться на различных уровнях учебных достижений.
Библиографический список
1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 - «Педагогика» и доп. квалификации «Преподаватель высшей школы» / В.И. Андреев. -Казань : Центр инновац. технологий, 2005. 499 с.
2. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии: учебное пособие / Е.В. Береснева. М.: Центрхимпресс, 2004. 142 с.
3. Реан А.А. Психология и педагогика : [Общ. психология и педагогика. Педагогика и психология личности. Личность учащегося в пед. процессе. Методы психол.-пед. диагностики] : Учеб. для вузов / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб. : Питер,
5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
2000. 432 с.
4. Волкова Н.В. Развитие информационных умений учащихся при обучении химии в основной школе / Н.В. Волкова. // Актуальные проблемы химического образования : V Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием. Москва : МИОО, 2014. 251 с.
5. Высоцкая Е.В. Деятельностный подход к построению учебных предметов. Химия как учебный предмет / Е.В. Высоцкая, И.В. Рехтман. Москва : Author's club, 2015. 91 с.
6. Жарова Л.В. Учить самостоятельности : Кн. для учителя : [Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей] / Л.В. Жарова. М. : Просвещение, 1993. 203 с.
7. Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении / З.И. Калмыкова // Современная педагогика. 2000. №7. С. 18.
8. Сковыро Е.Д. Применение парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе / Е.Д. Сковыро // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 10. С. 56 - 59.
9. УвароваМ.Л. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы / М.Л. Уварова. // Молодой ученый. 2016. № 19 (123). С. 399 - 401.
References
1. Andreev V.I. Higher education pedagogy. Innovation and prognostic course: a textbook for university students studying in the specialty 033400 - «Pedagogy» and additional qualification «Higher school teacher» / V.I. Andreev. Kazan: Center for Innovation. technologies, 2005. 499 p.
2. BeresnevaE.V. Modern technologies of teaching chemistry: a tutorial / E.V. Beresneva. M .: Tsentrkhimpress, 2004 . 142 p.
3. Rean A.A. Psychology and pedagogy: [General psychology and pedagogy. Pedagogy and personality psychology. The personality of the student in the pedagogical process. Methods of psychological and pedagogical diagnostics]: Textbook for universities / A.A. Rean, N.V. Bordovskaya, S.I. Rozum. SPb. : Peter, 2000 . 432 p.
4. Volkova N.V Development of students' information skills in teaching chemistry in basic school / N. V. Volkova. // Actual problems of chemical education : V All-Russian scientific and methodological conference with international participation. Moscow: MIOO, 2014 . 251 p.
5. Vysotskaya E.V. An activity-based approach to the construction of educational subjects. Chemistry as an academic subject / E.V. Vysotskaya, I.V. Rekhtman. Moscow: Author's club, 2015 . 91 p.
6. Zharova L.V. Teach independence: Book. for teachers: [Handbook for students ped. in-tov and teachers] / L.V. Zharova. M.: Education, 1993 . 203 p.
7. Kalmykova Z. I. Dependence of the level of assimilation of knowledge on the activity of students in learning / Z.I. Kalmykova // Modern pedagogy. 2000. № 7. Pp. 18.
8. Skovyro E.D. Application of pair and group forms of work in the classroom in elementary school / E.D. Skovyro // Elementary school plus before and after. 2011. № 10. Pp. 56 - 59.
9. Uvarova M.L. Development of the cognitive interest of students in chemistry lessons through individual and collective forms of work / M.L. Uvarova. - [Text: direct, electronic] // Young scientist. 2016. № 19 (123). Pp. 399 - 401.