Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГЕОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихии В. И., Федяева Т. В., Кудинова А. Ю.

В данной статье рассматриваются аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии. Раскрыта сущность коммуникативных универсальных учебных действий, а также показана специфика их применения в процессе обучения. На примере авторского проекта представлена продуктивность использования проектной деятельности в формировании учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN THE PROCESS OF TEACHING GEOGRAPHY

This article examines aspects of the formation of universal educational actions in the process of teaching geography. The essence of communicative universal educational actions is revealed and the specificity of their application in the learning process is shown. On the example of the author’s project, the productivity of the use of project activities in the formation of educational activities is presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ»

УДК 373.5 ТИХИЙ В. И.

кандидат географических наук, доцент, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: tikhiivi@yandex.ru ФЕДЯЕВА Т.В.

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры зоологии, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: fedyaevatv-orel@mail.ru КУДИНОВА А.Ю.

учитель географии, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Овсянниковская средняя общеобразовательная школа Орловского района Орловской области E-mail: kudinovaalina2019@yandex.ru

UDC 373.5 TIKHII V.I.

Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor,

Orel State University E-mail: tikhiivi@yandex.ru FEDYAEVA T.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Zoology, Orel

State University E-mail: fedyaevatv-orel@mail.ru KUDINOVA A.YU.

geography teacher, municipal budgetary educational institution - Ovsyannikovskaya secondary school of the Oryol district of the Oryol region E-mail: kudinovaalina2019@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN THE PROCESS OF TEACHING GEOGRAPHY

В данной статье рассматриваются аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии. Раскрыта сущность коммуникативных универсальных учебных действий, а также показана специфика их применения в процессе обучения. На примере авторского проекта представлена продуктивность использования проектной деятельности в формировании учебных действий.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, метод проектов, условия формирования коммуникативных учебных действий, проектная деятельность, география.

This article examines aspects of the formation of universal educational actions in the process of teaching geography. The essence of communicative universal educational actions is revealed and the specificity of their application in the learning process is shown. On the example of the author's project, the productivity of the use of project activities in the formation of educational activities is presented.

Keywords: communicative universal learning activities, project method, conditions for the formation of communicative learning activities, project activities, geography.

В условиях современной школы остро возросла необходимость появления новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса. В паспорте специальности 13.00.02 подчеркивается важность теоретических основ создания и использования новых педагогических технологий и методических систем обучения, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования. Одной из таких форм обучения, направленной на личностно-ориентированный подход в обучении и мотивации школьников, является формирование универсальных учебных действий.

В современном мире происходит модернизация школьного образования, во время которой Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, основанный на компетентностно-деятельностном подходе в обучении, обеспечивает достижение планируемых результатов образования и создает основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности.

В соответствии с ФГОС второго поколения, главной целью основного общего образования является формирование разносторонне развитой личности, способной находить нестандартные решения для всех видов проблем и задач. В соответствии с этими требованиями одной из важнейших задач современной школы является развитие у учащихся творческих интересов и навыков работы с источниками информации, создание условий для самореализации, формирование способностей и умений применять знания, полученные в ходе учебной деятельности, на практике и в повседневной жизни.

В настоящее время перед учителем встает важнейшая задача - организовать деятельность учащихся, в ходе которой могут формироваться универсальные учебные действия, овладение которыми позволяет самостоятельно мыслить, ставить цели, решать задачи, строить гипотезы, а также проводить исследования.

Для успешного формирования учебных действий необходимо не только правильно выбрать содержание образования, но и создать обучающую среду, которая способна повысить качество образования [3, с. 38].

© Тихий В.И., Федяева Т.В., Кудинова А.Ю. © Tikhii V.I., Fedyaeva T.V. , Kudinova A.Yu.

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

География, как учебный предмет, обладает уникальными возможностями для формирования универсальной учебной деятельности, поскольку происходит обогащение учебного процесса новыми методами и технологиями обучения, которые позволяют развивать у учащихся способность к самостоятельному овладению знаний [2, с. 50].

В методике обучения географии под универсальными учебными действиями, принято понимать такое сочетание действий учащихся, которое способствует обеспечению самостоятельному усвоению новых знаний, а также содействуют развитию социокультурных и нравственных компетенций.

Универсальные учебные действия носят именно универсальный характер, так как они:

1. Способны обеспечить успешное усвоение полученных знаний;

2. Способствуют освоению познавательной, коммуникативной, практической, исследовательской и другим видам деятельности;

3. Создают условия для всестороннего развития личности учащихся.

Универсальные учебные действия являются многокомпонентным образованием. В их составе были выделены четыре блока основных видов: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные.

В блок личностных универсальных учебных действий входят именно те действия, которые ориентируются на целостно-смысловую ориентацию обучающихся, а также на социальные роли и межличностные отношения.

В личностно-ориентированном обучении необходимо выделяются два типа действий (Табл. 1).

Рис. 1. Типы действий, необходимые в личностно-ориентированном обучении.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность учащихся. При их успешном освоении каждый ученик способен самостоятельно планировать сотрудничество с учителем и ровесниками, наиболее четко и полно выражать мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, а также управлять своим поведением.

Блок регулятивных учебных действий направлены на формирование способностей к организации учебно-познавательной деятельности (Табл. 2).

В свою очередь, познавательные действия разделяются на три составляющие:

1. Общеучебные и знаково-символические действия.

2. Логические действия.

3. Действия постановки и решения проблем.

Как правило, познавательные учебные действия представляют собой действия, которые направлены на планирование, осуществление и анализ познавательной деятельности [2, с. 51].

Таким образом, действия, обладающие широким спектром направленности, применимые в разных предметных областях, а также в жизненных ситуациях, представляют собой универсальные учебные действия. Формирование учебных действий является наиболее приоритетной задачей для учителя, так как именно они способствуют самостоятельному освоению новых знаний, умений.

Таблица 1.

х учебных действий

Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные

Действия самоопределения, смыслообразования, самооценивания; действия нравственно-этического оценивания. Действия по осуществлению совместной деятельности и межличностного общения; действия, обеспечивающие познавательную, а также личную рефлексию. Целеобразование, планирование, контроль, прогнозирование, оценка. Общеучебные, логические, знаково-символические и исследовательские действия.

Таблица 2.

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

Виды действий Характеристика состава действий

Целеполагание Постановка цели и задачи учебной деятельности

Планирование Составление плана и последовательности действий

Прогнозирование Предсказание результата и уровня усвоение знаний

Контроль Сопоставление способа действия и результата с образцом для выявления каких-либо отличий

Коррекция Внесение необходимых дополнений

Оценка Осознание качества и уровня усвоения знаний

Саморегуляция Мобилизация сил и энергии для преодоления каких-либо препятствий

Как правило, к универсальным учебным действиям (УУД), осваиваемым в процессе обучения географии, относятся:

1. Умения пользоваться различными видами географических карт и современными технологиями.

2. Умения владеть географическими понятиями.

3. Способность находить информацию из различных источников, уметь ее классифицировать.

4. Умения самостоятельно производить сравнительный анализ различной информации и делать выводы.

5. Способность ориентироваться на местности.

Необходимо помнить, что формирование универсальных учебных действий в процессе обучения географии определяется тремя взаимосвязанными

положениями:

/-ч

Ууд опредеяяют зффектгтвосгъ образовательного процесс», в частности уодагов «и» н умения, формирование обрэ '■ П''1 основных вяелов номпегентносхп учащихся

Г "Л

Форыпройянис УХЦ цепь образовательного процесса определяет его содер»Н11с II орган! оацню

V_

/

Рис. 2. Взаимосвязанные положения по формированию универсальных учебных действий.

В современном мире урок географии - урок, на котором у учащихся должны реализоваться разные виды учебных действий, которые будут направлены на освоение личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных видов универсальных учебных действий [2, с. 51].

В ходе формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии следует сделать акцент на работу с учебником, а также с его компонентами. Важно помнить, что при работе с научной информацией необходимо уделять внимание комплексному и страноведческому подходу, которые способствуют достижению личностных и метапредметных результатов [1, с. 47].

Именно работа с различными компонентами учебника создает условия для успешного формирования универсальных учебных действий. При работе с учебным пособием у каждого ученика происходит воспроизведение изученного материала с использованием актуализации опорных знаний, логико-структурный анализ информации с разделением научного текста на логические части, объяснение каких-либо географических объектов и явлений, их основных черт сходства и различия, а также разносторонняя практическая деятельность.

Одним из важнейших учебных действий, которое осваивают учащиеся в процессе обучения географии, является умение пользоваться различными видами кар-

тографических пособий. В зависимости от задач, которые изначально были поставлены учителем перед учащимся, методы работы с географическими картами могут быть направлены на индивидуальную или групповую работу.

В то же время при групповой работе целесообразно применять активные и проблемные формы обучения, которые формируют познавательные и коммуникативные учебные действия.

При изучении географии учащимся предлагается выполнять различные проекты, которые играют важную роль в процессе обучения. Суть их заключается в самостоятельном усвоении учащимися школьного материала по географии и конкретного результата в виде конечного продукта деятельности, который способен сделать обучение, связанным с жизнью.

Проектная деятельность обучающихся, выступающая в роли основного средства достижения мета-предметных результатов, является главным способом достижения результатов, которые предъявляются Стандартом ФГОС.

При работе над различными проектами у учащихся осуществляется внутрипредметная интеграция. Каждый ученик с помощью проектной деятельности самостоятельно контролирует свой учебный процесс, ставит цели и находит решение поставленным задачам, а также оценивает полученные результаты [4, с. 27].

Метод проектов повышает степень самостоятельности и инициативности учащихся, формирует их познавательную деятельность, создает условия для формирования навыков презентации проекта и ведения диалога. Проектная деятельность помогает подготовить учащихся к жизни в современном мире, развивает коммуникативные способности, способствует развитию общеценностных качеств человека.

Таким образом, при формировании универсальных учебных действий основная задача учителя заключается в построении учебного процесса таким образом, чтобы ученики научились самостоятельно добывать знания, осваивая новые приемы и умения, то есть, тем самым, осуществляя системно-деятельностный подход к усвоению знаний учащимися.

В современном мире каждому успешному человеку необходимо быть социально компетентным и коммуникативно-активным человеком, который способен самостоятельно наиболее четко и полно выражать мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, а также четко планировать свое сотрудничество с людьми.

Социальную компетентность учащихся обеспечивают коммуникативные учебные действия. География, как учебный предмет, имеет широкий спектр формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Наиболее эффективно формирование коммуникативных действий у обучающихся происходит при работе в группе, так как именно групповая работа способна мотивировать учащихся, пробудить у них познавательный интерес и стремление к самостоятельному оцениванию своей деятельности.

Формированпе 4 ~ происходит в юнтосете усвоения р.вдшх предметных дисциплин

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Одним из главных методов, позволяющим формировать коммуникативные учебные действия, является метод проектов, реализация которого на уроках географии позволяет учителю грамотно организовать познавательную деятельность учащихся.

Так, например, в ходе формирования коммуникативных учебных действий при обучении географии в 7 классе можно провести авторский эксперимент.

Цель эксперимента: проверка влияния метода проектов на педагогические условия формирование коммуникативных учебных действий.

В соответствии с целью эксперимента были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать исходный уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников.

2. Рассмотреть материал для проектной деятельности, который может способствовать формированию и развитию коммуникативныхучебных действий при изучении географии в 7 классе.

3. Проанализировать эффективность проектной деятельности в ходе формирования коммуникативных учебных действий в образовательном процессе.

Возраст учащихся: 12-13 лет

Этапы эксперимента:

1. Констатирующий этап:

Цель данного эксперимента сводится к изучению влияния метода проектов на формирование коммуникативных учебных действийучащихся при изучении физической географии. Поэтому учитель может предложить учащимся 7 класса информационно-исследовательский проект «Уникальный материк Африка», в ходе которого будет установлено насколько успешно в каждой группе обучающихся метод проектоввлияет на формирование коммуникативных учебных действий.

Для начала учителю необходимо провести анкетирование, в ходе которого учащиеся, отвечая на вопросы, самостоятельно оценивают свое умение выражать мысли, участвовать в обсуждении различных проблем, сотрудничать с людьми. Исходя из результатов анкетирования у школьников можно выявить их «сильные» и «слабые» стороны, а также спланировать дальнейшую деятельность, направленную на формирование коммуникативных учебных действий.

2. Формирующий этап соответственно разделяется на три подэтапа:

1) Подготовительный подэтап:

Учащиеся разделяются на группы по 4-5 человек. В случайном порядке каждая группа выбирает тему и приступает к изучению индивидуального плана, по которому предстоит сделать характеристику материка в форме небольшого проекта. Внимательно изучив предложенное учителем задание, учащиеся разделяют его между собой. Каждый ученик описывает определенный пункт плана.

Предполагаемые темы для проектов могут звучать так:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Географическое положение и история исследования Африки.

• Геологическое строение и рельеф Африки.

• Климат и гидрографическая сеть Африки.

• Население и страны Африки.

2) Экспериментальный подэтап:

Используя учебники, карты атласа справочную и дополнительную литературу, учащиеся самостоятельно работают над индивидуальной темой. Далее на основании собранного учащимися материала и при помощи компьютерной программы создаются презентации, которые отражают всю специфику проекта.

Работая в группе, учащимся предоставляется возможность доказать важность найденной информации, а также отстаивать свое мнение. По необходимости каждый ученик может получить индивидуальную консультацию учителя.

В ходе работы у учащихся создаются условия для развития дидактических принципов, а именно происходит ориентация на самостоятельный отбор информации, а также оптимальное соотношение содержания и форм изложения.

3) Заключительный подэтап:

Каждая группа учащихся представляет свой проект, сопровождая его презентацией. В ходе работы у школьников происходит активизация познавательной деятельности, расширение кругозора, а также развитие монологической речи. После выступления каждой группы учитель и другие группы учащихся задают вопросы по теме проекта. В ходе обсуждения темы, учащиеся учатся наиболее полно и четко выражать мысли, выстраивать диалог друг с другом, а также управлять своим поведением. После чего учитель оценивает выступление каждой группы.

3. Контрольный этап:

После проведения итогового урока в 7 классе с применением информационно-исследовательского проекта «Уникальный материк Африка», учителю необходимо провести итоговое анкетирование, которое покажет конечный уровень сформированности коммутативных универсальных учебных действий.

Изучив результаты эксперимента, учитель делает вывод о том, насколько успешно в каждой группе обучающихся проектная деятельность влияет на формирование коммуникативных учебных действий.

При этом методическая разработка информационно-исследовательского урока по теме «Уникальный материк Африка» может иметь следующий вид:

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

1. Сформировать у учащихся представление о географическом положении, геологическом строении и рельефе Африки.

2. Рассмотреть климат и гидрографию материка, изучить наиболее крупные реки и озера.

3. Изучить численность и особенности размещения населения Африки, познакомиться с крупнейшими странами материка.

4. Используя метод проектов, формировать коммуникативные учебные действия у учащихся.

В соответствии с целями урока были поставлены следующие задачи:

1. Формировать у учащихся навыки работы с различными видами географической информации.

2. Сформировать коммуникативные учебные действия.

3. Развить познавательный интерес учащихся к предмету.

Форма организации деятельности учащихся: групповая, коллективная и индивидуальная.

Методы: исследовательские, словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.

Предполагаемые результаты: формирование представлений о материке, его географическом положении, геологическом строении, гидрографии и населении. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий, а также умений устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение и делать выводы.

Оборудование: настенные картографические пособия по теме «Африка», компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, сеть Интернет.

Методические рекомендации к проведению урока.

Данный информационно-исследовательский урок по теме «Уникальный материк Африка» следует проводить на двух уроках. Сначала на первом уроке учащиеся получают задание по теме, обсуждают его с учителем, получают консультацию, а затем приступают к его выполнению. На втором уроке каждая группа учащихся представляет свой проект.

Первый урок Ход урока:

I Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их настрой на успешную и плодотворную работу. Проводится анкетирование школьников, по результатам которого учитель выявляет уровень сформированности коммуникативных учебных действий.

Вопрос Количество баллов(от 1 до 5)

Умеете ли Вы аргументировать и отстаивать свою точку зрения?

Умеете ли Вы учитывать точку зрения собеседника при решении какой-либо проблемы?

Умеете ли Вы работать в паре, группе, коллективе?

Понимаете ли Вы возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос, не совпадающих с собственными?

Умеете ли Вы строить понятные для партнера высказывания, с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности?

Прислушиваетесь ли Вы к замечаниям и требованиям учителя, стараетесь ли их выполнять?

Итог

Учитель: «Сегодня на уроке мы с вами начнем совершать путешествие по Африке, в ходе которого узнаем много нового и интересного. Очень часто Африку называют уникальным материком. Как вы думаете в чем заключается уникальность данного материка?»

II Актуализация знаний

Учитель предлагает учащимся создать проекты по теме «Уникальный материк Африка». Учащиеся обсуждают вместе с учителем план действий, вспоминают основной материал по теме «Африка». Учитель предлагает более подробно изучить географическое положение, геологическое строение, рельеф, климат и гидрографию материка, наиболее крупные реки и озера, население и страны Африки.

Учитель объясняет учащимся, что им предстоит работать в группах по 4-5 человек. Для работы школьники могут использовать географические пособия, дополнительную справочную литературу и ресурсы сети Интернет. Задача обучающихся заключается в том, чтобы найти материал по теме, изучить его, проанализировать и представить его на уроке в виде мини-проекта.

III Изучение новой темы

Учитель: «Итак, давайте подумаем, какие темы будут рассматриваться в нашем информационно-исследовательском проекте?».

Учащиеся предлагают свои формулировки тем для исследования, в свою очередь, учитель помогает их корректировать и записывает на доске.

Предполагаемые темы для проектов могут звучать

так:

• Географическое положение и история исследования Африки.

• Геологическое строение и рельеф Африки.

• Климат и гидрографическая сеть Африки.

• Население и страны Африки.

Далее происходит организация и осуществление деятельности учащихся.

Класс делится на группы, каждая группа выбирает тему для исследования и приступает к выполнению задания. По мере необходимости учитель консультирует каждую группу.

IV Домашнее задание

В конце урока учитель задает домашнее задание, при выполнении которого учащиеся доделывают свои мини-проекты.

Второй урок Ход урока:

I Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их настрой на успешную и плодотворную работу.

Учитель: «Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по Африке. Каждая группа будет защищать свои проекты, которые подготовила по определенной теме из списка. Итак, давайте приступать к защите».

II Защита проектов

Каждая группа представляет свой мини-проект. После защиты учащиеся вместе с учителем беседуют по теме проекта и делают выводы. Учитель оценива-

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ет способность учащихся выражать и аргументировать свое мнение, умение прислушиваться к сверстникам, работать в группе.

III Обобщение и закрепление материала Учитель: «Итак, мы прослушали все проекты. Все

они были познавательные и интересные. Давайте теперь ответим на вопрос: «Почему же Африку называют уникальным материком?»

IV Рефлексия

Далее учитель проводит такое же анкетирование учащихся, как на первом уроке. Затем происходит оце-

нивание работы учащихся, в результате которой школьники получают оценки за урок.

V Домашнее задание

Мини-сочинение на тему «Достопримечательности Африки, которые я бы хотел посетить».

Таким образом, при формировании учебных действий в географическом образовании учителю необходимо ориентироваться на личностно-деятельностное, практико-ориентированное, а также проблемное обучения, в ходе которого необходимо использовать активные, проблемные и групповые методы и формы обучения.

Библиографический список

1. Амвросьева Л. В. Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования» 2020. №2 (6) /июль. С. 44-54.

2. Дьяченко И. В. Методическая система формирования универсальных учебных действий в процессе географического обучения // Современное педагогическое образование № 2 / «КноРус» Москва 2021 С. 50-52.

3. Найденова И. А. Обучающая среда для развития УУД через проектную деятельность // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2014. С. 38-41.

4. Хлапушина К. Б., Савина Л. Н. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся / Вестник Пензенского государственного университета. 2015. №2 (10) С. 27-31.

References

1. Amvrosyeva L. V. Methodological aspects of the formation of universal educational actions in the process of teaching geography at school // Scientific and methodological electronic journal «Kaliningrad Bulletin of Education» 2020. №2 (6) / July. Pp. 44-54.

2. Dyachenko I. V. Methodical system of formation of universal educational actions in the process of geographical education // Modern pedagogical education No. 2 / " «KnoRus» Moscow 2021. Pp. 50-52.

3. Naydenova, I. A. Training environment for the development of the ULA through project activities // Innovative pedagogical technologies: materials of the Intern. scientific. Conf. Kazan: Buk, 2014. Pp. 38-41.

4. Khlopushina K. B., Savin, L. N. Project activity as means of formation of universal educational actions of students / Bulletin of the Penza State University. 2015 No. 2 (10) Pp. 27-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.