Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
379
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дифференцированный подход / иностранный язык / средняя школа / уровневая дифференциация / организация групповой работы / differentiated approach / a foreign language / basic school / level differentiation / organization of group work

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Захарова Анжелика Владимировна

учеба – это труд, а не развлечения. Но этот труд может быть разным: принудительный и неинтересный, добровольный и развивающий творческий потенциал, когда даже трудное дело приносит ученикам радость. Ученический труд останется трудом, но эффективность его будет больше. В современной практике очень часто используют фронтальные и индивидуальные формы работы. Дифференциальный подход в обучении при фронтальных формах организации учебной деятельности фактически не может быть осуществлен. При индивидуальной работе использование дифференцированного обучения осуществляется трудно. Опыт работы в школе подсказывает, что именно групповая и парная работа лучше всего способствует развитию коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF GROUP WORK DURING DIFFERENTIATED LEARNING AT THE ENGLISH LESSON IN THE BASIC SCHOOL

studying is work, not entertainment. But this work can be different: forced and uninteresting, voluntary and developing creative potential, when even a difficult task brings joy to students. Student labor will remain labor, but its effectiveness will be greater. In modern practice, frontal and individual forms of work are often used. A differential approach to learning with frontal forms of organization of educational activities cannot actually be implemented. In individual work, the use of differentiated learning is difficult. School experience suggests that it is group and pair work that best contributes to the development of students' communication skills in English lessons.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО

ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Канцур Анна Германовна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: ankantsur@mail.ru

Захарова Анжелика Владимировна

^удентка z751 гр. факультет иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: ajonyourmind@gmail.com

ORGANIZATION OF GROUP WORK DURING DIFFERENTIATED

LEARNING AT THE ENGLISH LESSON IN THE BASIC SCHOOL

Аппа Kantsur, Ph.D.

Associate Professor, teaching methodology of foreign languages Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: ankantsur@mail.ru

Anzhelika Zakharova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group Z751 Perm State Humanitarian

Pedagogical University, Perm E-mail: ajonyourmind@gmail. com

Аннотация: учеба - это труд, а не развлечения. Но этот труд может быть разным: принудительный и неинтересный, добровольный и развивающий творческий потенциал, когда даже трудное дело приносит ученикам радость. Ученический труд останется трудом, но эффективность его будет больше. В современной практике очень часто используют фронтальные и индивидуальные формы работы. Дифференциальный подход в обучении при фронтальных формах организации учебной деятельности фактически не может быть осуществлен. При индивидуальной работе использование дифференцированного обучения осуществляется трудно. Опыт работы в школе подсказывает, что именно групповая и парная работа лучше всего способствует развитию коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка.

Ключевые слова: дифференцированный подход, иностранный язык, средняя школа, уровневая дифференциация, организация групповой работы.

Abstract: studying is work, not entertainment. But this work can be different: forced and uninteresting, voluntary and developing creative potential, when even a difficult task brings joy to students. Student labor will remain labor, but its effectiveness will be greater. In modern practice, frontal and individual forms of work are often used. A differential approach to learning with frontal forms of organization of educational activities cannot actually be implemented. In individual work, the use of differentiated learning is difficult. School experience suggests that it is group and pair

work that best contributes to the development of students' communication skills in English lessons.

Key words: differentiated approach, a foreign language, basic school, level differentiation, organization of group work.

Реализация личностно ориентированной парадигмы обучения становится ведущим направлением развития образовательной системы в нашей стране. Дифференцированный подход в обучении является одной из неотъемлемых характеристик реализации указанной парадигмы обучения в общеобразовательных учебных заведениях государства. Этот подход нацеливает учителей на учет психологических индивидуально-типологических характеристик учащихся в процессе организации учебно-познавательной деятельности по предмету [1-3, 9-13].

Дифференцированный подход в обучении осуществляется путем отбора содержания, уровня сложности, форм, методов, средств обучения, отвечающих особенностям учащихся.

Учитываются такие психологические особенности учащихся: общие учебные способности (уровень обученности по предмету, успеваемости в учебе), специальные способности учащихся (художественные, музыкальные и др.), познавательные интересы, психофизиологические параметры учеников: тип мышления, доминирующий тип восприятия учебной информации, темперамент и тому подобное. Учитывая специфику учебного предмета, конкретные учебные цели учитель может учитывать различные психологические особенности учащихся и, соответственно, организовывать на этой основе дифференцированное обучение.

Цель статьи: рассмотреть особенности организации групповой работы при дифференцированном обучении на уроке англ. языка в основной школе.

Гипотеза исследования Дифференцированное обучение позволит оптимизировать процесс обучения английскому языку в группах с разным уровнем речевой подготовки.

Для современного преподавателя иностранного языка актуальным остается вопрос технологии внедрения уровневой дифференциации в практику иноязычной подготовки в основной школе.

Дифференциация - один из методов, позволяющий учитывать разнообразие учащихся и разные потребности, а также повысить мотивацию к обучению. Учитель планирует и адаптирует преподавание в соответствии с индивидуальными потребностями учащихся, концентрируется только на том, что актуально в педагогических ситуациях, верит в рост и обучение каждого учащегося и поддерживает каждого. Поддержка касается не только учеников, которые испытывают трудности в обучении, а всех.

Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой теме; эмпирические методы: целенаправленное наблюдение за учебным процессом, анкетирование и интервьюирование, сравнение. Опыт преподавания иностранного языка в разноуровневых группах

доказывает, что эффективность урока прежде всего обусловливается умением преподавателя привлечь всех учеников к активному участию на занятии. Преподавателю надо мастерски совмещать две задачи работы: поддерживать познавательную активность более сильных учеников и доступно подавать материал более слабым, т. е. дифференцировать процесс обучения. Итак, ключевыми понятиями нашего исследования является «разноуровневая группа» (mixed group, heterogeneous, multilevel group) и разноуровневый подход (differentiated teaching). Общее значение первого определяется как группа, в которой обучаются ученики с разным уровнем сформированности навыков чтения, аудирования, письма и устной речи [4].

В общем понимании термин «уровневая дифференциация» используется для обозначения такой технологии обучения, при которой каждый ученик имеет право и возможность овладевать программным учебным материалом по программе на разном уровне [7, c. 76].

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь по одной программе, ученики могут усваивать материал на разных уровнях и формировать разного уровня навыки и умения. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки [5].

Под дифференцированным (разноуровневым) подходом к обучению иноязычной речи понимаем распределение учеников на группы по уровню знаний, умений и навыков в рамках одной академической группы. Причем процесс обучения осуществляется по единому учебному плану и совместным материалам. Этот микроуровень дифференциации иногда называют внутренней или внутриклассовой. В условиях внутренней дифференциации разноуровневое обучение возможно в основном на этапе закрепления и обобщения знаний.

В своем видении дифференциации Кэрол Эн Томлинсон выделяет три основных аспекта:

- группировка учащихся на основе учета уровня базовой подготовки;

- вариативность учебного процесса в группах;

- предъявление различных требований к различным группам учеников в овладении ими содержанием образования [15].

Организация групповой работы на уроке - это очень важный этап в развитии учащихся. От того, как они будут работать в группах, зависит их способность жить в демократическом обществе. Обучая сотрудничать в группе, необходимо учить детей ответственности за результаты коллективной работы; понимать важность вклада каждого участника в финальный результат; побуждать более сильных поддерживать и учить более слабых, а слабых активно учиться и тянуться за более сильными.

Ученический подход «я слабоват, ничего не знаю - пусть более сильные отвечают за меня» - не действует при правильно организованной работе в группе. Каждый учится отвечать за коллективный результат, и все отвечают за подготовленность каждого.

Четкая организация работы и поддержание учащимися дисциплины играют существенную роль в достижении должных результатов. Первый шаг -все вместе разрабатываем и принимаем правила эффективного общения:

1) слушать внимательно и активно;

2) думать, анализировать услышанное;

3) говорить по существу и по очереди, пользуясь правилом поднятой руки;

4) практиковать уважение и толерантность;

5) критиковать конструктивно, т. е. предлагая свой вариант решения проблемы;

6) другие пункты, которые одобряет большинство.

Второй шаг - привыкаем к работе в «случайных» группах, а не по предпочтениям (учимся плодотворно работать не только с друзьями, но и со всеми, с кем приходится общаться); привыкаем к четкости и дисциплины (за каждое нарушение правил группа теряет баллы).

Третий шаг - знакомимся и привыкаем к правилам работы в группах. Без обязательного соблюдения этих правил работа в группах теряет смысл.

Правила работы в группах 1. Ученики принимают на себя роли:

- писаря (a secretary): один из членов группы записывает все высказанные мысли и идеи или обсуждены варианты ответа;

- докладчика (a reporter): один из членов группы (но не тот, кто записывал!), объявляющий результаты работы группы;

- ответственного (a leader): не писарь и не докладчик, а организатор плодотворной работы в группе, который держит ход дискуссии в нужном русле - лидер и организатор работы;

- другие роли (a time keeper), если это нужно и позволяет размер группы (например, часовщика, следящего за временем);

2. Всякое обсуждение прекращается, когда исчерпаны время на него (по просьбе большинства групп можно удлинять время обсуждения, если в этом есть необходимость.)

3. Обязательно проводится безоговорочная ротация при каждом новом задании: роли переходят по часовой стрелке к следующему члену группы. Ответственность группы заключается в подготовке слабого ученика к объявлению результатов ее работы или оказании ему помощи в записывании их мыслей (а не передача кому-то другому этого права) [6, c. 56].

Преимущества групповой работы

Если работа группы организована хорошо, то:

- работают все учащиеся одновременно, увеличивается время говорения на иностранном языке;

- повышается мотивация к обучению через соревнования между группами за победу и набор большего количества баллов;

- взаимообучение способствует углублению знаний как у лучших учеников, так и у более слабых;

- ученики учатся работать вместе, по правилам и в отведенное время, объективно оценивать себя и других;

- повышается деловой статус ученика в коллективе.

- работая в группе, учащиеся проявляют самостоятельность, они могут помогать, успешно корректируя высказывания

Возможные недостатки и как их устранить

Если работа группы организована на низком уровне, то как следствие имеем:

- слабую дисциплину и шум во время выполнения заданий;

- слабый контроль за ходом выполнения заданий (учитель не стоит в стороне - ходит между группами, контролирует использование языка, делает выводы на будущее и с большим вниманием относится к результату работы, а не к процессу подготовки);

- много времени тратится на организацию работы (только в начале, когда ученики учатся работать в группах и еще не привыкли к четкости).

Планируя практическое занятие в разноуровневой группе, преподаватель в первую очередь должен учитывать те трудности, с которыми он может столкнуться. Некоторые из проблем, которые дезорганизуют учебный процесс:

1) минимальный потенциал обучения. Группа школьников объединяет людей с различными индивидуальными психологическими качествами, имеющих неодинаковый уровень речевой подготовки, разную склонность к изучению языков, не систематически посещают аудиторные практические занятия. При таких условиях преподаватель ориентируется на средний уровень, «сильным ученикам» неинтересно, «слабым» - трудно. В результате и «сильные» и «слабые» из-за низкой мотивации не достигают должного успеха.

2) нехватка учебного материала. Учебники, как правило, предназначены для конкретного уровня языка и не предлагают большую гибкость или вариативность, не предусматривают дополнительные упражнения, которые давали бы возможность преподавателю осуществлять дифференцированный подход. В результате он должен самостоятельно адаптировать материалы, чтобы сделать их более удобными к соответствующим уровням;

3) нехватка аудиторных часов. В основной школе предусмотрены жесткие временные границы, которые не позволяют ученику продвигаться в изучении учебного материала со скоростью, соответствующей его индивидуальным способностям. Получение реальных результатов разноуровневой групповой работы требует больше времени, чем в условиях ее однородного состава. Количество часов на изучение не профессиональной дисциплины уменьшают, нанося ущерб навыкам школьников;

Учитывая эти трудности, преподаватель может и должен применять специальные стратегии управления разноуровневой группой для максимального потенциала обучения каждого. Возможные пути преодоления этих проблем:

1) настройка (адаптация и модификация). Разноуровневое обучение требует основательной подготовки учителя. Он должен хорошо знать индивидуальные особенности учеников, умело распределить их по группам, четко продумывать собственную педагогическую деятельность на занятии

(содержание и структуру каждого занятия, систему контроля и проверки результатов работы), приспособиться к среде, изменять учебные подходы, характер подачи материала, не меняя содержания или концептуальной сложности учебного задания, начинать с того уровня, на котором находятся ученики.

Подход к обучению по разным степеням сложности учебного материала поощряет преподавателя к самосовершенствованию;

2) группировка учеников. Работа в микрогруппах (численностью 4-5 учащихся одного или разных уровней), в парах, индивидуально на нескольких уровнях усвоения в пределах одной группы;

3) дифференцирование целей, требований, методов контроля и критериев оценки. В практике дифференцированного преподавания чрезвычайно важным является умение педагога применять текущее оценивание учеников с учетом неодинакового уровня академических знаний.

Таким образом, перед учителями стоит сложная задача - отслеживать уровень успеваемости, опираясь на формальные и неформальные методы оценивания, строить и реализовывать систему оценивания с участием самих учеников, использовать данные оценки взвешенно и умеренно для своевременной корректировки своей деятельности. Учась в одной группе по единой программе, ученики могут усваивать иноязычный материал в разном объеме.

Метод оценки может выглядеть по-разному для каждого ученика. Однако открытое предъявление всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки и усвоения материала всеми учениками на обязательном уровне требований программы является основой дифференциации обучения [8, а 32].

Сравнивать надо качественные изменения (как улучшения, так и ухудшения), которые происходят в отношении к учебе, в достижениях одного и того же ученика.

Цели могут быть разными для каждого ученика. Учитель может варьировать требования относительно выполнения заданий учениками на отдельном уроке или в течение изучения темы (объем, уровень сложности, время и способ исполнения, форма и способ демонстрации выполненного тому подобное). Учебный процесс должен не просто приспосабливаться к собственному уровню знаний и умений учащихся, сманивая методы, а ориентироваться на достижение максимально важных результатов каждым учеником;

4) дозировка помощи учителя. Преподаватель должен осуществлять помощь разной степени, умело использовать средства поощрения. Особенно важной в процессе обучения учеников с начальной языковой подготовкой является психологическая поддержка преподавателя. Он должен помогать таким ученикам, мотивировать их, обязательно отмечать их успехи в присутствии всей группы.

Возможна помощь учителя во время зачета. Рекомендуется распределять варианты контрольных работ по степени сложности. Ученикам низшего уровня важно четко давать инструкции. Для достижения понимания задач позволять более сильным ученикам объяснять более слабым, используя родной язык;

5) исправление ошибок. Рационально быть более придирчивым к более сильным ученикам, требуя от них более высокого уровня точности. Не преувеличивать с коррекцией слабых учеников, быть более осторожным в коррекции ошибок, чтобы каждый испытывал чувство достижения, а не разочарование при выполнении задания. Более сильные ученики, вероятно, нуждаются в более коррекции;

6) отбор различных по сложности задач. Преподаватель должен разрабатывать и применять разноуровневые упражнения для средних, слабых и сильных учеников.

Для пар разного уровня готовят разные задания, например, интервью, в котором один расспрашивает, другой отвечает; ролевая игра, у которой одна из ролей более весомая; два набора вопросов на понимание текста. Назначаются обязательные и необязательные задания с дополнительными материалами, если ученики закончили основные задания;

7) разное время выполнения заданий. Преподаватель должен предусматривать резерв времени для доработки, строить темп урока в соответствии со способностями учеников;

8) использование опор. Обеспечивать учеников необходимыми для выполнения задания смысловыми, вербальными, иллюстративными, схематическими опорами - специально созданными, которые помогают выстроить самостоятельное высказывание. Разного уровня поддерживающие материалы, особенно визуальные, от перечня слов, которые употребляются в тексте, к транскрипта с удаленными отдельными словами помогут ученикам с разным уровнем компетенции справиться с задачей. «Ученики, изучающие иностранные языки сегодня, лучше воспринимают, прорабатывают и запоминают именно визуально представленный материал (мультимедийные учебные программы и учебные фильмы). Представление информации в визуальной форме обеспечивает качественно новое его восприятие и переработку» [14, с. 50];

9) очередность опроса. Считаем целесообразным начинать опрос с наиболее успешных учеников, заканчивая теми, для кого процесс изучения иностранного языка является более сложным. Менее успешные ученики, слушая ответы более сильных, получают образец правильного ответа. Это помогает им правильно употребить и запомнить новый материал. Рекомендуется во время работы в группах разного уровня опрашивать конкретных учеников, а не обращаться к аудитории в целом, поскольку в последнем случае более сильные ученики не дают возможности более слабым проявить себя. Целесообразно спрашивать, прежде чем назвать имя ученика. Таким образом, каждый должен слушать;

10) индивидуализация домашних заданий. Во внеурочной деятельности учеников во время выполнения домашних заданий преподаватель имеет возможность организовать работу так, чтобы в полной мере проявились способности разных учеников, развивался их творческий подход к выполнению поставленных задач. Индивидуализация домашних заданий - это предоставление возможности для учеников работать в собственном темпе, стиле над темами по их выбору. Индивидуализация может проводиться через проектную работу, что дает возможность всем ученикам работать как дома (готовя проект или часть его), так и на паре (готовя презентацию или защиту своей работы).

Технология уровневой дифференциации имеет несомненные преимущества. Ведь она:

- исключает «уравниловку» и усреднение учеников;

- дает возможность ставить перед учениками реальные учебные задачи, мотивирует рост интереса к занятиям со стороны более слабых учеников, поскольку появляются задачи, которые они честно могут выполнить самостоятельно;

- предоставляет ученику возможности самостоятельной ориентации в многообразии учебного материала, способах учебной работы, выбора для себя посильного уровня обучения, т. е. возможности стать субъектом познавательной деятельности;

- повышает самооценку за счет успехов при выполнении задач доступного уровня; помогает ученику верить в свои силы, обеспечивает ученику его максимальное развитие в пределах потенциальных возможностей, поддерживает чувство самостоятельности и ответственности, стремления к самосовершенствованию у учеников низкого уровня подготовки и повышения самооценки после выявления прочных знаний у учеников среднего и высокого уровней;

- стимулирует сотрудничество с одногруппниками во время выполнения задач в микрогруппах, что воспитывает чувство общности и способствует формированию коммуникативных качеств; Преимущества разноуровневого обучения стимулируют максимальное развитие ученика в пределах потенциальных возможностей.

Проанализировав практические стратегии разноуровневого подхода, приходим к таким выводам.

Оптимизировать процесс обучения английскому языку в группах с разным уровнем речевой подготовки позволяет дифференцированное обучение.

Под разноуровневым подходом к обучению иноязычной речи понимаем подготовку учеников в группе по единой программе и учебным планам, но с учетом их неоднородной базовой подготовки. Дифференциация обучения направлена на достижение различных уровней усвоения знаний учениками, имеют неодинаковый исходный уровень и разные возможности.

Существует набор стратегических техник и приемов, которые можно использовать для практического воплощения дифференцированной модели преподавания, а именно: позитивный настрой и приспособления преподавателя к многоуровневого среды; адаптация учебных подходов и материалов (индивидуальные карточки с адаптированными заданиями и инструкциями; разделение материала на меньшие составные части); изменения темпа преподавания и характера подачи материала; увеличение времени на объяснения; выполнение посильных заданий разного уровня сложности; четкое формулирование основных и дополнительных вопросов; подготовка необходимых дидактических материалов, учитывая разный объем дифференцированной помощи модифицирования (сокращение, упрощение, корректировки, дозировка, варьирование) содержания или сложности учебных задач, руководствуясь учебной программой; внедрение личностно ориентированных дополнительных домашних заданий; распределение вариантов контрольных работ по степени трудности; индивидуальная дифференциация оценивания и условий выполнения заданий, а также различные формы контроля за их индивидуальным выполнением; варьирование требований по выполнению заданий учениками на отдельном уроке или на протяжении изучения темы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внедрение стратегий дифференцированного (разноуровневого) обучения к процессу подготовки в основной школе дает возможность создать благоприятные условия для того, чтобы каждый ученик мог овладеть учебным материалом в соответствии с уровнем своих учебных возможностей, однако не исчерпывает всех проблемных вопросов организации занятия по английскому языку в разноуровневых группах.

Разноуровневый подход реализует принцип внутренней дифференциации обучения, однако главными его недостатками является то, что планирование занятия требует много времени и усилий со стороны преподавателя; усложняется процесс обеспечения учеников материалам соответствующего уровня; несколько групп учеников разных уровней работают одновременно и независимо друг от друга с различными материалами, что затрудняет, а иногда делает невозможным полноценное участие преподавателя на занятии.

К тому же ученики, которые получают материалы, разработанные для низшего уровня владения языком, могут испытывать подавленность от осознания того, что их группа слабее, и это негативно отражается на мотивации к обучению.

Остается неразрешимой проблема оценивания, которая является неотъемлемой составляющей дифференцированного преподавания. Существующая система оценивает речевые компетенции, но не позволяет оценить прогресс ученика (однако именно он отражает интенсивность работы, добросовестность), следовательно, не поощряет интенсивной работы над преодолением недостатков в языковой подготовке. Перспективными направлениями дальнейших исследований видим исследования недостатков применения разноуровневого подхода для преподавателей и негативных

аспектах обучения для учеников и решения проблемы оценки профессионально направленной иноязычной коммуникативной компетенции учеников нефилологических специальностей.

Список литературы

1. Алиев Н.Н. Выбор особенностей учащихся при дифференциальном обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 1992. - № 56. - С. 28-30.

2. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык 7 класс. - 3-е изд. -М.: Просвещение, 2016. - 352 с.

3. Жолтикова Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции // Концепт. -2014. - № 2. - С. 136-140.

4. Канцур А.Г., Муравьева А.С. Дифференцированный подход в обучении иностранным языкам в начальной школе [Электронный ресурс] // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. - 2020. - № 16. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsirovannyy-podhod-v-obuchenii-inostrannym-yazykam-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 12.05.2022).

5. Матушевская Е.А. Применение дифференцированного подхода на уроках английского языка [Электронный ресурс]. - URL: https://mmc-kolomna.edumsko.ru/attestation/assoc19/exp/post/376941 (дата обращения: 12.05.2022).

6. Мочкаева И.А. Технология организации групповой работы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - №2 4. - С. 54-57.

7. Подласый И.П. Педагогика. В 3 кн. Кн. 2. Теория и технология обучения. - 2-е изд. - М., 2007. - 575 с.

8. Покровская С.Е. Дифференциация обучение учащихся в средних общеобразовательных школах. - Минск: Беларуская навука, 2002.

9. Сарсенова А.А. Коллективная деятельность учащихся на уроках в начальной школе языка // Вестник науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 83-85.

10. Сорокатая Е.А. Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов // Молодой ученый. - 2015. - № 6. - С. 686-689.

11. Федеральный государственный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. [Электронный ресурс]. - 41 с. - URL: Шр://минобрнауки. рф/documents/543 (дата обращения: 12.05.2022).

12. Harmer J. The Practice of the English Language. - Edinburgh: Pearson, 2007.

13. Kagan Spencer. Cooperative learning [Электронный ресурс] // Kagans articles. - 1988. - URL: https://www.kaganonline.com/free_articles/dr_spencer_ kagan//research_in_nutshell.php (дата обращения: 12.05.2022).

14. Scrievener J. Learning teaching. - 3rd ed. - Macmillan Publishers Limited,

2011.

15. Tomlinson C.A. How to Differentiate Instruction in Mixed-ability Classrooms / Carol A. Tomlinson. - Pearson, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.