Научная статья на тему 'Организация государственных закупок в таможенных органах РФ'

Организация государственных закупок в таможенных органах РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1904
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация государственных закупок в таможенных органах РФ»

М. В. Медведева,

старший преподаватель кафедры экономики таможенного дела Санкт-Петербургского филиала им. В. Б. Бобкова ГОУВПО «Российская таможенная академия», к.э.н. Е.А. Сафонова,

доцент кафедры экономики таможенногодела Санкт-Петербургского филиала им. В. Б. Бобкова ГОУВПО «Российская таможенная академия», к.э.н.

Организация государственных закупок в таможенных органах РФ

Для выполнения таможенными органами Российской Федерации возложенных на них функций необходимы различные материально-технические ресурсы. Своевременное и полное обеспечение данными ресурсами имеет большое значение для эффективности деятельности таможенных органов.

В соответствии со статьей 418 Таможенного кодекса материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации.

В случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов для совершения таможенных операций на объектах, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, и других объектах, предусмотренных Таможенным кодексом, материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов в части предоставления средств связи и оргтехники осуществляется владельцами указанных объектов на основании договора1.

Материально-техническое обеспечение таможенных органов Российской Федерации осуществляется в централизованном и децентрализованном порядке путем размещения заказов на поставки товаров для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании заключаемых государственных контрактов в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и смет расходов и доходов2.

Материально-техническое обеспечение осуществляется на основании планов приобретения продукции, утверждаемых ФТС России

1 Ст. 418 Таможенного кодекса РФ (ФЗ от 28.05.2003 № 61-ФЗ).

2 Приказ ФТС от 02.10.2007 № 1216 «Об утверждении Положения об организации, порядке и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации»

(централизованное приобретение) и таможенными органами Российской Федерации (децентрализованное приобретение):

1) в соответствии с Единым классификатором продукции, приобретаемой для оснащения таможенных органов Российской Федерации;

2) в соответствии со Сводным табелем положенности материально-технических средств для оснащения таможенных органов Российской Федерации;

3) с учетом их фактической обеспеченности, а также создания переходящего запаса и резерва материально-технических ресурсов.

Организация централизованного приобретения продукции для нужд таможенных органов Российской Федерации осуществляется Главным управлением тылового обеспечения ФТС России (далее - ГУТО), которое:

- определяет сводную потребность таможенных органов в материально-технических ресурсах на основе годовых заявок, представляемых региональными таможенными управлениями в форме сводной заявки подчиненных таможенных органов, а также специализированными РТУ, таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России, и организует их централизованное обеспечение;

- представляет предложения для формирования общей бюджетной заявки ФТС России;

- определяет форму сводной годовой заявки по направлениям материально-технического обеспечения таможенных органов в составе Сборника форм отчетности таможенных органов Российской Федерации по направлениям деятельности тыловой службы, утверждаемого приказом ФТС России (далее — Сборник форм);

- осуществляет автоматизированный учет, сбор и обобщение потребности таможенных органов Российской Федерации в материально-технических ресурсах;

- формирует ежегодный План приобретения;

- организует работу по размещению заказов на централизованное приобретение материально-технических ресурсов в соответствии сзаконодательством Российской Федерации;

- осуществляет подготовку и сопровождение государственных контрактов на централизованную поставку продукции для нужд таможенных органов Российской Федерации;

- осуществляет учет продукции, централизованно поставляемой в таможенные органы Российской Федерации.

В централизованном порядке распределяется продукция, имеющая первостепенное значение в выполнении правоохранительных и экономических функций: форменная одежда, орг. техника, ТСТК,

боеприпасы, бланки строгой отчетности, средства таможенной идентификации - печати, штампы и т. п.

Децентрализованное приобретение материально-технических ресурсов таможенные органы Российской Федерации осуществляют самостоятельно на основании утверждаемых планов приобретения продукции в соответствии с имеющейся потребностью и с учетом продукции, поставляемой централизованно. В таможенных органах Российской Федерации планирование материально-технического обеспечения осуществляется тыловыми подразделениями и/или тыловыми таможенными органами.

Потребность в децентрализованно приобретаемых материально-технических средствах определяется, согласовывается и представляется таможенными органами Российской Федерации в соответствии с установленными приказами ФТС России порядком формирования общей бюджетной заявки и порядком формирования сметы расходов и доходов на очередной год.

Потребность в дополнительном децентрализованном приобретении материально-технических ресурсов в течение финансового периода и корректировка планов приобретения определяется таможенными органами Российской Федерации самостоятельно.

Децентрализовано поставляются топливо, смазочные материалы, запасные части к автомобилям, мебель, канцелярские и хозяйственные товары, средства на ремонт, комплектующие, телефонные аппараты, факсы и т. п.

Организация финансирования для приобретения материально-технических ресурсов осуществляется Главным финансово-экономическим управлением ФТС России (далее - ГФЭУ) и финансово-экономическими подразделениями таможенных органов Российской Федерации.

Централизованное материально-техническое обеспечение таможенных органов Российской Федерации осуществляется на основании ежегодно утверждаемого Плана приобретения, разработка и контроль за исполнением которого возложены на ГУТО.

РТУ, Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ), а также Центральная акцизная таможня (ЦАТ) и Центральная энергетическая таможня (ЦЭТ) представляют в ГУТО годовую заявку в форме сводной заявки подчиненных таможенных органов Российской Федерации (таможен, экспертно-крими-налистических служб — региональных филиалов ЦЭКТУ, акцизных и энергетических таможенных постов). Специализированные РТУ и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, самостоятельно представляют в ГУТО отдельные годовые заявки.

Сводные годовые заявки таможенных органов Российской Федерации представляются один раз в год, в сроки согласно графику представления и защиты годовых заявок по форме, утверждаемой приказом ФТС России в составе Сборника форм.

Сводные годовые заявки представляются с технико-экономическим обоснованием расчетов заявляемых объемов продукции с их распределением по маркам, видам, размерно-ростовочным показателям и другим характеристикам в зависимости от вида продукции.

Сводные годовые заявки таможенных органов Российской Федерации при формировании Плана приобретения согласовываются с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России по следующим направлениям:

- приобретение вооружения и средств защиты, морской и авиационной техники, авиационных запасных частей — по согласованию с Региональным таможенным управлением организации силового обеспечения;

- приобретение технических средств таможенного контроля (ТС-ТК), технических средств контроля делящихся и радиоактивных материалов, средств вычислительной техники, средств защиты информации, средств связи и телекоммуникационного оборудования - по согласованию с Главным управлением информационных технологий ФТС России;

- приобретение средств таможенной идентификации и бланков строгой отчетности, используемых при таможенном оформлении, бланков удостоверений личности — по согласованию с Главным управлением организации таможенного контроля ФТС России, Управлением федеральных таможенных доходов ФТС России, Управлением валютного контроля ФТС России, Управлением кадров ФТС России.

Потребность в автотранспортных средствах, специальном автотранспорте и подъемно-транспортном оборудовании представляется в ГУТО в составе сводной годовой заявки с указанием количества техники, приобретаемой в централизованном и децентрализованном порядке. Одновременно с заявкой на приобретение автотранспортных средств представляется заявка по расходам на их эксплуатацию, включая распределение объемов необходимого финансирования в соответствии с бюджетной классификацией.

Сводные годовые заявки на централизованно приобретаемые материально-технические средства подписываются руководством таможенных органов Российской Федерации, которое несет ответственность за своевременное проведение соответствующих организационных мероприятий, связанных с планированием потребности,

представлением заявок, получением, учетом, хранением и использованием материально-технических средств.

Таможенные органы, учреждения размещают заказы в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - 94-ФЗ), принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регулирование в сфере размещения заказов (МЭРТ), и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, связанные с размещением заказов.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не применяется в случаях, если товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, составляющим в настоящее время 100 000 рублей3.

В соответствии с 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться (см. рис. 1):

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах)4.

В соответствии с 94-ФЗ под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Аукцион (в сущности, обратный аукцион) является новым способом размещения заказа, введенным Законом. Под аукционом на право заключить государственный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта, за исключением случаев, установленных Законом.

3 Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У.

4 П. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Рис. 1. Способыразмещения заказов

Конкурсы и аукционы могут быть открытыми или закрытыми. Заказчик, уполномоченный орган, вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса или аукциона исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной документации (в документации об аукционе) либо в проекте государственного контракта.

В случае если начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 1 млн. рублей, открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети «Интернет».

Основное отличие конкурса от аукциона состоит в следующем. При проведении конкурса заказчик обязан использовать в качестве критериев оценки заявок на участие в конкурсе не только цену, но и иные критерии, указанные в части 4 статьи 28 Закона (функциональные или качественные характеристики продукции, сроки поставки, сроки предоставления гарантии качества продукции и т. д.). При проведении аукциона предлагаемая продукция сравнивается исключительно по цене. При этом путем проведения аукциона могут размещаться заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, перечень которых утвержден распоряжением Правительства от 15.05.2007 № 609-р. Закупка данных товаров (работ, услуг) путем проведения конкурса в этом случае запрещается.

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

При размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт (а в случаях, предусмотренных Законом либо иной гражданско-правовой договор) только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

94-ФЗ закрепляется закрытый перечень случаев размещения заказов у единственного источника5, что препятствует возможности произвольного размещения заказа у единственного поставщика и усиливает публичную составляющую при размещении заказов.

Новый способ, хотя и применяющийся на практике, но впервые предусмотренный в 94-ФЗ, - размещение заказов на поставки товаров на товарных биржах. При этом необходимо наличие двух условий:

1) сумма заказа превышает 5000000 рублей;

2) предметом контракта является биржевой товар.

Следует отметить, что в ст. 10 Закона о размещении заказов на биржах названо способом, применяемым без проведения торгов, однако торги в таких случаях проводит товарная биржа, а не заказчик.

Конкурс и аукцион считаются основными способами закупки, запрос котировок у единственного поставщика, а также на товарных биржах - дополнительными. Предоставленная Законом возможность размещения заказов путем применения в определенных ситуациях дополнительных способов обеспечивает экономию времени и бюджетных средств и позволяет избежать трудоемкой процедуры проведения повторных торгов.

Процесс размещения заказов для нужд таможенных органов включает в себя следующие основные этапы:

- формирование, согласование и утверждение планов приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- составление, согласование и утверждение графиков размещения заказов для нужд таможенных органов;

- размещение графиков размещения заказов в сети Интернет; формирование обращения на размещение заказа;

- организация размещения заказа.

5 См. ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии со ст. 16 94-ФЗ Правительством РФ определяется официальное печатное издание для опубликования информации о размещении заказов, а также официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 229-р официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о государственных закупках федерального уровня является www.zakupki.gov.ru; уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению указанного выше официального сайта является Минэкономразвития России (МЭРТ).

- Размещение вышеуказанной информации на данном сайте производится без взимания платы.

- Размещение информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на официальном сайте в сети Интернет не может заменить опубликование такой информации в официальном печатном издании (если это предусмотрено Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ). Для государственных закупок федерального уровня официальным печатным изданием является информационно-аналитический бюллетень «Конкурсные торги».

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 № 147 утверждено Положение о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении государственных заказов. К информации о размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд относится:

- предусмотренная Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ информация и полученные в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса или в извещении о проведении открытого аукциона;

- конкурсная документация; документация об аукционе; изменения, вносимые в такую документацию; разъяснения такой документации;

- протоколы, составляемые в ходе размещения заказа;

- информация о поступлении жалоб участников размещения заказа и об их содержании; о решениях, принятых по результатам рассмотрения таких жалоб, предписаниях, выданных уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти и др.

С 01.04.2008 вся информация о размещении заказов для федеральных государственных нужд должна размещаться в новой версии официального сайта по адресу http://pgzl.economy.gov.ru. Необходимо отметить, что не все подразделения или должностные лица, которые занимаются организацией государственных закупок в таможенных органах, имеют необходимые технические возможности для выхода в сеть «Интернет».

В таможенной сфере государственными заказчиками могут выступать таможенные органы, которые являются юридическими лицами, т. е. Федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления и таможни, а в редких случаях - таможенные посты. В соответствии со ст. 402 Таможенного кодекса таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица и чаще всего это именно так и бывает.

В целях усиления контроля за расходованием средств федерального бюджета, осуществления бюджетного учета и совершенствования организации, управления и контроля за размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов Российской Федерации был разработан порядок взаимодействия структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов (далее - Порядок)6.

К подразделениям таможенного органа, участвующим в процессе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов, можно отнести:

- подразделения, инициирующие размещение заказа;

- подразделения, организующие размещение заказа (подразделение тылового обеспечения - на уровне таможни; подразделение организации размещения заказов для государственных нужд — на уровне регионального таможенного управления (РТУ);

- финансовое подразделение;

- правовое подразделение.

Порядок взаимодействия структурных подразделений при размещении заказов для государственных нужд отражен на рис. 2.

В соответствии с Порядком структурные подразделения таможенных органов, учреждений, в функции которых входит организация приобретения товаров, выполнение работ, оказание услуг

6 Приказ ФТС от 02.03.2007 № 251 «Об утверждении порядка взаимодействия структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов».

(подразделения, инициирующие размещение заказа), осуществляют формирование планов приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, которые согласовываются с финансовым подразделением таможенного органа, учреждения, утверждаются руководством таможенного органа, учреждения и не позднее 25 декабря текущего года, предшествующего планируемому периоду, направляют эти планы структурному подразделению таможенных органов, учреждений, осуществляющему функции по размещению заказов (подразделение, организующее размещение заказов). Подразделение, организующее размещение заказов, на основании представленных планов составляет график размещения заказов для государственных нужд, который согласовывается с финансовым подразделением таможенного органа, учреждения, утверждается руководством таможенного органа, учреждения и до 20 января текущего года размещает его в сети Интернет.

Подразделение, инициирующее размещение заказов

Начальник таможенного органа

Финансовое подразделение

Подразделение, организующее размещение заказов

Формирование

планов приобретения товаров

1- направление на согласование в финансовое подразделение;

2 - направление на утверждение начальнику таможенного органа;

3 - направление в подразделения, которые инициируют и организуют размещения заказов;

4 - до 25 декабря текущего го да согласованный и утвержденный план должен быть направлен в подразделение, организующее размещение заказов;

5 - составление графика размещения госзаказа и направление его на согласование в финансовое подразделение таможенного органа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 - направление графика на утверждение начальнику таможенного органа;

7 - направление в подразделение, организующее размещение заказов;

8 - размещение графика размещения заказов до 20 января текущего года в сети Интернет.

Составление

графика размещения заказов

1 , О

Сеть Интернет

Рис. 2. Планированиеразмещения заказов в таможенных органах

Планирование размещения заказов осуществляется с учетом равномерного расходования средств федерального бюджета в течение финансового года. В случае необходимости размещения заказа до утверждения планов и графиков, размещение заказа осуществляется на основании решения руководства таможенного органа, учреждения и в пределах отведенных лимитов бюджетных обязательств с последующим его включением в планы и графики. Предложение по внеплановому размещению заказа готовится подразделением, инициирующим размещение заказа, и согласовывается с финансовым подразделением таможенного органа, учреждения.

Важную роль при проведении государственных закупок выполняет комиссия таможенных органов по размещению заказов.

Рис. 3. Функции комиссий поразмещению заказов

При размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия. Заказчик вправе создать единую комиссию, осуществляющую функции всех трех. Такая комиссия правомочна осуществлять следующие функции (если на заседании комиссии присутствует не менее чем 50% общего числа ее членов):

• принимать решение о допуске или об отказе в допуске участников размещения заказа;

• вести и подписывать протокол рассмотрения заявок на участие в торгах;

• определять победителя (рис. 3).

Для размещения заказов в таможенных органах создается единая комиссия в соответствии с приказом ФТС от 07.04.2006 № 309 «Об утверждении типового положения о комиссии таможенного органа по размещению заказов».

Комиссия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов — коллегиальный орган, создаваемый приказом руководителя таможенного органа для организации размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов путем проведения конкурсов, аукционов и запросов котировок. Комиссия создается для реализации мер по сокращению расходов бюджетных средств путем осуществления действий по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Заказчиком, уполномоченным органом до опубликования извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, о проведении запроса котировок, о предварительном отборе либо направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе принимаются решения о создании комиссии, определяются ее состав и порядок работы, назначается председатель комиссии.

В состав комиссии (не менее 5 человек) входят7: председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, члены комиссии, секретарь комиссии. Состав комиссии утверждается приказом руководителя таможенного органа.

Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе или заявки на участие в запросе котировок (далее — котировочные заявки) либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций,

7 Федеральный закон Российской Федерации от 21.07. 2005, № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ст. 32.

членами их органов управления, кредиторами участников размещения заказа). В случае выявления в составе комиссии указанных лиц, заказчик, уполномоченный орган, принявшие решение о создании комиссии, обязаны незамедлительно заменить их иными физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах размещения заказа и на которых не способны оказывать влияние участники размещения заказа.

Таким образом, членами комиссии могут быть представители заказывающих, финансово-экономических и правовых структурных подразделений таможенного органа, обладающие знаниями и опытом работы в области заключения хозяйственных договоров (контрактов), конъюнктуры рынка и, как правило, прошедшие профессиональную переподготовку в области управления государственными закупками. Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, уполномоченного органа, принявших решение о создании комиссии. Представителей других подразделений включают в состав комиссии по согласованию с председателем комиссии.

Основными задачами конкурсной комиссии являются:

- рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе (аукционе) или запросе котировок в целях выявления лучших условий исполнения государственного контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией;

- определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков), с которыми будут заключены государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов;

- содействие в укреплении материально-технической и социальной базы таможенных органов и развитии таможенной инфраструктуры, во всестороннем обеспечении таможенных органов и их оснащении современными техническими средствами.

Функции и порядок взаимодействия структурных подразделений таможенного органа при размещении заказов во многом зависят от процедуры проведения способов закупки.

Об особенностях проведения различных способов закупки можно судить по данным табл. 1.

Процедура проведения открытого конкурса и открытого аукциона достаточно трудоемка и растянута во времени. Так, например, порядок проведения открытого конкурса включает в себя следующие основные этапы:

• подготовку, опубликование в официальном печатном издании и размещение на официальном сайте извещения о проведении конкурса;

Таблица 1

Сравнительный анализ способов государственной закупки по процедуре их проведения

Наименование процедуры

Показатель Запрос Аукцион Конкурс Электронный

котировок аукцион

Срок раз- от4до7 ра- не менее 20 не менее 30 не менее 10

мещения бочих дней календар- календар- календар-

извещения ных дней ных дней ных дней

Подготов- - запрос - документация - конкурсная только спе-

ка доку- котировок; об аукционе; документация; цификация

ментации - форма - извещение - извещение (техническое

заказчиком котировоч- о проведении о проведении задание)

ной заявки; открытого открытого закупки и

- извещение аукциона; конкурса; извещение о

о проведе- - изменения и - изменения и проведении

нии запроса разъяснения разъяснения электронного

котировок документации; документации; аукциона

- журналы - журналы

регистрации регистрации

выданных выданных

документаций документаций

и получен- и получен-

ных заявок; ных заявок;

- уведомления - уведомления

участникам о участникам о

допуске, отказе допуске, отказе

в допуске к в допуске к

участию в участию в

аукционе; конкурсе

- журнал

регистрации

участников

аукциона;

- карточки

с номером и

ведомости

снижения

цены, выдава-

емые каждому

участнику

аукциона

Порядок Извещение Извещение Извещение Извещение

информи- на сайте на сайте и на сайте и на сайте и

рования публикация публикация публикация

Наименование процедуры

Показатель Запрос котировок Аукцион Конкурс Электронный аукцион

Подготов- ■котировоч- - заявка на - заявка на не требуется

ка доку- ная заявка участие в участие в

ментации аукционе с конкурсе с

(заявок) приложением приложением

участника- сведении и до- сведении и до-

ми раз- кументов, пре- кументов, пре-

мещения дусмотренных дусмотренных

заказа документацией об аукционе конкурсной документацией

Создание Котиро- аукционная конкурсная не требуется

комиссии вочная комиссия комиссия

и прове- комиссия

дение их

заседании

• разработку конкурсной документации;

• предоставление участникам конкурса конкурсной документации;

• разъяснение положений конкурсной документации;

• подачу заявок на участие в конкурсе;

• процедуру вскрытия конвертов с заявками, открытие доступа к электронным заявкам, рассмотрения заявок на участие в конкурсе;

• оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе;

• заключение государственного контракта.

Как видно из представленного в табл. 1 материала, с точки зрения оперативности и простоты организации закупок, наиболее эффективным является запрос котировок, аукцион в электронной форме. Так, запрос котировок не требует разработки конкурсной документации, срок направления извещения составляет от 4 до 7 дней. Проведение аукциона в электронной форме, в свою очередь, не требует создания комиссии по размещению заказа, разработки ряда документов, публикацию извещения в официальном издании и т. д. Все это облегчает работу функциональных подразделений при размещении заказов для таможенных органов.

Кроме процедурных моментов на выбор способа закупки оказывает влияние начальная (максимальная) цена государственного контракта.

Как видно из представленной табл. 2, размещение заказов для государственных нужд путем проведения аукциона в электронной форме осуществляется в пределах 1 млн. руб., запроса котировок - 500 млн.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

руб. (а при закупках одноименных товаров - не более 250 тыс. руб. в течение квартала), на товарных биржах - свыше 5 млн. руб.

Таблица 2

Границы использования способов закупки по начальной цене контракта

Способ закупки Стоимостные ограничения, тыс. руб.

Менее 100 101-500 501-1000 1001-5000 Более 5000

Закупка у единственного поставщика + + + + +

Запрос котировок + +

Аукцион + + + + +

Электронный аукцион + + +

Конкурс + + + + +

На товарных биржах +

Закупки малого объема +

Алгоритм определения способа закупки исходя из цены государственного контракта представлен на схеме (рис. 4).

Анализ практики работы таможенных органов в области размещения заказов за 2004-2006 гг. свидетельствует о том, что по количеству закупок преобладающим является запрос котировок, а по объемам закупок - открытый конкурс.

В целом по СЗФО наблюдается положительная динамика по проведению всех видов закупок как по количеству, так и по суммам государственных контрактов. Кроме способов размещения заказов, предусмотренных 94-ФЗ в 2006 г. большое количество товаров закупалось на суммы менее 60000 руб.8 (в малых объемах).

Аукцион только начинают применять при размещении заказов для нужд таможенных органов. Закупки товаров для таможенных органов СЗТУ на товарных биржах не применяются.

8 В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 14.11.01 № 1050-У предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке до Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У составлял 60000 руб.

Рис. 4. Алгоритм выбора способа закупки в зависимости от суммы

государственного контракта

Таблица 3

Количество и объемы закупок таможнями Северо-Западногорегиона,

включая СЗТУ, в2004-2006гг.

Виды способов закупок 2004 год 2005 год 2006 год

Количество, ед. Сумма, тыс. руб. Количество, ед. Сумма, тыс. руб. Количество, ед. Сумма, тыс. руб.

Открытый конкурс 203 255244 324 555915 493 920476

Запрос котировок 2011 145306 1963 159122 1150 144851

Единст. источник 950 306209 1225 362089 1242 296050

Закупки в малых объемах 0 0 0 0 3357 80358

Всего: 3164 706739 3512 1077126 6245 1447897

Однако при выборе способов размещения заказов кроме цены товаров (работ, услуг), оперативности проведения закупок важным элементом остается качество закупаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), которое непосредственно связано с квалификацией поставщиков. Квалификационные критерии опираются на опыт, технические, финансовые возможности участников размещения заказа, соответственно, должны рассматриваться в качестве одного из главных принципов закупок. Квалификационные критерии должны быть увязаны с размером и сложностью контракта, поддаваться количественной оценке и проверке, строго определяться на основании четкой методологии.

С 2007 г. в соответствии с Законом при проведении конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на выполнение проектных, изыскательских, строительных и аварийно-спасательных и ряда других работ для определения лучших условий исполнения государственного контракта конкурсная комиссия вправе учитывать такой критерий оценки заявок, как квалификация участников конкурса. Как уже было отмечено выше, другие способы размещения заказов не учитывают данный критерий. Практика применения положений Закона в ходе размещения заказа на выполнение строительных работ показала, что отсутствие такого критерия, как квалификация, может стать причиной присуждения государственного контракта на выполнение строительных работ поставщику, который не готов соблюсти обязательства в полной мере либо качество работы которого не будет полностью соответствовать требованиям.

В связи этим открытый конкурс должен рассматриваться в качестве наиболее предпочтительного способа размещения заказа для государственных нужд. При размещении заказов на товары, которые можно сравнить исключительно по цене, перспективным способом размещения заказов является аукцион в электронной форме.

В настоящее время при организации государственных закупок в таможенных органах можно выделить следующие проблемы:

1. Нехватка квалифицированных кадров.

2. Отсутствие в таможнях специализированных подразделений, занимающихся непосредственно государственными закупками (в структуре РТУ имеются отделы организации размещения заказов для государственных нужд в составе тыловой службы).

3. Недостаточное техническое обеспечение, включая возможность доступа к сети «Интернет».

Для повышения эффективности государственных закупок необходимо:

- расширить перечень работ и услуг, при размещении заказа на которые допускается применение такого критерия, как качество работ (услуг, работ) и (или) квалификация участников размещения заказа;

- разработать Правительством РФ порядок оценки заявок на участие в конкурсе, в котором предусматривались бы виды критериев, их содержание и значимость в зависимости от видов товаров, работ, услуг;

- исключить из Перечня товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, те работы, услуги, выполнение которых зависит не только от их цены, но и качества;

- создание в таможнях специализированных подразделений, занимающихся размещением заказов;

- обеспечение данных подразделений техникой, доступом к сети Интернет;

- в целях подготовки кадров создание на ФПК филиалов РТА курсов по подготовке необходимых кадров в области государственных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.