Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА В НАЧАЛЕ 1930-Х ГОДОВ: СОЮЗНОЕ И РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО'

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА В НАЧАЛЕ 1930-Х ГОДОВ: СОЮЗНОЕ И РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРБИТРАЖ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ / СОВЕТСКИЙ АРБИТРАЖ / СОВЕТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Токарева Светлана Николаевна

В представленной статье проводится анализ нормативно-правовой базы становления государственного арбитража в СССР в начале 1930-х гг. Отмечены научные труды и исследования в данной сфере. Рассматривается союзное и республиканское законодательство по организации и компетенции органов госарбитража и динамика его изменения в первые годы. В марте 1931 г. принято постановление СССР, по которому споры между хозорганами разрешались государственным арбитражем. Следом уже 3 мая того же года ЦИК СССР и СНК СССР приняли «Положение о государственном арбитраже», действовавшее почти три десятилетия. Эти правовые акты завершили период существования арбитражных комиссий периода НЭПа. Позже 1 июня 1933 г. ВЦИК и СНК РСФСР постановили утвердить «Положение о государственном арбитраже, РСФСР». В статье изложены вопросы структуры, компетенции и подсудности дел. Сделаны выводы о том, что региональное законодательство в большей части дублировало и немного дополняло союзное, но не противоречило ему. Отмечено, что органы госарбитажа осуществляли не только функции правосудия, а также инструктирования и контроля по отношению к нижестоящим органам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА В НАЧАЛЕ 1930-Х ГОДОВ: СОЮЗНОЕ И РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО»

© Токарева С.Н.

DOI: 10.24412/2309-1592-2022-3-73-81 УДК 342.565

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА В НАЧАЛЕ 1930-х ГОДОВ: СОЮЗНОЕ И РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Токарева Светлана Николаевна, кандидат исторических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» e-mail: tokareva sn@mail.ru

Аннотация. В представленной статье проводится анализ нормативно-правовой базы становления государственного арбитража в СССР в начале 1930-х гг. Отмечены научные труды и исследования в данной сфере. Рассматривается союзное и республиканское законодательство по организации и компетенции органов Госарбитража и динамика его изменения в первые годы. В марте 1931 г. принято постановление СССР, по которому споры между хозорганами разрешались государственным арбитражем. Следом уже 3 мая того же года ЦИК СССР и СНК СССР приняли «Положение о государственном арбитраже», действовавшее почти три десятилетия. Эти правовые акты завершили период существования арбитражных комиссий периода НЭПа. Позже 1 июня 1933 г. ВЦИК и СНК РСФСР постановили утвердить «Положение о государственном арбитраже, РСФСР». В статье изложены вопросы структуры, компетенции и подсудности дел. Сделаны выводы о том, что региональное законодательство в большей части дублировало и немного дополняло союзное, но не противоречило ему. Отмечено, что органы госарбитажа осуществляли не только функции правосудия, а также инструктирования и контроля по отношению к нижестоящим органам.

Ключевые слова: арбитраж, государственный арбитраж, советский арбитраж, советское законодательство.

В конце 1920-х гг. в СССР начался переход к административным методам регулирования экономических отношений. Вводимая плановая экономика не обеспечивала отсутствия экономических споров между предприятиями, например, несоблюдение сроков поставок приводило к неисполнению обязательств перед другими участниками звена производства. В связи с чем, возникла необходимость разрешения появившихся хозяйственных споров под эгидой государственных структур.

Рассматриваемый нами вопрос отчасти освящен в исследовании Е.С. Андреевой1, где раскрыты законодательные основы деятельности

1 Андреева Е.С. Становление и развитие арбитражных судов в России в период с 1922 по 1993 г.: Историко-правовой аспект. Дисс. ... к. юрид. наук. М., 2002. - 197 с.

73

Госарбитража СССР в период с 1931 г. по 1959 г., а также его система, состав и структура. Один из параграфов диссертации Л.А. Судоловой1 посвящен экономическим спорам и проблемам становления и развития судебной системы в период Советской России. В связи с небольшой научной исследованностью более подробно рассмотрим становление государственного арбитража в СССР в начале 1930-х гг.

Постановление Совета народных комиссаров СССР от 20 марта 1931 г. № 229 «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах»2 установило, что все споры, возникающие между хозорганами по заключенным договорам и связанные с материальной ответственностью, разрешаются органами государственного арбитража. Следом было поручено разработать соответствующее положение.

В итоге, 3 мая 1931 г. Центральным исполнительным комитетом СССР (председатель Г. Петровский) и СНК СССР (председатель В. Молотов (Скрябин)) было принято «Положение о государственном арбитраже»3 (далее - Положение 1931 г.). Оно учреждалось для разрешения имущественных споров между организациями, предприятиями и учреждениями обобществленного сектора с целью обеспечения укрепления плановой и договорной дисциплины и хозяйственного расчета. Принятие Положения 1931 г. завершало период существования арбитражных комиссий периода НЭПа. Данный документ с изменениями и дополнениями действовал практически три десятилетия. Однако его оценки не однозначны. Так, Д.В. Воронин констатирует, что «советский госарбитраж, формально совершенствуя плановую модель социалистической экономики, фактически способствовал переходу к рынку»4. Автор имеет в виду, что теперь государственный арбитраж теперь следил и разъяснял особенности развития договорного права нового периода. Но стоит отметить, что виды договоров были специфические для данной модели экономики - поставки, подряда и т.д.

Полномочия органов госарбитража дополняло постановление СНК СССР от 8 декабря 1931 г. «О мерах укрепления работы органов государственного арбитража»5. Содержание его статей об ответственности руководителей и главных бухгалтеров хозяйственных органов,

1 Судолова Л.А. Судебная система и проблемы разрешения экономических споров в эволюции государства и права России с IX по XX вв.: историко-правовой аспект. СПб., 2008. - 212 с.

2 СЗ СССР. 1931. № 18. Ст. 166.

3 СЗ СССР. 1931. № 26. Ст. 203.

4 Воронин Д.В. Развитие института государственного арбитража и его влияние на советскую экономику: союзно-республиканский и региональный аспекты (1922-1991 гг.): Автореф. дисс. ... д. ист. наук. Томск, 2016. С. 16.

5 СЗ СССР. 1931. № 70. Ст. 470.

инструктировании и созыве периодических совещаний арбитражей войдут в 1932 г. в качестве изменений в Положение 1931 г.

Положение 1931 г. предусматривало, что в порядке Госарбитража разрешались все споры по заключенным сделкам и иные имущественные споры. Указано, что до обращения к нему стороны должны были самостоятельно принять все меры к урегулированию спора. Через год в ст. 2 Положения 1931 г. было внесено изменение, по которому в случае документального установления факта нарушения договорной дисциплины госарбитраж мог возбуждать дела по собственной инициативе1. Далее уточнялось, что в нем не рассматривались споры:

а) между органами одного ведомства, состоявшие на общегосударственном или местном бюджете;

б) между учреждениями и предприятиями одного ведомства, хозяйственного объединения или кооперативной системы, без разрешения вышестоящего органа;

в) по операциям Государственного банка, если он был стороной в споре;

г) по договорам железнодорожной перевозки;

д) по налогам и платежам, взыскиваемым в бесспорном порядке;

е) по договорам о пользовании коммунальными услугами;

ж) по делам, подлежавшим разрешению госарбитража при Совете труда и обороны на сумму ниже 5 тыс. рублей, при экономическом совете (совещании) - 3 тыс. рублей и в остальных случаях - 1 тыс. рублей2.

В 1932 г. данная статья была немного скорректирована. Так, п. «г» ст. 3 был дополнен словами, что в порядке госарбитража не разрешались споры, возникавшие из договоров не только железнодорожных, но и водных (а в Положении РСФСР 1933 г. - и воздушных) перевозок, за исключением споров по перевозкам, производимым в осуществление генеральных договоров о массовых плановых перевозках. А п. «ж» ст. 3 сокращен до формулировки о том, что госарбитражем не рассматриваются споры на сумму менее 1 тыс. рублей3.

По ст. 4 Положения 1931 г. государственный арбитраж учреждался:

а) при Совете труда и обороны - для разрешения споров, где одной из сторон являлся центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик;

б) при экономических советах (совещаниях) союзных республик -для разрешения споров, в которых одной из сторон являлся центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятий

1 СЗ СССР. 1932. № 45. Ст. 269.

2 СЗ СССР. 1931. № 26. Ст. 203.

3 СЗ СССР. 1932. № 45. Ст. 269.

общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами разных краев, областей и автономных республик;

в) при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполкомах автономных областей - для разрешения всех споров, подлежащих Госарбитражу. В Украинской ССР учреждались межрайонные органы государственного арбитража1.

Вскоре были внесены изменения и в эту статью и органы госарбитража стали состоять:

а) при СНК СССР - для разрешения споров на сумму не ниже 25 тыс. рублей, если одной стороной являлось общесоюзное учреждение, предприятие или организация и для разрешения споров между учреждениями, предприятиями и организациями различных союзных республик;

б) - данный пункт был исключен из-за ликвидации Среднеазиатского Экономического совета (далее ЭКОСО);

в) при СНК союзных республик - для разрешения споров на сумму не менее 10 тыс. рублей, если одной стороной являлось республиканское учреждение, предприятие или организация и споров между учреждениями, предприятиями или организациями различных краев (областей) и автономных республик, а также для разрешения споров с участием сторон, указанных в п. «а», если это поручалось самим Госарбитражем при СНК СССР или сумма спора была ниже 25 тыс. рублей;

г) при СНК автономных республик, при краевых (областных) исполнительных комитетах и при исполкомах автономных областей - для разрешения остальных споров, подведомственных госарбитражу, а также для разрешения споров, в которых участниками являлись стороны, указанные в пп. «а» и «в», если это поручалось Госарбитражем при СНК СССР или при СНК союзных республик и сумма спора была менее 10 тыс. рублей. В республиках, не имевших областного (краевого) деления, эти споры разрешались межрайонными или республиканскими органами госарбитража по постановлению правительства республики2.

Государственный арбитраж состоял из государственных арбитров, которых по Положению 1931 г. назначали персонально Советы труда и обороны, экономические советы (совещания) союзных республик, советы народных комиссаров автономных республик, краевые и областные исполкомы, а с 1932 г. - СНК СССР, СНК союзных и автономных республик, краевые и областные исполкомы. Для осуществления общего руководства работой госарбитража назначали главного арбитра и его заместителей.

1 СЗ СССР. 1931. № 26. Ст. 203.

2 СЗ СССР. 1932. № 45. Ст. 269.

Дела разрешались арбитром и ответственными представителями спорящих сторон (руководителями предприятий, организаций и учреждений, их заместителями, членами правления) по одному от каждой стороны. По сложным делам главный арбитр мог дополнительно ввести в состав арбитража двух арбитров. В случае неявки представителей сторон, дело могло быть решено и без них. В октябре 1932 г. было уточнено, что по делам, где ответчиками являлись учреждения, состоявшие на общесоюзном государственном бюджете, государственных бюджетах союзных республик или местных бюджетах, в заседание вызывали представителя Народного комиссариата финансов СССР, НКФ союзной республики или местного финансового органа1. По делам, производившимся в госарбитраже, взыскивалась единая государственная пошлина.

Органы государственного арбитража могли требовать от всех предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых сведений, материалов и документов, вызывать должностных лиц для объяснений, назначать экспертизы и т.д.

При разрешении споров госарбитраж руководствовался законами и распоряжениями центральных и местных органов власти, а также общими началами экономической политики СССР. Государственный арбитраж исходил из необходимости строгого соблюдения плановой и договорной дисциплины и повышения материальной ответственности хозяйственных органов и персональной ответственности хозяйственников за невыполнение или ненадлежащее выполнение договоров и сделок.

Обо всех выявленных серьезных нарушениях договорной и плановой дисциплины и других недочетах в деятельности предприятий, учреждений и организаций госарбитраж должен был сообщать вышестоящим над ними органам или органам Рабоче-крестьянской инспекции, а в надлежащих случаях - прокуратуре. С июня 1932 г. внесено изменение, по которому в случае обнаружения при рассмотрении дела запущенности бухгалтерского учета, неправильной организации отчетности, главный арбитр мог наложить на ответственных за это руководителей хозяйственных органов и главных бухгалтеров денежное взыскание в пределах месячного оклада2.

Решения государственного арбитража были окончательны и обжалованию не подлежали. Они исполнялись сторонами в указанный срок, иначе - принудительным порядком. Должностных лиц, не выполнивших решения, привлекали к дисциплинарной или уголовной ответственности.

1 СЗ СССР. 1932. № 74. Ст. 451.

2 СЗ СССР. 1932. № 45. Ст. 269.

В октябре 1932 г. была введена новая ст. 11.1, где пояснялось, что взыскания по приказам госарбитража с учреждений, находившихся на государственном или местном бюджете, производили за счет ассигнований по смете этих учреждений. Приказы госарбитража о принудительном исполнении приравнивались к чекам-ассигновкам или другим платежным документам по расходованию ассигнованных по смете сумм и через НКФ СССР, НКФ союзной республики или местный финансовый орган направлялись в соответствующее учреждение Госбанка. Оно указывало бюджетное подразделение сметы, за счет которого исполняли приказ. Данный порядок взыскания не распространялся на специальные и другие внебюджетные средства учреждений, состоявших на государственном и местном бюджетах1.

Надзор за деятельностью государственного арбитража Положением 1931 г. возлагался на Совет труда и обороны, экономические советы (совещания) союзных республик, советы народных комиссаров автономных республик, краевые и областные исполкомы. Они могли отменять или изменять решение Госарбитража, а также передавать дело на новое рассмотрение. В связи с введенными в 1932 г. изменениями надзор стали осуществлять СНК СССР, СНК союзных и автономных республик, краевые и областные исполкомы. В течение месяца с момента вынесения решения главный арбитр мог приостановить его исполнение и передать дело на новое рассмотрение государственного арбитража.

Госарбитражу при СНК СССР предоставлялось право инструктирования арбитражей, состоявших при СНК союзных республик и ведомствах СССР, а также созыв периодических совещаний республиканских, местных и ведомственных арбитражей и производство обследования их деятельности.

По спорам, предававшимся на разрешение нижестоящих органов госарбитража (пп. «в» и «г» ст. 4), за Госарбитражем при СНК СССР и государственными арбитражами при СНК союзных республик сохранялось право проверки, отмены и изменения решения в течение месяца с момента его вынесения2.

В развитие союзного законодательства ВЦИК и СНК 1 июня 1933 г. постановили утвердить «Положение о государственном арбитраже, РСФСР»3, по которому он разрешал имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора с целью обеспечения укрепления революционной законности, договорной и плановой дисциплины, хозрасчета, а также повышения материальной ответственности хозорганов и персональной

1 СЗ СССР. 1932. № 74. Ст. 441.

2 СЗ СССР. 1932. № 45. Ст. 269.

3 СУ РСФСР. 1933. № 35. Ст. 127.

ответственности хозяйственников за невыполнение или ненадлежащее выполнение сделок и договоров.

В документе дублировались положения о руководстве законами, составе органов государственного арбитража, предметах его ведения и категориях споров, процедуре разрешения дел, единой государственной пошлине (квитанция предоставлялась одновременно с возбуждением дела), взыскании денежных сумм, полномочиях главного арбитра в сфере надзора, сборе сведений и материалов, выявлении недочетов и запущенности бухгалтерского учета. В случае систематических нарушений появилась возможность устанавливать повышенные по сравнению с договором штрафы, а органы госарбитража были обязаны привлекать лиц, виновных в нарушении договоров, к ответственности по постановлению ЦИК и СНК СССР 18 февраля 1931 г.1

Государственный арбитраж рассматривал дела по заявлениям заинтересованных сторон, по собственной инициативе или по поручению органа при котором он состоит либо вышестоящего органа Госарбитража.

Пояснялось, что главный арбитр при СНК РСФСР имел право непосредственного внесения вопросов в СНК и ЭКОСО РСФСР. Также он, а в случае его отсутствия - его заместитель, участвовал с совещательным голосом в заседаниях СНК РСФСР, ЭКОСО РСФСР и Комиссии исполнения при СНК РСФСР, советов народных комиссаров автономных республик, краевых и областных исполкомах2.

Госарбитраж при СНК РСФСР имел право передать любое подведомственное ему дело, согласно пп. «а»-«в» ст. 7, на рассмотрение местного госарбитража. Местный госарбитраж рассматривал:

а) все споры на сумму не ниже 1 тыс. рублей между учреждениями, предприятиями и организациями местного значения одной и той же автономной республики или края (области);

б) споры на сумму от 1 тыс. до 10 тыс. рублей, в которых хотя бы одной стороной являлось республиканское или союзное учреждение, предприятие или организация, и споры на те же суммы между учреждениями, предприятиями и организациями разных автономных республик и краев (областей), в районе деятельности которого находился ответчик или о котором стороны специально оговорили в соглашении;

в) споры, переданные на его рассмотрение Госарбитражем при СНК РСФСР или Госарбитражем при СНК СССР.

Более детально пояснялись сроки исковой давности. Так, право на предъявление иска по спорам, подведомственным государственному арбитражу, прекращалось:

1 СЗ СССР. 1931. № 10. Ст. 109.

2 СУ РСФСР. 1933. № 35. Ст. 127. Ст. 4.

а) по требованиям о взыскании пени, неустоек и штрафов по истечении 3-х месяцев;

б) по требованиям, связанным с импортными и экспортными операциями, - 1,5 лет;

в) по требованиям, возникавшим из договоров о капитальном строительстве, - 1 года;

г) по требованиям, возникавшим на территории Крайнего севера, -1,5 лет;

д) по другим требованиям - 6 месяцев, если специальным законом не был установлен более краткий срок давности.

Течение исковой давности начиналось с того момента, когда возникло право на предъявление иска. По обязательствам, подлежавшим исполнению по востребованию кредитора, оно начиналось со времени возникновения обязательств. Исковая давность прерывалась только предъявлением иска. Государственный арбитраж имел право продлить пропущенный срок исковой давности в случае невозможности для истца своевременно предъявить иск.

Госарбитражу при СНК РСФСР также предоставлялось право инструктирования и обследования деятельности органов госарбитража, состоявших при СНК автономных республик и при краевых (областных) исполкомах, а также органов ведомственного арбитража, состоящих при центральных и местных органах ведомств РСФСР, при республиканских центрах и местных органах кооперативных систем. Госарбитраж при СНК РСФСР при необходимости созывал совещания органов госарбитража и ведомственного арбитража. Аналогичные права в отношении местных органов ведомственного арбитража предоставлялись местному Госарбитражу1.

Положением РСФСР 1933 г. подробнее говорилось о принудительном приведении в исполнение решения госарбитража через судебного исполнителя общих судебных учреждений. Для предъявления к исполнению решений действовал единый срок 6 мес., а на территории Крайнего севера - увеличенный срок в 1,5 года.

Также детализировалось, что СНК РСФСР, СНК автономных республик, краевые и областные исполкомы были вправе в порядке надзора отменить или изменить решение госарбитража или передать дело на новое рассмотрение. Право возбуждения в СНК РСФСР вопроса об отмене решений госарбитража при СНК РСФСР принадлежало всем лицам, учреждениям и организациям, имевшим право непосредственного внесения предложений в СНК РСФСР согласно Наказу о работе СНК и ЭКОСО РСФСР. Порядок внесения вопроса об отмене решений местных органов госарбитража в СНК автономных республик, краевые и областные

1 СУ РСФСР. 1933. № 35. Ст. 127. Ст. 10.

исполкомы устанавливался ими же самостоятельно. Жалобы на решения местного госарбитража могли приносить в СНК РСФСР лишь после рассмотрения этих решений СНК автономной республики, краевыми (областными) исполкомами. По спорам, переданным Госарбитражем при СНК РСФСР на разрешение местного госарбитража, первый мог проверять, отменять и изменять вынесенные местным арбитражем решения. Вопрос о пересмотре решения могли возбуждать заинтересованная организация, госарбитраж, вынесший решение, или госарбитраж при СНК РСФСР не позднее месяца со дня вынесения решения.

В дальнейшем 1 августа 1934 г. Государственным арбитражем при СНК СССР были изданы Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами Госарбитража.

К сожалению, в архивах сохранилось мало документов по организации и правоприменительной деятельности первых государственных арбитражей, особенно на местах. К примеру, можем отметить, что, согласно постановлению ВЦИК РСФСР от 2 июня 1934 г. и на основании решения Курского облисполкома № 19 от 10 июля 1934 г. для решения трудовых споров между учреждениями, организациями и предприятиями, был образован государственный арбитраж Курской области.

Таким образом, в положениях союзного и республиканского уровня описывали организационную структуру, сферу компетенции, подсудность дел. Региональное законодательство в большей части дублировало и немного дополняло союзное, но не противоречило ему. Отметим, что органы госарбитажа осуществляли не только функции правосудия, но инструктирования и контроля по отношению к нижестоящим органам. Процессуальные вопросы раскрывались в специально принятых правилах. Органы экономического правосудия обобщали первый опыт и проблемы плановой экономики. Более того, в начале 1930-х гг. отмечался «кадровый голод» в органах госарбитража.

Библиографический список

1. Андреева Е.С. Становление и развитие арбитражных судов в России в период с 1922 по 1993 г.: Историко-правовой аспект. Дисс. ... к. юрид. наук. М., 2002. -197 с.

2. Воронин Д.В. Развитие института государственного арбитража и его влияние на советскую экономику: союзно-республиканский и региональный аспекты (1922-1991 гг.). Автореф. дисс. ... д. ист. наук. Томск, 2016. - 39 с.

3. Судолова Л.А. Судебная система и проблемы разрешения экономических споров в эволюции государства и права России с IX по XX вв.: историко-правовой аспект: Дисс. ... к. юрид. наук. СПб., 2008. - 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.