Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА РСФСР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА РСФСР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ СПОРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ / НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ АРБИТРАЖИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Машкова Анна Сергеевна

Статья посвящена характеристике деятельности Государственного арбитража РСФСР в годы ВОВ. На основании анализа архивных материалов выявлены недостатки в организации работы Госарбитражей. К направлениям деятельности Госарбитража отнесены разрешение споров, сигнализация о нарушениях в деятельности хозорганов, содействие восстановлению народного хозяйства. Наиболее трудными для органов Госарбитража стали 1941-1942 гг., к 1943 г. большинство организационных проблем было преодолено, и показатели эффективности работы Госарбитражей повысились.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE STATE ARBITRATION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article is devoted to the characteristics of the activities of the State arbitration of the RSFSR during the Second World War. Based on the analysis of archival materials, shortcomings in the organization of the work of the State arbitration were identified. The activities of the State arbitration include dispute resolution, signaling violations in the activities of economic bodies, and assistance in the restoration of the national economy. The most difficult years for the State arbitration bodies were 1941-1942, by 1943 most of the organizational problems were overcome, and the performance indicators of the State Arbitration Institutions increased.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА РСФСР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

УДК 340.158 ББК 67.3

DOI 10.24412/2073-0454-2021-4-28-32 © Машкова А.С., 2021

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА РСФСР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Анна Сергеевна Машкова, аспирант кафедры теории и истории государства и права Института права и управления Московский городской педагогический университет (129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4) E-mail: MashkovaA@mgpu.ru

Научный руководитель: профессор кафедры теории и истории государства и права Института права и управления Московского городского педагогического университета, кандидат юридических наук, профессор Н.Н. Ефремова

Аннотация. Статья посвящена характеристике деятельности Государственного арбитража РСФСР в годы ВОВ. На основании анализа архивных материалов выявлены недостатки в организации работы Госарбитражей. К направлениям деятельности Госарбитража отнесены разрешение споров, сигнализация о нарушениях в деятельности хозорганов, содействие восстановлению народного хозяйства. Наиболее трудными для органов Госарбитража стали 1941-1942 гг., к 1943 г. большинство организационных проблем было преодолено, и показатели эффективности работы Госарбитражей повысились.

Ключевые слова: Государственный арбитраж, Великая Отечественная война, имущественные споры, эффективность работы, надзорная деятельность, ведомственные арбитражи.

ACTIVITIES OF THE STATE ARBITRATION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Anna S. Mashkova, Postgraduate Student of the Department of Theory of State and Law of the Institute of Law and Management

Moscow City University (129226, Moscow, 2-y Selskokhozyastvenny pr., d. 4) E-mail: MashkovaA@mgpu.ru

Research supervisor: Professor of the Department of Theory of State and Law of the Institute of Law and Management of the Moscow City University, Candidate of Legal Sciences, Professor N.N. Efremova

Abstract. The article is devoted to the characteristics of the activities of the State arbitration of the RSFSR during the Second World War. Based on the analysis of archival materials, shortcomings in the organization of the work of the State arbitration were identified. The activities of the State arbitration include dispute resolution, signaling violations in the activities of economic bodies, and assistance in the restoration of the national economy. The most difficult years for the State arbitration bodies were 1941-1942, by 1943 most of the organizational problems were overcome, and the performance indicators of the State Arbitration Institutions increased.

Keywords: State arbitration, the Great Patriotic War, property disputes, work efficiency, supervisory activity, institutional arbitration.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Машкова А.С. Деятельность Государственного арбитража РСФСР в годы Великой Отечественной войны. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(4):28-32.

В компетенцию советского Государственного арбитража входили разрешение споров хозорганов и обеспечение соблюдения плановой, договорной и финансовой дисциплины [1]. В РСФСР действовали Государственный арбитраж при Совете Народных Комиссаров республики и местные Госарбитражи при СНК автономных республик, исполнительных комитетах краёв и областей [2], при городских Советах де-

путатов трудящихся [3]. В годы Великой Отечественной войны структура, цели и основные направления деятельности органов Госарбитража не претерпели существенных изменений, однако условия военного времени не могли не отразиться на их работе.

Целями исследования являются изучение особенностей организации работы Госарбитражей РСФСР в годы Великой Отечественной войны и характеристика

основных направлений деятельности указанных органов.

«Сохранились лишь разрозненные, косвенные данные о работе арбитража в годы войны. Все архивные материалы, справки, отчеты были уничтожены, то же самое произошло и с местными архивами областей РСФСР», [12, с. 12] — отметил А.С. Смыкалин. Действительно, изучение деятельности органов Государственного арбитража на оккупированных территориях представляет трудности для исследователей, так как многие важнейшие документы были утеряны при эвакуации или непосредственно в период оккупации. К примеру, данные о довоенной деятельности Госарбитража при Курском облисполкоме отсутствуют в материалах фондов Государственного архива Курской области. Первые статистические отчёты датированы 1945 г. и также содержат сведения за 1944 г. В это время Курская область была полностью освобождена от захватчиков, и деятельность органов Государственного арбитража возобновилась. Подчеркнем, что при изучении особенностей организации работы Госарбитражей в годы войны и показателей эффективности их деятельности следует опираться на сохранившиеся акты обследования Госарбитража при СНК РСФСР, переписку Госарбитража с СНК РСФСР, а также на отдельные отчеты Госарбитража республики и местных Госарбитражей (преимущественно за 1943-1945 гг.).

В 1942 г. в РСФСР действовало шестьдесят Государственных арбитражей, из них четырнадцать — в АССР и сорок шесть местных [8, л. 21об.]. В первом полугодии 1942 г. органы Госарбитража РСФСР рассмотрели 43855 дел, что составляло 81 % от всех споров, разрешенных Госарбитражами СССР [8, л. 45]. Наиболее острой в годы войны стала проблема нехватки квалифицированных кадров. Большинство арбитров ушло на фронт, и «на 90% арбитражи всех уровней были заполнены женщинами и в редких случаях мужчинами инвалидами» [12, с. 11]. Утверждение кандидатур арбитров было затруднено, а работники системы Госарбитража, временно исполнявшие обязанности госарбитров, были вынуждены выполнять двойные объёмы работы. «Мы перешли на шестидневку, работали с утра до восьми вечера, и раньше уходить строго запрещалось», [6, с. 143] — вспоминали госарбитры. По состоянию на 1943 г. в Государственном арбитраже при СНК РСФСР работало двадцать пять человек, из которых только десять имели высшее юридическое образование. У многих сотрудников Госарбитража трудовой стаж не составлял и года [8, л. 2]. В 1943 г. в Госарбитраже при Новосибирском облисполкоме «осталось всего четверо сотрудников, поэтому главный арбитр был вынужден привлекать скороспелых и случайных так называемых юристов, т. е. не имею-

щих соответствующего образования и занимающихся погоней за совместительствами» [5, с. 49]. Согласно штатному расписанию за 1945 г., в Госарбитраже при Курском облисполкоме работало только шесть человек: главный госарбитр, госарбитр, референт, а также счетовод, секретарь и уборщица [7, л. 37]. Из них высшее юридическое образование имел только главный госарбитр, член ВКП(б) И.Д. Бровкин [7, л. 26].

Ещё одной существенной проблемой стала потеря связи республиканских и местных Госарбитражей с Государственным арбитражем при СНК СССР. Госарбитраж при СНК СССР, в октябре 1941 г. эвакуированный из Москвы в Энгельс, не мог оперативно наладить как процесс разрешения споров, так и инструктирование республиканских Госарбитражей и контроль за их деятельностью. В феврале 1942 г. в Москве была создана Оперативная группа Госарбитража при СНК СССР, но по-прежнему основная масса дел рассматривалась в Энгельсе. В промышленных центрах, к примеру, в Свердловске и Челябинске, действовали выездные сессии Государственного арбитража, контроль за которыми осуществляла Оперативная группа. Госарбитраж при СНК РСФСР прекратил работу 16 октября 1941 г. и в ноябре того же года был эвакуирован в Саратов. Так как госарбитры добирались до Саратова самостоятельно, то в ноябре-декабре 1941 г. главный госарбитр был вынужден единолично рассматривать все споры. Кроме того, была затруднена надзорная работа Госарбитража, так как главный госарбитр не мог пересматривать вынесенные им самим решения [8, л. 14]. В июне 1942 г. Госарбитраж при СНК РСФСР вернулся в Москву, и на протяжении 1942-1943 гг. организационные трудности в работе были полностью преодолены.

Деятельность Государственного арбитража при исполнительном комитете горсовета блокадного Ленинграда в 1941 г. практически замерла, в связи с тем, что большинство предприятий и учреждений было эвакуировано. И, соответственно, посредничество Госарбитража в разрешении споров и содействие в заключении договоров на поставку продукции более не требовались. На заместителя главного госарбитра указанного Госарбитража, Н.И. Магида, были возложены обязанности по содействию эвакуации. Государственный арбитраж Ленинграда утратил связь с вышестоящими органами и функционировал автономно. В 1942 г. работа Госарбитража по контролю за соблюдением договорной дисциплины, в том числе за порядком заключения договоров между предприятиями, возобновилась. В компетенцию Госарбитража входили надзор за ходом заключения договоров на строительство газоубежищ и договоров подряда на ремонт фасадов и кровель домов, контроль за производством товаров широкого потребления. Кроме того, городской Госар-

битраж фактически выполнял функции Госарбитража при облсовете. Как отмечал А.И. Рупасов, «Использование Ленинградским городским государственным арбитражем сравнительно в широких масштабах своих прав по возбуждению дел действительно являлось отражением его возросшей активности в деле борьбы за договорную дисциплину в условиях войны» [11, с. 189].

В годы войны Госарбитраж «принимал решения, направленные на укрепление хозяйственного расчета, точное исполнение договорных обязательств, успешное выполнение народнохозяйственных планов и заданий Правительства, на полное и бесперебойное снабжение фронта всем необходимым» [12, с. 9]. В то же время объем работы по сравнению с предыдущими годами уменьшился вдвое (за одиннадцать месяцев 1942 г. Госарбитраж при СНК РСФСР разрешил 3026 дел, из которых 40% являлись надзорными [8, л. 15]). Значительно увеличились сроки разрешения споров. Более 50% дел рассматривалось в сроки, превышавшие один месяц [8, л. 30]. В 1943 г. показатели работы Госарбитража при СНК РСФСР улучшились по сравнению с 1942 г. Так, в 1943 г. из-за недостаточной предварительной подготовки и значительных временных затрат, требовавшихся на уведомление сторон, было отложено только 18% дел [8, л. 2 об.]. К основным недостаткам работы Госарбитража при СНК РСФСР и местных Госарбитражей были отнесены вынесение решений с нарушениями законодательства, несоответствие решений материалам дела, нечеткие формулировки резолютивной части решения, ошибки в употреблении юридических терминов, неустойчивость арбитражной практики, недостаточная борьба с нарушениями в деятельности хозорганов, невыполнение планов по обобщению арбитражной практики и слабая связь с ведомственными арбитражами. В 1942 г. была признана неудовлетворительной работа Государственного арбитража при Московском облисполкоме. Госарбитрами указанного Госарбитража в срок до пятнадцати дней было рассмотрено только 60% дел [8, л. 71]. Наиболее высокие показатели работы в 1943 г. имели Госарбитражи города Ленинграда, Московской, Калининской, Саратовской и Ростовской областей [9, л. 13]. В связи с обозначенными недостатками возросла роль надзорной работы Государственного арбитража при СНК РСФСР. Отдел надзора указанного Госарбитража пересматривал решения местных Госарбитражей, осуществлял обобщение надзорной практики, давал заключения по поручениям СНК РСФСР. В 1943 г. значительно увеличился процент изменения и отмены решений. Всего за шесть месяцев 1943 г. поступило 590 жалоб на решения местных Госарбитражей. Из всех жалоб 70,7% было рассмотрено в срок до десяти

дней [8, л. 6].

Как уже было отмечено выше, к проблемам деятельности Государственных арбитражей РСФСР относилась недостаточная борьба с недостатками в работе хозяйственных организаций. Госарбитраж при СНК РСФСР за одиннадцать месяцев 1942 г. направил 62 сообщения о выявленных в процессе рассмотрения споров недостатках, на которые было получено только 19 ответов [8, л. 21], за семь месяцев 1943 г. — 98 сообщений [8, л. 6 об.]. Для сравнения в 1946 г. было направлено 618 подобных сообщений [10, л. 25].

Приоритетными задачами в годы войны стали усиление связей Госарбитража при СНК РСФСР с местными Госарбитражами и арбитражами ведомств и восстановление работы Госарбитражей на территориях, освобожденных от немецко-фашистской оккупации. В 1943 г. была восстановлена работа четырнадцати Госарбитражей республики [8, л. 54].10-18 сентября 1943 г. в Армавире прошло совещание главных госарбитров органов Госарбитража автономных республик Северного Кавказа, областей и краев Дона и Кубани, освобожденных от оккупации [8, л. 71]. На повестку дня были вынесены вопросы о восстановлении сроков исковой давности по довоенным делам. Следует отметить, что работа по инструктированию местных Госарбитражей и арбитражей ведомств, осуществляемая организационно-инструкторским отделом Государственного арбитража при СНК РСФСР, была признана недостаточной. В 1942-1943 гг. были проведены обследования деятельности ведомственных арбитражей при пяти народных комиссариатах республики [8, л. 8 об.].

В годы войны изменился процессуальный порядок рассмотрения споров Государственными арбитражами, в первую очередь в сторону упрощения. Госарбитры не требовали от сторон обязательного присутствия на заседаниях и сверки расчетов. Число споров по качеству товаров народного потребления заметно снизилось, зато наметился рост числа споров по недопоставкам, утрате грузов, тары и хищениям в пути следования. Безусловно, преобладали споры, связанные с выполнением военных заказов. «Доля военных дел постоянно росла и в 1943 г. уже составила 69%, но фактически была ещё выше», [6, с. 149] — сделал вывод Д.В. Воронин.

В 1944-1945 гг. важнейшей задачей деятельности органов Государственного арбитража РСФСР стало содействие восстановлению народного хозяйства. Соответственно, приоритетным направлением работы стала борьба с недостатками в деятельности хозорга-нов. В целях улучшения показателей эффективности деятельности Госарбитражей также было необходимо систематически осуществлять обобщение арбитраж-

ной практики, вносить предложения по устранению недостатков в работе предприятий, взаимодействовать с органами исполнительной власти и правоохранительными органами [4]. В целях сохранения единства арбитражной практики требовалось осуществлять систематические обследования и инструктирование местных Госарбитражей и арбитражей ведомств. Для реализации поставленных задач, в частности для систематического проведения проверок арбитражей, Госарбитраж при СНК РСФСР обратился в СНК РСФСР с вопросом об увеличении штата работников с двадцати пяти до пятидесяти трёх человек [9, л. 3].

К 1945 г. улучшились показатели работы Госарбитража при СНК РСФСР, повысилось качество подготовки дел, снизился процент отложения их рассмотрения, стали чаще приглашаться на заседания представители министерств и ведомств. Также повысились показатели надзорной работы. В 1945 г. 80% жалоб было рассмотрено в срок до десяти дней [10, л. 10]. Увеличился объём работы Государственных арбитражей всех уровней. Число дел, подлежавших рассмотрению в местных органах Госарбитража, к 1946 г. увеличилась на 30% по сравнению с 1945 г. Именно в 1946 г. число споров, поступавших в Госарбитражи, достигло довоенного уровня [10, л. 31]. К недостаткам деятельности Госарбитражей республики по-прежнему относились несвоевременное уведомление хозорганов о выявленных нарушениях и низкое качество решений. Ещё одним недостатком являлась несвоевременная выдача исполнительных листов [10, л. 13].

Важную роль в укреплении взаимосвязи между местными Госарбитражами республики и обмене опытом играли совещания главных госарбитров. К примеру, 18-19 апреля 1944 г. в Свердловске было проведено Межобластное совещание главных госарбитров Госарбитражей Урала и Сибири с участием представителей семи областных органов Государственного арбитража [9, л. 44]. Также был поставлен вопрос о проведении аналогичного совещания Госарбитражей западных областей, в том числе с участием представителей органов Государственного арбитража Ленинградской и Московской областей, Крымской АССР, областей Центрального Черноземья. На проведенном 20 сентября 1944 г. совещании обсуждались вопросы организации работы Госарбитражей областей, освобожденных от немецко-фашистской оккупации, и учреждения Госарбитражей в образованных областях [9, л. 55-56]. В 1944 г. было образовано десять новых Госарбитражей [9, л. 62].

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны Государственный арбитраж РСФСР, невзирая на организационные трудности, острую нехватку кадров и ослабление связей с местными Госарбитражами,

действовавшими на оккупированных территориях, и Госарбитражем при СНК СССР настаивал на строгом следовании принципам социалистической законности, договорной и плановой дисциплины, сигнализировал органам исполнительной власти о нарушениях в хозяйственной деятельности предприятий, в первую очередь рассматривал дела, связанные с обеспечением фронта всем необходимым. В 1944-1945 гг. к задачам деятельности Государственного арбитража было отнесено содействие восстановлению народного хозяйства. На протяжении всего периода военного времени Госарбитражи республики стремились упрочить связь с Госарбитражем при СНК РСФСР, с арбитражами ведомств и иными правоохранительными органами.

Литература

1. Постановление ЦИК и СНК СССР от 03 мая 1931 г. «Положение о государственном арбитраже» // СЗ СССР. 1931. №26. Ст. 23, №31. Ст. 239, №33. Ст. 280.

2. Постановление ВЦИК РСФСР от 01 июня 1933 г. «Об утверждении Положения о Государственном арбитраже РСФСР» // СУ РСФСР. 1933. № 35. Ст. 127.

3. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 25 ноября 1935 г. «Об организации при Московском городском совете государственного арбитража» // СУ РСФСР. 1935. № 23. Ст. 226.

4. Постановление СНК РСФСР от 11 мая 1944 г. № 401 «О работе органов государственного арбитража РСФСР» // СП РСФСР. 1944. № 9. Ст. 50.

5. Воронин Д.В. Деятельность Новосибирского госарбитража в годы Великой Отечественной войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология, искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 3-1. С. 47-51.

6. Воронин Д.В. Развитие института государственного арбитража и его влияние на советскую экономику: союзно-республиканский и региональный аспекты (1922-1991 гг.): Дис. ... док. ист. наук. Томск, 2016.

7. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф.Р-13 (Государственный арбитраж Курской области). Оп.1. Д. 5 (Квартальные статистические отчеты Госарбитража о работе за 1945 г.). 42 л.

8. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А512 (Государственный арбитраж при Совете Министров РСФСР (Госарбитраж РСФСР)). Оп.1. Д. 3 (Акты Госарбитража

при СНК РСФСР по обследованию работы Госарбитража при СНК РСФСР за 1942-1943 гг.).155 л.

9. ГАРФ. Ф. А512. Оп. 1. Д. 8 (Переписка с СНК РСФСР об изменении подсудности, зарплаты в Госарбитражах, об организации Госарбитражей и др. Отчет о работе Госарбитража за 1944 г.). 79 л.

10. ГАРФ. Ф. А512. Оп. 1. Д. 17 (Отчеты Госарбитража РСФСР о работе за 1944-1946 гг.). 86 л.

11. Рупасов А.И. Ленинградский городской государственный арбитраж в годы блокады // Петербургский исторический журнал. 2019. № 3. С. 183-191.

12. Смыкалин А.С. Государственный арбитраж в годы Великой отечественной войны (19411944 гг.) // Арбитражный суд Свердловской области. Электронный журнал. 2010. № 1. С. 8-16.

References

1. Postanovlenie CIK i SNK SSSR ot 03 maya 1931 g. «Polozhenie o gosudarstvennom arbitrazhe» // SZ SSSR. 1931. №26. St. 23, №31. St. 239, №33. St. 280.

2. Postanovlenie VCIK RSFSR ot 01 iyunya 1933 g. «Ob utverzhdenii Polozheniya o Gosudarstvennom arbitrazhe RSFSR» // SU RSFSR. 1933. № 35. St. 127.

3. Postanovlenie VCIK, SNK RSFSR ot 25 noyabrya 1935 g. «Ob organizacii pri Moskovskom gorodskom sovete gosudarstvennogo arbitrazha» // SU RSFSR. 1935. № 23. St. 226.

4. Postanovlenie SNK RSFSR ot 11 maya 1944 g. № 401 «O rabote organov gosudarstvennogo

arbitrazha RSFSR» // SP RSFSR. 1944. № 9. St. 50.

5. Voronin D.V. Deyatel'nost' Novosibirskogo gosarbitrazha v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya, iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014. № 3-1. S. 47-51.

6. Voronin D.V. Razvitie instituta gosudarstvennogo arbitrazha i ego vliyanie na sovetskuyu ekonomiku: soyuzno-respublikanskij i regional'nyj aspekty (1922-1991 gg.): Dis. ... dok. ist. nauk. Tomsk, 2016.

7. Gosudarstvennyj arhiv Kurskoj oblasti (GAKO). F.R-13 (Gosudarstvennyj arbitrazh Kurskoj oblasti). Op.1. D. 5 (Kvartal'nye statisticheskie otchety Gosarbitrazha o rabote za 1945 g.). 42 l.

8. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F. A512 (Gosudarstvennyj arbitrazh pri Sovete Ministrov RSFSR (Gosarbitrazh RSFSR)). Op.1. D. 3 (Akty Gosarbitrazha pri SNK RSFSR po obsledovaniyu raboty Gosarbitrazha pri SNK RSFSR za 1942-1943 gg.).155 l.

9. GARF. F. A512. Op. 1. D. 8 (Perepiska s SNK RSFSR ob izmenenii podsudnosti, zarplaty v Gosarbitrazhah, ob organizacii Gosarbitrazhej i dr. Otchet o rabote Gosarbitrazha za 1944 g.). 79 l.

10. GARF. F. A512. Op. 1. D. 17 (Otchety Gosarbitrazha RSFSR o rabote za 1944-1946 gg.). 86 l.

11. Rupasov A.I. Leningradskij gorodskoj gosudarstvennyj arbitrazh v gody blokady // Peterburgskij istoricheskij zhurnal. 2019. № 3. S. 183-191.

12. Smykalin A.S. Gosudarstvennyj arbitrazh v gody Velikoj otechestvennoj vojny (1941-1944 gg.) // Arbitrazhnyj sud Sverdlovskoj oblasti. Elektronnyj zhurnal. 2010. № 1. S. 8-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.