и продаваемой на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, может служить клеймо «Н-ки и К. Сарапул».
Малые формы изобразительной рекламы - визитки, билеты, каталоги и прейскуранты тоже представляли собой художественные миниатюры, эффектно дополняя образ фирмы, фабрики или предприятия. В Удмуртии их качество не уступало лучшим российским образцам, поскольку фабриканты, не жалея средств, пользовались услугами столичных типографий.
В конце XIX века в Удмуртии стали выпускаться первые бизнес-справочники. Так, например, «Уральский торгово-промышленный адрес-календарь» выпускался в конце XIX - начале XX вв. в Перми. Первый номер этого издания вышел в 1898 г Составителями и издателями его были некие А.Л. и С.С. Вершовы, о которых нам, к сожалению, ничего не известно. Первые годы существования адрес-календаря были довольно сложными. Приходилось выдерживать постоянную конкурентную борьбу, не было подготовленной читательской среды: торговцы и купечество, в большей части привыкшие к примитивным приемам торговли, не умели пользоваться справочными изданиями и не стремились поддержать издание адрес-календаря финансово.10
Однако со временем «Уральский торговопромышленный адрес-календарь» стал самым значительным справочным изданием об уральской промышленности и пользовался большой популярностью. Кроме общих сведений (святцы, Российский императорский дом), в него были включены различные справочные сведения о правилах торговли, купеческих гильдиях, налогах, а также извлечения из уставов, географические таблицы, тарифы пассажирских и грузовых перевозок.
Самым большим и подробным разделом справочника является «Перечень торговых фирм, фабрик, заводов и промышленных заведений Уральского района». Каждая губерния в «Перечне...» выделена в отдельные разделы, содержащие также описания входящих в губернию городов. «Перечень.» предназначался для «фирм, снабжающих Урал своими товарами». Для «указания местным торговцам фирм вне Уральского района» имеется отдел объявлений. Отдельной главой выделена горнозаводская промышленность, в этой главе содержится описание всех горных округов Урала. В адрес-календаре представлена также реклама ижевских оружейных заводов Петрова и Евдокимова.11
О том, как развивался адрес-календарь дальше, точных сведений нет, но известно, что в период НЭПа большим спросом пользовался «Уральский торговопромышленный справочник», издававшийся редакцией газеты «Звезда» в Перми. По сравнению с предыдущими изданиями в справочнике появились некоторые изменения: большое внимание уделено государственному устройству СССР и РСФСР, добавился новый исторический раздел. Основной раздел, посвященный экономической жизни Урала, построен не по географическому принципу, как раньше, а по отраслям промышленности.
Общей характерной чертой обоих изданий было обилие рекламы и «уважительное» к ней отношение. Вся реклама выдержана в одном стиле и помещена в отдельный раздел. Вкрапленная же в текст реклама немногочисленна и ненавязчива.
Итак, реклама - важный элемент бизнеса не только в современной России. Ее значение осознавали предприниматели еще в конце XIX в., в том числе фабриканты и купцы Удмуртии. Развитие этой отрасли было прервано событиями 1917 г.
УДК 346 + 330.101.54
Организация, формирование и размещение муниципального заказа (на примере г. Мытищи)
С.А. Зуденкова
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
В настоящее время осуществление закупки товаров и услуг, необходимых для муниципальных нужд, регламентируется Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июня 2005 г «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом определен практически весь перечень вопросов, касающихся организации и проведения закупок, контроля и ответственности за различные нарушения, однако указанный нормативный документ в большей степени ориентирован на федеральный или региональный уро-
вень, чем на уровень муниципальных закупщиков, что способствует формированию различных вариантов решения проблем закупок для муниципального образования.
В соответствии с действующим законодательством под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения во-
10
Красильникова Н. Первые уральские бизнес-справочники.// Свое дело: Ежемесячная газета для предпринимателей.—1999.— № 1
11
Центральный государственный архив Удмуртской республики: «Уральский торгово-промышленный адрес-календарь» на 1908 г.
просов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Закупки для муниципальных нужд осуществляют муниципальные заказчики. Муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также уполномоченные органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Помимо документов федерального уровня, порядок формирования и размещения муниципального заказа
частично отражается в Уставе муниципального образования и в соответствующем решении представительного органа муниципального образования и других документах.
Выделяют три модели организации закупок: централизованную, децентрализованную и смешанную.
Каждая из этих моделей имеет свои преимущества и недостатки. Так, централизованная модель (рис. 1) характеризуется высоким уровнем регламентации и большим количеством бюрократических процедур, отсутствием гибкости и оперативности в осуществлении закупок, но в то же время позволяет экономить за счет получения оптовых скидок, предотвращения дублирования деятельности подразделений.
Рис. 1. Централизованная модель организации закупок
Децентрализованная модель (рис. 2) отличается гибкостью и оперативностью в принятии решений и проведении закупок, максимальной близостью к конечным пользователям, что позволяет наиболее полно учитывать их потребности. В то же время для функционирования децентрализованной модели необходимо
наличие специалистов по закупкам в каждом подразделении, что достаточно сложно осуществить на практике. При этом отсутствует координация закупок, что приводит к более высоким расходам на осуществление закупок (в целом по структуре).
Рис. 2. Децентрализованная модель организации закупок
Смешанная модель (рис. 3) объединяет преимущества и недостатки двух рассмотренных выше моделей. Такая модель наиболее эффективна для организаций со смешанными потребностями в закупках простой и
сложной продукции и имеющих региональные представительства, т.е. с географически разбросанной структурой.
Рис. 3. Смешанная модель организации закупок
Особенностью организации муниципального заказа является право органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать структуру управления формированием и размещением муниципального заказа, а также разрабатывать штатное расписание.
Например, в городском поселении Мытищи структура управления формированием и размещением муниципального заказа является централизованной и имеет вид, представленный на рис. 4.
Рис. 4. Структура управления формированием и размещением муниципального заказа
в городском поселении Мытищи
Отдел муниципального заказа является единственным органом по размещению муниципального заказа городского поселения Мытищи и проведению конкурсов по закупке товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, с правом делегирования указанных полномочий структурным подразделениям администрации города, муниципальным унитарным предприятиям, учреждениям.
Деятельность отдела муниципального заказа направлена на решение следующих задач:
• формирование и размещение муниципального заказа в соответствии с установленной процедурой, утвержденной органами местного самоуправления,
• организация сбора и обобщения планов закупок товаров, работ, услуг, от структурных подразделений администрации города, муниципальных унитарных предприятий, учреждений,
• организация контроля соблюдения структурными подразделениями администрации города действующего порядка размещения муниципального заказа и др.
Для выполнения перечисленных задач, в соответствии с положением об отделе, отдел выполняет следующие функции.
1. Организация сбора и обобщения заявок на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд. Составление сводного реестра на очередной финансовый год.
2. Подготовка предложений к проекту городского бюджета по предмету своей деятельности. Участие в рассмотрении и согласовании бюджетных показателей по статьям разделов бюджета городского поселения в части компетенции отдела.
3. Формирование номенклатурного перечня продукции, закупаемой на конкурсной основе, плана проведения конкурсных торгов, сводного плана закупок продукции для муниципальных нужд.
4. Ведение информационных баз данных по поставщикам и номенклатуре продукции, закупаемой для муниципальных нужд.
5. Методическое обеспечение мероприятий по подготовке, размещению и исполнению муниципального заказа. Подготовка пакета конкурсной документации для размещения муниципального заказа.
6. Контроль за размещением и ходом выполнения муниципального заказа. Ведение реестра договоров (контрактов) муниципального заказа.
7. Организация процедуры проведения конкурса и иных способов закупки в порядке, установленном действующим законодательством о муниципальном заказе. Формирование конкурсных комиссий.
8. Представление запрашиваемой информации (отчетов) главе городского поселения или курирующему заместителю главы администрации городского поселения Мытищи.
9. Разработка проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, направленных на обеспечение наиболее эффективного размещения муниципальных закупок.
10. Разработка типового договора (контракта) на поставку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
11. Координация и контроль процедуры заключения муниципальных договоров (контрактов) в соответствии с решением конкурсной комиссии.
12. Согласование размещения муниципального заказа способами, не требующими проведения конкурса.
13. Планирование и анализ собственной деятельности отдела.
14. Обеспечение целостности, достоверности, сохранности и конфиденциальности информации, используемой в отделе.
15. Контроль соблюдения структурными подразделениями администрации городского поселения, бюджетными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями порядка размещения и исполнения муниципального заказа, установленного действующим законодательством РФ.
16. Разработка и реализация мероприятий, направленных на популяризацию деятельности управления (участие в выставках, научных конференциях, работа со СМИ, размещение информации в сети Интернет), привлечение потенциальных поставщиков для сотрудничества с отделом, информирование о предстоящих конкурсах.
17. Подготовка предложений по повышению квалификации сотрудников отдела.
18. Выполнение иных полномочий, не запрещенных действующим законодательством, необходимых для эффективной деятельности управления.
Еще одной особенностью организации осуществления закупок для муниципальных нужд является самостоятельное определение состава и количества комиссий (согласно законодательству возможно создание конкурсной, аукционной или единой комиссий). В соответствии с постановлением главы городского поселения Мытищи «О создании комиссии по размещению муниципального заказа городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района» при отделе муниципального заказа создана Единая комиссия по размещению муниципального заказа для нужд городского поселения Мытищи в количестве 16 человек и рабочая группа из 8 человек. В состав комиссии входит: председатель комиссии (глава городского поселения Мытищи), два заместителя председателя комиссии, секретарь и члены комиссии (в составе 12 человек).
На постоянно действующую комиссию и рабочую группу возложены следующие обязанности: разработка и разъяснение конкурсной документации соискателю, составление графиков проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок цен, формирование предложений о допуске соискателей к участию, проведение конкурсов, аукционов, запросов котировок.
При необходимости к участию в работе комиссии и рабочей группы (в части поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для жилищно-коммунального комплекса городского поселения Мытищи) могут привлекаться руководители других структурных подразделений администрации, муниципальных унитарных
предприятий и учреждений, специалисты управления Роспотребнадзора.
Вся информация о муниципальных закупках является доступной, т.к. подлежит обязательной публикации. В городском поселении Мытищи соответствующая информация размещается на официальном сайте и в местной газете.
Несмотря на то, что практика организации муниципального заказа в муниципальных образованиях имеет
место с конца 90-х гг., анализ динамики объемных и структурных показателей возможно проводить лишь за 2005-2006 гг., так как в результате реформы местного самоуправления появилось большое количество «новых» муниципальных образований, в частности рассматриваемое городское поселение.
Размещение муниципального заказа в городском поселении Мытищи за период 2005 - 2006 гг. характеризовалось показателями, представленными в табл. 1.
Таблица 1
Размещение муниципального заказа в городском поселении Мытищи,
в единицах
1 Количество закупок 64 107 167,2
2 Количество открытых конкурсов 44 82 186,4
3 Количество закрытых конкурсов 6 5 83,3
4 Количество закупок, проведенных методом котировок 2 3 150,0
5 Закупки «из единственного источника» 12 17 141,7
6 Количество заседаний конкурсной комиссии 18 23 127,8
7 Количество организаций, принявших участие в конкурсах 189 207 109,5
8 Общее количество заключенных контрактов 105 202 192,4
В 2005 году состоялось 18 заседаний конкурсной (см. рис. 5). В проводимых конкурсах приняли участие
комиссии. Основным способом размещения заказа в 189 организаций. По итогам конкурсов было заключено
городском поселении Мытищи в течение 2005—2006 гг. 105 муниципальных контрактов.
были открытые конкурсы, 65% и 77,1% соответственно
□ Закупки у единственного источника
□ Запрос котировок
□ Закрытые конкурсы
□ Открытые конкурсы
Рис. 5. Структура муниципального заказа (по способам размещения заказа) в 2005—2006 г., %
Общее количество заключенных в городском поселении Мытищи муниципальных контрактов увеличивается год от года: в течение 2005 г. было заключено всего 105 контрактов, а в 2006 году - 202 контракта (см.
табл. 2). Общая характеристика стоимостных показателей муниципального заказа и величина полученной экономии отражена в табл. 3.
Таблица 2
Количество заключенных контрактов по видам продукции, в единицах
№ п/п Наименование показателей *2004 г. 2005 г. 2006 г. Темпы роста, %
2005 / 2004 2006 / 2005 2006 / 2004
1 Общее количество заключенных контрактов 70 105 202 150,0 192,3 288,5
2 Количество заключенных контрактов на подрядные работы 22 36 84 163,6 233,3 381,8
3 Количество заключенных контрактов на поставку товарной продукции 25 37 63 148,0 170,2 252,0
4 Количество заключенных контрактов на приобретение услуг, в том числе услуг локальных монополий 23 32 55 139,1 171,8 239,1
В 2004 г. контракты заключались администрацией Мытищинского муниципального района
Таблица 3
Динамика стоимостных показателей муниципального заказа и величины полученной экономии
№ п/п Наименование показателей 2005 г. 2006 г. Темп роста, %
1. Годовая стоимость муниципального заказа, утвержденная решением Совета депутатов, млн рублей 423,6 495,3 116,9
2. Общая стоимость заключенных муниципальных контрактов, млн рублей 308,1 416,2 135,0
3. Стоимость заключенных контрактов на подрядные работы, млн рублей 105,6 173,0 163,8
4. Стоимость заключенных контрактов на поставку товарной продукции, млн рублей. 108,4 129,9 119,8
5. Стоимость заключенных контрактов на приобретение услуг, в том числе услуг локальной монополии, млн рублей 94,1 113,3 120,4
6. Экономия, млн рублей 7,1 18,7 263,3
Путем размещения муниципального заказа в анализируемый период осуществлялись следующие закупки:
• проведение капитального ремонта имущественных объектов муниципальной собственности. Наибо-
лее крупные объемы были выставлены и разыграны по ремонту муниципального жилищного фонда (кровли, фасадов, ремонт систем отопления, горячего и холодного водоснабжения и канализации, вентиляционных систем дымоудаления, лифтов). Также был про-
изведен ремонт в 14 общеобразовательных школах, в 13 детских садах, в 5 школах дополнительного образования, в 10 лечебных учреждениях, в 10 учреждениях культуры, и других объектах социально-культурного значения.
• ремонт дорожных покрытий улиц, внутриквартальных дорог и тротуаров общей площадью свыше 60 тыс. кв. метров;
• устройство детских и спортивных площадок (22 ед.), ограждений у жилых домов (8 ед.);
• строительство контейнерных площадок для сбора бытовых отходов и мусора в сельских населенных пунктах;
• закупка сельскохозяйственной продукции и продуктов для организации питания в стационарных лечебных и детских учреждениях; техническое обслуживание и текущий ремонт пищеблоков образовательных учреждений,
• закупка медицинского оборудования, обмундирования для медицинского персонала, санитарных машин для лечебных учреждений здравоохранения;
• закупка школьных учебников, бумаги, канцелярских принадлежностей;
• закупка услуг на техническое обслуживание систем и оборудования; услуг на установку и обслуживание охранной и пожарной сигнализации.
Впервые муниципальный заказ был осуществлен на следующие виды товаров и услуг:
• проектно-изыскательские и строительномонтажные работы по замене тепловых сетей с применением теплопроводов в пенополиуретановой изоляции;
• организация питания в 22 городских и 6 сельских общеобразовательных школах для детей, нуждающихся в бесплатном питании;
• комплекты узлов учета холодной и горячей воды для квартир жилых домов;
• школьные перевозки.
В целом, в городском поселении Мытищи сложилась система управления муниципальными закупками, которая позволяет достаточно оперативно осуществлять требуемые закупки, и получать при этом экономию бюджетных средств. Проведенный анализ показал, что наряду с отмеченными достижениями существуют проблемы, связанные с формированием и размещением муниципального заказа:
— нехватка квалифицированных кадров;
— необходимость совершенствования процедуры планирования закупок;
— отсутствие регламентирующих документов на уровне муниципального образования;
— необходимость использования Интернет-технологий в осуществлении закупок.
Одной из центральных проблем в осуществлении закупок для муниципальных нужд является нехватка квалифицированных кадров. Вопрос обеспеченности квалифицированными кадрами практически для любого муниципального образования стоит достаточно остро. С одной стороны, это связано с объективной при-
чиной - увеличением количества муниципальных образований вследствие проводимой реформы местного самоуправления, а с другой стороны, недостаточным уровнем заработной платы, в результате чего молодые специалисты не хотят работать в органах местного самоуправления. В этой связи необходима активная деятельность исполнительных и законодательных ветвей власти по повышению престижности муниципальной службы, соответствия возлагаемой ответственности на муниципальных служащих и их заработной платы.
Для совершенствования процедуры планирования закупок необходимо усилить взаимосвязь и согласованность финансовой политики администрации с экономической, инвестиционной и социальной политикой, осуществляемой в соответствии с решениями представительных органов власти муниципального образования, координировать действия участников системы при проведении закупок для муниципальных нужд, рассчитанных исходя из нормативно-обоснованной потребности администрации в товарах, работах, услугах, необходимых для функционирования объектов и инфраструктуры, находящихся в ведении муниципального образования.
Отсутствие документов, регламентирующих порядок и процедуры формирования и размещения муниципального заказа на уровне муниципального образования, также отрицательно сказывается на эффективности системы муниципальных закупок. В настоящее время необходимо провести инвентаризацию нормативно-правовых актов для внесения в них необходимых изменений, обусловленных современными подходами к вопросам регулирования процедур закупок, сократить количество нормативно-правовых актов с целью их унификации. Порядок проведения муниципальных закупок должен быть четко регламентирован в целях предотвращения злоупотреблений участников процесса закупок, предотвращения нанесения ущерба муниципальному образованию.
Перспективным направлением совершенствования механизма муниципальных закупок является использование новых информационно-коммуникационных технологий. Действующее законодательство предполагает использование Интернет-технологий при осуществлении закупок, однако широкое распространение данной практики сдерживается как пробелами в законодательстве, так и недостаточной технической оснащенностью заказчиков и участников муниципального заказа.
В то же время опыт использования подобных систем свидетельствует о повышении управляемости и прозрачности процесса снабжения за счет обеспечения лиц, принимающих решения, полной и оперативной информацией, ведет к облегчению проведения маркетинговых исследований, т.е. получению объективной картины конъюнктуры рынка, упрощению выбора поставщиков за счет хранения и обработки коммерческих предложений поставщиков, снижению времени и трудозатрат на информирование рынка о проводимых конкурсах и на анализ поступивших от поставщиков предложений.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Таким образом, обобщение и тиражирование положительного опыта организации муниципальных закупок ведет к прозрачности и большему контролю за деятельностью органов местного самоуправления как со стороны контрольных органов, так и со стороны
населения. Реализация перечисленных выше механизмов позволит создать условия, обеспечивающие повышение эффективности муниципальных закупок, что способствует совершенствованию расходования средств местных бюджетов.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон № 131-Ф3 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
2. Федеральный закон № 94-ФЗ от 21 июня 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд»
3. Устав Городского поселения Мытищи № 7/2 от 25 января 2006 г.
4. Постановление Главы Городского поселения Мытищи № 130 от 23 октября 2006 г. «О создании комиссии по размещению муниципального заказа Городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области»
5. Соглашения «О передаче Администрации Мытищинского муниципального района Администрации Городского поселения Мытищи полномочий муниципального заказчика» № ДМ-36 от 5 апреля 2006 г.
6. Решение Совета депутатов Городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района № 10/4 от 27 апреля 2006 г. «Об утверждении порядка формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа Городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области»
7. Настольная книга госзаказчика. Храмкин А.А., Воробьева О.М., Вдовина В.В., Волосатова А.В., Ермаков В.А. Под ред. Храмкина А.А. — М. : ИД «Юрисприденция», 2007. — 400 с.
УДК 0671.57
Качество жизни: психологический, социально-медицинский аспекты
Е.А. Сигида, И.Е. Лукьянова
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
Проблемы повышения качества жизни как одного из направлений кардинального изменения отношения к вопросам социального и культурного развития общества и здоровья населения нуждаются в концептуальных и методологических подходах изучения. Необходимо определить базовые постулаты, термины и критерии потребностей и услуг гуманитарного направления и, в частности, социально-медицинских услуг, которые включают насущные жизненные потребности российских граждан.
Жизненное благополучие — основа качества жизни современного человека все чаще связывается с услугами здравоохранения, образования, определяется доступностью оздоровительных, рекреационных, санаторно-курортных и других учреждений, занимающихся вопросами укрепления здоровья, и побуждают к научному осмыслению возможной оценки их как интегрального фактора качества жизни.
Понятие «качество жизни населения» вызывает разночтения, обусловленные различными областями применения указанного понятия: от обыденного определения уровня жизни до политико-экономического обоснования потребления населением товаров и
услуг.
Одним из важных аспектов определения понятия качества жизни, определения объекта и предмета исследования, выработки терминологии может стать международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКНЗ-2) позволяющая уточнить основные концептуальные понятия изучаемой проблемы.
В классификации введены новые определения как самого понятия здоровья и его составляющих, обозначенных доменом здоровья, так и всего, что связано со здоровьем, обозначенного доменом, связанным со здоровьем.
Под доменом подразумевается набор, комплекс практически значимых и взаимосвязанных понятий, которые обеспечивают благополучие, социальное функционирование.1 К таким понятиям отнесены физиологические функции, анатомические структуры органов и тканей, действия, задачи и сферы жизнедеятельности индивидуума, которые позволяют выявить критерии качества жизни.
Обозначенные взаимосвязанные комплексы домен здоровья и домен, связанный со здоровьем, обуслов-
1
Домен - это практический и значимый набор взаимосвязанных физиологических функций, анатомических структур, действий, задач и сфер жизнедеятельности.