УДК 796:656.6
М.Ю. Бобров, В.Д. Гуров
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: slavik.gurov. [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ
Для эффективного выполнения поставленных задач и обеспечения качественной эксплуатации судовых технических средств необходимо поддержание хорошей физической формы моряка. Несмотря на ограниченные возможности занятия спортом в судовых условиях, для поддержания общей физической формы членов экипажа необходим специальный комплекс упражнений, который позволит морякам ощущать себя лучше, здоровее, выносливее и поможет быстрее акклиматизироваться к условиям эксплуатации судна в море.
Ключевые слова: физическая культура, физическая выносливость, спортивные упражнения, человеческий фактор, техническая эксплуатация, безопасность.
M.Yu. Bobrov, V.D. Gurov
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail:slavik.gurov. [email protected]
ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING FOR SHIP CREWS
For the effective implementation of the tasks and ensuring the quality operation of the ship's technical equipment, it is necessary to maintain a good physical shape of the sailor. Despite the limited opportunities for playing sports in ship conditions, a special set of exercises is needed to maintain the general physical form of the crew members, which will allow sailors to feel better, healthier, more enduring, and will help them quickly acclimatize to the operating conditions of the vessel at sea.
Key words: physical culture, physical endurance, sports exercises, human factor, technical operation, safety.
Работа в море отнесена к одной из десяти самых опасных профессий в мире. Тщательное изучение потенциальных опасностей заставляет осознать, что безопасная эксплуатация судна и надежное функционирование судовых технических средств во многом зависят от так называемого человеческого фактора, который определяется в т. ч. психофизиологическим состоянием экипажа и способностью каждого моряка противостоять физическим и психологическим нагрузкам [1].
Обзор основных факторов снижения безопасности судна [2] показывает, что в общем алгоритме развития опасных ситуаций в судовых условиях человеческий фактор занимает центральную позицию [3], и при анализе надежности и безопасности эксплуатации судна необходимо учитывать его влияние [4]. А это значит, что физической подготовке экипажа должно уделяться соответствующее внимание.
Первый этап подготовки личного состав, в плане адаптации к физической нагрузке, начинается в профильных учебных заведениях на занятиях по физической культуре. Цель занятий -развить в будущих моряках такие физические качества, как сила, ловкость, быстрота, выносливость, командное чувство, умение быстро принимать правильные решения в сложных ситуациях. Ведь от состояния экипажа судна зависят выполнение тех или иных задач, предотвращение аварийных ситуаций на море, качественная эксплуатация технических средств и скорость принятия правильных решений в экстремальных ситуациях [5].
На занятиях по физической культуре курсанты и студенты осваивают и совершенствуют различные упражнения из таких видов спорта, как легкая атлетика, пауэрлифтинг, настольный теннис, футбол, волейбол, баскетбол, кроссфит и т. д. Активно применяется метод круговой тренировки [6].
Вторая международная научно-техническая конференция
Подобный организационный прием применения методов упражнения позволяет не только дифференцированно развить физические качества (силу, быстроту, выносливость), но и их комплексные формы проявления (силовую, скоростную, скоростно-силовую направленность). Необходимо во время занятий осуществлять медицинский контроль и самоконтроль физического состояния обучающихся.
На базе вуза студенты и курсанты проходят базовую физическую подготовку, необходимую для работы в море, выполнения поставленных перед ними задач, но, как показывает практика, дальнейшее совершенствование физической подготовки зависит от личных качеств моряка, организации на судах трудового процесса, оснащения судов необходимым минимумом спортивного оборудования, бережного отношения к здоровью членов экипажей руководства компании и капитанов судов.
Здоровье членов экипажа продолжает оставаться одним из основных вопросов судоходной отрасли. Многим морякам сложно поддерживать себя в хорошей физической форме и обеспечивать организм необходимыми физическими нагрузками, месяцами находясь в рейсе. Особенно если на борту нет спортивной каюты или хотя бы одного-двух тренажеров. Вместе с тем хорошая физическая подготовка имеет первостепенное значение, т. к. любая работа в море требует выносливости, и трудности, с которыми обычно сталкивается моряк, невозможно преодолеть без крепкого здоровья.
Руководству судоходных и рыбодобывающих компаний необходимо изыскивать возможность и средства для размещения на судах компаний хотя бы минимального количества спортивного инвентаря: скакалок, платформ Босу, минимального набора гантелей, боксерской груши, петель ТИХ, перекладины для подтягиваний, брусьев для отжиманий, фитнес-мультистанции, велотренажеров, эллипсоидов, беговых дорожек, степперов.
Именно поэтому работникам флота стоит обратить внимание на кроссфит (crossfit) - круговую тренировку (когда упражнения постоянно повторяются, как бы замыкаясь в цепочку), которая основывается на выполнении определенного комплекса упражнений за минимальное время. Преимущество кроссфита заключается в возможности заниматься им не только в спортзале, а практически где угодно, в т. ч. и на судне - для поддержания хорошей физической формы хватит и упражнений с собственным весом. Развитие фитнес-индустрии в последнее время позволяет заниматься физическими упражнениями в условиях стесненного пространства и ограниченного свободного времени. Наиболее подходящим для этого является комплекс упражнений, выполняемый с собственным весом, с так называемыми петлями ТИХ. В комплексе используются нагрузки, направленные на развитие сразу нескольких физических качеств, таких как сила, выносливость и ловкость. В связи с этим подготовку по системе кроссфит обычно делят на три составные части: тяжелая атлетика, гимнастика и кардио [7].
Организация физической подготовки для экипажей судов может строиться на следующем комплексе упражнений, специально разработанном для судовых условий:
1) разминка (легкий бег на месте 2-3 мин, наклоны головой, рывки руками, рывки руками с поворотом корпуса в правую и левую стороны, всевозможные наклоны корпуса, круговые движения корпуса и таза, махи ногами, легкие выпады на правую и левую ноги поочередно, отжимания от пола, легкие приседания);
2) прыжки на скакалке, 4 подхода по 1мин;
3) подтягивания на перекладине, 4-5 подходов 10-12 повторений;
4) отжимания от пола или на брусьях, 4-5 подходов 10-15 повторений;
5) подъем ног в висе на перекладине, 4-5 подходов по 15-20 повторений;
6) упражнения с гантелями (жим гантелями, сидя на наклонной скамье, разведение гантелей, стоя через стороны, 4-5 подходов по 10-15 повторений);
7) заминка (всевозможные дыхательные упражнения, направленные на расслабление мышц, восстановление дыхания, упражнения из комплекса по йоге).
Во время выполнения упражнений необходимо следить за самочувствием, избегать перегрузок. Рекомендуется выполнять комплекс на свежем воздухе и при хорошей погоде. Не рекомендуется выполнять упражнения во время качки на море, после длительных и утомительных вахт и судовых работ. Во время стоянок в портах необходимо организовывать всевозможные спортивные состязания как между членами экипажа, так и с другими экипажами судов (футбол, бадминтон, теннис, волейбол, перетягивание каната) [8].
Российский профсоюз моряков отмечает, что помимо физической активности также рекомендуется соблюдать нормы питания: не переедать, стараться употреблять в пищу только полезные продукты. В рацион судов необходимо включать комплекс мультивитаминов и минералов, а также биологически активные добавки, позволяющие экипажам судов адаптироваться к неблагоприятным условиям и большим физическим и психологическим нагрузкам. Также необходимо организовывать комплекс восстановительных процедур (финская сауна, расслабляющий массаж, соляная комната). Необходим строгий медицинский контроль за членами экипажа (замеры артериального давления, прохождение медицинских комиссий, организация труда и отдыха экипажа судна).
Моряку, который вернулся домой, нужно восстановиться и почувствовать почву под ногами. В первые двое-трое суток после рейса врачи рекомендуют ограничивать длительность и интенсивность физических нагрузок, исключать другие факторы риска (переохлаждение, травмы, резкое изменение температур, пребывание на ветру, под палящим солнцем), не менять кардинально режим питания, не злоупотреблять алкоголем. Отлично помогает адаптироваться к новому режиму длительный сон - по 10-12 ч в сутки.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что только комплексный подход в оснащении судов спортивным инвентарем, бережное отношение к своему здоровью всех членов экипажа судна, отказ от вредных привычек, правильно организованный режим труда и отдыха, восстановление после длительных морских рейсов позволят человеку, работающему в сложных условиях моря, преодолеть трудности, сохранить здоровье и отличную физическую форму на долгие годы.
Литература
1. Белов О.А. Оценка технической готовности системы с учетом влияния человеческого фактора / О.А. Белов // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2014. -№ 30. - С. 11-16.
2. Белов О.А. Обзор основных факторов снижения безопасности сложных технических систем / О.А. Белов, А.И. Парфенкин // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2015. - № 35. - С. 11.
3. Белов О.А. Общий алгоритм развития опасных ситуаций в судовых условиях / О.А. Белов // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Восьмой всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 51-54.
4. Белов О.А. Методология анализа и контроля безопасности судна как сложной организационно-технической системы / О.А. Белов // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2015. - № 34. - С. 12-18.
5. Белов О.А. Моделирование процесса обучения курсантов для формирования навыков технической эксплуатации / О.А. Белов, Л.А. Толстова // Вестник государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. - 2016. - № 3 (16). - С. 78-81.
6. Кряж В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов / В.Н. Кряж / Минск.: Высш. школа, 1982. - 120 с.
7. Решетнёва Г.А. Основы теории физической культуры / Г.А. Решетнёва. - Хабаровск, 2005.- С. 41-42.
8. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 132 с.