Научная статья на тему 'Организация физической и технико-тактической подготовки сотрудников полиции с учетом возрастных особенностей'

Организация физической и технико-тактической подготовки сотрудников полиции с учетом возрастных особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / POLICE OFFICERS / TRAINING SESSIONS / AGE FEATURES / PHYSICAL TRAINING / TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ошурков Денис Владимирович

Проанализирован учебно-тренировочный процесс в спортивных секциях с целью повышения готовности сотрудников органов внутренних дел к успешному выполнению оперативно-служебных задач. Исследованы особенности совершенствования физических и технико-тактических качеств сотрудников органов внутренних дел в зависимости от их возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ошурков Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF PHYSICAL AND TECHNICAL-TACTICAL TRAINING OF POLICE OFFICERS TAKING INTO ACCOUNT AGE FEATURES

The training process in the sports sections was analyzed as a means of increasing the readiness of internal affairs officers to successfully complete operational tasks. The features of improving the physical and technical-tactical qualities of employees of internal affairs bodies, depending on their age, are investigated.

Текст научной работы на тему «Организация физической и технико-тактической подготовки сотрудников полиции с учетом возрастных особенностей»

УДК 796.01

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Д.В. Ошурков

Проанализирован учебно-тренировочный процесс в спортивных секциях с целью повышения готовности сотрудников органов внутренних дел к успешному выполнению оперативно-служебных задач. Исследованы особенности совершенствования физических и технико-тактических качеств сотрудников органов внутренних дел в зависимости от их возраста.

Ключевые слова: сотрудники полиции, учебно-тренировочные занятия, возрастные особенности, физическая подготовка, технико-тактическая подготовка, профессиональная подготовка.

В настоящее время предъявляются повышенные требования к служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем возникла необходимость в повышении качества учебного процесса в образовательных организациях МВД России, так как в них обучается большинство курсантов и слушателей - будущих сотрудников правоохранительных органов. Одновременно с этим формирование профессионально значимых физических качеств и двигательных навыков происходит в процессе их обучения при помощи профессионально-прикладной физической подготовки.

Спортивные единоборства служат базовыми средствами технико-тактической, физической, психологической и волевой подготовки. Как правило, в период обучения в «чистом виде» технико-тактические действия в спортивных единоборствах изучаются и совершенствуются на первом году обучения. В ходе освоения материала в учебном процессе практикуется проведение учебных схваток по упрощенным правилам борьбы самбо, бокса, дзюдо. В дальнейшем на этой базе осуществляется переход к изучению боевых приемов борьбы и ударной техники. При этом учебные бои проводятся с определенным облегченным (либо усложненным) заданием.

Одним из способов повышения готовности сотрудников к успешному выполнению предстоящих оперативно-служебных задач является организация учебно-тренировочных занятий в спортивных секциях по прикладным видам спорта (бокс, борьба самбо и дзюдо, рукопашный бой и т. д.). Занятия в спортивных секциях позволяют сотрудникам не только восполнить пробелы, возникающие в изучении данных разделов учебной программы на занятиях по физической подготовке, но и совершенствовать свое индивидуальное мастерство в конкретных видах единоборств.

Актуальность работы заключается в том, что осуществление учебно-тренировочного процесса в спортивных секциях следует рассматривать как педагогический процесс, заключающийся в управлении совершенствованием различных сторон спортивного мастерства, учитывая четко разработанную возрастную программу [1].

К сожалению, многие специалисты, работающие на практике, не считаются с этим фактором. Зачастую, способные физически хорошо подготовленные спортсмены компенсируют свои технические недостатки отличными физическими данными, но нередко при переходе в более высокие возрастные группы, где решающий фактор победы - это техника, спортсмены, как правило, не могут добиться достойных результатов.

Привлечение внимания к этой проблеме объясняется стремлением специалистов к оптимизации процесса спортивной тренировки в целях управления различными сторонами подготовки спортсмена.

Общеизвестно, что в спортивной практике техника выполнения движений является одной из важнейших сторон подготовки. При этом уровень технической подготовленности может определяться степенью эффективности использования двигательного потенциала, который, в свою очередь, обеспечивается высоким уровнем физической подготовленности. А физическая подготовленность характеризуется возможностями функциональных систем организма, обеспечивающих основные физические качества: быстроту, силу, выносливость, ловкость и гибкость.

Вопросу воспитания физических качеств спортсмена и их взаимосвязи с технической подготовкой посвящено большое количество работ [2, 8, 10]. Авторы считают, что именно полноценное и эффективное использование спортсменом своих физических качеств в сочетании с технической подготовленностью составляет сущность технико-тактического мастерства.

При исследовании структуры физической подготовленности спортсменов выделяются четыре фактора, где первым выступает специальная физическая подготовка на базе высокого уровня развития скоростно-силовых качеств [3].

Одним из факторов, способствующих поддержанию спортсменом оптимального уровня проявления скоростно-силовых возможностей при соревновательной нагрузке, является физическое качество выносливость и, в частности, специальная выносливость.

Физиологические механизмы специальной выносливости в каждом виде спорта имеют свои отличия. По мнению В.Н. Платонова, необходимо при выборе средств и методов воспитания специальной выносливости учитывать их соответствие требованиям избранного вида спорта и условиям, в которых проходят тренировка и состязания [10].

Обосновывая критерии специальных скоростно-силовых упражнений спортсменов, Ю.В. Верхошанский сделал заключение о том, что лучшим средством воздействия на специфические группы мышц являются сами технические действия или те специальные упражнения, которые максимально приближены к таковым [2].

Анализируя методы совершенствования скоростно-силовых качеств, Ю.М. Захарьяев отмечает, что в упражнениях скоростного характера оптимальный режим работы по частоте сердечных сокращений должен быть в пределах 160-165 уд/мин, в упражнениях скоростно-силового характера - 150-155 уд/мин, силового характера - 145-150 уд/мин [5].

В спортивной практике при развитии специальных физических качеств применяются различные средства нетрадиционного воздействия, которые позволяют в достаточной мере моделировать необходимый режим работ мышц в процессе сопряженного совершенствования специальных физических качеств и технической подготовленности спортсменов [9].

При изучении взаимосвязи физической подготовленности с техническим мастерством борцов Ю.П. Замятин, Б.И. Тараканов, Б.Ф. Романов пришли к выводу о том, что наибольшая корреляция критериев технического мастерства выявлена с показателями в тестах скоростных качеств и выносливости [4].

Исследуя вопросы возрастной преемственности в многолетней подготовке единоборцев (на примере борцов), авторы установили последовательно возросшую взаимосвязь их физических, технических и тактических возможностей [1, 4, 7].

Особенности совершенствования физических и технико-тактических качеств в зависимости от возраста занимающихся приведены в таблице.

Совершенствование физических и технико-тактических качеств борца в зависимости от возраста

Возраст, лет Качества борца

Физические Технические Тактические

12-13 Развитие быстроты и гибкости Знакомство с основными элементами спортивных видов борьбы Знакомство с основными положениями борцов на ковре

14-15 Развитие координационных способностей Изучение основных элементов различных видов спортивной борьбы Тактика применения основных изучаемых приемов спортивной борьбы

16-17 Развитие скоростно-сило-вых возможностей Программное изучение технических действий избранного вида борьбы Изучение тактики спортивного поединка и применения приемов в избранном виде борьбы

Окончание

Возраст, лет Качества борца

Физические Технические Тактические

18-19 Развитие общей выносливости и развитие ско-ростно-силовых возможностей Программное и индивидуальное изучение технических действий Изучение тактики участия спортсмена в соревнованиях

20-21 Развитие специальной выносливости. Развитие силы Индивидуальное совершенствование техники избранного вида борьбы Изучение тактической взаимосвязи собственных физических и специальных качеств

> 21 Индивидуальное совершенствование уровня физического развития борца Индивидуальное совершенствование и поддержание достигнутого уровня спортивного мастерства Комплексное совершенствование и поддержание достигнутою уровня тактики в избранном виде борьбы

В процессе исследования показателей специальной физической и технико-тактической подготовленности борцов с учетом спортивной квалификации и возраста А.И. Кузнецов в своей работе подчеркивает тесную взаимосвязь этих показателей, а также предлагает должные нормативы оценки показателей для борцов 17-18 и 19-20 лет в соревновательном периоде подготовки [7].

Таким образом, анализ научно-методической литературы по рассматриваемой теме свидетельствует о том, что учебно-тренировочный процесс в спортивной секции носит многогранный характер, который основывается на тесной взаимосвязи физической, технической и тактической подготовки. Знание тактических принципов задержания и самозащиты, умение правильно применять необходимые средства для достижения поставленной цели являются неотъемлемой составной частью профессиональной подготовленности сотрудника органов внутренних дел. Одним из эффективных способов повышения готовности сотрудников полиции к выполнению предстоящих оперативно-служебных задач является организация учебно-тренировочных занятий в спортивных секциях по служебно-прикладным видам спорта.

Учитывая, что в спортивных секциях проходят подготовку сотрудники, возраст которых от 18 лет и старше, учебно-тренировочный процесс в этих группах должен определяться четко разработанной возрастной программой.

Список литературы

1. Астахов А.М., Исаев А.П. Возрастная особенность в многолетней подготовке самбистов // Спортивная борьба: ежегодник. 1982. С. 29-31.

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1988. 215 с.

3. Греко-римская борьба: учебник для вузов физ. культуры / Ю.П. Замятин [и др.]: рук. авт. коллектива А.Г. Семенов, М.В. Прохорова. М.: Олимпия Пресс; Терра-Спорт, 2005. 254 с.

4. Замятин Ю.П., Романов Б.Ф., Тараканов Б.И. Взаимосвязь физической подготовленности с техническим мастерством борцов-вольников // Спортивная борьба: ежегодник. 1982. С. 71-74.

5. Захарьяев Ю.М. Методика развития и совершенствования скоростно-силовых качеств и выносливости у борцов // Спортивная борьба: ежегодник. 1982. С. 49-51.

6. Кельдасов Т.Д., Ошурков Д.В. Тактико-техническая подготовка и ее особенности в процессе обучения боевым приемам борьбы // Подготовка кадров для силовых структур: материалы двадцать первой Всерос. науч.-метод. конф. Иркутск, 2016. С. 263-266.

7. Кузнецов А.И. Нормативные показатели специальной физической и технико-тактической подготовленности борцов с учетом спортивной квалификации и возраста: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 1986. 24 с.

8. Мороз В.В. Эффективность выполнения технических действий на основе повышения специальной скоростно-силовой подготовленности борцов: автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1983. 24 с.

9. Новиков А.А. Методология технико-тактического мастерства спортсменок (на примере борьбы). Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 1998. 220 с.

10. Платонов В.Н. Подготовка высококвалифицированных спортсменов. М: Физкультура и спорт, 1986. 236 с.

Ошурков Денис Владимирович, старший преподаватель, den-osh@yandex.ru, Россия, Иркутск, Восточно-Сибирский институт МВД России

THE ORGANIZATION OF PHYSICAL AND TECHNICAL-TACTICAL TRAINING OF POLICE OFFICERS TAKING INTO ACCOUNT AGE FEATURES

D.V. Oshurkov

The training process in the sports sections was analyzed as a means of increasing the readiness of internal affairs officers to successfully complete operational tasks. The features of improving the physical and technical-tactical qualities of employees of internal affairs bodies, depending on their age, are investigated.

Key words: police officers, training sessions, age features, physical training, technical and tactical training, vocational training.

Oshurkov Denis Vladimirovich, senior lecturer, den-osh@yandex.ru, Russia, Irkutsk, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Reference

1. Astahov A.M., Isaev A.P. Vozrastnaya osobennost' v mnogoletnej podgotovke sambistov // Sportivnaya bor'ba: ezhegodnik. 1982. S. 29-31.

2. Verhoshanskij Yu.V. Osnovy special'noj silovoj podgotovki v sporte. M.: Fizkul'tura i sport, 1988. 215 s.

3. Greko-rimskaya bor'ba: uchebnik dlya vuzov fiz. kul'tury / Yu.P. Zamyatin [i dr.]: ruk. avt. kollektiva A.G. Semenov, M.V. Prohorova. M.: Olimpiya Press; Terra-Sport, 2005. 254 s.

4. Zamyatin Yu.P., Romanov B.F., Tarakanov B.I. Vzaimosvyaz' fizicheskoj podgotovlennosti s tekhnicheskim masterstvom borcov-vol'nikov // Sportivnaya bor'ba: ezhegodnik. 1982. S. 71-74.

5. Zahar'yaev Yu.M. Metodika razvitiya i sovershenstvovaniya skorostno-silovyh kachestv i vynoslivosti u borcov // Sportivnaya bor'ba: ezhegodnik. 1982. S. 49-51.

6. Kel'dasov T.D., Oshurkov D.V. Taktiko-tekhnicheskaya podgotovka i ee oso-bennosti v processe obucheniya boevym priemam bor'by // Podgotovka kadrov dlya silovyh struktur: materialy dvadcat' pervoj Vseros. nauch.-metod. konf. Irkutsk, 2016. S. 263-266.

7. Kuznecov A.I. Normativnye pokazateli special'noj fizicheskoj i tekhniko-takticheskoj podgotovlennosti borcov s uchetom sportivnoj kvalifikacii i vozrasta: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. M., 1986. 24 s.

8. Moroz V.V. Effektivnost' vypolneniya tekhnicheskih dejstvij na osnove povysheniya special'noj skorostno-silovoj podgotovlennosti borcov: avtoref. dis. .kand. ped. nauk. M., 1983. 24 s.

9. Novikov A.A. Metodologiya tekhniko-takticheskogo masterstva sportsmenok (na primere bor'by). Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo gos. un-ta, 1998. 220 s.

10. Platonov V.N. Podgotovka vysokokvalificirovannyh sportsmenov. M: Fizkul'tura i sport, 1986. 236 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.