Научная статья на тему 'Физическая подготовленность студентов занимающихся вольной борьбой'

Физическая подготовленность студентов занимающихся вольной борьбой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЛЬНАЯ БОРЬБА / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL TRAINING / FREESTYLE WRESTLING / STUDENTS / PHYSICAL AND TECHNICAL PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюкина Лариса Александровна, Игнатьев Сергей Викторович

В статье рассмотрено содержание физической подготовки студентов факультета физической культуры занимающихся вольной борьбой. Выявлен уровень физической и технической подготовленности у борцов вольного стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL PREPAREDNESS FOR STUDENTS DEVELOPING FREEPORT

The article describes the content of physical training of students of the Faculty of Physical Education involved in freestyle wrestling. The level of physical and technical readiness of freestyle wrestlers was revealed.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовленность студентов занимающихся вольной борьбой»

страны и их культурам, толерантности; позволит сохранить, развить и ретранслировать подрастающему поколению русскую культуру и культуру родного народа, народов России в контексте мировой культуры, что будет способствовать формированию у детей дошкольного возраста этнического самосознания, этнокультурной идентичности, способности к диалогу, к межкультурному общению; обеспечит в последствие определённый уровень развития этномузыкальной осведомлённости у детей дошкольного возраста, будет способствовать становлению основ этномузыкальной культуры в целом.

Литература:

1. Большая энциклопедия народов. Для школьников и студентов / Л.М. Минц. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

2. Буре Р.С. Нравственно-духовное воспитание в детском саду М., 2010.

3. Вивчарь Г. М. Казачество и адыги: Мемуары моих дедов и прадедов. - Майкоп, 2005.

4. Виноградов. В. Б. Средняя Кубань: «Земляки и соседи». Краснодар, 2009.

5. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников, М., 2012.

6. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009, №10. Москва, 2014.

7. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещении, 2009.

8. Кокуева В.А. Духовно - нравственное воспитание детей на культурных традициях своего народа -М.: Аркти, 2011.

9. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения. М.. - 2011.

10. Швец С. А. Кубань - многонациональный край. Электронный ресурс.-[Режим доступа]: teacherj ournal.ru/attachments/188_Кубань .docx, 2011.

Педагогика

УДК: 796.81

кандидат педагогических наук, доцент Дюкина Лариса Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары); старший преподаватель Игнатьев Сергей Викторович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЬНОЙ БОРЬБОЙ

Аннотация. В статье рассмотрено содержание физической подготовки студентов факультета физической культуры занимающихся вольной борьбой. Выявлен уровень физической и технической подготовленности у борцов вольного стиля.

Ключевые слова: физическая подготовка, вольная борьба, студенты, физическая и техническая подготовленность.

Annotation. The article describes the content of physical training of students of the Faculty of Physical Education involved in freestyle wrestling. The level of physical and technical readiness of freestyle wrestlers was revealed.

Keywords: physical training, freestyle wrestling, students, physical and technical preparedness.

Введение. Правительство России рассматривает физическую культуру, как одно из результативных средств, способствующих приобщить молодежь к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в майском указе 2018 года возложил на Правительство обязанность увеличить количество граждан, ведущих здоровый образ жизни к 2024 году. В связи с чем, кабинету министров необходимо обеспечить увеличение численности граждан систематически занимающихся физической культурой и спортом до 55%.

По мнению специалистов именно физические нагрузки способствуют оздоровлению организма человека. Совместные тренировки благотворно влияют на социализацию личности. Физически крепкие и морально устойчивые люди составляют основу развития сильного государства.

Занятия физической культурой и спортом способствуют проявлению лидерских качеств, возможности проявить себя, выступает неким социальным проводником в профессиональную сферу деятельности. Формирование рассматриваемых качеств именно в студенческие годы имеет высокий потенциал. Данный период является благоприятным, для повышения уровня спортивной подготовленности, технического и тактического мастерства. Проявление его происходит во время соревновательной деятельности. Ребята с удовольствием принимают участие в соревнованиях. Задача педагога помочь им достигнуть запланированные результаты. Всё это станет возможным при сформированном достаточно высоком уровне физической подготовленности.

Под общей физической подготовленностью понимается совокупность двигательных способностей человека и морфофункциональных свойств организма [1].

От состояния физической готовности студента зависит его умение усваивать получаемую на занятиях информацию, что в итоге влияет на его возможность иметь высокой рейтинг в образовательном процессе вуза.

Студенты, обучающиеся на факультете физической культуры, имеют различную спортивную квалификацию и являются представителями разных видов спортивной деятельности.

На факультете обучаются ребята, которые в будущем станут учителями по физической культуре или тренерами. Соответственно их уровень физической подготовки должен быть выше, чем у остальных студентов. Для повышения студентами своего спортивного мастерства в вузе функционируют различные

спортивные секции, где студенты могут совершенствоваться в избранном виде спортивной деятельности. Выбор секции определяется студентами по желанию.

В нашей работе целью исследования стало выявление уровня физической подготовленности студентов факультета физической культуры, на примере группы занимающихся вольной борьбой.

Изложение основного материала статьи. Опытно - экспериментальное исследование продолжалось с сентября 2017 года по май 2018 года. Участвовало в исследовании 15 человек. Все они являются студентами факультета физической культуры ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» и занимаются вольной борьбой.

Студенты, регулярно занимающиеся в спортивной секции, помимо образовательной нагрузки, ежедневно подвергаются физическим нагрузкам. Нагрузки, получаемые на тренировках, вносят существенные изменения в организм студентов. Особое место здесь занимают соревнования. Участие в соревновательной деятельности увеличивает нагрузку, которая воздействует на организм спортсмена. Следовательно, на преподавателя ложится ответственность, за то чтобы организм занимающегося развивался гармонично, а тренировочные нагрузки не оказывали отрицательного воздействия на него.

Испытуемые занимались по утвержденному учебно-тематическому плану по вольной борьбе. Занятия вольной борьбой с испытуемыми проводились три раза в неделю: вторник, четверг и суббота, по утвержденному расписанию. Согласно утвержденному плану испытуемые изучали на теоретических занятиях учебный материал в объеме 16 часов, на практических занятиях - в объеме 224 часов. Испытуемые данной группы на занятиях применяли общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Освоение упражнений осуществлялось при помощи таких методов, как соревновательный, круговой и методы рассказа и показа при выполнении специально-подготовительных, соревновательных упражнений, упражнений с партнерами или манекеном [2]. Примерный план тренировок для группы занимающихся вольной борьбой: Вторник

разминка 15-20 минут; игра в регбол 2х25 минут;

выполнение специально-подготовительных упражнений 10 минут; совершенствование ТТП: в стойке 2х5 минут, в партере 2х5 минут;

выполнение упражнений для общефизической подготовки 20 минут, методом круговой тренировки. Четверг

разминка 15-20 минут;

выполнение специально-подготовительных упражнений 10 минут; совершенствование ТТП: в стойке 4х5 минут, в партере 4х5 минут; выполнение учебно-тренировочных схваток 4х6 минут;

выполнение упражнений для общефизической подготовки 30 минут, методом круговой тренировки. Суббота

разминка 15-20 минут;

выполнение специально-подготовительных упражнений 10 минут; совершенствование ТТП: в стойке 4х5 минут, в партере 4х5 минут; выполнение тренировочных схваток 4х6 минут;

выполнение упражнений для общефизической подготовки 60 минут, методом круговой тренировки. Посещение тренировок борцами было регулярным. В начале учебного года (сентябрь 2017 г.) и по итогам обучения (май 2018 г.) испытуемые сдавали контрольные нормативы.

Согласно требованиям федерального стандарта по спортивной подготовке по виду спорта вольная борьба в конце учебно-тренировочного года борцы сдают контрольно-переводные испытания, включающие в себя тестовые упражнения по общей физической подготовке, специальной физической подготовке, и упражнения на выявление уровня технического мастерства:

■ для выявления уровня развития быстроты были взяты результаты, полученные в беге на 30 м (с);

■ уровень развития координации оценивался по показателям, полученным в челночном беге 3х10 м

(с);

■ уровень сформированности выносливости выявлялся по показателям, полученным в беге на 800 м;

■ уровень сформированности силы выявлялся по показателям полученным в подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз), и по показателям полученным в тестовом упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз за 20 с);

■ уровень развития силовой выносливости выявляли по показателям, полученным в тестовом упражнении подъём туловища лёжа на спине (кол-во раз за 20 с);

■ уровень сформированности скоростно-силовых качеств был определён по показателям полученными в тестовом упражнении прыжок в длину с места (см).

Полученные в ходе исследования результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение показателей уровня физической подготовленности борцов в начале и конце учебного

года

Тесты сентябрь 2017 май 2018 Достоверность

Бег 30 м (с) 4,97±0,15 4,27±0,10 р<0,01

Челночный бег 3х10 (с) 6,65±0,06 6,04±0,15 р<0,001

Бег на 800м (мин) 2,35±0,03 2,24±0,03 р<0,05

Подтягивание на высокой перекладине (раз) 19,09±0,46 24,36±1,22 р<0,001

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20с (раз) 20,36±0,65 22,27±0,56 р<0,05

Подъем туловища лежа на спине за 20с (раз) 18,00±0,54 19,45±0,37 р<0,05

Прыжок в длину с места (см) 203,91±4,78 222,45±8,23 р<0,1

Как видно, из представленной таблицы результаты работы на протяжении 2017-2018 учебного года показывают, что существенные отличия у испытуемых наблюдается в таких тестовых упражнениях, как подтягивание на перекладине, и в челночном беге. В остальных тестовых упражнениях у испытуемых результаты незначительно улучшились.

В тестовом упражнении бег на 30 м (с) результат с 4,97 с улучшился до 4,27 с; в челночном беге 3х10 м (с) полученный результат в начале года был 6,65 с, к концу года студенты показали результат 6,04 с, что говорит об улучшении координационных способностей.

Показатели выносливости улучшились с 2,35 мин до 2,24 мин, такие изменения мы связываем с тем, что вид спорта вольная борьба является ациклическим и для нее более важным является показатели скоростно-силовой выносливости.

Уровень сформированности силы у студентов имеет существенные изменения, особенно в таком тесте как подтягивание на перекладине с 19,09 раз до 24,36 раз; тест на сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (кол-во раз за 20 с) показал следующие результаты: в начале года 20,36 раз в конце года 22,27 раз.

Показатели силовой выносливости у студентов в тесте подъём туловища, лёжа на спине (кол-во раз за 20 с) улучшились с 18,00 раз до 19,45 раз.

Уровень сформированности скоростно-силовых качеств измерялся в тесте прыжок в длину с места (см), показанные результаты свидетельствуют о повышении данного уровня, результат в начале года 203,91 см, а к концу года 222,45 см.

Для выявления уровня владения техникой студенты факультета физической культуры сдавали переводные нормативы по технической подготовленности. Для этого были отобраны следующие упражнения: забегания на мосту, перевороты с моста, вставание со стойки на мост и обратно в стойку, кувырок вперед, подъём разгибом. В технико-тактических действиях оценивалось умение выполнять защиту, приёмы, контрприёмы и различные комбинации в стойках, а также в партере из всех классификационных групп.

Оценивание техники проводилось в баллах:

«5 баллов» - получал испытуемый за выполнение упражнения в полном объёме по правилам и в высоком темпе;

«4 балла» - получал испытуемый за допущенные незначительные отклонения от правильного выполнения, и (или) за задержку при выполнении упражнения;

«3 балла» - получал испытуемый за значительные отклонения при выполнении упражнения, скорость и темп выполнения упражнения были низкими, вплоть до остановки.

Полученные баллы по уровню владения техникой испытуемыми представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнение показателей уровня технической подготовленности борцов в начале и конце учебного

года

Технико-тактические действия сентябрь 2017 май 2018 Достоверность

Забегания на мосту 4,12±0,04 4,45±0,04 р<0,001

Перевороты с моста 4,21±0,05 4,56±0,02 р<0,001

Вставание со стойки на мост и обратно в стойку 3,6±0,14 3,9±0,12 Р<0,1

Кувырок вперед, подъем разгибом 3,5±0,07 3,65±0,06 Р>0,1

Выполнение защит, приёмов, контрприёмов и комбинаций в стойке и партере из всех классификационных групп 4,24±0,06 4,46±0,04 р<0,01

Данные, полученные в ходе выполнения студентами технических действий, показывают, что уровень их развития имеет хороший потенциал, особенно в таких видах как забегания на мосту, перевороты с моста. Данные технические действия являются базовыми для борцов вольного стиля и отработаны ими практически до совершенства. Несколько отстают результаты в таких действиях как вставание со стойки на мост и обратно в стойку, кувырок вперед, подъем разгибов, здесь есть над чем поработать. Испытуемые допускаются к выступлению на таких соревнованиях, как чемпионат России, и имеют возможность отобраться на более высокомасштабные старты, в связи с чем, необходимо работать над техническими приёмами, оттачивать и отрабатывать всевозможные варианты, не давая противнику шансов взять свои баллы.

В целом, результаты технико-тактических действий у борцов вольного стиля имеют хороший уровень развития. Баллы, полученные испытуемыми, при выполнении комплексных заданий более значительны, так как они свидетельствуют об умении применять полученные знания на практике в сложных условиях, которыми и являются соревнования. Испытуемые за учебный год многократно и результативно выступали на соревнованиях, которые проводились на территории Чувашской Республики.

Выводы. Опытно-экспериментальное исследование позволило выявить уровень физической подготовленности у студентов факультета физической культуры занимающихся вольной борьбой. Полученные в тестовых испытаниях показатели раскрыли, что у испытуемых физические качества сформированы равномерно. Незначительное преимущество наблюдается в показателях сформированности быстроты и силы. Именно эти качества являются для борцов вольников приоритетными, что и подтвердило проведенное опытно-экспериментальное исследование.

Равномерное воспитание физических качеств является одним из условий успешного выступления на соревнованиях. Спорт высших достижений предъявляет к организму занимающихся такие требования, удовлетворить которые возможно только при тщательном подборе наилучших средств и методов для воспитания физических качеств.

Изменения, внесенные в правила соревнований по вольной борьбе призвали тренеров и спортсменов обратить особое внимание на методику воспитания скоростной выносливости, быстроты, координации, силы,

гибкости. Данные изменения обращены на популяризацию и на повышение зрелищности поединков, что требует от спортсменов проявления более скоростной, динамичной работы. Всестороннее воспитание физических качеств позволит борцам достигнуть высоких результатов в соревновательной деятельности.

На занятиях, в зависимости от периода подготовки, применяются адекватные задачам различные средства и методы тренировки. Результативнее чередовать различные комплексы упражнений с применением всего разнообразия методов тренировки. Для представленного в работе возраста спортсменов лучше всего подходит соревновательный, круговой, методы и методы рассказа и показа при выполнении специально-подготовительных, соревновательных упражнений, упражнений с партнерами или манекеном.

Очень эффективно применение на занятиях с борцами упражнений из других видов спортивной специализации. В вузе имеются для этого соответствующие условия, а именно: спортивные и игровые залы, тренажёрный зал. Применение данных упражнений способствует гармоничному развитию всех мышечных групп, воспитанию физических качеств, повышению эмоционального фона на тренировках.

По итогам проведенного опытно-экспериментального исследования выявлено, что студенты улучшили свои результаты во всех тестовых упражнениях к концу учебного года. Такие же изменения имеет и техническая подготовленность у борцов вольного стиля. По итогам учебно-тренировочного года средний балл у испытуемых увеличился во всех технико-тактических действиях. Что свидетельствует о правильном подборе средств и методов физического воспитания. При этом были учтены и условия загруженности студентов в течение дня, так как в первой половине дня они заняты учебной работой, тренировки проводились в вечернее время.

Анализ соревновательной деятельности студентов факультета физической культуры, занимающихся в секции вольной борьбы, показал, что ребята принимали активное участие во всех соревнованиях на протяжении учебного года. Наиболее успешными из них были следующие: Первенство Чувашкой Республики по вольной борьбе среди юниоров и юниорок 1998-2000 годов рождения: одно первое и одно второе место, Чемпионат Чувашской Республики по вольной борьбе среди мужчин и женщин: одно первое и два третьих места, Универсиада ВУЗов города Чебоксары: два первых места, три вторых места и шесть третьих мест.

Литература:

1. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд.,испр.и доп. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

2. Шахмурадов, Ю. А. Вольная борьба: научно-методические основы многолетней подготовки борцов. / Ю. А. Шахмурадов. - 2-е изд., дополн. - Махачкала: ИД «Эпоха», 2011. - 368 с.

Педагогика

УДК 37.026.9

кандидат педагогических наук, доцент Евдокимова Марина Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Иркутск)

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ АНАЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье описывается частная методика развития аналитического мышления курсантов-представителей коренных народов Сибири и слушателей среднеазиатских стран, обучающихся Восточносибирского института МВД России средствами решения коммуникативных задач на примере изучения профессионального английского языка. Методы обучения иностранному зыку включают не только формирование коммуникативной компетенции, которая направлена на становление профессиональной личности с присущей ей индивидуальными и коммуникативными качествами, но и развитие языковой личности, способной аналитически мыслить, анализировать сложившуюся ситуацию на практике, прогнозировать исход событий, приближённых к реальным условиям средствами языка. Проведение педагогического эксперимента, направленного на выявление эффективных методов развития аналитического мышления у обучающихся специальности «Правоохранительная деятельность» по дисциплине «Иностранный язык» свидетельствовало, что методы ролевой игры не только мотивируют обучающихся на успешное овладение профессиональной лексикой и речевыми клише, но и субъективно оценивать как своё речевое поведение, так и партнёра по диалогу. Двуязычие рассматривается не барьером к решению коммуникативных задач, а условием обязательного формирования механизмов билингвизма, и представляющих психолингвистическую основу формирования аналитического мышления в сфере профессионального английского языка.

Ключевые слова: аналитическое мышление, двуязычие, курсанты-представители коренных народов Сибири, слушатели среднеазиатских стран, правоохранительная деятельность, двуязычие, механизмы билингвизма.

Annotation. The article describes a private methodology for the analytical thinking development of cadets, representatives of Siberian indigenous peoples and students of Central Asian countries of the East Siberian Institute of the Inertia of the Russian federation who learn professional English by means of language and solve communicative tasks. Special methods of learning a foreign language include not only the formation of communicative competence, which is aimed at the development of a professional personality with their inherent individual and communicative qualities, but also the development of a language personality who is capable to think analytically, analyze the current situation in practice, and predict the outcome of events that are close to real conditions. Pedagogical experiment carried out and aimed at identify effective methods of developing analytical thinking of the of the students of the Law Enforcement specialty learning Foreign Language showed that role-playing methods not only motivate students to successfully master vocabulary and speech clichés, but also subjectively evaluate both your speech behavior and your dialogue partner. Bilingualism is considered not as a barrier to solving communicative tasks, but as a condition for the mandatory formation of bilingualism mechanisms and representing the psycholinguistic basis for the formation of analytical thinking in the field of professional English.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.