Научная статья на тему 'Подготовка борцов греко-римского стиля посредством решения ситуационных соревновательных задач'

Подготовка борцов греко-римского стиля посредством решения ситуационных соревновательных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА / GRECO-ROMAN WRESTLING / TRAINING OF WRESTLERS / SITUATIONAL AND COMPETITIVE PROBLEMS / СОРЕВНОВАНИЯ / COMPETITIONS / МЕТОД ЗАДАНИЙ / СИТУАЦИОННО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / METHOD OF TASKS / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS / ПОДГОТОВКА БОРЦОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абакаров А. М., Магомедов М. Г., Абдулкадиров Д. А., Исмаилов А. И.

В статье рассматривается проблема подготовки борцов греко-римского стиля посредством решения ситуационных соревновательных задач. Описывается практика подготовки борцов посредством решения ситуационных соревновательных задач в учебно-тренировочном процессе, которая воздействует на мотивационную сферу личности борца, и позволяет корректировать его поведение в ходе поединка обеспечивая при этом благоприятные условия в пользу себя. В статье также рассматривается подготовка борцов посредством решения ситуационных соревновательных задач как метод заданий, который заключается в том, что занимающимся предлагается выполнить то или иное конкретное задание, вытекающие из боевой практики участия в соревнованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абакаров А. М., Магомедов М. Г., Абдулкадиров Д. А., Исмаилов А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAINING OF WRESTLERS OF THE GRECO-ROMAN STYLE BY ADDRESSING SITUATIONAL AND COMPETITIVE TASKS

The article considers a problem of preparation of wrestlers of the Greco-Roman style by addressing situational and competitive challenges. The work describes the practice of training of fighters by addressing situational and competitive challenges in the training process, which affects the motivational sphere of the personality of the fighter, and allows to adjust its behavior in the course of the game, while providing favorable conditions in favor of themselves. The article also considers the training of wrestlers by solving situational competitive tasks as a method, when the students are invited to perform a particular task, arising from the combat practice of participation in competitions.

Текст научной работы на тему «Подготовка борцов греко-римского стиля посредством решения ситуационных соревновательных задач»

уровень навыков осознания сути событий и явлений и критического мышления [3].

Важнейшими педагогическими условиями формирования управленческой компетенции младших специалистов войск национальной гвардии России являются:

а) соответствие содержания некоторых учебных дисциплин компонентам структуры управленческой компетенции младшего специалиста ВНГ, выделенной на основе функций управления (планирование, организация, контроль и мотивация) в разнообразных направлениях служебно-профессиональной деятельности;

б) применение технологий квазипрофессиональной деятельности в организации учебного процесса при подготовке младших специалистов, которая полагает решение управленческих задач;

Библиографический список

в) погружение младших специалистов в управленческую и самоуправленческую среду, содействующее вырабатыванию личностных управленческих качеств [4].

В настоящее время в педагогической науке и практике всё более возрастает стремление постигнуть профессиональную деятельность с позиций науки управления, придать ей правильный научно аргументированный характер.

Вопросы результативности профессиональной деятельности младших специалистов ВНГ России требует особого осмысления, исходя из анализа психолого-педагогической литературы, нормативных и правовых актов, проблемы, связанные с вырабатыванием управленческих компетенций младших специалистов Росгвардии, изучены недостаточно.

1. Антропов В.А. Организация управления подготовкой кадров промышленности. Екатеринбург, 2001.

2. Безруков В.И. Проектирование в управлении педагогическими системами Педагогика. 2005; 3: 28 - 33.

3. Григорьев Б.В. Праксиология, или как организовать успешную дельность Москва, 2002.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. Народное образование. 2003; 2. References

1. Antropov V.A. Organizaciya upravleniya podgotovkoj kadrovpromyshlennosti. Ekaterinburg, 2001.

2. Bezrukov V.I. Proektirovanie v upravlenii pedagogicheskimi sistemami Pedagogika. 2005; 3: 28 - 33.

3. Grigor'ev B.V. Praksiologiya, ili kak organizovat' uspeshnuyu del'nost' Moskva, 2002.

4. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Narodnoe obrazovanie. 2003; 2.

Статья поступила в редакцию 23.07.18

УДК 378

Abakarov A.M., Cand. of Sciences (Biology), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Magomedov M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Abdulkadirov D.A., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Ismailov A.I., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

THE TRAINING OF WRESTLERS OF THE GRECO-ROMAN STYLE BY ADDRESSING SITUATIONAL AND COMPETITIVE TASKS. The article considers a problem of preparation of wrestlers of the Greco-Roman style by addressing situational and competitive challenges. The work describes the practice of training of fighters by addressing situational and competitive challenges in the training process, which affects the motivational sphere of the personality of the fighter, and allows to adjust its behavior in the course of the game, while providing favorable conditions in favor of themselves. The article also considers the training of wrestlers by solving situational competitive tasks as a method, when the students are invited to perform a particular task, arising from the combat practice of participation in competitions.

Key words: Greco-Roman wrestling, training of wrestlers, situational and competitive problems, competitions, method of tasks, educational and training process.

А.М. Абакаров, канд. биол. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

М.Г. Магомедов, канд. пед. наук, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail:[email protected]

Д.А. Абдулкадиров, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

А.И. Исмаилов, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

В статье рассматривается проблема подготовки борцов греко-римского стиля посредством решения ситуационных соревновательных задач. Описывается практика подготовки борцов посредством решения ситуационных соревновательных задач в учебно-тренировочном процессе, которая воздействует на мотивационную сферу личности борца, и позволяет корректировать его поведение в ходе поединка обеспечивая при этом благоприятные условия в пользу себя. В статье также рассматривается подготовка борцов посредством решения ситуационных соревновательных задач как метод заданий, который заключается в том, что занимающимся предлагается выполнить то или иное конкретное задание, вытекающие из боевой практики участия в соревнованиях.

Ключевые слова: греко-римская борьба, подготовка борцов, ситуационно-соревновательные задачи, соревнования, метод заданий, учебно-тренировочный процесс.

Даже в самых сложных условиях соревнований выполнение приёмов связано с созданием и использованием выгодных условий, ситуаций и захватов. Приёмы в единоборствах выполняются в тесном взаимодействии друг с другом и с учётом действий соперника. Подготовка выполнения технического

действия, маскировка его, введение соперника в заблуждение, умелое использование различных ситуаций является неотъемлемой частью действий спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой, и выражает смысловую основу спортивного поединка.

В этой связи необходимо развивать у учеников способность подготавливать выполнение приёма, применяя маневрирования, обманные и другие действия. В этих целях уже после разучивания технических действий необходимо приступить к изучению простейших комбинаций. Это даёт спортсменам, занимающимся греко-римской борьбой, возможность понять, что часто для победы в борьбе нужны не натиски и грубая сила, а умение разгадать действия соперника и подготовить ситуацию, выгодного для выполнения технического действия или контрприёма. С этой целью необходимо находить и разрабатывать связки и приёмы так, чтобы одно техническое действие органически было связано с другим. Упражняясь таким образом, борцы приобретают необходимые технические и тактические навыки, которые в последующих занятиях доводятся до совершенства [1].

Все вышеперечисленные умения необходимо воспитывать у спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой в процессе тренировки. Но чтобы тренировочный процесс проходил на достаточно эффективном уровне, следует проводить его по соответствующей методике. Изучение вопроса об основных методах тренировки является одним из важнейших разделов теории и методики спортивной тренировки и частных методик отдельных видов спорта.

Кроме общеизвестных методов тренировки в последнее время приобретает всё большее значение метод подготовки спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой, посредством решения ситуационных соревновательных задач. В данной работе сделана попытка охарактеризовать метод подготовки борцов греко-римского стиля посредством решения ситуационных соревновательных задач и изучения методики его применения.

Изучение и совершенствование действий, реализуемых борцами в ходе соревнований, возможна с помощью метода заданий, предложенного А.Н. Ленцем и Ю.А. Шахмурадов, так, как он позволяет создавать желаемые условия при совершенствовании различных сторон мастерства борцов [2; 3; 4].

На наш взгляд, наиболее важной и решающий проблемой на современном этапе развития единоборств является повышение эффективности учебно-тренировочного процесса и качества организации и проведении занятий. Среди мер, направленных на повышение коэффициента полезных действий всех форм организации занятий борьбой, наибольший интерес представляет дальнейшая разработка и широкое использование в практике учебно-тренировочный работы метода заданий. Метод задания заключается в том, что занимающимся предлагается выполнить то или иное конкретное задание, вытекающие из боевой практики участия в соревнованиях.

Благодаря использованию этого метода борцы развивают тактическое мышление, овладевают способностью наиболее эффективно рационально действовать в различной соревновательной обстановке, совершенствуют свои технико-тактические действия.

Поскольку задания вытекают из боевой практики, то выполнение их позволяет объективно определить достоинства и недостатки различных сторон подготовленности борца. Наряду с этим, использование метода заданий даёт возможность восполнить недостающие условия для полноценного совершенствования технического и тактического мастерства как в процессе занятий, так и во время соревнований.

Так, если занимающемуся предстоит совершенствовать схватки с противником, предпочитающим пользоваться сковывающими захватами и проводить приёмы на краю ковра, а борца, обладающего такими способностями, не окажется, то в данном случае партнёр получает задание вести себя в схватке подобным образом.

Ещё большую роль метод заданий может сыграть во время участия в подводящих и контрольных соревнованиях. Так, встреча с противником ниже по классу или со слабо подготовленным, принесёт больше пользы борцу, будет способствовать дальнейшему совершенствованию его мастерства, если он получит задание усложнить условия поединка: например, пользоваться ограниченными средствами нападения и защиты, добиваться победы на определённой минуте, прибегать в схватке к вызовам и опережать действия соперника встреченными атаками или проиграть в начале поединка два балла, а затем победить с явным преимуществом.

В единоборстве, как и в подавляющем большинстве других видов спорта, объём и интенсивность тренировочных нагрузок

достигли своих пределов. Поэтому путь к высшему мастерству открыт только тем, кто не просто много тренируется, а делает это качественно. Достичь этого можно за счёт рационального использования времени, отводимого для занятий борьбой, и в частности, благодаря повышению плотности, психологической напряжённости и сложности выполнения упражнений. Естественно, что в этом также большую роль сыграет широкое применение метода заданий.

Использование метода заданий позволяет создать творческую обстановку, способствует развитию инициативы и активности занимающихся повышает у них интерес к занятиям и соревнованиям.

В результате всестороннего анализа многочисленных соревнований нами выявлены те задачи, с решением которых борец наиболее часто сталкивается в процессе участия в состязаниях.

1) Задание на достижение определённого результата в схватке:

• выиграть схватку на туши;

• выиграть схватку с явным преимуществом;

• выиграть схватку по баллам;

• победить соперника в дополнительное время.

Задания, предусматривающие ведение борьбы при различных обстоятельствах:

• увеличить преимущества;

• удержать преимущества;

• не проиграть ни одного балла;

• отыграть проигранные баллы;

• достигнуть преимущество в балах на первых минутах, а затем использовать стремление противника отыграться, добиться чистой победы (победы с явным преимуществом);

• определить правильную линию поведения при угрозе предупреждения за пассивность (при угрозе дисквалификации за пассивность, при угрозе предупреждения за нарушение правил, при угрозе дисквалификации за нарушение правил);

• вести схватку так, как если бы борцу необходимо было через короткий промежуток времени выйти на вторую схватку с основным конкурентом;

• вести схватку так, как если бы полностью не удалось провести разминку.

2) Задания на проведение атак:

• непрерывно атаковать;

• атаковать эпизодически;

• раскрыть глухую защиту противника и атаковать;

• атаковать противника на краю ковра;

• жёстко вести складку, подавляя противника;

• атаковать при сближении сразу после сигнала арбитра.

4) Задания на проведение контроля:

• вести сходку используя ответные встречные контратаки;

• применять вызовы и опережать действия противника.

5) Задания на использование площади ковра:

• удерживать противника спиной краю ковра;

• использовать борьбу у края ковра для проведения различных тактических их технических действий.

6) Задания на использование физических возможностей:

• проявить своё преимущество за счёт превосходство в силе (ловкости быстроты и выносливости);

• умело скрывать свои недостатки в своей физической и функциональной подготовленности;

7) Задания на проведение технико-тактических действий:

• проводить приёмы, когда противник вспотел;

• использовать броски прогибом, перевороты, броски через спину и тд.;

• проводить техническое действия в конце второго, третьего поединка, проводимых подряд, то есть состоянии утомления;

• использовать переводы, фиксировать и удерживать противников положении портера на краю ковра;

• выполнять приёмы, с помощью которых можно достигнуть чистой победы;

• удерживать и дожать противника в опасном положении в короткий промежуток времени;

• использовать схватке вызов, угрозу, выведение из равновесия и другие способы тактической подготовки.

Таким образом, наша работа показала, что тактика ведения поединка остаётся наиболее слабым звеном в системе подготовки спортсмена к соревнованиям. Вместе с тем выявлено несколько закономерности данного звена, в частности определено наиболее оптимальное распределение отдельных действий в ходе поединка. На основе исследований и обобщение опыта ве-

дущих специалистов нами была разработана и апробирована система методических приёмов, направленных на индивидуальное совершенствование тактики ведения поединка. Работа должна проводиться в трёх направлениях [5].

Первое, единоборцу для успешного ведения поединка с любым соперником необходимо владеть всеми перечисленными действиями. В ходе анализа видеозаписей поединков должны быть выявление операции действия, которыми слабо владеет спортсмен. Причём важно учитывать, в поединке, с каким соперником ему не удалось реализовать, то или иное действие. На основе полученных данных следует составить программу индивидуального совершенствования тактики ведения поединка, в котором предусматривается последовательность овладение тем или иным действием.

Второе, это индивидуализация технико-тактической подготовки единоборца строится на базе его умение решать все задачи, возникающие в поединке. Смысл её сводится к тому, что одну и ту же задачу каждый спортсмен решает своим способом, своими техническими приёмами операциями. Например, даже такую задачу как удержание преимущества, можно решать либо оковыванием соперника, либо маневрированием, либо угрозой атаки, либо комплексным действием, включающим все эти операции. Поэтому второе направление индивидуального совершенствования тактики ведения поединка тесно связано с первым и сводится к подбору для каждого спортсмена наиболее рациональных способов решения каждой задачи, имеющий место в соревнованиях. Причём, определяет целесообразность того или иного способа, следует исходить из особенностей самого спортсмена и его основных конкурентов [6; 7].

Библиографический список

Третье направление в работе связано с формированием различных алгоритмов поведения борца в поединке. Практически оно сводится к объединению отдельных действий целостные комплексы. Например, провести разведку добиться преимущество продемонстрировать активность, добиваться преимущества удерживании, добиваться преимущества реализовать опасное положение и т. д.

Окончательно навыки правильного планирования реализации плана шлифуются учебно-тренировочных, тренировочных и контрольных поединках, проводимых по соревновательной формуле, а также на подводящих и контрольных соревнованиях.

Работа по всем трём направлениям осуществляется при помощи метода заданий на основе анализа поединков соперников и сильнейших единоборцев мира и проводится в основной части занятий на ковре. В среднем до 50% времени отводится на совершенствование отдельных действий. На каждом занятии спортсмена совершенствуют 2 - 3 действия. В немедленном микроцикле к каждому действию спортсмены возвращаются не менее трёх - четырёх раз. Остальные 35 - 40% времени основной части занятия отводится на совершенствование технико-тактических алгоритмов, которые подбираются исходя из практических нужд конкретного единоборцы и правильного подбора партнёров. Оставшиеся 10 - 15% времени занимает совершенствование тактики ведения поединка в целом. Спортсмен совместно с тренером составлять план ведения поединка, причём из всех действий детально конкретизируются лишь связанные с атакой. Тренер проводит работу по индивидуализации технико-тактического мастерства в рамках групповых занятий с двумя или тремя спортсменами.

1. Алиханов И.И., Шахмурадов Ю.А. Техника вольной борьбы. Спортивная борьба. Москва ФиС, 1985: 30 - 33.

2. Ленц А.Н. Классическая борьба. Москва: ФиС, 1960.

3. Ленц А.Н. Тактика в спортивной борьбе. Москва: ФиС, 1961.

4. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов. Москва: Высшая школа, 1997.

5. Карапетян А.С. Опыт подготовки юных борцов. Спортивная борьба. Москва: ФиС, 1981: 32 - 33.

6. Игуменов В.М., Шиян В.В., Блеер А.Н. Соревновательная надежность борцов греко-римского стиля и средства ее тренировки. Москва, 1998.

7. Туманян Г.С. Спортивная борьба. Москва, 1985.

References

1. Alihanov I.I., Shahmuradov Yu.A. Tehnika vol'nojbor'by. Sportivnaya bor'ba. Moskva FiS, 1985: 30 - 33.

2. Lenc A.N. Klassicheskaya bor'ba. Moskva: FiS, 1960.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Lenc A.N. Taktika vsportivnojbor'be. Moskva: FiS, 1961.

4. Shahmuradov Yu.A. Vol'naya bor'ba. Nauchno-metodicheskie osnovy mnogoletnejpodgotovki borcov. Moskva: Vysshaya shkola, 1997.

5. Karapetyan A.S. Opyt podgotovki yunyh borcov. Sportivnaya bor'ba. Moskva: FiS, 1981: 32 - 33.

6. Igumenov V.M., Shiyan V.V., Bleer A.N. Sorevnovatel'naya nadezhnost'borcovgreko-rimskogo stilya i sredstva ee trenirovki. Moskva, 1998.

7. Tumanyan G.S. Sportivnaya bor'ba. Moskva, 1985.

Статья поступила в редакцию 25.07.18

УДК 371

Abramkina N.A., postgraduate, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia),

E-mail: [email protected]

THE PROBLEM OF QUALITY OF EDUCATION IN PEDAGOGICAL ACTIVITY. The article analyzes problems of quality management in secondary vocational education and shows some approaches to solve the urgent problems on the modern labor market, demand, competitiveness of the future specialist. The author concludes that it is necessary to develop practical mechanisms for changing the approaches to assessing the quality of education, reorienting them from general theoretical to practice-oriented ones. This approach meets the needs of the labor market, which has developed in modern conditions, and ensures the competitiveness of future professionals. Emerging new approaches to assessing the quality of education should combine national traditions and international experience, but at the same time take into account the priorities of the Russian education system.

Key words: quality of education, professional tasks, competitiveness, labor market, professional education.

Н.А. Абрамкина, аспирант каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»,

п. Электроизолятор, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье проанализированы проблемы управления качеством средне-специального профессионального образования и показаны подходы к решению актуальных задач по вопросам современного рынка труда, востребованности, конкурентоспособности будущего специалиста. Автор делает вывод о том, что необходима разработка практических механизмов смены подходов оценки качества образования, переориентируя их с общетеоретической на практико-ориентированную. Именно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.