4. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Просвещение, 2001. 186 с.
5. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. М.: Просвещение, 2000. 173 с.
6. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: учеб. пособие. М.: МГУПБ, 2006. 188 с.
7. Шатилов С.Ф. О создании рациональной методики обучения. М.: Просвещение, 1990. 128 с.
Literature
1. Vdovina E.K. The work with examples of poetry at foreign language lessons as a means of influence on students' humanitarian culture // Interconnection of general and professional teacher's culture: materials of the conference. SPb.: IOV RAO, 1992. P. 37-40.
2. Vitlin Zh.L. Teaching Grown-Ups A Foreign Language // Questions Of Theory And Practice. M.: Pedagogika, 1998. 192 p.
3. Elukhina N.V., Kasparova M.G. Preparing A Text For Auding // Inostrannye yazyki v shkole. 1994. №2. P. 19.
4. Zinchenko P.I. Involuntary Memorization. M.: Prosveschenie, 2001. 186 p.
5. Passov E.I. A Programme-Conception Of Communicative Foreign Education. М.: Prosveschenie, 2000. 173 p.
6. Sazonov B.A. Bologna Process: Topical Problems Of The Modernization Of Russian Higher Education: manual. М.: MGYPB, 2006. 188 p.
7. Shatilov S.F. About The Creation Of An Efficient Teaching Methodology. М.: Prosveschenie, 1990. 128 p.
Воробьева Екатерина Владимировна, старший преподаватель кафедры англистики и межкультурной коммуникации факультета английской филологии, Московский гуманитарный педагогический институт.
Vorob'yova Ekaterina Vladimirovna, senior teacher of department of English and intercultural communications of faculty of English philology, Moscow Humanitarian Teachers' Training Institute.
Россия, Москва, ул. Садовая-Самотечная, 8. E-mail: vorobyova. [email protected]. com
УДК 796.81
ББК 75.715 Ц.Б. Гулгенов, А.С. Сагалеев
Теоретические и практические аспекты формирования технико-тактических действий
в вольной борьбе
В статье определены основные направления методики технико-тактической подготовки борцов, проведен анализ поединков по действующим правилам, проанализировано явление утраты эффективности излюбленных приемов. Разработаны специальные тренировочные задания для совершенствования технико-тактической подготовленности борцов различной квалификации и возраста.
Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, система тренировочных заданий, восстановление эффективности излюбленных приемов.
Ts.B. Goulgenov, A.S. Sagaleyev
Theoretical and practical aspects of forming technical-tactical movements in wrestling
In the article the general trends of wrestlers' methods in technical-tactical training have been defined, the encounters analysis' according to the adopted rules, the phenomenon of loss of effectiveness of the favorite wrestling modes has been analyzed. The special training tasks for the perfection of technical-tactical training of wrestlers of various qualification and age have been developed.
Key words: technical-tactical training, system of training tasks, the improvement of effectiveness of favorite wrestling modes.
В результате проведенных исследований нами определено, что основными направлениями практической методики технико-тактической подготовки борцов в связи с современными требованиями соревновательной деятельности являются: 1) совершенствование способов тактической подготовки для эффективного проведения «коронных» (излюбленных) приемов; 2) совершенствование навыков ведения активной борьбы и создание благоприятных динамических ситуаций для результативного выполнения приемов; 3) совершенствование навыков борьбы в плотном захвате в условиях жесткого силового давления и преследования соперника по всей площади ковра; 4) повышение надежности защиты от переворотов накатом и скрестным захватом голеней; 5) совершенствование навыков активного начала схватки; 6) повышение эффективности и надежности использования стандартных ситуаций; 7) совершенствование умений и навыков удержания преимущества по ходу схватки.
В процессе теоретических занятий с просмотром видеозаписей спортсмены под нашим руководством изучали технические и тактические основы ведения поединка, анализировали эффективные приемы, составляющие арсенал ведущих борцов мира, а также обсуждали особенности современной практики судейства на ответственных международных соревнованиях по спортивной борьбе.
При этом совершенствовались: а) технические действия по фрагментам динамических ситуаций в стойке и партере (борьба за захват, реализация стартовой ситуации из захвата, использование
динамической ситуации для выполнения контрприема и т.д.); б) технические действия на фоне разных уровней физиологической нагрузки (большой и максимальной); в) тактические комбинации, направленные на создание активного фона борьбы.
Анализ и поиск способов противоборства против основных конкурентов активно проводились в процессе непосредственной подготовки (не менее чем за 2 недели до соревнований). В подготовке борцов давалась система тренировочных заданий для совершенствования их мастерства.
Система заданий для совершенствования технико-тактического мастерства борцов
1. Тренировочные задания
2. Варьирование сопротивления соперника (увеличение или уменьшение)
3. Уменьшение или увеличение времени отдыха и интенсивности нагрузки
4. Усложнение (упрощение) исходных и промежуточных взаимоположений борцов
5. Использование тактических подготовок для создания динамических ситуаций
6. Подбор партнеров с различными анатомо-морфологическими, физическими и психологическими особенностями, обусловливающими изменения стойки, дистанции, направления маневрирования
7. Совершенствование способов выведения из равновесия
8. Совершенствование точности выполнения захвата
9. Совершенствование навыков оптимального расслабления и напряжения мышц
10. Развитие образного восприятия поединка, ситуационного мышления и умения прогнозировать действия соперника
Учитывалось, что одну и ту же задачу каждый спортсмен может решать своим способом, своими техническими приемами (операциями). Например, для удержания преимущества выбиралось либо сковывание, либо маневрирование, либо угроза атаки, либо комплексные действия, включающие все эти операции.
Борцы совершенствовали навыки ведения единоборства после успешной атаки (контратаки): 1) не снижать активность, прессинговать; 2) удержать преимущество надежной защитой, сковыванием, маневрированием; 3) с переводом соперника в опасное положение, дожать его и одержать победу на туше; 4) восстановиться, удерживая преимущество надежной защитой, сковыванием, маневрированием, после чего снова атаковать и перейти к удержанию преимущества с помощью надежной защиты, сковывания, маневрирования; 6) снова атаковать, затем восстановиться, удерживая преимущество надежной защитой, сковыванием, маневрированием, после чего снова атаковать с переводом соперника в опасное положение, дожать его и одержать победу на туше.
В процессе технико-тактической подготовки обязательно напоминалось, что борец после успешной атаки и выигрыша балла (баллов), как правило, в свою очередь оказывается атакованным. И ему необходимо быть готовым к этому. В противном случае он может проиграть баллы или оказаться на лопатках. Причем, в зависимости от задачи менялись действия, которыми спортсмен достигал преимущества (атакой, контратакой или демонстрацией активности и т.д.).
Проведенный анализ соревновательной деятельности по действующим правилам (с 01.01.2005 г.) свидетельствует о том, что роль первого балла в достижении победы еще более возрастает по следующим причинам: 1) время одного периода сократилось с трех до двух минут, то есть времени отыграться остается еще меньше; 2) каждый период начинается с нулевого счета, то есть у каждого спортсмена имеется возможность первым выиграть балл трижды.
Исходя из вышесказанного, мы давали установку активно начинать поединок, внезапно атаковать, первым выполнять тактико-технические действия, для того чтобы захватить инициативу в начале поединка. Реализация этой задачи осуществлялась следующим образом: борцам объявлялось задание - выиграть дебют поединка, то есть взять первыми баллы и набрать больше очков, чем соперники в течение одной минуты. После чего поединок останавливался, проводился анализ и снова через 3 - 5 минут повторялось задание. Таких серий выполнялось до трех - шести.
Спортсмены обучались умению рационально вести единоборство в зависимости от создавшейся ситуации (табл. 1).
В процессе совершенствования технико-тактических действий учитывались особенности телосложения соперников (длина тела, рук, ног, туловища), а также сильные и слабые стороны их подготовленности.
Таблица 1
Способы реализации установок по эффективному ведению единоборства в зависимости от конкретной ситуации
Установки Способы реализации установок
Выигрывая, не переходить к обороне, атаковать и наращивать преимущество Борцу предоставляется гандикап в 1 - 4 балла и дается установка увеличить разрыв, партнер должен сократить отставание и выйти вперед
Для удержания преимущества при переходе к защитной тактике защищаться активными средствами Применение неудобных захватов, швунгов, передвижений, ложных выпадов, прессинг, демонстрация активности. Ожидание технических и тактических ошибок соперника, проведение контратак
Одержать победу на туше Совершенствование 1 - 2 высокоэффективных приемов
Маскировать тактический замысел атаковать при проигрышном счете Не демонстрировать намерения атаковать, не спешить, не пытаться выполнить рискованные приемы без тактической подготовки
Совершенствовать навыки правильного сближения с противником Не разводить локти в стороны и не поднимать высоко, спину держать прямо, ноги слегка согнуть в коленях, ноги не скрещивать
Проводить сложные атаки Атака связками из двух-трех приемов, борьба «спуртами» через 20-30 секунд
При этом в максимально возможной степени использовались собственные наиболее сильные стороны, маскировались и компенсировались более слабые (табл. 2).
Для эффективного моделирования соревновательной деятельности производился подбор спарринг-партнеров, имеющих различные особенности физической подготовленности и технико-тактического мастерства (высокий уровень развития отдельных двигательных качеств или их определенных сочетаний, оригинальная техника и тактика ведения борьбы и т.д.). В схватках круговым методом спортсмену - «матке», проводившему поединок с несколькими соперниками поочередно, подбирались разноплановые спарринг-партнеры.
Таблица 2
Учет особенностей соперников в технико-тактической подготовке
Особенности соперников Реализация задачи
Быстрый Бороться в захвате, для того чтобы сковать движения соперника
Выносливый Добиться преимущества в начале поединка (периода), удержать его, маневрируя, сковывая, демонстрируя активность и прессингуя
Недостаточно выносливый Чаще атаковать, навязывать силовое противоборство, утомить соперника, стремиться к победе на туше
Техничный Вести жесткую, сковывающую, прессингующую борьбу
Более высокий Бороться в низкой стойке и из положения вне захвата
Низкорослый Бороться в контакте, с выгодными и удобными захватами в низкой стойке с упором в голову или плечо
Физически сильный Бороться с атаками вне захвата, с дистанции, уклоняться от сковывающих, неудобных захватов
Для повышения результативности борьбы спортсменам давались следующие задания.
1. Атакующий должен действовать жестко, вкладывая всю свою силу и выносливость в проводимый прием. Кроме этого, оказывать и волевое давление на соперника. Это позволит быстрее расшатывать его защиту и успешно завершать атакующие действия.
2. Нужно не просто имитировать атаку, а по-настоящему вкладываться в прием по нескольку раз с целью его качественной реализации. Даже убедившись в том, что соперник хорошо защищается, необходимо продолжать утомлять его беспрерывными атаками, искусно маскируя свой конечный (истинный) замысел. Соперник, защитившись от первых атакующих действий, успокаивается и несколько расслабляется. Атакующий, воспользовавшись этим, должен резко переключиться на заранее приготовленный коронный прием и добиться успеха.
3. В ситуациях поединка, когда атакованный при попадании в партер не успел занять устойчивого положения и не приготовился к защите, его необходимо без промедления атаковать повторно.
Поскольку, как нами установлено, в настоящее время технический арсенал представителей ведущих школ вольной борьбы практически одинаков, совершенствовались следующие основные компоненты технико-тактического мастерства.
1. Действия, направленные на защиту от: а) переворотов накатом; б) приемов, связанных с захватом ног.
2. Осваивались и совершенствовались редко выполняемые приемы, которые будут неожиданными для соперников.
При реализации индивидуального подхода в формировании спортивного мастерства слабые компоненты подготовленности (физической, тактико-технической и др.) подтягивались и развивались до такого уровня, который бы обеспечивал достаточную надежность и стабильность соревновательной деятельности, а сильные развивались до максимально возможного уровня.
Учитывая достижения современной практики подготовки высококвалифицированных борцов, в среднем до 50% времени отводилось на совершенствование отдельных технико-тактических действий. На каждом занятии совершенствовались 2-3 действия. В недельном микроцикле к каждому из них возвращались не менее трех-четырех раз. Следующие 35-40% времени основной части занятия отводились на совершенствование технико-тактических алгоритмов, которые подбираются исходя из практических нужд конкретного борца и правильного подбора партнеров. Оставшиеся 10-15% времени были заняты совершенствованием тактики поединка в целом. Спортсмены обучались составлению примерного плана ведения поединка, причем из всех действий детально конкретизировались лишь те, которые непосредственно связаны с атакой.
Вся работа по совершенствованию технико-тактического мастерства проводилась в рамках индивидуально-групповых занятий с несколькими борцами (6-12 чел.), в зависимости от конкретных задач.
Совершенствуя технико-тактическое мастерство, спортсмены при просмотре видеозаписей своих поединков, поединков основных конкурентов и сильнейших борцов страны и мира на крупнейших соревнованиях обучались навыкам анализа, определения сильных и слабых сторон их подготовленности.
Для воспроизведения условий предстоящих соревнований проводился однодневный модельный микроцикл, в течение которого спортсмены участвовали в 2-5 схватках (в зависимости от уровня подготовленности спортсмена и предполагаемого количества поединков). При этом воспроизводились: а) условия выполнения технических действий; б) условия ведения поединков; в) условия участия в соревновании в целом; г) технико-тактические особенности соперников; д) величина соревновательной нагрузки; е) психологическая нагрузка; ж) поведенческий комплекс участия в соревнованиях и другие условия, определяемые особенностями предстоящих соревнований.
Совершенствование атакующих технико-тактических действий в стойке. В вольной борьбе технико-тактические действия, связанные с проходами и захватами ног, - сваливания, броски, сбивания - являются основными. На них приходится каждая третья реализованная попытка, и с их помощью спортсмены выигрывают четверть всех баллов. В целом данная группа приемов является технической базой борьбы в стойке, с них начинаются практически все атаки.
В учебно-тренировочном процессе совершенствовались «коронные» (излюбленные) для каждого из спортсменов варианты захватов ног: 1) наклоном; 2) полетом; 3) полуполетом; 4) выхватом за голень.
В целом совершенствовались технико-тактические действия, непосредственно составляющие индивидуальный соревновательный арсенал конкретного спортсмена. При совершенствовании техники проходов в ноги давалось задание выполнять действия слитно, без всякой остановки. Они выполнялись без сопротивления соперника до автоматизации навыка. Затем спортсмены переходили к отработке приемов с небольшим сопротивлением. А далее совершенствовали их в тренировочных и контрольных схватках. Кроме того, индивидуально совершенствовались броски подворотом, через спину, вращением, сбивания зацепом ноги, броски и сбивания с подсечкой, прогибом с обвивом, нырком, сваливания зашагиванием.
Совершенствование защитных технико-тактических действий в стойке. Поскольку проходы в ноги составляют начало атаки, то вполне естественно, что защита от них и последующие забегания являются основой защиты. Для успешной защиты от проходов в ноги особое внимание уделялось соблюдению правильной стойки. При этом борец не должен быть скованным, закрепощенным, поскольку это намного снижает эффективность его защитных действий. При совершенствовании защиты от прохода в ноги отрабатывались основные движения - откидывание, а также захват шеи сверху и разноименной руки из-под плеча. Далее производилось забегание на балл. Захват распускался только после того, как партнер оказывался в положении партера.
Совершенствование атакующих технико-тактических действий в партере. Из всего арсенала приемов в партере предпочтение отдается переворотам накатом и скрестным захватом голеней. Главной причиной снижения доли партерной борьбы, по нашим наблюдениям, является то, что судьи стремятся быстрее поднять борцов в стойку. Поэтому борцы стремятся выполнять простые, надежные и не требующие сравнительно длительной подготовки. Следовательно, учитывая дефицит времени, обусловленный спецификой действующих правил, борцы вынуждены в основном совершенствовать различные перевороты накатом. В учебно-тренировочном процессе совершенствовались инди-
видуальные варианты переворотов накатом. Совершенствование защитных технико-тактических действий в партере. В условиях соревнований в настоящее время возрастает доля пассивной защиты, к активной защите прибегают значительно реже. В зависимости от особенностей телосложения, длины конечностей, уровня физической подготовленности отрабатывались варианты защиты - пассивной или активной.
При пассивной защите давалось задание не раскрываться, не производить избыточных движений, не давать сопернику нужный ему захват. Если сопернику удается взять захват, то в этом случае -не обострять ситуацию и не контратаковать, а только лишь удержаться в партере и не оказаться в опасном положении.
При активной защите атакуемый при попытке соперника взять захват или провести основное действие (прием) накрывает его или проводит контрприем. К активной защите не рекомендовалось переходить борцам с закрепощенными мышцами. Совершенствование контратакующих технико-тактических действий. При формировании арсенала контратакующих действий нами учитывалась быстрота реакции и оперативность мышления спортсменов. В процессе тренировки подопечные обучались использовать слабые места в подготовленности соперников, а именно: 1) недостаточную физическую силу; 2) атаки прогнозируемым и ожидаемым приемом; 3) отсутствие эффективной предварительной подготовки приема; 4) знание технического арсенала соперников; 5) выполнение атаки соперником из неудобного положения; 6) незавершение атаки вследствие неуверенности; 7) несвоевременное (раннее или запоздалое) расслабление в последней фазе атаки; 8) кратковременная задержка (пауза) в движении; 9) грубое нарушение биомеханической структуры движения.
Контрприемы выполнялись как непосредственно в момент атаки, так и после защитных действий, как за счет создания условий для атаки противника (вызов, раскрытие, обманные движения, демонстрация усталости), так и без подготовки за счет опережения атакующих действий соперника.
Совершенствование высокоэффективных, амплитудных технико-тактических действий. В соответствии с действующими правилами бросок с большой амплитудой оценивается в 5 баллов, при этом борец, выполнивший его, одерживает победу в одном периоде схватки. При этом владение техникой броска прогибом позволяет уверенно чувствовать себя в скрестном захвате и ограничивать активность соперника. В процессе технико-тактической подготовки спортсмены совершенствовали действия по выведению соперника из равновесия и технику подбива для создания активного вращения в вертикальной оси. Для обеспечения надежности и эффективности выполнения амплитудных бросков спортсмены совершенствовали различные способы входа в прием (способы тактической подготовки и различные захваты), технику основной части (собственно бросок) и технику заключительной части (удержания и дожимания на лопатки).
Проблема восстановления эффективности коронных приемов. В борьбе достаточно часто (особенно в возрасте ветеранов в результате длительных перерывов в занятиях) встречается явление утраты эффективности излюбленных (коронных) атакующих действий. Потерю эффективности не всегда удается компенсировать за счет других атакующих действий, и это приводит, как правило, к снижению спортивных результатов. Ю.А. Шахмурадов [1] объясняет, что, как правило, деавтомати-зация атакующих действий связана с нарушением 1-й и 2-й фаз действий. Снижение эффективности операций, направленных на подготовку удобной ситуации, обусловливает выход временных характеристик ведущей фазы - фазы подведения собственной опоры под общий центр масс системы двух борцов - за рамки оптимальной вариативности и приводит к распаду всего действия. Поэтому расширение круга операций, направленных на подготовку ситуаций, удобных для проведения конкретного атакующего действия, позволит разнообразить операционный состав 1-й фазы, стабилизировать 2-ю фазу и тем самым препятствовать процессу деавтоматизации всего действия.
Согласно рекомендациям Ю.А. Шахмурадова [1], восстановление эффективности излюбленного атакующего действия производилось в 2 этапа. Основной целью 1-го этапа являлась стабилизация фаз подготовки удобной ситуации. Спортсмен выполнял комплекс имитационных и подводящих упражнений для развития скоростно-силовых качеств мышц, участвующих в проведении конкретного действия, а также для повышения четкости и быстроты выполнения отдельных фаз действия. В основной части занятий на ковре спортсмены решали две задачи: 1) овладеть всеми способами подготовки ситуации, удобной для проведения конкретного действия; 2) овладеть на базе разученных способов тактической подготовки различными вариантами проведения атакующего действия.
На втором этапе осуществлялась дальнейшая стабилизация фазы подведения собственной опоры под общий центр масс системы двух борцов, а также повышение устойчивости борца к сбивающему воздействию утомления, защиты соперника и других факторов. Для этого применялся метод заданий. Спортсмены выполняли излюбленное атакующее действие: а) в поединках с соперниками различного роста и веса; б) в ходе учебно-тренировочных поединков, проводимых в максимально высоком темпе; в) на фоне прогрессирующего утомления; г) в поединке с соперником, имеющим задание - не дать провести ни одной атаки. В ходе второго этапа совершенствования в зависимости от
индивидуальных особенностей партнеров перед спортсменами ставилась задача проводить излюбленное атакующее действие с тем или иным способом тактической подготовки.
Таким образом, в результате проведенных исследований нами определены основные направления методики технико-тактической подготовки борцов в связи с современными требованиями соревновательной деятельности, проведен анализ поединков по действующим правилам борьбы, систематизированы индивидуальные особенности возможных соперников, проанализировано явление утраты эффективности коронных приемов. Последующие специальные исследования показали эффективность специальных тренировочных заданий для совершенствования технико-тактической подготовленности борцов различной квалификации и возраста.
Литература
1. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба. М.: Высшая школа, 1997. 189 с.
Literature
1. Shakhmuradov Yu.A. Wrestling. M.: Visshaya shkola, 1997. 189 p.
Гулгенов Цыденжаб Бальжинимаевич, доцент кафедры физического воспитания, Бурятский государственный университет.
Gulgenov Tsydenzhab Balzhinimaevich, reader of department of physical training, Buryat State University.
670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, тел. (83012)21-64-21.
Сагалеев Андрей Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории физической культуры, Бурятский государственный университет.
Sagaleev Andrey Sergeevich, cand. of pedagogical sci., reader of department of the theory of physical training, Buryat State University.
670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, тел. (83012)21-69-89; E-mail: [email protected]
УДК 378.016:942.3
ББК 74.580.2: 81.64.2 О.А. Дареева, С.А. Дашиева
Социокультурная компетенция как компонент коммуникативной компетенции
В статье рассматриваются социокультурная компетенция при обучении бурятскому языку как второму, ее компоненты и уровни.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция, социокультурное содержание обучения, компоненты социокультурной компетенции, уровни социокультурной компетенции.
O.A. Dareeva, S.A. Dashieva ^e socio-cultural competence as the component of communicative competence
The article is devoted to the socio-cultural competence, its components and stages.
Key words: communicative competence, socio-cultural competence, socio-cultural content of teaching, components of socio-cultural competence, stages of socio-cultural competence.
В современных условиях преподавания языков происходит смещение акцентов с развития исключительно коммуникативных умений на формирование готовности к ведению диалога культур. Изучение любого нового для человека языка должно быть направлено на развитие способности, «позволяющей личности реализовать себя в рамках диалога культур, т.е. в условиях межкультурной коммуникации» (Гальскова Н.Д., Гез Н.И., 2004, с.72). Данную способность называют межкультурной компетенцией. Ее формирование осуществляется во взаимосвязи освоения иноязычного кода и развития культурного опыта человека, в составе которого О.Д. Митрофанова (Митрофанова О.Д., 1999) вычленяет отношение человека к себе, к миру, а также опыт творческой деятельности.
Согласно мнению А. Кнапп-Поттхоффа, межкультурная компетенция имеет следующие структурные компоненты: 1) аффективный; 2) когнитивный; 3) стратегический. Основными составляющими аффективного компонента являются эмпатия и толерантность. В основе когнитивного компонента лежат синтез знаний о родной культуре и культуре страны изучаемого языка, а также общие знания о культуре и коммуникации. Стратегический компонент включает в себя вербальные, учебные и исследовательские стратегии учащегося (Гальскова Н.Д., Гез Н.И., 2004, с. 74 со ссылкой на Knapp-Potthoff А., 1997).
Как было отмечено выше, в контексте межкультурной парадигмы современная цель обучения иностранным языкам понимается как интегративное целое. Интегративность цели проявляется в ор-